Использование логических опорных конспектов в курсе географии 10-11 классов
статья по географии (10, 11 класс)

Бобрович Оксана Васильевна

Логический опорный конспект- это компактное графическое отображение основного учебного материала темы с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем.......

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА:  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ  10- 11 КЛАССОВ  .                                                                      Логический опорный конспект (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала темы с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем.                                                                                                                          Назначение ЛОК:                                                                                                                                                                    - создать у учащихся  чёткое, наглядное представление об учебном материале в целом как  о системе  знаний ;                                                                                                                                                                                           - помочь разобраться в структуре учебного материала;                                                                                                                                                                                - выделить главное, существенное в излагаемом материале ;                                                                                   - показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания темы;                                                                                                                                          - помочь учащимся запомнить основной материал.                                                                                                                      В ЛОК указываются следующие элементы содержания темы :                                                                                                                                    - главные понятия и их основные признаки;                                                                                                                - причинно – следственные связи ;                                                                                                                         -- общие черты характеризуемых объектов;                                                                                                                                                                                - направления развития каких –либо процессов;                                                                                                                                                                                          - самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы.                                                                                                                                                                                          Основные требования к отображению содержания в ЛОК                                                                                                - лаконичность, структурность, компактность расположения материала, простота изображения и доступность для понимания;                                                                                                                                       - выделение основного материала цветом, величиной знаков;                                                                                                                                                                                                             - словесная форма отображения учебного материала с использований сокращений слов, графиков,  диаграмм , стрелок, символов;                                                                                                                          - изображение всего материала темы в форме единого логического опорного конспекта ;                                                                                                                               - соблюдение преемственности в использовании условных обозначений  при построении ЛОК по различным темам;                                                                                                                                                                               - осуществление тесной связи с текстом учебника  для дальнейшей возможности обучающихся соотнести содержание ЛОК с текстом параграфа при подготовке домашнего задания.

                                                   Использование логических опорных конспектов в обучении  требует     систематичности в применении и имеет свои особенности подготовки уроков :

-определение целей урока как планируемых результатов, которые  будут достигнуты в конце урока и проверка их усвоения учащимися;                                                                                                                              -разделение учебного материала на смысловые блоки и продумывание  способов изображения  содержания ,т.е.  подбор определённых знаков , символов, рисунков;                                                                                                             - продумывание   взаимосвязей всех смысловых блоков по содержанию и создание условий для выявления причинно – следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями.

      Подготовка логических опорных конспектов учителем заключается в конструировании схемы, показывающей логико – понятийную структуру содержания изучаемой темы, т.е. систему основных теоретических знаний и дополнение «скелета» схемы самыми значительными, интересными фактами.

Учитель строит опорные конспекты в процессе изложения материала темы на интерактивной доске, что позволяет более эффективно использовать ЛОК в учебном процессе : есть возможность размещать материал на нескольких страницах; можно хранить написанную информацию в файловом виде, распечатывать  на обычном принтере. Учащиеся параллельно конспектируют услышанный учебный материал , у них работают все органы чувств и мышление, происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части урока  на основе логического опорного конспекта идёт повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельная работа по дополнению ЛОК в процессе домашней проработки конспекта текста учебника и карт атласа. С этой целью на схеме ставятся вопросы.

Логические опорные конспекты целесообразно использовать в курсе географии 10-11 классов при изучении общемирового обзора, при обобщении регионального обзора . По другим темам обучающиеся составляют ЛОК полностью самостоятельно.

Таким образом в основе использования логических опорных конспектов лежит один из старейших и важнейших в дидактике принципов – наглядности, который Я. А. Каменский назвал «золотым правилом» обучения. Но вместе с тем , главной целью обучения является формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории – они постигаются главным образом умозрительно, разумом, логикой, по отношению к которым чувства выступают как предпосылки. Поэтому, используя ЛОК, необходимо опираться и на принципы сознательности , активности, прочности, творческого , развивающего обучения и др. .

                      ЛИТЕРАТУРА:                                                                                                                                                                                                                Душина И.В., Пятунин В .Б., Паможная Е. Л.,»Методика и технология обучения географии в школе». М:АСТ;Астрель,2002г.;                                                                                                                                                   Шатных А.В. «Современный урок географии» .Библиотека  « География в школе» 2002г.№6;                                                                                                   Шатных А.В. «Использование лекционно –семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе». Курган: издат-во Курганского государственного университета; 1996 г.                                                                                                                     Финаров Д.П. « Методика обучения географии в школе»;учебное пособие для студентов вузов .М.:АСТ;  Астрель  , Хранитель,    2007 г.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе

При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...

Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.

Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....

Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии

Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....

ТЕХНОЛОГИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баран...

Опорные конспекты к урокам географии в 5 классе

Опорные конспекты к урокам географии в 5 классе...

статья "Роль логических опорных конспектов в обучении географии"

В статье показывается значимая роль логических опорных конспектов в обучении географии с применением компьютерных технологий, которая способствует наиболее осмысленному усвоению понятий, формирован...

Логический опорный конспект по теме "Центральная Россия" (география, 9 класс).

Логический опорный конспект по теме "Центральная Россия" (география, 9 класс) используется для заполнения детьми на уроках: "Общие сведения", "Население, ПР, хозяйство"....