Программа работы со слабоуспевающими детьми на уроках географии
рабочая программа по географии

Яковлева Лариса Юрьевна

Программа

 работы со слабоуспевающими детьми

на уроках географии

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

Республика Бурятия, Джидинский район, с. Петропавловка, ул. Свердлова 39А,

 тел. 8(30134)41-1-40 8(30134)41-1-09 e-mail onescholdjida@yandex.ru 

Программа

 работы со слабоуспевающими детьми

на уроках географии

Учитель географии

Яковлева Л.Ю.

С. Петропавловка 2018 г.

Пояснительная записка

       Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребёнка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а так же весь комплекс проблем, который может сложиться у ребёнка в связи с систематическим обучением ( как в группе, так и индивидуально).

       Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности, ребёнка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Цели и задачи

Цели:

  • выполнение закона об образовании;
  • принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

  • создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;
  • отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников;
  • реализация разноуровнего обучения;
  • изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
  • формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

  • Пропуски уроков
  • Недостаточная работа дома
  • Слабые способности
  • Нежелание учить предмет
  • Недостаточная работа на уроке
  • Необъективность выставления оценок на уроке
  • Предвзятое отношение учителя на уроке
  • Большой объем домашнего задания
  • Недостаточное внимание учителя
  • Высокий уровень сложности материала
  • Другие причины

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

обстоятельства жизни ребенка в семье;

взаимоотношения с окружающими взрослыми

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. 
Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение.

Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения.

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

- пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

- неправильная организация учебной деятельности в ОУ.

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. 
Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные).

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. 
Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. 
Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе.

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. 
Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. 
Невыполненные или частично выполненные домашние задания. 
Неаккуратное обращение с учебными пособиями.

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

1 Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившие предыдущие уроки. По окончанию разделения темы или раздела обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявить причины отставания.

2. Изложения нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащихся активно усваивать материал.

3. Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но данных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы на упражнение по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе и осуществлять контроль.

4. Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторения пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наиболее затруднения. Систематически давать домашнее задание по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми

         Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

        Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

           На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха. 

         При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и пр.

- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

- В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

        В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

       В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузок.

 Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими

учащимися на уроке

Виды работ со слабоуспевающими учениками

  • карточки для индивидуальной работы;
  • задания с выбором ответа;
  • деформированные задания;
  • “разрезные” теоремы;
  • перфокарты;
  • карточки – тренажеры;
  • творческие задания;
  • “карточки-информаторы”;
  • “карточки-с образцами решения”;
  • “карточки-конспекты”. 

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов:
- специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
- карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
- карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
- карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
- карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
       Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

- Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

- Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

- Индивидуальные дифференцированные задания.

- Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

- Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

- Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

- Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

- Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. .

При опросе слабоуспевающих учащихся:

  • больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа,
  • разрешать иметь свой план ответа
  • выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ
  • чаще задавать вопросы при фронтальных беседах
  • опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

Объяснение нового материала:

  • применять специальные приемы для поддержания внимания
  • четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим
  • выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители
  • разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации
  • повышать интерес учащихся к теме
  • предупреждать утомление учащихся.

Организация самостоятельной работы:

  • задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций
  • поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

При сообщении домашнего задания:

  • найти конкретный параграф учебника
  • ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению…
  • предложить задать вопросы
  • дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении
  • учитывать дозировку домашнего задания /уровень репродуктивный/.


Применение разноуровневых контрольных работ.

Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.

Наличие тематического учета знаний. Выявление причин неуспеваемости.

Ведение тетрадей систематического учета знаний.

План

работы со слабоуспевающими  учащимися по географии

            

Мероприятия

Срок

1.    Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем,   встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

 3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4.Индивидуально-консультативная и разъяснительная работа с родителями слабоуспевающих учащихся;

постоянное ознакомление родителей с результатами КДР;

родительские собрания.

В течение учебного года

5. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

6.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

 

7.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

 

 8.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

 

9. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

 

10. Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

 

Библиографический список.

Выготский Л. С.  Педагогическая психология. – М., 1996.

Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г № 9. – с. 22.

Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.

Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.

Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 1998.

Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. – М.: Айрис пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"

методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...

Программа работы со слабоуспевающими детьми на уроках географии и биологии

Программа работы со слабоуспевающими детьми  на уроках географии и биологии....

Работа со слабоуспевающими детьми на уроках

Главный смысл деятельности учителя  состоит в том, чтобы  создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении  - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для ...

Организация работы со слабоуспевающими детьми на уроках физики

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам  школ, — это работа со слабоуспевающими учащимися. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необх...