программа элективного курса "Экология и мы"
материал по географии (9 класс)

Сергеева Надежда Николаевна

Преддлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В ней представлено календарно-тематитческое плпнирование , описание содержания занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_i_my.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3

Программа утверждена на  педагогическом совете.

 Протокол №      от

Элективный курс « Человек  и  экосистемы»

Для учащихся  9х классов.

                                                       

                                                  Составитель : Сергеева Н.Н. учитель географии.

                                           ст. Абадзехская  - 2018.

Пояснительная записка

Данный курс является необходимым  для изучения в общеобразовательных учреждениях т.к.  на современном этапе развития общества всё острее проявляются проблемы глобального характера, а одной из острейших проблем является экологическая. В школьной программе,

 к сожалению, нет предмета « Экология» поэтому недостаток экологических знаний необходимо восполнять за счёт дополнительных занятий.

    Программа предназначена для учащихся, выбирающих профиль обучения в старшей школе, связанный с углубленным изучением предметов естественнонаучного цикла. При изучении реализуются межпредметные связи с биологией, географией, социологией, что важно для развития познавательного интереса у школьников. Развиваются навыки работы с  разными источниками информации: картографическими (тематические карты),  текстовыми (дополнительной литературой, газеты, журналы) наглядными ( рисунки, картины), электронными (сеть Интернет), статистическими (цифровой материал), графическими (диаграммы, схемы).

    Курс имеет большое познавательное, нравственное и воспитательное значение. Призван  способствовать реализации следующих целей :

 - ознакомление с типичными экосистемами своей страны;

 - овладение системой знаний об экологических проблемах современности;

- формирование экологического мышления и  экологической сознательности;

- способствовать осознанию единства природы и общества;

- развитие познавательного интереса, путём постановки проблемной ситуации;

- понимание места и роли каждого человека в решении экологических проблем.

Для реализации данных целей, необходимо вести систематическую работу по экологическому образованию и воспитанию и не только в рамках предложенного курса.

  Рассчитан курс на 13 часов

Материал для занятий подбирается с учётом уровня познавательного интереса у учащихся, не перегружая статистической информацией  т.к. это вызывает переутомление.  На занятиях применяются разные формы и методы путём чередования. Содержание тем предполагает самостоятельную работу и практические задания. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

  Формой контроля являются : практические задания, ответы на вопросы, создание проектов, тестирование, игровые занятия. По изучению курса ученик может написать реферат, защитить проект, составить вопросник .

                             

                                     Учебно – тематический план.

тема

Всего

часов

В том числе

Лекции  

Практич.

Работы.

Форма

Контроля

1

Введение

1

1

Семинар

2

Естественные экосистемы России и их использование

2

1

1

Защита проектов

3

Городские и промышленные экосистемы

2

1

1

Тестирование

4

Сельскохозяйственные экосистемы (агроэкосистемы)

2

1

1

Практическая работа

5

Охраняемые территории России

2

1

1

Дискуссия

6

Охраняемые территории Адыгеи

2

1

1

Создание проектов

7

Экологический  мониторинг

1

1

Проверочная работа

8

Итоговое занятие

1

1

Дискуссия

итого

13

7

6

Содержание программы

Тема1 Введение.

Знакомство со структурой курса, его примерным содержанием, с формами и видами работы. Обсуждаются критерии оценивания работ.

Что изучает экология.  Структура экологии. Основные экологические законы.

Тема 2 Естественные экосистемы России и их использование.

Типы экосистем (лесные, луговые, тундровые, пустынные, горные, болотные, морские, пресноводные).

Основные нарушения принципов рационального использования экосистем.

Рациональное использование.

 

Практическая работа №1 «Составление схем косвенного воздействия человека на окружающую среду»

Тема 3 Городские и промышленные экосистемы.

Общая характеристика экосистем.  Промышленное загрязнение среды. Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Очистные сооружения. Автомобильный транспорт. Квартира как экосистема. Состояние человека как отражение состояния экосистем.

Практическая работа №2 « Учёт бытовых  отходов  загрязняющих природу  в своей семье» ( за определённый промежуток времени).

Тема 4 Сельскохозяйственные экосистемы.

 Общее представление об агроэкосистеме. Почва – главный ресурс агроэкосистемы. Прочие ресурсы системы. Контроль сорняков, насекомых вредителе и болезней. Сельскохозяйственное загрязнение.

Практическая работа №3 « Учёт сорняков на пришкольном участке на единицу площади . Изготовление  гербариев сорных растений своей местности».

Тема 5 Охраняемые территории России.

  Охрана  природы и рациональное природопользование. Особо охраняемые территории  :  биосферные заповедники, заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

 

 Практическая работа №4 «Составление картосхемы охраняемых территорий России»

   

Тема дискуссии: Выполняют ли охраняемые территории свои функции. Обсуждение эпизода фильма «Маршрут» (охота на зубра ).

Тема 6 Охраняемые территории Адыгеи.

Уникальность природы  Адыгеи. Реликты и эндемики нашей местности. Кавказский Государственный Биосферный природный заповедник.. Заказники и памятники природы.

 

 Практическая работа №5 «Составление списка животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения в республике».

 

 Д\з. Предложите  проект природоохранной территории в нашей местности.

Тема 7 Экологический мониторинг.

 Виды и службы мониторинга, его задачи. Биоиндикация. Значения мониторинга в разработке прогнозов.

Тема 8 Итоговое занятие.

  Анализ степени выполнения целей и задач курса поставленных на первом занятии.

Дискуссия  «Возможно ли решение экологических проблем. Зависит ли что – нибудь от меня?»

Список литературы:

Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова «Экология России» М., «Устойчивый мир» 2001

И.В. Жерноклев, Е.И. Жерноклева «Майкопский район» п. Тульский 1988

П.И. Калачев «Природа Адыгеи» Майкоп Адыгейское республиканское книжное издательство 2001

Ю.В. Новиков «Природа и человек» М., Просвещение 1999.

А.П. Горин «Энциклопедический словарь. География России» М., Научное издательство большая Российская энциклопедия 1998.

Б. Гршимек «Экологические очерки о природе и человеке» М., Прогресс 1988.

А.Е.Чижевский «Экология» М., Артель 1965.

Ю.К.Ефремов «По Кавказскому зоповеднику» М., Советская Россия , 1984.

Ред. В.Е.Соколов, Е.С. Сыроечковский «Заповедники СССР» М., Мысль, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.

Элективный курс "Visio" по  информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...