Урок по географии "Особенности современной политической карты мира" 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс)

Новокрещенова Татьяна Евгеньевна

Урок по географии "Особенности современной политической карты мира" для 10 класса (угрубленного уровня изучения географии) разработан по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_sovremennoy_politicheskoy_karty_mira.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по теме «Особенности современной политической карты мира».

Автор: учитель географ

МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Железногорск Курской обл.

Новокрещенова Т.Е.

Тема урока: Особенности современной политической карты мира.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.
  2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Постановка цели и задач урока.
  5. Первичное усвоение новых знаний.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Закрепление.
  8. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.
  9. Рефлексия.

Педагогическая технология: по В.К. Дьяченко коллективный способ обучения: групповая технология.

Методы:

  • методы репродуктивного обучения: упражнения, работа по вопросникам;
  • методы объяснительно-иллюстративного обучения: рассказ, беседа;
  • методы проблемно-поискового обучения: частично-поисковый;
  • коммуникативные методы обучения: жужжащие группы.

Личностные результаты изучения темы:

  • целенаправленность познавательной деятельности;
  • осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • ответственное отношение к учению;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.

Метапредметные результаты изучения темы:

  • регулятивные (учебно-организационные):  целеполагание, ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу учащихся;
  • познавательные:

- учебно-логические: анализ с целью выделения признаков, выведение следствий, установление причинно-следственных связей; выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- учебно-информационные: поиск и отбор информации в учебных пособиях; работать с текстом: выделение главной мысли, поиск ответов на вопросы, составление по тексту схем;

  • коммуникативные: планирование, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.

Предметные результаты изучения темы:

  • знать этапы формирования политической карты мира;
  • уметь устанавливать связь между природными и социальными явлениями и процессами;
  • уметь находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений и объектов.

Оборудование: учебники, атласы «География 10 класс», раздаточный материал (информационные материал и карточки с заданиями), презентация, видео подборка выпусков новостей.

На организационном этапе осуществляется проверка готовности учащихся к уроку, приветствие и проверка отсутствующих учащихся на занятии.

Мотивация учебной деятельности учащихся проводится в виде проверки освоения пройденного учебного материала, в ходе которой они должны выполнить тест из 5 вопросов: с 1 по 4 вопросы с выбором одного правильного ответа, они оцениваются 1 баллом, 5 вопрос – «белая ворона», оценивается 2 баллами. Проверка осуществляется в ходе самопроверки. На экране демонстрируется правильное выполнение задания. Критерии оценивания: 6 баллов – оценка «5»; 5 баллов – оценка «4»; 4-3 баллов – оценка «3»; Меньше 3 баллов - оценка «2».

Тест.

1. Для периода формирования политической карты мира «Древний мир» были характерны следующие процессы

  А) формирование колониальных империй европейских государств

  Б) возникновение, развитие и исчезновение государств

  В) формирование мировой социалистической системы

2. Первыми европейскими колониальными империями были

  А) Испания и Португалия   Б) Великобритания и Франция   В) Китай и Япония

3. Австро-Венгерская империя распалась на государства

  А) Турция, Арабское Саудовское государство, Сирия, Ливан, Палестина, Трансиордания, Ирак

  Б) Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина

  В) Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия

4. СССР распался на

  А) 14 государств      Б) 15 государств     В) 16 государств

5. В предложенном списке государств, что является «белой вороной». Назовите, какой признак объединяет оставшиеся в списке территории.

Ливия, Марокко, Тунис, Судан, Индия, Мозамбик

Ответы:

1. Б      2. А      3. В      4. Б      5. Индия; бывшие колонии в Африке

Работы сдаются учителю.

Актуализация знаний.

На экран выводится видеоролик, из новостей о последних изменениях на политической карте мира.

По окончанию просмотра видеоролика, учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

Постановка цели и задач урока.

Формулирование учащимися цели урока.

Цель урока: изучить характерные изменения на современной политической карте мира.

Первичное усвоение новых знаний.

Изучение видов изменений на современной политической карте мира осуществляется самостоятельно в группах. Учащиеся делятся на 2 группы, подготавливая для групповой работы рабочие места.

В зависимости от предложенной дополнительной информации:1 группа изучает количественные изменения на политической карте мира, 2 группа – качественные изменения на политической карте мира, учащиеся в группах составляют в тетради конспект и подготавливают выступление по результатам своей работы.

Завершающим этапом выполнения задания является выступление одного из члена группы у карты с занесением в тетради результатов изучения материала противоположной группы.

Для продолжения работы на уроке учащиеся возвращаются на свои рабочие места.

Первичная проверка понимания выполняться в парах. Учащиеся анализируют составленную на предыдущих уроках в тетради таблицу «Этапы формирования политической карты мира» и делают вывод, на каких этапах преобладали количественные изменения, а на каких – качественные. Результат заносятся в бланк ответа, лежащий у них на столах.

Этап формирования политической карты

Преобладающие изменения

Древний мир (до Vв. н.э.)

Количественные

Средневековье (XII-XVIIвв.)

Количественные

Новый период (XVIII- до начала XXв.)

Количественные

Новейший период (XXв.)

Первый этап (до 1945г.)

Второй этап (1945-конец 80-х гг. XXв.)

Третий этап (90-е гг. XXв. – начало XXIв.)

Количественные

Количественные и качественные

Качественные и количественные

Завершающим этапом выполнения задания является обсуждения результатов и формулирования вывода с его записью в тетрадь.

Вывод: В конце ХХ - начале ХХI века количественных изменений на политической карте мира происходит все меньше, а качественные изменения приобретают в большем значение.

Закрепление проводится в игровой форме – совместное решение кроссворда (задание 3).

Горизонталь: 

1. В 1997г. столицей Казахстана стал город.

2. Это государство увеличило площадь своей страны за счёт отвоевания суши у моря путем намыва территории.

3. В результате покупки этой территории у России за 7,2 млн. долларов США увеличило площадь своей страны на 1 518 800 км².

Вертикаль:

4. Эта страна в 1998г. стала федеративной республикой.

5. Захватив территорию этой страны в 1938г. Германия увеличила свою территорию.

        

        

Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.

  1. Изучение текста учебника на стр. 22-23, повторить на стр. 18-22.
  2. По выбору: составить тест из 5 вопросов или кроссворд по теме.

Рефлексия.

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Возникли ли и на каком этапе урока затруднения?
  3. Где могут найти применения полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

географический диктант по терминам тем "Современная политическая карта мира", "География мировых природных ресурсов"

Диктант составлен по материалам учебника "География мира. 10 класс" Максаковский В.П....

Урок "Население Африки. Современная политическая карта"

урок с презентацией по теме "Население Африки" .На уроке проводится путешествие .  Дети знакомятся с численностью населения, рассами, народами проживающими на материке Африка. Проводят исследован...

Презентация по географии "Народы и страны. Современная политическая карта"

В презентации красочно представлены представители различных рас, их различие между собой, религии народов мира....

Роль Первой Мировой войны в формировании современной политической карты мира

Урок рассчитан на формирование межпредметных связей...

Презентация к уроку " Современная политическая карта мира"

Презентация к уроку в 10 классе на тему " Современная политическая карта мира"...

Логический конспект по географии 10 класс "Современная политическая карта мира"

Логический коспект по географии 10 класс "Современная политическая карта мира"....

Конспект урока географии "Современная политическая карта мира"

В материале представлен конспект урока географии....