Курс по выбору "Мир географических карт"
рабочая программа по географии (9 класс)

Щетинина Елена Михайловна

Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_geo_kart.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО МБОУ «Маршальская СОШ»

Рабочая программа

курса по выбору «Мир географических карт»

( 9 класс – 34 часа)

                                                                    Учитель географии: Щетинина Е.М.

                                                                 

пос. Маршальское

2019г.

Рабочая программа курса по выбору «Мир географических карт» для 9-го класса

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа  содержит систему знаний и заданий, направленных на достижение  личностных, метапредметных и предметных  результатов  обучающихся:

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
  • формирование основ социально - критического мышления;
  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты освоения курса заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения обучающимися основной школы программы по географии являются:

  • понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
  • представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
  • умение работать с разными источниками географической информации
  • картографическая грамотность и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • рациональность использования карт в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека.
  • показывать по карте основные географические объекты и природные зоны мира;
  • распознавать и показывать географические объекты на географических картах (простое чтение географических карт).
  • умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Результатами изучения курса «Мир географических карт» являются следующие умения:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

 3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий.

4) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

5) формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

6) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний

7) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

8) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

9) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты;

Знать:

1) Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок.

2) Основные свойства топографической карты, систему топографических условных знаков.

3) Свойства географической карты, как создаются карты, классификацию карт.

4) Приёмы самостоятельной работы с картой, использования условных знаков карты.

    5) Определять географические координаты.

6) Определять расстояние на карте.

7) Использовать условные  знаки карты.

8) Определять географическое положение объекта (ГП).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

2.Содержание учебного предмета, курса

Количество часов

Всего -  34 ч.,

Тема 1. Что изучает картография (2 часа). История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.

Картография как наука, ее формы

Тема 2. Топографическая карта (5 часов). Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления (6 часов). Определение по топографической карте координат различных объектов. Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам. Определение по карте прямоугольных координат объектов. Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам. Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах. Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.

Тема 4. Свойства географической карты (10 часов). Классификация карт по пространственному охвату. Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной тематики. Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристические. Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические. Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.  Математический закон построения – важнейшее свойство карты. Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный. Картографическая проекция: определение; требования, предъявляемые к картографическим проекциям, главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм. Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная, равновеликая, произвольная. Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллепсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликлиническая, азимутальная). Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Определение направлений. Азимут магнитный и истинный. Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный  угол.

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой (6 часов). Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.

Тема 6. Географическая карта как источник знаний (5 часов). Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий)

3. Тематическое планирование

Название раздела с указанием количества часов, темы уроков

Тема 1. Что изучает картография (2 часа).

1

Картография, как наука.

2

История картографии.

Тема 2. Топографическая карта (5 часов).

3

Основные свойства топографической карты.

4

Оформление топографической карты.

5

Измерение расстояний, площадей по карте.

6

Чтение рельефа

7

Построение профиля по топографической карте.

Тема 3. Практические работы по топографической карте (6 часов).

8

П/Р № 1 «Измерение расстояний, площадей»

9

П/Р № 2 «Чтение рельефа.»

10

П/Р № 3 «Построение профиля.»

11

П/Р № 4 «Определение координат.»

12

П/Р № 5 «Чтение топографической карты.»

13

П/Р № 6 «Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями»

Тема 4. Свойства географической карты (10 часов).

14

Определение понятия «географическая карта».

15

Классификация карт.

16

Типы карт

17

Карта – модель земной поверхности.

18

Глобус – модель Земли

19

Как создаются карты.

20

Географические атласы

21

Определение масштаба. Виды масштабов

22

Картографическая проекция

23

Географические координаты.

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой (6 часов).

24

Ориентирование.

25

Картометрические приемы.

26

Определение географических координат.

27

Нахождение географического объекта по географическим координатам

28

Определение расстояний по карте.

29

Работа с условными знаками карты.

Тема 6. Географическая карта как источник знаний (5 часов).

30

Карта – источник знаний

31

П/Р № 7 «Физическая карта»

32

П/Р № 8 «Природные зоны»

33

П/Р № 9 «Тектоническая карта»

34

П/Р № 10 «Политическая карта»

ИТОГО: 34 часа

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Географические карты"

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, предпрофильбное обучение....

Элективный курс "Географические карты"

Элективный курс предназначен для предпрофильного обучения в 9 классах....

элективный курс "Географическая карта"

Для предпрофильного обучения в 9 классах....

Географическая карта. Цвета географической карты.

Это превый урок по теме: "Географическая карта", дети знакомятся с картой и её цветами, учатся по цвету определять форму рельефа....

Программа элективного курса Работа с географической картой в программе Paint

Цель курса: создать условия для развития ИКТ – компетенций у учащихся средней школы на уроках географииЗадачи курса:2. Способствовать формированию представления о работе в графическом редакторе Paint3...

Дидактический материал для проверки знаний географической карты по курсу "География материков" 7 класс

Дидактический материал предназначен для проверки знаний географической карты по курсу "География материков"...

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Знакомство обучающихся  с различными методами географических исследований, источниками географической информации,  географическими картами различной тематики и ихпрактическим использованием,...