География Карелии. Экология
план-конспект занятия по географии (9 класс)

Цыганова Тамара Романовна

При изучении родного края один из разделов посвящен экологии. Здесь представлена разработка урока по данному разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9klass_ekologiya_karelii.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 9 классе. Раздел: Изучение родного края.

Тема: Охрана природы. Экологические проблемы использования природных ресурсов.

Цели и задачи урока:

  • сформировать понятия заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, учить находить черты сходства и различия; углубить и обобщить знания о природоохранных территориях Беларуси;
  • развивать умение оценивать и анализировать ситуации, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; формулировать проблемы и грамотно излагать свои мысли;
  • формировать чувства ответственности и сострадания, осознанного и заботливого отношения к растениям и животным.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,   учебные пособия, конверты с заданиям

Ход урока

  1. Организационный момент

 

 

 Вступительное слово учителя:

- Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить путешествие. Закройте глаза и представьте себе свое сердце, такое маленькое, но ни на минуту не останавливающееся… А теперь представьте себя в этом классе… Нашу школу, в которой находится наш класс, а в нем – вы, и у каждого из вас есть сердце. Поднимемся выше и представим себе нашу Карелию – удивительно красивую, чистую, зеленую и солнечную. А хотите ли Вы всегда видеть её такой? Давайте подумаем, что для этого необходимо. Сможете сформулировать тему нашего сегодняшнего разговора?  Правильно! Разговор пойдёт об экологических проблемах. Какие поставим задачи?(Выслушать ответы)

- Сегодня на уроке нам предстоит посетить не только самые красивые и необыкновенные уголки нашей Карелии, но и самые недоступные и даже запретные. А дело все в том, что на территории Карелии есть места, которые находятся под охраной человека. Что же это за территории, почему их надо охранять и каким образом человек делает это? На все эти вопросы мы с вами сегодня ответим вместе.

Запишем в тетради тему нашего урока «Охрана природы Экологические проблемы использования природных ресурсов.

1 слайд «Охрана природы Карелии. Экологические проблемы использования природных ресурсов»

2. Объяснение нового материала

- На уроке вы узнаете, что такое природоохранные территории, для чего они создаются, какие мероприятия по охране природы проводятся у нас в Карелии. Каждый из нас очень любит свою Родину и мы должны ее оберегать, делая все, чтобы наша   природа дарила всем радость. А как это сделать, нам помогут знания, полученные сегодня на уроке.

2 слайд «Особо охраняемые территории Карелии»

 - Территория Карелии характеризуется большим биологическим разнообразием и в этом вы убедились на предыдущих уроках, на которых мы обсуждали растительный и животный мир карельских лугов, болот, лесов. Для того, чтобы оставить нашим потомкам типичные участки природных комплексов в естественном состоянии, и создаются природоохранные территории.

3 слайд «Карта природоохранных объектов Карелии»

- Посмотрите на кару и скажите: равномерно ли распределены природоохранные объекты?

Физкультминутка для глаз

  1. Закрепление знаний

- Ребята, сейчас вам необходимо будет провести интересные исследования. У каждого из вас на столе лежат конверты. В каждом конверте находится название одной из природоохранных территорий Карелии №1природоохранные объекты на территории Карелии? Вам необходимо, используя Интернет, найти как можно больше интересных сведений об этом объекте и описать его по плану образец № 2 который вы так же найдете в вашем конверте. Весь найденный материал вы вносите в свои таблицы, которые находятся под № 3.

(Ученики выполняют задание и кратко воспроизводят результаты поисков)

5 слайд «Заповедники»

6 слайд «Водлозерский национальный парк»

7 слайд «Национальные парки»

8 слайд «Национальный парк «Паанаярви»

9 слайд «Заказники»

10 слайд «Музей минералов в Чупе»

11 слайд «Памятники природы»

12 слайд «Нильма – губа  -  «санаторий» для белух»

Выслушать всех выступающих и задать вопросы друг другу.

 Закрепление материала

(Выполнение теста по десятибалльной системе оценивания с использованием компьютерной программы)

Тест по теме «Охрана природы Карелии. Экологические проблемы использования природных ресурсов.

1.Выберите правильные утверждения:

  1. Вся территория нашей республики находится в пределах ландшафтов лесного типа
  2. Кемский район является самым северным.
  3. В Карелии в среднем за год выпадает 900 мм осадков в год
  4. Самый  старый заповедник – Калевальский.

2. Обозначьте правильный вариант ответа.

Какая природоохранная территория была создана в 1992 году для сохранения природы северных лесов?

  1. Национальный парк «Паанаярви»;
  2. Заповедник «Кивач»
  3.  Национальный парк «Водлозерский»

3. Выберите правильный вариант ответа.

В каком районе Карелии расположен Водлозерский национальный парк?

  1. Кемском
  2. Лоухском
  3. Медвежьегорском
  4. Пудожском

4.Выберите правильное утверждение.

  1. Типичными жителями тайги являются грызуны
  2. Самыми распространенным видом деревьев карельских лесов являются сосна и ель
  3. Природоохранные территории в республике составляют 10%
  4. В заповеднике «Кивач» расположена гора Нуорунен.

5.Выберите из списка названия животных, которые занесены в Красную книгу Республики Карелия.

 Бурый медведь, дикий кабан, гадюка обыкновенная,  форель, рысь, норка европейская, заяц, птица гага, серый гусь .

6. Постройте логическую цепь « Изменения в природном комплексе в результате осушения верхового болота»

  1. уменьшение испарения;
  2. обмеление рек и ручьев;
  3. исчезновение клюквы и морошки;
  4. появление лесной растительности;
  5. осушение болота

7. Что составляет основу животного мира Карелии:

  1. животные болот;
  2. животные лесной зоны;
  3. животные полей и лугов;
  4. животные водоемов и побережий

8. Закончите предложение:

Самой распространенной породой деревьев в Карелии является…

9. Вставьте пропущенные слова.

Охрана природы включает систему…, которые направлены на сбережение и  природных богатств, эффективное использование  ресурсов, уменьшение вредного воздействия на природу   хозяйственной …. человека.

10.   О какой природоохранной территории идет речь.

1. На данной территории запрещена любая деятельность человека, кроме научной

2.На территории разрешена туристическая и научная деятельность

5. Рефлексия «Острова»

(Учитель и ученики читают стихи под музыку)

  1. Домашнее задание

Составить репортаж на тему: «Экологические проблемы Лоухского района»

7.Подведение итогов, выставление оценок (правильные ответы теста на доске) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по географии "Юный эколог"

Программа дополнительного образования кружок по географии "Юный эколог", расчитана на детей возраста 11-14 лет. Срок реализации - 1 год.Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологическ...

Интегрированный урок по географии и экологии «Природные зоны Австралии»

Разработка урока  поможет всем, кто хочет интересно рассказать о Автралии своим ученикам....

Презентация "Внеклассная работа по географии и экологии"

В презентации кратко рассказала о внеурочной работе по географии и экологии....

Внеклассная работа по географии и экологии.

Внеурочная деятельность ведется по четырем направлениямНеделя географии и экологии .2. Кружковая деятельность: работают кружки «Поисково - краеведческая», «Клуб друзей WWF «Сардаана...

Интегрированный урок по химии, географии и экологии по теме "Черное золото"

На уроке изучается состав и свойства нефти, раскрывается сущность фракционной перегонки нефти, крекинга нефти, расширяются знания о нефтепродуктах. Рассматриваются способы разведки. добычи и транспорт...

Применения здоровьесберегающих технологий на уроках географии и экологии

   Главной целью применения здоровье сберегающих технологий на уроках  является: необходимость обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сф...