Технологическая карта урока "Особенности природы Австралии"
статья по географии (7 класс)

Агеев Игорь Олегович

Технологическая карта открытого урока географии "Особенности природы Австралии", проведённого 14.02.2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Фамилия Имя Отчество учителя: Агеев Игорь Олегович, учитель географии

Место работы: МБОУ СОШ п. Ключ жизни - "Филиал - ООШ д. Хмелинец"

УМК: «География. Страны и континенты». Полярная звезда под редакцией А.И. Алексеева.  Издательство «Просвещение»

Тема урока: «Особенности  природы  Австралии»

Класс:  7

Цель урока: формирование представлений о специфических чертах географического  положения и природы Австралии.

Задачи урока: 
личностные: формировать личностные представления о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов и стран;
метапредметные: формировать умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в паре, группе, коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником, атласом для исследования, умениями самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предметные: называть и показывать природные географические объекты материка, наносить их на контурную карту.
Универсальные учебные действия:
личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира;
познавательные: анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов Австралии
(рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, органического мира и природных зон);
регулятивные: устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления тематических карт Австралии: между особенностями

строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами;
коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами, использовать речевые средства для выражения чувств, мыслей.
Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование к уроку: мультимедиа, учебник, карта «Физическая карта мира»,  карточки с заданиями для групп,  листы самоконтроля (на каждого обучающегося), «карточки» с названиями групп и правилами работы в группе.

Используемые технологии: одной из ведущих технологий является технология развивающего обучения через  формирование навыков по установлению причинно-следственных связей, которые   прослеживаются во  всём содержании урока через переходы от одного блока информации к другому с последующим закреплением изученного. Другой ведущей технологией, используемой на данном уроке, выступает технология оценивания учебных достижений, мониторинг достижений предполагается на всём протяжении урока, согласно оценочного листа. Также применяются элементы технологии смыслового чтения при чтении параграфа и работе с текстом стихотворения «Австралия» и здоровьесберегающей технологии через частую смену деятельности и  физкультминутку.

Формы организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности учащихся: работа с печатными источниками, обсуждение, выступления, письменная работа.

   Этап урока

Хронограф,

0-45 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Орг. момент

0-02

Приветствует  обучающихся.

Приветствует детей:

Доброе утро, друзья мои!

Я очень рад войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда – внимание ваших  глаз. Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов на уроке!

И этот урок мы проведем под девизом «Путешествие продолжается…» Слайд №1

Знакомит с организацией учебной деятельности на уроке:

- Перед Вами лист самоконтроля, /Приложение 3/ с помощью которого определяется успешность работы каждого. Помимо самооценки, представлены виды работ, которые подлежат обязательному оцениванию. Подпишите свои оценочные листы.

Приветствуют учителя

Настраиваются на самостоятельную работу

Подписывают оцен. листы.

Проверяют наличие необходимого к уроку и выставляют отметку по с/о

Планирование учебного сотрудничества (К)

Организация рабочего места (Р)

2. Актуализация знаний

03-05

Наш урок мы проведём под девизом: «Путешествие продолжается…»

На каком материке мы с вами путешествовали? (Африка). Давайте вспомним, что мы знаем об Африке Игра в мяч» слова: Сахара, вади, Нил, Мадагаскар, + 58 0, Виктория, Танганьика, Килиманджаро, Конго, Чад, саванна, джунгли, самум, пигмеи, Кагера, оазис, финиковая пальма и т.д)

        

Формулируют высказывания, передавая мяч по цепочке (одно правильное высказывание -один балл),  затем подсчитывают и записывают в лист самопроверки.

Осознанное построение речевого высказывания (П)

3. Определение темы, постановка цели, определение задач

06-10

 -А как вы думаете, о каком материке сегодня у нас пойдёт речь?

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение Г. Усовой, а  вы прослушаете его внимательно и определите о каком материке пойдет речь на нашем уроке:

Это  -страна наоборот.                                            Там кошкам в пищу

                                                                                          достаются змеи,

Она располагается под нами,                       Рождаются зверята из яиц,

Там, очевидно, ходят вверх ногами,     И там собаки лаять не умеют.

Там наизнанку вывернутый год.             Деревья сами лезут из коры,

Там расцветают в октябре сады,            Там кролики страшней, чем

                                                                                                наводненье

Там в январе, а не в июле лето,             Спасает юг от северной жары,

Там протекают реки без воды                  Столица не имеет населения.  

(Они в пустыне пропадают где-то)                  

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Это- страна наоборот!

- Догадались о каком материке идёт речь? (Австралия)

-А что мы должны знать о каждом материке, который изучаем? (кто его открыл, геологическое строение, рельеф, климат и внутренние воды, растительный и животный мир,…).  

  - Как одним выражением назовете вы все эти подпункты? (Особенности (Компоненты) природы Австралии)

Итак, тема нашего урока?   «Особенности природы Австралии». 

Предлагаю записать тему урока на оценочном листе                                                      

/приложение 1 Презентация к уроку./

Организует работу по тексту стихотворения «Австралия»: Посмотрите на стихотворение на обороте оценочного листа. Здесь нет ни одной выдуманной строчки. Мысленно ответьте на вопрос: А можете ли вы объяснить все факты, изложенные  в данном стихе или рассказать об Австралии?

Предлагает отметить на оценочном листе: По пятибалльной системе оцените имеющиеся знания по Австралии и поставьте себе отметку на оценочном листе в строку №3  «Уровень знаний по теме «Австралия на начало урока»

Работа со стихотворением:

-Работаем дальше по тексту стихотворения: найдите  главную примечательность (ключевую фразу) по тексту стиха о  материке Австралия и, посовещавшись в паре,  сформулируйте проблему.                                

Акцентирует внимание: Итак,   проблемный вопрос: Австралия- страна наоборот? Или же это обычный материк.

Спрашивает: Чтобы ответить на проблемный вопрос, какую поставим цель на уроке:

Уточняет цель урока: Выяснить в чём уникальность Австралии.

Какие задачи мы должны решить, чтобы ответить на этот проблемный вопрос?

Для этого разделим класс на три команды

Определить

1)  особенности физико-географического положения

2)  особенности климата

3) выяснить в чём заключается уникальность Австралии как континента

Высказывают предположения.

Отвечают: Австралия.

Записывают «Особенности природы Австралии»

Читают стихотворение

Определяют уровень  знания и выставляют отметку по с/о

 

Предположительно отвечают: За что Австралию- называют страной наоборот?

Отвечают: Выяснить: Австралия- страна наоборот

Предположительно отвечают: Познакомиться с особенностями природы материка Австралия.

Отвечают:

ЗНАТЬ: Особенности природы Австралии

Отвечают:

УМЕТЬ: Использовать источники географической информации

Формирование  адекватной с/о (Р)

Умение  самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему (Р)

Определять цель учебной деятельности, планирование работы (Р)

4. Изучение нового материала

11-20

Исследование материка. Прослушаем сообщения ученика.

Организация работы по группам.

Определяет алгоритм определения географического положения материка, особенностей природы и уникальности континента.

1 группа « Географы»: анализируют физическую карту полушарий, отвечают на вопросы карточки, фиксируют объекты на контурной карте.

2 группа «Исследователи»: анализируют физическую карту Австралии, отвечают на вопросы карточки, фиксируют объекты на контурной карте.

 3 группа «Путешественники»: анализируют физическую карту Австралии и текст учебника, отвечают на вопросы карточки, фиксируют объекты на контурной карте

Подводит итог по проделанной работе

Опережающее задание: рассказ об истории открытия Австралии.

Составляют алгоритм действий определения географического положения материка

Делают вывод о географическом положении относительно экватора, 0 меридиана, рассчитывают протяженность материка.

Определяют крайние географические точки материка и их координаты.

Определяют моря, океаны, заливы омывающие материк. Дают объяснение что такое «Большой Коралловый риф» и определяют его местонахождение.

Изучают береговую линию материка, определяют степень изрезанности береговой линии, определяют ближайшие материки и острова.

Работают по группам с инструкционными картами.

Выполняют работу в инструкционных картах,  отчитываются устно о результатах работы.

Умение работать с разными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой (П)

Познавательные – работа с информацией

Коммуникативные

Поиск и выделение необходимой информации, анализ компонентов с целью выделения особенностей ( П)

Поиск и отбор информации, развитие умения работать с разными источниками информации (П)

Умение организовывать сотрудничество в поиске и сборе информации(К)

Выявление причинно-следственных связей

(П)

Умение строить логическую цепочку рассуждений(П)

Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной деятельности (Л)

Формирование коммуникативной компетентности (Л)

Умение работать с разными источниками информации, переводить информацию из одного вида в другой (П)

Сравнение полученного результата с ожидаемым (Р)

Поиск и отбор информации, ее анализ

Смысловое чтение  (П)

5.Физкультурная пауза.

21

Организует физкультурную паузу

Выполняют упражнения под руководством  учителя.

Формирование ценности здорового образа жизни

6. Применение знаний

Решение проблемы

22-33

Я вам предлагаю совершить виртуальную экскурсию уже знатоками этого материка.  Вы внимательно просмотрите видеофрагмент,  чтобы расширить свои знания.

Перед вами на оценочном листе  таблица, в левом столбце текст стихотворения Галины  Усовой «Австралия», в котором нет ни одной придуманной строчки. Ваша задача, обсудив в группе, на правой половинке  таблицы за 3 минуты кратко попытаться объяснить факты, изложенные в стихотворении,  написав  1 предложение, фразу, или же просто указать о ком идёт речь в данной строке.

Организует проверку задания – совместное  обсуждение стихотворения по строчкам

Обращает внимание на проблему: А теперь вы можете ответить проблемный вопрос: Австралия- страна наоборот?  Или же это обычный материк?

Смотрят видеофрагмент

Обсуждают в группе

Выполняют  задание «Австралия»   на обороте оценочного листа

Объясняют факты

Отвечают с опорой на факты стихотворения: Австралия-это страна наоборот, т.к. ..

Умение  самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему (Р)

Осознание уникальности Австралии (Л)

Самоконтроль результата (Л)

7. Первичное закрепление знаний.

34-38

Игра «Светофор».

На партах обучающихся лежат карточки красного, жёлтого, и зелёного цвета. Если ответ правильный вы поднимаете зелёную карточку, если сомневаетесь в ответе - жёлтую, а если ответ неверный - красную.

1) Австралия – самый маленький материк (+)

2) Австралия расположена во всех полушариях (-)

3) Австралию омывает два океана (+)

4) Австралия – страна наоборот (+)

5) Австралия полностью лежит в восточном полушарии (+)

6) На юге Австралию омывает Гвинейский залив (-)

7) Австралию открыл Васко да Гама (-)

8) В переводе на русский язык слово «Австралия» означает «южный» (+)

9) Австралия является самым маленьким обломком Гондваны (+)

10) Большая часть Австралии лежит в северном полушарии (-)

Воспринимают информацию.

Выполняют действия.

Умение  выполнять учебное задание в соответствии с целью (Р)

8. Рефлексия.

   Оценивание

39-44

Организует работу  оценочному листу:

А) Оцените  по 5-ти бальной системе собственную работу в группе: как участвовали в обсуждении, соблюдали ли принципы сотрудничества.

Б) Обсудите вклад каждого члена группы в общее дело по этим же критериям оцените друг друга.

В) Изучите оценочный лист. Везде ли совпали отметки по самооценке и отметка. Если нет - задумайтесь.

Г) Подсчитайте  заработанные баллы за урок – сумма отметок.

 

>9 баллов

8-6 баллов

< 5 баллов

«5»            

«4»                

«3»

Возвращаемся к задачам урока.

Посмотрите на те задачи, которые мы ставили в начале урока. Скажите решили мы их?

Выясняет: Узнали об особенностях природы Австралии?

Умеем использовать источники географической информации?

Отмечает хорошую работу учащихся

Спасибо вам за урок!
Оцените его, пожалуйста.
У вас на столе смайлики. Если урок был для вас
интересным, информация — полезной и понятной,
то поднимите весёлый смайлик, если у вас остались
вопросы — то задумчивый, а если считаете, что время напрасно потрачено — то грустный.

Выставляют  отметку (с/о) на оценочном листе  

Взаимооценивают друг друга  

Подводят итог по оценочному  листу

Отвечают на вопросы учителя, поднимают смайлики

Умение рассуждать, делать выводы, анализировать (П)

Принимать разные точки зрения на проблемы, суждения одноклассников( К)

Умение выделить и осознать, что усвоено и что доработать - (Р)

Умение осуществлять саморефлексию (Р)

9.  Домашнее задание

44-45

§ 31 «Вопросы и задания» стр. 153, нанести все изученные на уроке географические объекты на контурную карту, составить синквейн на тему «Австралия»

Записывают домашнее задание

Определяют план деятельности по реализации учебной  задачи (Р)

Самоопределение (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "ГП и рельеф Австралии "

Этот материал используется при работе по модульной технологии обучения. Материал  раздаточный для каждого учащегося....

Технологическая карта к уроку географии "Австралия" 7-й класс

Формирование страноведческих знаний через изучение особенностей географического положения Австралии и основных этапах ее освоения....

технологическая карта урока "Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые"

Урок "Австралия. Географическое положение материка. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые" , 7 класс по ФГОС.  На уроке представлена как индивидуальная, так и групповая фо...

Технологическая карта урока "Природа и люди Древней индии"

Технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:этапы и цели урока...

Технологическая карта урока географии «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка, рельеф и полезные ископаемые».

7 класс «Австралия. Географическое положение, история открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые»...

Технологическая карта урока: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне"

Открытый урок в 5 классе по теме: "Природа и население Древней Греции. Греки и критяне" в соответствии с ФГОС...