Электронное пособие по географии 7 класс Африка
электронный образовательный ресурс по географии (7 класс)

Золотухина Елена Николаевна

Для работы с электронным пособием скопируйте слайды 2 части и вставте в часть 1 в логической последовательности.

Приятного  использования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Электронное пособие Изучение Географии материков Тема: «АФРИКА» 7 класс МОУ «Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа» Поныровского района Курской области Выполнила: учитель географии и биологии Золотухина Елена Николаевна Пособие предназначено для обобщения и закрепления знаний обучающимися по теме «Африка»

Слайд 2

АФРИКА «Африка — неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли — латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев...» (В. Корочанцев).

Слайд 3

СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИКА ПРИРОДА МАТЕРИКА Население и политическая карта Физико-географическое положение История открытия, исследования Рельеф, полезные ископаемые климат Внутренние воды Природные зоны Проблема охраны природы Состав и размещение населения Политическая карта Страны Требования к знаниям и умениям

Слайд 4

Требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: 1 Влияние физико-географического положения материка на его природу. 2. Роль Д. Ливингстона в исследовании Африки, а также вклад русских и советских ученых в современное изучение материка. 3. Основные черты строения и рельефа материка. 4. Особенности климате и размещение климатических поясов на материке, примеры влияния морских течений, рельефа и господствующих ветров на формирование климатических условий отдельных территорий. 5. Основные черты природных зон: особенности погодных условий в них, характерных представителей растительного и животного мира, характер изменений их человеком, возможные отрицательные последствия этих изменений. 6. Основные речные системы и крупные озера Африки, характерные особенности их природы. 7. Основные народы Африки, примеры влияния природных условий на особенности их хозяйственной деятельности и быта. 8. Положения на карте наиболее крупных объектов природы материка (рельефа, гидросети) и наиболее крупных стран. Учащиеся должны уметь: Выбирать карты нужного содер­жания в зависимости от учебной задачи и устанавливать на ос­нове их анализа главные черты компонентов природы и природ­ных комплексов. 2. На основе физической карты составлять ха­рактеристику географического положения материка. 3. На основе физической карты составлять характеристику поверхности мате­рика, устанавливать связь между современным рельефом и строе­нием путем сопоставления соответствующих карт. 4. На основе климатических карт давать характеристику климатических усло­вий в различных климатических поясах Африки. 5. Пользуясь картой «Плотность населения», анализировать размещение насе­ления на материке, сопоставляя соответствующие карты, объяс­нять взаимосвязь между плотностью населения и природными ус­ловиями отдельных территорий. 6. Выявлять особенности природы отдельных стран, основные проблемы состояния природы и необ­ходимости ее охраны на основе географических карт и других источников знаний. 7. Показывать на карте названные в програм­ме географические объекты, в том числе страны и их столицы.

Слайд 5

Прием определения географического положения материка План (отражает содержательную часть знаний) Состав приема (отражает систему действий, соответствующих пунктам плана) Положение материка на градусной сетке: Определить положение материка на градусной сетке: а)по отношению к экватору и начальному меридиану а)положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части. б)положение по широте и протяжённость с севера на юг б)между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяжённость с севера на юг в градусах и в километрах в)положение по долготе и протяжённость с запада на восток в)между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяжённость с запада на восток в градусах и в километрах Положение материка относительно других объектов: Определить положение относительно других объектов: а)относительно других материков а)какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются б)относительно океанов б)океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

Слайд 6

Географическое положение Экватор пересекает Африку почти посередине. Следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе. Поэтому большая ее часть лежит в восточном, а меньшая - в западном полушариях материка на градусной сетке: по отношению к экватору и нулевому меридиану С З В Ю

Слайд 7

по широте и протяженность с севера на юг Африка расположена между 37 0 с. ш. и 35° ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка — м. Бен-Секка—37° с. ш.; крайняя южная точка — м. Игольный — 35° ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20° в. д. составляет (32° +35°) × 111 км = 67° × 111 км = 7 437 км 37 0 35 0 0 0 Положение

Слайд 8

по долготе и протяженность с запада на восток Африка расположена между 17 0 з. д. и 51° в. д., пересекается. Крайняя западная точка — м. Альмади—17° з. д.; крайняя восточная точка — м. Рас-Хафун — 51° в. д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет (43° -9°) × 111 км = з4° × 111 км = 3774 км 0 0 Положение м. Рас-Хафун м. Альмади

Слайд 9

Положение относительно других объектов: Мозамбикский пролив Суэцкий канал Индийский океан Атлантический океан 1. материков Африка расположена очень близко от Евразии, на юго-западе от нее. Отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал С З В Ю

Слайд 10

Положение относительно океанов Мозамбикский пролив Красное море Суэцкий канал Гибралтарский пролив Средиземное море Гвинейский залив Баб-эль-Мандебский пролив Аденский залив Индийский океан Атлантический океан С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; с запада — Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока — водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана

Слайд 11

История исследования Африки. Дата Исследователь Событие XXVIII в до н.э. Ханну (Египет) Путешествие – плавание в Пунт (Сомали) 600-595 гг. до н э Финикийские моряки Плавание вокруг Африки 1352-1353 Ибн Баттута Пересечение Сахары до реки Нигер и обратно 1486 Диего Кан (Португалия) Открытие устья реки Конго 1488 Бартоломеу Диаш (Португалия) Открытие мыса Доброй Надежды 1497-1499 Васко да Гама (Португалия) Плавание вокруг Африки в Индию. Завершение открытия берегов. 1795-1806 Мунго Парк (Англия) Исследование реки Нигер 1840-1871 Давид Ливингстон (Англия) Пересечение Южной Африки. Открытие верховьев реки Конго и водопада Виктория 1871-1877 Генри Стэнли (США) Плавание вокруг озёр Танганьика и Виктория и от истока до устья реки Конго. Открытие реки Кагера и массива Рувензори 1880-1883 В. В. Юнкер (Россия) Исследование водораздела Нил – Конго. К схеме

Слайд 12

Прием характеристики рельефа материка План Состав приема Преобладающая форма рельефа по высоте 1. По шкале высот определить преобладаю­ щую форму рельефа (горы или равнины) и их взаимное размещение 2.Преобладающие виды равнин по высоте 2. а) По шкале высот определить преобла­ дающие виды равнин, назвать и показать наиболее крупные из них, определить, в какой части материка находятся, в ка­ ком направлении протягиваются. б) Определить, какие виды равнин зани­мают меньшую площадь, где располо­жены 3.Преобладающие виды гор по высоте 3. а) Назвать и показать крупные горные системы. б) По шкале высот определить, какие горы по высоте преобладают, в какой части материка они расположены, в ка­ком направлении протягиваются, их про­тяженность, самые высокие вершины Главная учебно-познавательная задача заключается в формировании у учащихся приёма составления характеристики рельефа материка на основе физ. карты.

Слайд 13

Рельеф, полезные ископаемые Восточно-Африканское плоскогорье рельеф равнины горы Атлас (с -з. ) Капские (юг) Драконовы (юг, ю –в ) Большая часть материка платформа Складчатые области Магматические,метаморфические Осадочные

Слайд 14

Танзания. Пейзаж на Восточно –Африканском плоскогорье. 

Слайд 15

Вулкан Килиманджаро – высшая точка Африки. 

Слайд 16

Горы Атлас 

Слайд 17

Капские горы. Южная Африка. 

Слайд 18

Южная Африка. Драконовы горы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Африка – самый жаркий материк Большая часть материка расположена в жарком поясе, где солнце бывает в зените. Средняя температура не опускается ниже +8 0 С Отмечена самая высокая температура на Земле +58 0 С. Нет холодных зим. Анализ климатической карты

Слайд 2

Климатические пояса Африки Климатический пояс – это территория, отличающаяся характерным для неё типом климата. 0

Слайд 3

Задания по теме 1. Географический диктант 2. Тест для проверки 1. В рельефе Африки преобладают: а) низменности; б) возвышенности и плоскогорья; в) низкие горы; г) высокие горы. 2. Более высокая часть Африки: а) северная; б) южная; в) западная; г) восточная. 3. В восточной части материка находится крупнейший на Земле: а) разлом; б) горная страна; в) низменность; г) плоскогорье. К схеме

Слайд 4

Климат Прием определения географического положения климатического пояса План Состав приема 1 . Положение на градусной сетке 1.Определить положение на градусной сетке: между какими градусами широты и долготы находится, на какое расстояние протягивается 2. Положение относительно других объектов. 2. Определить положение относительно других объектов: а) в какой части материка находится и приблизительно какую его площадь занимает; б) как расположен относительно омывающих материк океанов, морей, крупных форм рельефа, других климатических поясов и т. д. экваториальный субэкваториальный тропический субтропический тропический субтропический субэкваториальный 0 20 40 60 20 20 20 40 40

Слайд 5

Характеристика климатических поясов План 1. Формирующие воздушные массы. 2. Средняя температура воздуха в январе, в июле. 3. Годовая амплитуда температур. 4. Годовое количество осадков, их распределение по сезонам. Охарактеризуйте климатические особенности субтропического пояса. Модель характеристики Экваториального, Субэкваториального, Тропического поясов Задание

Слайд 6

Влияние различных факторов на климат отдельных территорий 1. Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков? 2. Почему суровая пустыня Намиб образуется на побережье Атлантического океана?. 3. На каком склоне Драконовых гор и почему выпадает большое количество осадков? 4. Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий Африки? К схеме

Слайд 7

Внутренние воды Нил Конго Нигер Замбези Крупнейшие реки Речная и озёрная сеть в Африке распределена неравномерно. Расположение поверхностных и подземных вод зависит от геологического строения, рельефа и климата.

Слайд 8

Внутренние воды Оз. Чад 26000 км 2 Оз. Ньяса 30800 км 2 Оз. Танганьика 34000 км 2 Оз. Виктория 68000 км 2 Крупнейшие озера Африки К схеме

Слайд 9

Основные природные зоны АФРИКИ экваториальные леса Саванны и редколесья Тропические пустыни Высотная поясность Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники

Слайд 10

Влажные экваториальные леса (гилея) Возможные последствия уничтожения данного леса произрастающего на почвах толщиной в 2 – 3 см. ? От чего же зависит Богатство и многообразие? Удивительно Неплодородны

Слайд 11

Животные экваториального леса. ГОРИЛЛА (Gorilla gorilla) - обитает в Африке. Это самые крупные антропоиды. Длина тела самцов достигает 180 см, масса тела 250 кг и более.

Слайд 12

ЛЕОПАРД (Panthera pardus) - хищное млекопитающее семейства кошачих. Распостранен по всей Африке, исключая Сахару. Животные экваториального леса.

Слайд 13

Саванна – это высокотравяная степь Занимает 40% Африки Черта природы сезонность Сезон дождей Сухой сезон Почва и растительность зависят от продолжительности сезона дождей Травы от 2-3 до 7-9м., редкостоящие деревья Травы выгорают, Деревья сбрасывают листву Субэкваториальный климат – смена ЭВм и ТВм

Слайд 14

Животный мир саванн СЛОН АФРИКАНСКИЙ (Loxodonta africana) - млекопитающее семейства слонов отряда хоботных, эндемик Африки. - самое крупное из современных наземных животных. Масса старых самцов достигает 7,5 т, а высота в плечах — 4 м (в среднем самцы имеют массу 5 т, самки — 3 т).

Слайд 15

Гну ( лат. Connochaetes) — крупное копытное животное, обитающее в Африке, один из двух видов одноимённого рода. Животный мир саванн

Слайд 16

Животный мир саванн ЛЕВ (Panthera leo) - млекопитающее семейства Кошачьих, отряд Хищных. Самый крупный из наземных хищников Африки. Его самцы достигают в длину 180—240 см, не считая хвоста (60—90 см). Масса льва от 180 до 227 кг.

Слайд 17

Животный мир саванн ГЕПАРД ( Acinonyx jubatus) представляет собой совершенно особый приспособительный тип. Этот зверь настолько своеобразен, что выделяется в отдельное подсемейство. Жертв он сперва скрадывает, а затем преследует, развивая на короткой дистанции (до 500 м) огромную скорость — до 110 км/ч.

Слайд 18

Животный мир саванн Жираф (лат. Giraffa camelopardalis) — млекопитающее из отряда парнокопытных, семейства жирафовых. Самое высокое из ныне живущих млекопитающих: высота его от земли до лба достигает 4,8—5,8 м Масса взрослого самца около 750 кг

Слайд 19

Животный мир саванн НОСОРОГ - семейство млекопитающих отряда непарнокопытных. В Африке есть два вида - белый носорог (после слона это самое крупное млекопитающее весом в 2300-3600 кг. и черный носорог.

Слайд 20

Животный мир саванн Африканский страус - птица семейства Страусовых, отряда Страусообразных. Это самые крупные современные птицы. Высота достигает 270 см, вес 70-90 кг.

Слайд 21

Распределение животных в саванне Богатство животного мира саванны уникально. Как такое количество диких и домашних травоядных животных может сосуществовать в этой зоне? К схеме

Слайд 22

Проблемы охраны природы 1. Интенсивное сокращение площади влажных эква­ториальных лесов. 2. Опустынивание и, как следствие этого явления, катастрофические засухи. 3. Необходимость охраны животного мира, расширение и совершенствование сети национальных парков и заповедников. 4. Загрязнение окружающей среды.

Слайд 23

Африка: влажные экваториальные леса 1. Какова роль влажных экваториальных (дождевых) лесов в природе Африки и Земли в целом? 2. Какие последствия имеет вырубка лесов? 3. Что образуется на месте вырубок? 4. В своем первоначальном виде дождевые леса можно сохранить лишь на большой площади. Почему? 5. Как вернуть леса Африке? Посмотри рисунок и сам ответь на вопросы:

Слайд 24

Африка: саванны Как изменяют природу саванны основные хозяйственные занятия ее жителей? 3. Какие стихийные явления возникают в саванне в результате деятельности человека и как они влияют на природу саванны? 4. Какие меры борьбы по сохранению саванны вы можете предложить? 2. Каковы основные направления этих изменений? подумай

Слайд 25

Африка: тропические пустыни как ты думаешь? 1. Какие причины приводят к росту пустыни Сахары? 2. Какие последствия имеет это явление? 3. Можно ли остановить Сахару? Как? 4. Почему, несмотря на энергичные меры ряда стран, пустыня продолжает расти? К схеме

Слайд 26

Состав населения Население Африки составляет 933 млн. человек. Представители коренного населения

Слайд 27

негроидная монголоидная европеоидная самбо мулаты метисы Рассовая принадлежность населения К схеме

Слайд 28

План Состав приема Названия государства и его столицы Определить названия государства, его столицы, показать на карте Географическое положение государства: Определить географическое положение государства на градусной сетке: на градусной сетке определить, в какой части материка между какими градусами широты и долготы находится, какова протяженность, приблизительные размеры в сравнении с другими государствами относительно других, объектов, в том числе природных, других государств определить распо­ложение относительно океанов, морей, крупных речных систем, других государств Политическая карта Прием определения географического положения государства К схеме

Слайд 29

Страны Африки (Алжир) Берберы, европейцы Алжирские арабы Алжир расположен на северо-западе Африки между 37 и 18° с. ш. (наибольшая протяженность с севера на юг составляет около 2000 км) и между 8° з. д. и 10° в. д., т. е. протягивается с запада на восток. В своей южной части Алжир пересекается Северным тропиком, значит, он расположен в зоне тропического и субтропического климата. Алжир — одна из крупных стран Африки На севере Алжир омывается водами Средиземного моря, не имеет крупных речных систем. Граничит со следующими государствами: Марокко, Западной Сахарой, Мавританией на западе, Мали на юго-западе, Нигером на юго-востоке, Ливией и Тунисом на востоке К схеме

Слайд 30

Правильно! МОЛОДЕЦ!

Слайд 31

Неправильный ответ! Надо бы повторить тему!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе

Электронное пособие ГИА по русскому языку в 9 классе состоит из 2 разделов:1) дидактический материал учителю, 2)раздаточный материал к урокам....

Электронное пособие к обобщающему уроку физики в 8 классе по теме "Магнитное поле".

Материал к уроку включает в себя презентацию,  подборку вуидеосюжеитов, а также текстовые документы ....

Электронное пособие по алгебре для учеников 7 класса по теме "Степень и ее свойства"

Данная работа предназначена для учеников 7 класса для лучшего понимания и осваивания материала по теме «Степень и ее свойства».       Целью работы является создание элект...

Электронное пособие "Тесты по алгебре для 7 класса"

Тесты по всем темам алгебры 7 класса, выполненные в программе MS Excel....

Электронное пособие по html-конструированию. 9 класс. Информатика

Электронное пособие по html-конструированию. 9 класс. Информатика....

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Проектное занятие по русскому языку по теме "Простое предложение. Создание электронного пособия пособия"

     Практико-ориентированный проект по русскому языку по теме «Простое предложение».  В нём охватывается изучение теоретических  сведений и практическая работа, что по...