Учебно-методическое пособие для выполнения практических заданий по дисциплине «География»
методическая разработка по географии (10 класс)

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Основными этапами практического занятия являются:  проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;  инструктаж, проводимый преподавателем;  выполнение заданий, работ, упражнений;  последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями. В соответствии с требованиями ФГОС СПО выполнение студентами практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров для написания рефератов, эссе, подготовки к семинару, подготовки презентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

для выполнения практических заданий

по дисциплине «География»

Автор: Хасанова Г.Н.

1. Пояснительная записка

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».

Основными этапами практического занятия являются:

  • проверка знаний студентов – их теоретической подготовленности к занятию;
  • инструктаж, проводимый преподавателем;
  • выполнение заданий, работ, упражнений;
  • последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО выполнение студентами практических занятий должно включать как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров для написания рефератов, эссе, подготовки к семинару, подготовки презентаций.

В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:

  • основные географические понятия и термины;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества.

В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

Методические рекомендации включают:

  1. Планирование практических занятий;
  2. Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;
  3. Набор дополнительных материалов к практическому заданию для студентов, работающих в быстром темпе;
  4. Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).

2. Планирование практических занятий

Наименование раздела, темы

Наименование практического занятия

Кол-во часов

Дата

Тема 3.

География населения мира

Занятие № 5

Практическая работа № 1 Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира

1

17.09 - 21.09

Тема 4.

География мировых природных ресурсов

Занятие № 9

Практическая работа № 2

Составление таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми»

1

01.10 – 05.10

Тема 5.

География мирового хозяйства

Занятие № 12

Практическая работа № 3

Определение стран – лидеров по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции

1

08.10 – 12.10

Тема 6.

Регионы и страны мира        

 

Занятия № 18, 22, 26

Практическая работа № 4 – 6. Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики

3

29.10 – 02.11

12.11 – 16.11

26.11 – 30.11


3. Практические задания

Практическое занятие № 1.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики
в разных странах и регионах мира

Инструкция к выполнению:

  1. цель работы: систематизировать знания по географии населения мира; умение оценивать и объяснять демографическую ситуацию различных стран мира.
  2. пояснения:
  3. оборудование: ПК, учебник, карты атласа.
  4. порядок выполнения задания:
  • Заслушивание докладов на темы: «Демографическая ситуация в России», «Демографическая проблема человечества», «Демографическая политика Китая» - 20 минут;
  • Заполнение таблицы «Особенности демографической политики в разных странах» -15 минут

Тип воспроизводства населения

Характерные черты демографической ситуации

Особенности демографической политики

Примеры стран

1 тип

«Демографический кризис»

2 тип «Демографический взрыв»

  1. контрольные вопросы: Каковы основные признаки и показатели двух типов воспроизводства населения? Какие конкретные мероприятия демографической политики проводятся в разных странах мира? - 10 минут
  2. литература:

 Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011

         

Практическое занятие № 2.

Составление таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми»

Инструкция к выполнению:

  1. цель работы: формирование умения пользоваться различными источниками географической информации, выполнять учебные и творческие задания
  2. пояснения: инструктаж по выполнению
  3. оборудование: ПК, телевизор.
  4. порядок выполнения задания:
  • Самостоятельная работа с учебником по выведению формулы ресурсообеспеченности – 10 мин.
  • Заполнение таблицы «Ресурсообеспеченность мира топливными полезными ископаемыми», с использованием статистических данных учебника – 25 мин.

П/И

Запасы природного ресурса
(млрд.т)

Использование за год
(млн.т.)

Ресурсообеспеченность
(лет)

Уголь

Нефть

Газ

  • Написание вывода – 5 мин.
  1. контрольные вопросы: В каких единицах измеряется ресурсообеспеченность?

Поясните термины «природные ресурсы», «ресурсообеспеченность», «возобновимые и невозобновимые ресурсы».-5 мин.

  1. литература:

     Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011

Практическое занятие № 3

Определение стран – лидеров по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции

Инструкция к выполнению:

  1. цель работы: систематизировать знания по географии мирового хозяйства
  2. пояснения: инструктаж по выполнению
  3. оборудование: учебник – Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011, раздаточный материал.
  4. порядок выполнения задания:
  • Чтение текста учебника по теме – 25 мин.
  • Заполнение таблицы – 15 мин

Виды продукции

Страны

1 место

2 место

3 место

Нефть

Уголь

Сталь

Электроэнергия

Легковые автомобили

Химические волокна

Пшеница

Крупный рогатый скот

  • Написание вывода – 5 мин

  1. Контрольные вопросы: Какие страны мира являются лидерами по производству большей части представленной продукции? Чем вы это можете обьяснить?
  2. литература: Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011

Практическое занятие № 4-6.
Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики

Инструкция к выполнению:

  1. цель работы: формирование умения по составлению комплексной географической характеристики регионов и стран мира, умения выполнять учебные и творческие задания;
  2. оборудование: учебник - Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2011
  3. порядок выполнения задания:

Составление рассказа о стране, используя различные источники информации (учебник, карты атласа, таблицы, дополнительный материал) по плану:

1. Название страны, ее столица

2. Площадь территории, географическое положение (в какой части региона находится эта страна, с какими странами граничит, какими морями омывается)

3. Форма правления и форма территориального устройства.

4. Население (численность, национальный состав, религии, уровень урбанизации).

5. Экономика страны, ее природно-ресурсный потенциал, проблемы социально-экономического развития

6. Культура, традиции, достопримечательности.

4. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений

При оценивании учитываются знания основных географических понятий и терминов, умения студента пользоваться различными источниками информации, выполнять учебные и творческие задания.

5 баллов – студент при выполнении задания показал полноту своих знаний и умений  

4 балла – студентом были допущены неточности при выполнении задания

3 балла – задание выполнено частично

2 балла – задание выполнено неверно или не выполнено совсем.

Подготовка сообщений и активное выступление студентов на занятии оценивается индивидуально и дополнительно, влияя на итоговую оценку по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивные карты для выполнения практических работ по географии

Инструктивные карты для выполнения практических работ по географии по линии  учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова  6-9 класс. Пошаговое выполнение практических работ: те...

Методическое пособие по выполнению практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства».

Методическое пособие выполнено в помощь студентам 4 и 5 курсов при выполнении практических работ дисциплины « Организация технического обслуживания автомобилей зарубежного производства» в объёме...

Алгоритм для учащихся при выполнении практической работы по географии Составила: Тюрина Л.А.

Пригодится учащимся 5-9 классов при выполнении практических работ в курсе географии....

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ дисциплина «Технологич

Методические указания  для студентов по выполнению практических работ учебной дисциплины «Технологическое оборудование отрасли»  ( далее Указания)  предназначены для закрепл...

Учебно-методическое пособие по выполнению практических заданий по дисциплине "География"

Учебно-методическое пособие разработано для выполнения практических заданий по дисциплине «География» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».Да...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...