рабочая программа внеурочной деятельности "за границами учебника географии" 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс)

Золотухина Елена Николаевна

рабочая программа внеурочной деятельности "за границами учебника географии" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа"

Поныровского района Курской области

Рабочая Программа

Внеурочной деятельности по географии

5-6 класс

Общеинтелектуальной направленности

«За границами учебника географии».

Выполнила:

учитель географии, биологии, химии

Золотухина Е. Н.

(высшая квалификационная категория)

2017-2018 год

Пояснительная записка

Программа по географии «За страницами учебника географии» для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); авторской программы Аксенова М.Ю. «Внеурочная деятельность по географии (5-6 классы)»: учебно-методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. - Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. - 25 с.

Общая характеристика курса

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Вклад курса внеурочной деятельности «За страницами учебника географии» в достижение целей основного общего образования

Реализация возможностей географии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы может внести существенный ввклад в повышение уровня культуры выпускников основной школы и их компетентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья, что соответствует требованиям современной педагогической модели и государственного образовательного стандарта.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление 3

истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Цели изучения курса внеурочной деятельности

Целью курса внеурочной деятельности «За страницами учебника географии» является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

 Образовательная-

 актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

- содействовать в формировании и развитии географического мышления.

Развивающая:

- формировать способность к саморазвитию и самообразованию;

- развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира.

Воспитывающая:

- включать учащихся в коммуникативную учебную деятельность;

- воспитать ответственность при выполнении любой работы, усидчивость и трудолюбие, целеустремлённость и самостоятельность;

- содействовать в формировании опыта творческой деятельности, сформировать ценностные ориентации.

Для достижения заявленных целей на занятиях внеурочной деятельности применяется системно-деятельностный подход, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии), способствующих формированию УУД.

Данный курс представляется актуальным, так как способствует формированию у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять географические знания; помогает развитию опыта творческой и эмоционально-ценностной деятельности учащихся.

Курс вносит вклад в формирование экологической культуры личности, имеет профориентационную направленность, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры. Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека. Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:

чтение и анализ географических карт;

анализ и синтез статистических материалов;

составление схем и комментариев к ним;

составление таблиц;

выдвижение гипотез;

участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;

интерпретация результаты исследований;

подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов.

Механизмы формирования ключевых компетенций.

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.

Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию обучающегося: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать результаты своей деятельности.

Формы обучения. Программой предусматривается фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, интерактивная формы обучения. Занятия носят научно-образовательный характер.

Формы проведения занятий:  практические работы, игровые формы, электронные презентации, заочные путешествия, викторины, конкурсы, инсценировки, творческие проекты.

Методы и приемы: овладение основами исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, умение классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, умение работать с разными источниками географической информации, находить географическую информацию из различных источников (интернет, научно-популярной литературе, словарях, справочниках).

Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности:

 альбом, паспорт

 газета, плакат

 журнал, книжка-раскладушка, серия иллюстраций

 коллаж, справочник

 коллекция стенгазета

 макет, сценарий праздника, игры

 модель, учебное пособие

 наглядные пособия, фотоальбом

Срок реализации программы: 2 года. Теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 34 часа: 17 часов в 5 классе и 17 часов в 6 классе.

Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты изучения курса - знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенного и искать самостоятельно средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Предметными результатами изучения курса в 5-6 классах являются следующие умения: осознание роли географии в познании окружающего мира;

освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира;

объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

использование географических умений:

находить в различных источниках географическую информацию и анализировать её.

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

использование карт как моделей:

определять на карте местоположение географических объектов.

понимание смысла собственной действительности:

определять роль результатов выдающихся географических открытий;

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Содержание программы

История географических открытий

Почувствуйте себя картографами! Построить модель «Карта мира» и нахождение информации о географических объектах (используя различные источники информации).

Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить справочник «Европейские путешественники Средних веков».

Почувствуйте себя древними путешественниками! Составить ленты времени «Великие географические открытия».

Почувствуйте себя учеными! Составить коллаж «Памятники природы Нижегородской области».

Почувствуйте себя журналистами! Разработать выпуск научного журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра».

Изображение земной поверхности

Почувствуйте себя топографами! Определить географические объекты на космическом снимке.

Почувствуйте себя топографами! Определить площадь пришкольной территории.

Почувствуйте себя топографами! Проведение глазомерной съемки (например, дорога из школы до Дома культуры).

Осваиваем метод моделирования! Строим свою модель холма. Определить, как абсолютные высоты показывают способом горизонталей на картах.

Почувствуйте себя топографами! Создать план реконструкции территории своей школы.

Почувствуйте себя картографами! Уметь работать с материалами интернет-ресурсов.

Геосферы Земли

Литосфера

Почувствуйте себя минерологами! Изучить полезные ископаемые Починковского района.

Почувствуйте себя спелеологами! (разработка виртуального путешествия по Борнуковским пещерам). Уметь использовать различные источники географической информации для разработки виртуального путешествия по Борнуковским пещерам.

Почувствуйте себя учеными! (составление справочника «Величайшие горы и равнины мира»). Уметь работать с географической информацией и выделять главное.

Осваиваем метод моделирования! Создаём конструктор литосферных плит. Определение положения действующих вулканов на границах литосферных плит.

Почувствуйте себя геологами! Научить собирать и оформить коллекцию горных пород и минералов.

Почувствуйте себя учёными-сейсмологами! Формирование умений анализировать «12-балльную шкалу интенсивности землетрясений».

Атмосфера

Почувствуйте себя метеорологом. Измерение температуры воздуха. Составление графика хода температуры воздуха.

Почувствуй себя метеорологом. Составление «розы ветров».

Изучаем атмосферные осадки. Разработка справочника «Виды осадков по временам года».

Почувствуйте себя ученными-географами! Разработать выпуск атласа «Облака нашей местности».

Гидросфера

Осваиваем методы моделирования! Сделать своими руками модели объектов вод суши.

Почувствуйте себя мореходами! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Почувствуйте себя гидрологами! Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Алатырь и Пьяна.

Почувствуйте себя гидрологами! Познакомимся с принципом «работы» родников. Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.

Почувствуйте себя фольклористами! Умения находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарем.

Биосфера и почвенный покров

Почувствуйте себя палеонтологами! Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника.

Почувствуйте себя биогеографами! Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.

Создайте географическую игротеку! Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

Почувствуйте себя исследователем глубин океана! Умение создавать ленту-плакат «Глубины океана» и определять морских обитателей на разных глубинах океана.

Почувствуйте себя экотуристами! Составление по тексту схемы путешествия.

Почувствуйте себя спасателем МЧС! Работа с различными источниками информации, составление справочника «Выживание в условиях тайги, если вы заблудились».

Почувствуйте себя антропологами! Составить справочник «Описание коренных жителей материков».

Почувствуйте себя экотуристами! Разработка маршрута путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

Почувствуйте себя почвоведами! Научиться закладывать почвенный профиль, выделение и описание почвенных горизонтов

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Тема

Кол-во часов

        Характеристика учебной деятельности

История географических открытий

5

1

Почувствуй себя картографом. Создание модели «Карта мира»

1

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и

практических умений;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- оценивать достигнутые результаты;

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться  друг с другом.

2

Почувствуй себя древним путешественником. Составление справочника «Европейские путешественники Средних веков

1

3

Почувствуйте себя древними путешественниками. Составление ленты времени «Великие географические открытия

1

4

Почувствуйте себя учеными. Составление коллажа «Памятники природы Курской области»

1

5

Почувствуйте себя журналистами. Разработка журнала «Антарктида и Арктика: вчера, сегодня, завтра»

1

Изображение земной поверхности

5

6

Почувствуйте себя топографами. Определение площади пришкольной территории

1

- определение цели обучения;

- умение формулировать для себя задачи;

- умение выдвигать версии решения проблем;

- умение создавать обобщения, создавать аналогии;

- определять возможные источники необходимых сведений;

- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;

- уметь договариваться с людьми иных позиций

7

Почувствуйте себя ландшафтным дизайнером. Создание плана реконструкции территории своей школы

1

8

Почувствуйте себя топографами. Определение географических объектов на космическом снимке

1

9

Почувствуйте себя топографами. Проведение глазомерной съемки

1

10

Осваиваем метод моделирования. Строим свою модель холма

1

Геосферы Земли

22

Литосфера

6

11

Почувствуйте себя минералогами. Оформление плаката «Полезные ископаемые Починковского района

1

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты;

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

12

Почувствуйте себя минералогами. Оформление карточек-названий минералов

1

13

Почувствуйте себя спелеологами. Виртуальное путешествие по Борнуковским пещерам

1

14

Почувствуйте себя учеными. Составление справочника «Величайшие вершины мира»

1

1

15

Осваиваем метод моделирования. Создаём конструктор литосферных плит

1

16

Почувствуйте себя учёными- сейсмологами. Анализ «12-балльной шкалы интенсивности землетрясений

1

Обобщение

1

17

Конкурс проектов. Итоговое занятие

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;

- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

Атмосфера

4

18

Почувствуйте себя метеорологом. Составляем график хода температуры воздуха.

 

 

 

1

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- выбирать средства и применять

19

Почувствуй себя метеорологом. Составляем «розу ветров»

1

их на практике;

- оценивать достигнутые результаты;

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

20

Изучаем атмосферные осадки. Разработка справочника «Виды осадков по временам года»

1

21

Почувствуйте себя учеными-

географами. Предсказываем признаки погоды по облакам

1

1

Гидросфера

4

22

Осваиваем методы моделирования.

Создание модели речной долины равниной реки

1

умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- умение определять понятия;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для познавательных задач;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;

- уметь договариваться с людьми иных позиций

23

Почувствуйте себя гидрологами. Разрабатываем маршрутный лист воображаемого путешествия по рекам Алатырь и Пьяна

1

24

Почувствуйте себя гидрологами. Познакомимся с принципом «работы» родников

1

25

Почувствуйте себя фольклористами. Создание словаря топонимических терминов

1

Биосфера и почвенный покров

8

26

Почувствуйте себя палеонтологами. Составление буклета «Окаменелости и их описание»

1

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- умение определять понятия;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы

модели и схемы для познавательных задач;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;

- уметь договариваться с людьми иных позиций.

27

Почувствуйте себя биогеографами. Создание карточек для комнатных растений школы

1

28

Почувствуйте себя антропологами. Составление справочника «Описание коренных жителей материков»

1

1

29

Почувствуйте себя исследователем глубин океана. Создание плаката-ленты «Глубины океана»

1

30

Почувствуйте себя экотуристами. Разработка маршрута путешествия

1

31

Почувствуйте себя спасателем МЧС. Составление буклета «Выживание в условиях тайги, если вы заблудились»

1

32

Почувствуйте себя почвоведами. Выделение и описание почвенных горизонтов

1

33

Почувствуйте себя почвоведами. Выделение и описание почвенных горизонтов

1

Обобщение

1

34

Конкурс проектов. Итоговое занятие

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- оценивать достигнутые результаты;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;

- умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование включает:

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные, модели-аппликации);

- экранно-звуковые средства обучения (DVD - и видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.);

-        технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);

-        учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты и др.).

Литература

Для учителя:

1. О. В. Крылова «Интересный урок географии», М.: Просвещение, 2007 .

2. Н. Н. Петрова. Школьный практикум. Начальный курс географии. М.: Дрофа, 2006. Для учащихся:

3. «География. Справочник школьника»./сост. Т.С. Майорова/, М.: «АСТ», 2012.

4. Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история./ под ред. М. Д. Аксенова/, М.: АВАНТА, 2007.

5. «Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М.: «АСТ», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование....

Рабочая программа по физике к учебнику 7 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук.

Рабочая программа по физике   к учебнику 7 класса  Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук....

Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук.

Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев, Ю.И. Дик, А.В. Бунчук....

Рабочая программа по физике к учебнику 9 класса Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук.

Рабочая программа по физике к учебнику 8 класса Н.М. Шахмаев,  А.В. Бунчук....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах

Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...