Применение современных образовательных технологий на уроках географии
статья по географии

Цадова Ирина Александровна

Применение современных образовательных технологий на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx53.43 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий на уроках географии  в СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный  колледж»

Цадова Ирина Александровна

преподаватель географии

высшей квалификационной категории

1.Введение

В настоящее время методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в частности по географии. Все эти обстоятельства требуют разработки и внедрения в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

К современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением обучающихся ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача преподавателя – научить их творчески мыслить, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Современный дидактический принцип личностно- ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.

Однако внедрение технологий обучения не означает, что они заменяют традиционную методику предметам. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета.

2. Технологии обучения.

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

 Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность преподавателя и осуществляемая под его руководством деятельность обучающихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности педагога и студента выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем обучающимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

Педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Педагогическую технологию определяют ещё как оптимально организованное взаимодействие преподавателей и обучающихся.  Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся (т.е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.

К главным признакам технологии обучения относят:

-четкую постановку перед обучающимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности обучающихся;

-построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности студентов;

-обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);

-выполнение указаний педагога (в форме приемов учебной работы, алгоритмов) на организацию самостоятельной работы обучающихся, направленную на решение проблемных учебных задач;

-широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

-технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении обучающихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общих (учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных), так и специальных (предметных) умений;

-технология личностно ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта обучаемого путем согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

-технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития студента.

В своей педагогической деятельности я использую  технологии, место которых зависит от целей, содержания и форм обучения, а именно:

- метод проектов в предметном обучении;

-информационно-коммуникационные технологии;

- здоровье-сберегающие технологии;

- игровые технологии;

- блочно-модульные технологии;

-технология проблемного обучения

-технология развивающего обучения

--обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

3. Использование педагогических технологий при изучении географии в колледже.

Рассмотрим примеры использования вышеперечисленных технологий при изучении тем по учебной дисциплине «География» в системе СПО.

Тема 1. Введение.

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

-технология развивающего обучения

Тема 1.2. Общая характеристика Зарубежной Европы.

-информационно-коммуникационные технологии

-технология проблемного обучения

Тема 1.3. Общая характеристика субрегионов Зарубежной Европы.

-игровые технологии

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Тема 1.4. Общая характеристика региона Зарубежная Азия.

-здоровьесберегающие технологии

-информационно-коммуникационные технологии

-технология проблемного обучения

Тема 1.5. Субрегионы Зарубежной Азии.

-информационно-коммуникационные технологии

-технология проблемного обучения

Тема 1.6. Северная Америка.

-технология развивающего обучения

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Тема 1.7. Общая экономико-географическая характеристика Латинской Америки.

-здоровьесберегающие технологии

-информационно-коммуникационные технологии

-технология проблемного обучения        

Тема 1.8. Общая экономико-географическая характеристика Африки.

-информационно-коммуникационные технологии

-технология проблемного обучения

Тема 1.9. Комплексная экономико-географическая характеристика Австралии и Океании.

-технология развивающего обучения

-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Тема 1.10. Содружество Независимых Государств.

-информационно-коммуникационные технологии

-технология модульного обучения

Тема 1.11. Российская Федерация.

-информационно-коммуникационные технологии

-игровые технологии

-технология проблемного обучения

Тема 1.12. Экономическая и социальная география других стран членов Содружества Независимых Государств.

-информационно-коммуникационные технологии

-игровые технологии

Тема 1.13. Экономико-географическая характеристика Приднестровской Молдавской Республики.

- технология перспективно-опережающего обучения

Тема 1.14. Приднестровское порубежье.

-информационно-коммуникационные технологии

-технология проблемного обучения

Раздел II. Глобальная география

Тема 2.1. Глобальные проблемы человечества. Геополитика.

-технология коллективного взаимообучения (технология личностно-ориентированного обучения)

-технология проблемного обучения

Большинство используемых мною педагогических технологий обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним, в частности, можно отнести следующие технологии:

Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников.

Главное в работе с обучающимися – это творчество преподавателя, помноженное на творчество обучающийсяов. Система творческих заданий помогает раскрыть потенциальные возможности обучающегося, даёт возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера.

Развивающее обучение формирует у студентов теоретическое мышление, то есть должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи. Обучающийся усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования УУД, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у обучающегося логики научного познания от абстрактного к конкретному.

Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений.

Продолжая разговор о родной стране, предлагаю обучающимся задание "Здесь был я”. Сегодня у многих есть возможность путешествовать и фотографировать увиденное. Для выполнения этой работы нужно научиться видеть необычное в обыденном и суметь рассказать об этом. Ребята делятся впечатлениями о поездках по родной стране, показывают преимущества семейного отдыха в данном месте, иллюстрируя рассказ фотографиями. На уроках географии ребята рассказывают об увиденном, многие делают творческие работы, рефераты, презентации, приносят на урок сувениры, ракушки, изделия народных промыслов. Так постепенно формируется образ своей страны и сознание сопричастности с ней. Кроме того, ребенок чувствует связь со своей семьей, что очень важно для становления личности и повышения авторитета родителей.

Использование данной технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определенных результатов:

- развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность  студентов;

- у большинства студентов сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;

- возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей студентов.

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди студентов. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности студентов

Технологии проектного обучения.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, должно уделяться внимание на всестороннее развитие личности обучающегося и преследоваться определенные цели: выявление талантливых студентов; активизация учебного процесса; формирование у студентов интереса к научной работе; формирование навыков публичного выступления; повышение уровня научной и методической работы. Результаты проектной деятельности студентами выполняются в форме докладов, рефератов, сочинений, плакатов и пр. Проекты представляются в виде презентаций, в которые включаются различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта студенты должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Студенты учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями . Используя их, студенты не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом. Процесс защиты проекта — очень хороший способ развития коммуникативных умений студентов. Технология проектной деятельности студентов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых методов, творческих по самой своей сути. Заключительным этапом исследовательской работы является  студенческая конференция, где обучающиеся , защищая проект, имеют возможность реализовать свои творческие возможности. Сильные студенты углубляют свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые - могут выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.

Технология проблемного обучения.

Одной из важнейших задач педагогической науки является активизация учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня — научить студентов самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы. Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания образования. В проблемном обучении применяют основные три метода: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Применение этих методов эффективно тогда, когда преподаватель ставит задачу: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности — умение студентов самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты. Проблемные методы способствуют развитию мышления студентов таким образом, чтобы они самостоятельно и оперативно ориентировались в учебном материале, оценивали его значимость, сложность, сферу применимости полученных знаний в отношениях с другими знаниями. Методы проблемного обучения способствуют развитию творческих способностей каждого учащегося на его индивидуальном уровне. Один и тот же вопрос можно раскрыть, используя разные методы проблемного обучения. В  учебных группах, где большую часть составляют студенты, имеющие глубокие прочные знания по предмету, можно использовать поисковый и исследовательский метод. В группах, где большую часть составляют слабые студенты, применение проблемных вопросов и ситуаций в большей степени вызывает состояние неудовлетворённости, напряжения, отрицательного отношения к уроку. Не желательно отказываться от применения проблемных вопросов и ситуаций в слабых группах, т. к. среди таких  студентов есть ребята, которые имеют прочные знания по предмету и проявляют к нему интерес. В данной ситуации необходимо применять дифференцированный подход к обучению — разноуровневые вопросы, в том числе проблемные. Большую роль играет отбор приёмов учебной работы связанных с умственной деятельностью. На уроках географии часто применяю такие приёмы учебной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение, установление причинно — следственных связей, чтение карты, схемы, работа с различными наглядными пособиями. Это весьма эффективные пути в познании явлений природы и их сущности. Коллективная работа наиболее удачно осуществляется при работе в группах, когда предлагаются одинаковые проблемные задания, допускающие неоднозначные решения. Завершается работа дискуссией. Примером проблемного задания группам может быть выбор оптимального размещения производственного предприятия с учетом экологического риска (автомойки, производство строительных изделий, предприятия нефтепереработки). Каждая группа может рассматривать эту проблему с разных точек зрения: эколога, врача, местного жителя, агронома. Сложной задачей стоящей перед преподавателем является: научить студентов самостоятельно находить проблему в тексте учебника и самостоятельно её формулировать. Конечно, не все вопросы, составленные обучающимися, равнозначны. И не все из них имеют проблемный характер. Для составления таких вопросов студент должен иметь глубокие знания по той теме, с которой он работает, а также владеть методикой составления проблемных вопросов и ситуаций. Поэтому только единицы студентов овладевают данными умениями. Систематическое применение методов, приёмов и форм проблемного обучения способствует усвоению способов самостоятельной деятельности, развитию познавательных и творческих способностей, формированию умений и навыков активного речевого общения, а также способствует росту мотивации к изучению географии, как предмета, важного и необходимого для дальнейшего обучения и приобретения профессии. Развитие у студентов вкуса к творческому поиску, преодолению препятствий на пути к решению проблемы, целеустремлённости, самостоятельности возможно только при условии творческой деятельности самого преподавателя. 

Игровые технологии.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность студентов на уроках, способствуют становлению творческой личности обучающегося, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Применение игры на уроке достаточно разнообразно. Все эти игровые формы преподаватель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности студентов, их возраста. Информационно-коммуникационные технологии. Главной отличительной чертой использования ИКТ на уроках географии является перераспределение потоков информации на занятии. При этом обучающийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность приводит его к значительному повышению мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность. Поэтому обучение географии с использованием ИКТ следует рассматривать как новую форму организации самостоятельного освоения обучающимися содержания учебного предмета и их развития. Формируются умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировка в информации и её последующей обработке. Применение информационных технологий интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создаёт проблемные ситуации. Усиливается эмоциональный фон обучения, формируется учебная мотивация студентов. Информационные технологии дифференцируют и индивидуализируют учебный процесс; позволяют преподавателю значительно расширить объём изучаемой информации и разнообразить формы и способы её восприятия учащимися. На уроках географии использование компьютера, электронных карт, электронных учебников, космоснимков позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, проверка знаний с помощью электронных тестов — позволяет применять разные и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения — картографические. Эта технология способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства преподавателя, ускоряет и обогащает учебный процесс. Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы студентов различных психологических типов, среди которых есть учащиеся с преобладанием того или иного типа мышления. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости студентов; развитию навыков самообразования и самоконтроля у студентов; формированию информационно-коммуникационной компетентности; развитию информационного мышления; повышению уровня комфортности обучения; повышению активности и инициативности на уроке. Применение мультимедиа делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого обучающегося. Необходимо дать возможность студенту самостоятельно познакомиться с учебным материалом и выполнить все задания для закрепления информации. При этом  студент может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и т. д.
Модульная технология

Модульная технология привлекательна с точки зрения универсальности мобильности. Но в своем классическом виде она предполагает коренную перестройку учебного процесса, а потому и не нашла широкого применения среди работающих педагогов. Практика показывает, что пока еще для СПО реальность – отдельные модульные уроки или отдельные темы, короткие модульные программы. Блочно-модульное планирование – это сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда обучающися, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений.

Применение данной технологии дает следующие позитивные результаты:

- студент имеет возможность спланировать и распределить свое аудиторное и внеаудиторное время;

- он находится в более комфортных психологических условиях;

- может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам.

На занятиях между преподавателем и обучающимися создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны. Такая система работы вплотную приближает СУЗы к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.

Тестовые технологии.

В курсе географии существует определенное количество опорных знаний и умений, составляющих фундамент дальнейшего обучения выпускников. Результативность любого процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при любой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельностью студентов. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовывались и функции обучения, необходимо создать определенные условия, важнейшее из которых — объективность проверки знаний. Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. 

Заключение

В профессиональной деятельности педагога всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности преподавателя. А этот результат обучающие обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современному образованию необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности обучающихся.

В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижение экспериментальной педагогики прошлого века, которые построены на принципе саморазвития, активности личности.

Работая со студентами, я находилась в поиске таких приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности студентов колледжа и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Используемые мною инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности студентов.

В течение года наблюдался рост мотивации к обучению географии. Проявлялось это в увеличении активности студентов на занятиях, участие в конкурсах, олимпиадах, проведении внеаудиторных мероприятий, повышение интереса к обучению.

В новом учебном году планирую использование данных педагогических технологий для достижения лучших результатов.

В перспективе свою работу вижу в следующих направлениях: продолжить внедрение аспектов проектного обучения, исследовательской и экспериментальной работы, повышение требований к проведению уроков - это контроль за занятостью обучающихся на каждом этапе учебного занятия, добиваться устойчивого интереса к учебной дисциплине.

7. Литература:

1. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа, 2006.

2. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112

3. «Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009

4. Таможня Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования // География в школе.- 2004. №4.- с.64-69

7. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

8. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. Иванов.-М.: Чистые пруды, 2007.-32с. -(Библиотека «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика.» Вып.6 (12)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка

В данном материале описаны поэтапно несколько образовательных технологий и их актуальность в учебном процессе.Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения....

Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"

Отчет для аттестации на высшую категорию о  применении современных образовательных технологий с примерами  из практики учителя русского языка и литературы...

Применение современных образовательных технологий на уроках математики

В статье рассмотрены  конкретные «образовательные технологии», применяющиеся на уроках математики...

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...