Зачем нам география?
план-конспект урока по географии (5 класс)

Васильева Елена Александровна

Урок позволяет оценить значимость географической науки в современном мире; подвести учеников к осознанию идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_nam_geografiya._5_kl.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1 (5 класс)

Тема: Зачем нам география и как мы будем её изучать.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новым предметом — географией;
  • раскрыть особенности содержания курса;
  • показать практическое значение географии на разных этапах развития общества;
  • выяснить, какие задачи решает география;
  • ознакомить с методами географической науки;
  • познакомить учащихся с новым учебником и требованиями учителя.

Учебная литература: УМК серии «Полярная звезда»

  1. Академический школьный учебник География 5- 6 класс Москва «Просвещение» 2015 Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина
  2. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В.В. Николина. География. Мой тренажер. М.: Просвещение. 2015
  3. А.В. Матвеев. География результаты: карта прохождения рабочей программы.

Оборудование: физическая карта полушарий, политическая карта полушарий, портреты великих географов, атласы, контурные карты, учебник, рабочая тетрадь «Мой тренажер».

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: География.

Способы действий учащихся: ознакомиться с текстом и внетекстовыми компонентами учебника, атласа, тренажера; изучить особенности построения разделов и параграфов; вступить в диалог с целью определения значимости географии для себя и общества.

Ценностный компонент урока: оценить значимость географической науки в современном мире; осознание идеи о том, что география — одна из древнейших наук и вместе с тем современнейшая, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.

Работа с учебником: знакомство с новым учебником и способами работы с ним.

Тип урока: вводный, изучение нового материала

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Создание проблемной ситуации

2 минут

Изучим ваш личный опыт. Запись на доске «Наш географический опыт». Ответы на поставленные вопросы мы будем записывать на доску.

Что мы знаем о географии? Слайд 2)

Вопросы...

- С чем или с кем вы связываете географию?

- Что хотели бы узнать, изучая географию?

- Какие книги, журналы уже читали?

- Какие видели телепередачи и кинофильмы географического содержания?

Осмысливают сказанное, анализируют, обобщают, выдвигают гипотезы.

С помощью учителя делают вывод, что «белых пятен» на карте не осталось, тогда зачем же нужна наука география?

Таким образом, школьники формулируют проблему урока: зачем нужно изучать географию?

Овладение навыками применения имеющихся знаний в различных жизненных ситуациях.

В ходе урока учащиеся получают представление

о географии, как науке, о значении географических

знаний в современной жизни и роли географии в жизни общества; усваивают  понятия «география», «информация».

П: Самостоятельно формулируют тему и цели урока;

учатся  работать в группах.

Развитие познавательного интереса. Развитие УУД: осмысливание, анализ, обобщение, выдвижение гипотез.

2. Знакомство учебником

5 минут

Академический школьный учебник «География» Серия «Полярная звезда»

Учебник ваш главный помощник в изучении географии. Учебник имеет символ «Полярная звезда», который будет служить ориентиром и поможет выделять самое главное в параграфе, т.к. полярная звезда всегда была главным ориентиром для первых путешественников. Начнем путешествовать с «Полярной звездой»

Работа со шмуцтитулом.

Рассмотривают  и самостоятельно  изучают  «Введение». Отвечают на вопросы: что означает слово «география» и кто дал название науке «география». Знакомятся с именами Страбон и Эратосфен.

Смыслообразование.

Иметь элементарные представления о географии как науке.

Формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Формирование УУД: выдвижение версий, изложение своего мнения.

3. Работа с учебником

5 минут

На разных этапах развития географии различными были её содержание и задачи.

Читают фрагмент §1 «Зачем купцу география?». Делают вывод.

Личностное самоопределение.

Формирование первичных представлений о том, что главным «двигателем» расширения географического кругозора в прошлом была торговля.

Проведение исследования «Откуда в ваш дом поступили продукты питания» (провести опрос членов своей семьи)

5 минут

Современная география занимается не только описанием сложных процессов на Земле, но и их объяснением, составлением прогнозов.

Читают фрагмент §1 «Зачем нам география» и выделяют главную мысль каждого абзаца.

Смыслообразование.

Проведение опроса своих родных и близких о роли географии в жизни общества. Анализ полученных результатов.

Р: Формирование представлений о методах географической науки.

2 минуты

Какие задачи и методы у науки географии?

Дополняют схему «Задачи современной науки географии» (работают в тетради)

Раскрыть методы и задачи географической науки

Формирование представлений о роли географии в развитии знаний о Земле.

Формирование способностей к самостоятельному приобретению знаний и практических умений.

4. Работа с электронным тренажёром

5 минут

Знакомство с разделом «стоп-кадр». Учимся с «Полярной звездой»

Работа с тренажёром (Электронное приложение к учебнику География. 5-6 классы. «Полярная звезда») по теме урока.

Корректно отстаивать свою позицию.

Анализируют, классифицируют свои знания, делают выводы, излагают свое мнение.

Р: Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету.

К: Сотрудничество

с одноклассниками при обсуждении.

5. Самостоятельная работа

учеников с рубрикой «Шаг за шагом»

5 минут

Учитель предлагает подумать над вопросом: как работать с учебником, чтобы достичь успеха.

Делают выводы о том, как каждый ученик должен работать с учебником, чтобы достичь успеха.

К: Сотрудничество

с одноклассниками при обсуждении.

Умение вести диалог.

Умение работать в группе, вычитывать необходимую информацию, представлять информацию в виде текста, умение  понимать позицию другого, корректировать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

6. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

5 минут

Учитель спрашивает: так как же мы теперь ответим на вопрос: зачем нам нужно изучать географию?

Делают выводы в соответствии с целью. Например, географию нам нужно изучать, для решения современных проблем людей: перенаселение, нехватка ресурсов, экологические проблемы и т.д. Географию нам нужно изучать, для того, чтобы больше знать и природе различных стран, о том, как природу лучше использовать.

Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира

Овладение знанием о роли географической науки.

Формирование умения управлять своей познавательной деятельностью. Формирование УУД: умение делать выводы в соответствии с целью.

7. Оценка своей работы учеников на уроке. 5 минут

Учитель предлагает оценить свою работу по усвоению темы данного урока, заполнив таблицу «Я знаю», «Я умею», «Мне интересно».

Учатся оценивать степень и способы достижения цели, аргументировано оценивать свои поступки.

Нравственно-этическое оценивание своей деятельности

Отмечают, что нового узнали на уроке.

УУД: формирование умения оценивать собственные действия.

8.Итог урока

2 минуты

Учитель предлагает оценить, что узнали дети на уроке нового.

Оценивают свою работу с позиций полученных на уроке новых знаний. Выполняют задание «Это я знаю» (письменно)

Нравственно-этическое оценивание себя. Самоопределение, смыслообразование.

Познание научной картины мира.

УУД: умение слушать других, при необходимости менять свою точку зрения, умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

8.Домашнее задание

2 минуты

§1. Исследования «Откуда в ваш дом поступили продукты питания» и опрос своих родных и близких о роли географии в жизни общества.

Оценивают себя, выбирают задание.

УУД: умение понять причины своего неуспеха и находить пути выхода из него.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем людям украшения

Зачем людям украшения. Алмазный фонд...

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Презентация "Зачем нужно тире?"

подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

Дидактический театр "Зачем биологу математика"

Цель мероприятия: зачем биологу математика, зачем математику медицина, зачем биологу физика, зачем физику лирика, зачем лирику биология? На эти и другие вопросы отвечает содружество биологии с математ...

Тематическое мероприятие "Зачем планету губит СПИД?"

Тематическое мероприятие посвещается  Всемирному Дню борьбы со СПИДом. В разработке находятся: мероприятие, памятка и интерактивная игра "Зачем планету губит СПИД"....

Статья "Зачем нам английский?" Автор: Бычкова Ю.С.

Работая в детском саду и начальной школе, сталкиваешься с рядом проблем  недопонимания необходимости изучения иностранного языка  с пятилетнего возраста. Логопеды, психологи, воспитатели в о...