"Вулканы, горячие источники, гейзеры"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Насрутдинова Фарида Фанисовна

"Вулканы, горячие источники, гейзеры"

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Вулканы, горячие источники, гейзеры". Открытый урок

Разделы: География


Цель:

  1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
  2. Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной кары.
  3. Продолжать обучению приемам работы с картой.
  4. Воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.

Оборудование: физическая карта полушарий, кинофильм “ Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил”, картина К. П. Брюллова “ Последний день Помпеи”.

Ход урока.

I. Изучение нового материала.

Вводное слово учителя к новой теме, рассказ: о боге огня Вулкане, о строение вулкана.

Затем учитель предлагает учащимся посмотреть кинофильм “ Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил” и ответить на вопросы:

  1. Почему происходит извержение вулканов?
  2. Для чего и как изучают вулканы?

Рассказ учителя о картине К.П. Брюллова “ Последний день Помпеи”.

В основу своего произведения художник положил действительное событие – гибель римского города Помпеи при извержении Везувия в 79 г. н. э. Историк и писатель Плиний Младший, бывший свидетелем катастрофы ( на картине он изображен справа, склонившимся над упавшей матерью), оставил нам описание этой трагедии: “ Уже в течении многих дней ощущалось землетрясение. В эту ночь, однако, оно настолько усилилось, что казалось, все не только движется, но и опрокидывается…. Подали уже куски пемзы и черные, обожженные, растрескавшиеся от огня камни…. Между тем по Везувию во многих местах широко разлилось пламя, и высоко поднялся огонь от пожара, которые своим блеском и светом разогнали ночную темноту….Дома качались от частных продолжительных толчков: казалось, что они сдвинулись со своих мест и ходуном ходят взад и вперед. Под открытым небом было страшно от падавших кусков пемзы…. Задания вокруг тряслись.... мы видели, как море втягивается в себя же: земля, сотрясаясь, как бы отталкивала от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который, подобно потоку, развивался вслед за нами по земле…. Некоторые в страхе перед смертью молились многие, воздевали руки к богам, но большинство утверждало, что богов больше нет, и что для мира настала последняя вечная ночь.

Это описание, исполненное сурового и мужественного величия, столь свойственного римской классической прозе, глубоко взволновало К.П.Брюллова; он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события. Посещение Помпеи и Геркуланума, погребенных под раскаленной лавой Везувия и впервые раскопанных археологами в 18 в., изучение памятников искусства, архитектуры, быта Древнего Рима помогли художнику добиться той достоверности и убедительности, которые так поражали зрителей и отличали его картину от произведений многих его предшественников и современников.

Громадное полотно К.П. Брюллова ( длиной 641 см. и высотою 456 см.) и сейчас производит сильное впечатление. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребенком спешит покинуть погибающий город, сыновья несут на плечах старика отца, муж – безжизненно поникшее тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей, словно надеясь защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой молодая женщина, к телу матери жмется чудом уцелевший ребенок, здесь и языческий жрец, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим и живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями, в его облике узнается сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира.

Затем учитель обращает внимание ребят на опасную, связанную с риском для жизни работу вулканологов (в фильме это очень хорошо показано).

Формируя мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры, учитель продолжает беседу: “ Ребята , у вас может сложиться впечатление, что вулканизм является одной из природных стихий, исключительно враждебных по отношению к человеку. Но это представление надо смягчить, так как чем дальше ученые проникают в тайны огнедышащих гор, тем больше убеждаются, что разрушение – это только внешняя сторона вулканизма . Учеными собрано немало данных, доказывающих, что все оболочки Земли образовались в течении миллиардов лет преимущественно из продуктов вулканической деятельности. После извержения остается много пепла – очень плодородных почв, дающих хорошие урожаи. Даже лавовые потоки легко выветриваются, и через несколько лет на них возделывают тропические фруктовые сады. Поэтому вулканические районы густо заселены людьми.

Вулканы являются поставщиками минералов:

  • каустической соды, серы, борной кислоты, аммиака;

строительных материалов:

  • туфы, пемзы, базальта, гранита, обсидиана – вулканического стекла.

К районам вулканической деятельности приурочены месторождения меди, золота, серебра, олова, а также многочисленные геотермальные источники.

II. Закрепление пройденного материала: работа с физической и контурной картой.

1. Задание: заполнить таблицу.

Название вулкана

На каком материке находится

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевая Сопка

 

 

 

Везувий

 

 

 

Этна

 

 

 

Эльбрус

 

 

 

2. Задание: На контурной карте обозначьте действующие вулканы кранной звездочкой, потухшие – синей

  • Ключевая Сопка
  • Гекла
  • Везувий
  • Этна
  • Эльбрус
  • Кракатау
  • Котопахи
  • Орисаби

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф 19, задание 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект по географии "Вулканы.Горячие источники.Гейзеры."

Определение "вулкан, гейзер, кратер, жерло,очаг магмы",строение вулкана, виды вулканов.Номенклатура...

География 6 класс "Вулканы. Горячие источники. Гейзеры"

Изучить строение, извержение  и значение вулканов; горячие источники и  гейзеры, их значение в природе и жизни человека. Развивать мыслительную деятельность через умение работать с текстом, ...

Конспект урока на тему:" Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Урок по теме: "Вулканы,горячие источники, гейзеры" в 6 классе предназначен для изучения нового материала. Для проверки домашнего задания дан небольшой тест,рассчитанный на 3-5 минут.Помимо изучен...

Презентация по географии"Вулканы, горячие источники, гейзеры" 6 класс

Презентация рассчитана на 45 минут урока по теме "Вулканы, горячие источники, гейзеры". В ней представлены слайды, которые могут использоваться как дополнение к устному рассказу учителя. Предусмотрено...

Урок" Вулканы, горячие источники,гейзеры"

Урок включает в себя :цель, задачи, ход занятия и рефлексию....

Вулканы , горячие источники, гейзеры

Разработка урока про географии для 6 класса...