Рабочая программа по географическому краеведению Оренбургской области 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Криволапова Татьяна Александровна

Рабочая программа по географическому краеведению  Оренбургской области  8 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_i_ktp_geograficheskoe_kraevedenie_8_klass_2019g.docx51.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛАБАЗИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ     ШКОЛА»

«Рассмотрено на

заседании ШМО

естественно-математического цикла»

Протокол № 1

от      августа 2019г.

____________/  Неделько О.В./

«Согласовано»

зам. директора по УВР

МАОУ «Лабазинская СОШ»

 

__________/Пахомова Н.Н./

«Утверждаю»

директор

МАОУ «Лабазинская СОШ»

____________/ Сараев В.Ф./

Рабочая программа

по географическому краеведению  8  класс

на 2019-20 уч. год

                                                                                            Составила:

                                                                                                  Учитель биологии

                                                                                                                                            Криволапова Татьяна Александровна

                                                                                                   Высшая категория

                                 

с. Лабазы

2019год

            Физическая география Оренбургской области  8 класс (34)

Рабочая программа по географии  составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г.
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ №1897 от 17.12.2010г).
  4. ООП ООО « Лабазинская СОШ».
  5. Программно-методических материалов в помощь учителю при изучении курса «Физическая география Оренбургской области». / Кургаева Г.И. - Оренбургское литературное агентство «Орлит-А», 2006.

Содержание

1) Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

2) Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий

3) Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Курс «География Оренбургской области» занимает одно из ведущих мест в современном школьном географическом образовании. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный компонент базового географического образования для средних школ Оренбургской области предлагается осуществить на основе программы по географии Оренбургской области, рассчитанной на 34 часа (1 час в неделю).Авторы программы :А.А. Чибилев, Р.Ш. Ахметов, В.П. Петрищев, Г.И. Кургаева, И.В. Ложкин. 8-9 классы.
Учебно – методическое обеспечение: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ. г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2006, «Программно-методические материалы для учителя», «Учебные материалы по географии Оренбургской области и Рабочая тетрадь по географии Оренбургской области – природа». Составитель Ахметов Р.Ш, Гаврилов О.В, Ложкин И.В.,  «Оренбургская область. Атлас географический»

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного элективного  курса.

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии Оренбургской области должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение работать с различными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно - популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать из одной формы в другую:
  3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих;
  4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства различных территорий; о своей Родине – России и Оренбургской области во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • Овладения умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • Знание основ здорового образа жизни и основных правил поведения в природе и обществе;
  • Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • Знание и соблюдение правил работы в кабинете географии;
  • Соблюдение правил работы с географическими приборами и инструментами.
  1. В сфере физической деятельности:
  • Освоения приемов первой помощи при чрезвычайных ситуациях.
  1. В эстетической сфере:
  • Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения географические объекты и явления.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное знание предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • Познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
  • Сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
  • Ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах Интернета, статистических материалах;
  • Соблюдение норм в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Требования к результатам изучения курса направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться к окружающем мире, значимым для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Планируемые результаты курса.

  1. Называть и (или) показывать:
  • Предмет изучения географии области
  • Основные средства и методы получения географической информации
  • Особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских, сухопутных границ
  • Границы часовых поясов
  • Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории
  • Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах
  • Распределение рек области по бассейнам  океанов
  • Зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах
  • Основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования
  • Районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи  и т.д.)
  • Экологически неблагополучные территории
  • Маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории области.
  1. Определять (измерять):
  • Географическое положение объектов
  • Погоду по синоптическим картам
  1. Описывать:
  • Географическое положение области. Отдельных регионов и географических объектов
  1. Объяснять:
  • Роль географических знаний в решении экологических проблем области
  • Влияние географического положения на особенности природы
  • Образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых
  • Образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога
  • Влияние климата на жизнь, быт хозяйственную деятельность
  • Как составляется прогноз погоды
  • Распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние ПК и освоение территории человеком
  • Почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон
  • Причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории области
  • Разнообразие природных комплексов на территории области
  • Объяснить причины основных географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «географическое положение», «природные ресурсы».
  1. Оценивать и прогнозировать:
  • Природно-ресурсный потенциал области
  • Экологическую ситуацию в области
  • Изменения природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями примерной (авторской) программой по предмету.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ (7 часов)

1. История географических исследований и освоения территории области ( 4 часа)

Первые географические сведения о Заволжье и Южном Урале. Основные этносы, населяющие современную территорию области в древности и средневековье. Образование Оренбургской губернии и изменение ее границ в ХХVIII - ХХ вв. Наиболее известные исследователи, их вклад в изучении и исследование края.

2. Географическое положение и административно – территориальное устройство (3 часа )

Географическое положение, границы, величина территории, политико-административное деление области, особенности экономико-географического положения области. Оренбургская область в составе хозяйственного комплекса Урала и России. Положение на картах физико – географического районирования и часовых поясов. Численность населения области и заселенность в сравнении с другими регионами  и странами. Влияние географического положения области на ее природу.

Практические работы

1. Определение географических координат  крайних точек области, географических координат административного центра области, своего населенного пункта, решение задач на определение поясного времени.

2. Определение протяженности области с запада на восток, с севера  на юг, а также расстояние до Москвы и ближайшего морского порта. Описание маршрута до ближайшего морского порта или другого объекта, важного с точки зрения географического положения области.

3. Нанесение на карту политико – административных границ области, названий и границ соседних территорий.

4. Сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами.

5. Выявление положительных и отрицательных сторон экономико-географического положения области.

Работа с картой

1. На контур нанести границы области, подписать пограничные территории.

2. Обозначить административные районы, подписать города и райцентры.

3.   Обозначить крайние точки области.

РАЗДЕЛ II.ОСОБЕННОСТИ  ПРИРОДЫ  (28 ЧАСОВ)

1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые (6 часов)

  Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы  и хозяйственную деятельность.

   Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно – платформенный и горно-складчатый частей области. Основные этапы геологической истории. Четвертичные отложения, их типы и закономерности их размещения. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.

Практические работы

1. Анализ физической и тектонической карт атласа. Связь рельефа с тектоническими структурами и месторождениями полезных ископаемых.

2. Составление геолого – геоморфологического профиля и его анализ.

3. Описание рельефа области по физической ( топографической ) карте.

Работа с картой

1. Нанести  основные формы рельефа области. Подписать самую высокую и самую низкую точку.

2. Нанести месторождения полезных ископаемых

2.  Климат и агроклиматические ресурсы (4 часа).

Область на климатической карте России. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс Значение западного переноса и циклонической деятельности. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам.

   Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков, ветров. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории области. Влияние рельефа на климат.

   Климатическая характеристика сезонов года.

   Влияние климата на жизнь  и хозяйственную деятельность человека. Оценка агроклиматических ресурсов области. Неблагоприятные метеорологические явления. Источники загрязнения атмосферы. Мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Практические работы.

1. Построение и анализ графика  годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов области.

2. Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета  коэффициента увлажнения.

3. Составление характеристики климата своего населенного пункта на основе определения основных климатических показателей по картам атласа.

Работа с картой .

1. Анализ климатических карт.

2. Определение величины коэффициента увлажнения.

3. Определение величины солнечной радиации

4. Характеристика климата своего населенного пункта по картам атласа

3. Внутренние воды области. Водные ресурсы (4 часа).

Внутренние воды области. Распределение речного стока области по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Искусственные водоемы области, распространение и краткая их характеристика. Подземные воды области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах.  Оценка водных ресурсов области.  Влияние деятельности  человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов.

Практические работы.

1. Измерение и вычисление по картам основных характеристик рек и их бассейнов

(длина, площадь бассейна, падение реки, уклон).

2. Вычисление характеристик стока рек области ( расход, годовой сток).

3. Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний.

4. Описание реки по плану.

5. Описание озера по плану.

Работа с картой.

1. Работа с  географической номенклатурой по теме.

2. Анализ карт атласа.

4.  Почвы. Почвенные ресурсы  (2 часа).

Условия формирования почв на территории области. Основные типы почв и их характеристика. Географические закономерности распространения почв. Использование почв, их деградация и загрязнение. Проблемы рационального использования, охраны и восстановления почвенных ресурсов области.

Практические работы.

1.  Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования.»

2.  Создание проекта рекультивации земель.

3.  Сравнительная характеристика типов почв области.

4.  Оценка земельных ресурсов области.

5.Растительность и Животный мир  области (4 часа).

Природные зоны области и их границы. Зональные особенности растительного покрова. Характеристика основных зональных типов растительности. Редкие и исчезающие виды растений. Растительные ресурсы, проблемы их охраны, восстановления и рационального использования. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика животного мира основных типов место обитания области (видовой состав, условия жизни, приспособляемость к условиям среды и др.). Редкие и исчезающие виды животных. Проблемы охраны и восстановления численности и видового разнообразия животного мира.

6.Физико-географическое (природное) районирование (6 часов).               

Разнообразие природных комплексов области и его причины. Основные принципы природного районирования. Сравнительная характеристика крупных природных комплексов области. Природные комплексы (ландшафты) своей местности. Изменение природных комплексов в процессе хозяйственной деятельности человека. Антропогенные ландшафты. Проблемы охраны и рационального использования природных комплексов области и своего места жительства.  Оренбургский степной заповедник.        

7.Человек и природа (2 часа).

Исторические этапы освоения природных ресурсов территории. Основные виды антропогенного воздействия на природу области. Важнейшие экологические проблемы и их взаимосвязь. Экологические последствия деградации природной среды и прогноз ее изменения. Основные направления охраны природы и рационального использования природных ресурсов области.

Экскурсии.

 Ознакомление с экспозицией местного краеведческого музея.

  Экологические проблемы района своего места жительства.

 Комплексная экологическая экскурсия (по экологической тропе).

Работа с картой

1. Уметь показывать места распространения редких и исчезающих видов растений и животных.

2. Показывать и знать нахождение заповедных территорий области.

3. Составлять экологическую карту области.

4. Знать нахождение уникальных памятников природы области.

Тематическое планирование по географическому краеведению 8 класс

 

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. 

7

Тема 1. История географических исследований и освоения территории области  

4

Тема 2. Географическое положение и административно – территориальное устройство

3

2

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ. 

28

Тема 1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые

6

3

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

4

1

Тема 3. Внутренние воды области. Водные ресурсы

4

1

Тема 4. Почвы. Почвенные ресурсы

2

1

Тема 5. Растительность и Животный мир области

4

Тема 6. Физико – географическое районирование

6

1

1

Тема 7.  Человек и природа

1

1

Всего

34

10

1

Итого

34 часов

Календарно-тематическое планирование уроков географического краеведения

8 класс

№ п/п

Тема урока (раздел)

Домашнее задание

Кол-во часов

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ I. ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. 

7

Тема 1. История географических исследований и освоения территории области  

4

1

Первые знания о территории Оренбургской области.

1

2

Кто населял территорию области в древности?

1

3

Освоение территории области в XVIII – XX вв.

1

4

Исследователи Оренбургского края.

1

Тема 2. Географическое положение и административно – территориальное устройство

3

5

Образование Оренбургской губернии.

1

6

Географическое положение. Территория и границы. Практическая работа №1 «Определение географических координат крайних точек  области,  административного  центра области, своего населенного пункта»

1

7

Административно – территориальное устройство. Практическая работа №2 «Нанесение на карту политико -административных границ  области, названий и границ

соседних территорий»

1

РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ. 

28

Тема 1.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые

6

8

Тектоническое строение основных форм рельефа.

1

9

Формирование платформенной части области.

1

10

Развитие Уральских гор. Практическая работа №3 «Составление геолого-геоморфологического профиля и его анализ»

1

11

Полезные ископаемые. Практическая работа №4 «Установление связи между рельефом, геологическим строением и полезными ископаемыми на основе сопряженного анализа соответствующих карт»

1

12

Равнины и горы. Практическая работа №5 «Описание рельефа территории по физической карте»

1

13

Процессы, формирующие рельеф земной поверхности. Влияние деятельности  человека на рельеф

1

Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы

4

14

Особенности климата области.

1

15

Распределение основных элементов климата. Практическая работа №6 «Составление характеристики климата своего места жительства на основе определения основных климатических показателей»

1

16

Времена года, фенологический календарь.

1

17

Агроклиматические ресурсы области. Влияние климата на жизнь и здоровье человека.

1

Тема 3. Внутренние воды области. Водные ресурсы

4

18

Внутренние воды области.

1

19

Реки.

1

20

Озера, водохранилища и подземные воды.

1

21

Водные ресурсы. Охрана вод. Практическая работа №7 «Измерение и вычисление основных характеристик рек и их бассейнов»

1

Тема 4. Почвы. Почвенные ресурсы

2

22

Почвы. Условия образования почв. Практическая работа №8 «Построение и анализ схемы «Факторы почвообразования»

1

23

Чернозем – «царь почв». Охрана почв.

1

Тема 5. Растительность и Животный мир области

4

24

Растения, населяющие территорию области.

1

25

Полезные растения Оренбургской области.

1

26

Особенности животного мира.

1

27

Растения и животные на страницах «Красной книги».

1

Тема 6. Физико – географическое районирование

6

28

Особенности ландшафтов края.

1

29

Сыртовые ландшафты Русской равнины.

1

30

Горы и равнины складчатого Урала.

1

31

Ландшафты Тургайской равнины.

1

32

Типы местности области. Практическая работа № 9 «Построение и анализ комплексного физико-геогра фического профиля по линии Бугуруслан-Оренбург-Светлый»

1

33

Итоговая промежуточная аттестационная работа

1

Тема 7.  Человек и природа

2

34

Важнейшие экологические проблемы области и их взаимосвязь Охрана природы. Особо охраняемые территории. Практическая работа № 10 «Составление экологической карты области»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географическому краеведению -6 класс

Рабочая программа по географическому краеведению - 6 класс...

Рабочая программа по географическому краеведению 6 класс.

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, тематический план, подробное календарно-тематическое планирование и ресурсное обеспечение....

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Рабочая программа по Географическому краеведению Оренбургской области 8 класс к учебнику для 8-9 классов общеобразовательной школы/ А.А. Чибилев, В.П.Петрищев.- 3-изд.г.Оренбург, Оренбургское литературное агентство, 2005

Программа рассчитана на 34 ч. при 1-ом часе учебной нагрузки в неделю.В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Региональный к...

Примерная авторская рабочая программа по «Географическому краеведению Воронежской области» (для 6-7 классов общеобразовательных школ).

Пояснительная записка. Программа курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана в соответствии с приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области ...

Рабочая программа по географическому краеведению (6 класс)

Рабочая программа разработана по курсу географического краеведения Тамбовскй области (учебное пособие под ред. Н.И.Дудника). Программа рассчитана на 17 академических часов....

Рабочая программа по географическому краеведению 7 класс.

На основе авторской программы А.Я. Немыкина (ВГПУ) к пособию Федотова В.И. (ВГУ)....