Бессмертный подвиг полярников
план-конспект занятия по географии (8 класс)

Аракелян Лиана Врежевна

Данное занятие-урок, в  "Государственном музее Арктики и Антарктики",  разработано в рамках школьной программы по теме: " История заселения,освоения и исследования территории России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessmertnyy_podvig_polyarnikov.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

« Бессмертный подвиг  полярников»

Музейно-педагогический  урок для учеников 8класса

Место проведения: Российский государственный музей Арктики и Антарктики

Адрес: Россия, город Санкт-Петербург, улица Марата, 24А

  Метро Владимирская, Достоевская, Маяковская; телефон+7 812 571-25-49, +7 812 713-19-98

  Сайт: polarmuseum.ru   Открыто: вт-вс 10:00–18:00

 

Учитель географии ГБОУ СОШ№259

Аракелян Лиана Врежевна

Данное занятие разработано в рамках школьной программы по географии для восьмого класса, по теме «История заселения, освоения и исследование территории России», по учебнику  для учащихся 8 класса  общеобразовательных учреждений -В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя - «География России  Природа. Население».

Цель:  

Организация неординарного учебного процесса (музейная среда) стимулирующего не только познавательные интересы учащихся, но и способствующего всестороннему их развитию.

Наличие незнакомых предметов,  зачастую знакомых, но рассматриваемых совершенно с другой стороны, в другой исторической обстановке и ситуации, вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации.

Задачи:

Показ исторической роли данной экспедиции и межличностных отношений в экстремальных условиях;

Знакомство с особенностями природы Севера; умение выживания в суровых климатических условиях; осознание важности научных открытий, сделанных советскими учёными для мирового сообщества; визуальному восприятию и постижению «языка вещей».

Слово учителя

 Я хочу начать нашу экскурсию словами директора Российского музея Арктики и Антарктики Виктора Боярского: «Там нет времени, вы живете одновременно со всеми жителями Земного шара, это только на Северном полюсе бывает, больше нигде». Мы с вами находимся в Музее Арктики и Антарктики, который был открыт для посетителей 8 января 1937 г., однако решение о его создании было принято значительно раньше. Уже в 1920-х годах в связи с активным исследованием Арктики многие видные полярники и ученые выступали с предложениями об организации постоянно действующего полярного музея. Первоначально экспонаты музея хранились в подвале ВАИ и использовались только для проведения выставок. В 1933 г. Арктическому институту для создания музея было отдано в аренду здание бывшей Никольской единоверческой церкви на улице Марата 27, построенное в 1820—1838 гг. по проекту архитектора А. И. Мельникова. В течение 1934—1936 гг. по проекту архитектора Сивкова помещение бывшего храма было реконструировано под музей.

Музей быстро получил не только отечественное, но и международное признание. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже его экспонаты были удостоены Почетного диплома. В 1950-х годах начался новый этап в освоении полярных регионов земного шара — планомерное исследование Антарктиды. Коллекцию музея пополнили новые экспонаты из первых  антарктических экспедиций. В июле 1958 г. музей получил новое название — Музей Арктики и Антарктики.

В числе экспонатов также приборы и экспедиционное снаряжение, письменные, картографические и печатные источники, фотодокументы.

 В фондах музея хранятся фотографии, запечатлевшие многие значительные события в Арктике, в том числе начальный период существования первого в мире арктического линейного ледокола „Ермак” (1899—1901 гг.). Деятельность Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1915 гг.), поход на ледоколе „Красин” для спасения участников итальянской экспедиции на дирижабле „Италия” (1928 г.), работу первых дрейфующих  станций СП  и первых советских антарктических экспедиций. РГМАА располагает архивами известных полярных капитанов, советских полярных исследователей, а также конструкторов первого атомного ледокола „Ленин” и атомного ледокола „Арктика”. В 1998 г. Постановлением Правительства РФ музей отделяется от института и становится государственным учреждением. В настоящее время в экспозиции работают три отдела:"Природа Арктики";  "История исследования и освоения Северного морского пути";  "Антарктика".

Экспозиция отдела «Природа Арктики» посвящена истории арктического мореплавания с XVI века до настоящего времени, освоению Северного морского пути, а также научным исследованиям советских и российских ученых в Арктике.  Одно из центральных мест в экспозиции отдела  «Природа Арктики»   занимает палатка первой дрейфующей научной станции „Северный полюс». В экспозиции отдела представлены подлинные предметы дрейфующих станций — одежда, бытовые вещи полярников, научные приборы, а также деревянный передвижной разборный домик дрейфующей станции „Северный полюс-3”.

В начале 20 века одним из наиболее ярких и значимых явлений стало освоение Арктики. Появились первые ледоколы и первые арктические научно-исследовательские станции. К Северному полюсу ехали в упряжках по льдам, пролетали над ним на самолетах и дирижаблях. Однако подлинное завоевание Арктики началось с открытия 6 июня 1937 года первой дрейфующей станции «Северный полюс-1». "Северный полюс – 1" – первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая станция, сооруженная на льдине вблизи Северного полюса (89°24' с.ш.). Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Федоров, радист Эрнст Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.  П.П.Ширшов  был ещё и врачом экспедиции. Почти год он стажировался в одной из московских клиник и научился обрабатывать раны, накладывать швы и делать несложные операции. План экспедиции был разработан академиком О.Ю. Шмидтом на основе математических методов определения направления и скорости дрейфа льдов. После 9 месяцев дрейфа (274 дня) станция была вынесена в Гренландское море, проплыв более 2000 км. Одно из последних сообщений полярников было таким: «В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля [1938] в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоиться». Ледокольные пароходы "Таймыр" и "Мурман" сняли четверку зимовщиков 19 февраля 1938 г. за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

Как видим, в то время, учитывая  уровень техники того времени, подобная экспедиция была связана с риском для жизни и требовала серьезной многоступенчатой подготовки. Была создана промежуточная база на о. Рудольфа (Земля Франца-Иосифа). В августе туда направился ледокольный пароход "Русанов" с грузом для строительства станции - жилой  палатки из сборных алюминиевых труб; стены – брезентовые, между ними проложено два слоя гагажьего пуха, пол – резиновый, надувной. Имелись две радиостанции – мощная на 80 ватт и меньшая аварийная. Основным источником питания служили щелочные аккумуляторы,  которые заряжались от небольшого ветряка или от  бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Запас продовольствия на полтора года весил около 5 тонн. На льдине с папанинцами был и пёс по кличке Весёлый, главной задачей которого было охранять хозяйство станции от белых медведей. Но работу свою он выполнял плохо, был ленивым, вороватым, и любил поспать.

Экспедиция «Северный полюс» позволила изучить рельеф дна Северного Ледовитого океана на всём протяжении дрейфа , установила, что тёплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса. Изучила движение 200-метровой верхней толщи воды под действием ветра, разрушила прежнее представление о строении и циркуляции атмосферы в приполюсных  пространствах, и что в районе полюса нет земель и островов. Труды папанинцев положили начало проведению научных работ в океане с дрейфующего льда. С 1950 г. на льдах Арктики ежегодно работали научные станции „Северный полюс”, с 1948 г. проводились воздушные высокоширотные экспедиции „Север”.   Значение Арктики сложно переоценить. Людям необходимы новые транспортные пути, огромные запасы нефти и газа, богатства животного мира подо льдами. А сами льды — это источник чистой пресной воды. Здесь необходимо проводить многочисленные научные исследования в области океанографии, биологии, геофизики, гидрометеорологии, космических излучений, которые пробиваются сквозь толщу атмосферы только в этой области земного шара.  Ледяные просторы Северного полушария изучаются ради всего человечества».

 Учитель интересуется, есть ли в экспозиции предметы, которые ученикам неизвестны и объясняет для чего они были нужны полярникам.

Подведение итогов

После рассказа учителя класс делиться на 2 группы и учитель каждой группе задаёт вопросы по прослушанному материалу.

Вопросы:

 1.Как называлась дрейфующая станция, и сколько человек было на станции?

 2.Был ли в экспедиции доктор?

3.Как звали  собаку, которая жила с полярниками?

4.На какой срок был запас  продовольствия ,и какой имел вес?

 5.Из чего были сделаны стены и пол жилой палатки?

6.Сколько месяцев длился дрейф станции?

 7.Как назывались пароходы, спасшие полярников?  

  8.Какие географические открытия были сделаны учёными?

За каждый правильный ответ группа получает 1очко.

 Далее каждая группа выбирает капитана и капитанам нужно найти 5 или более предметов обихода или одежды выставленных в экспозиции, которые похожи на современные.

 За каждый правильный ответ 1балл, за одинаковые  ответы-0,5 баллов.

Слово учителя

 Станция « Северный Полюс-2» (начальник — М. М. Сомов) работала с 1апреля а1950года по 11 апреля 1951года. С этого времени на льдах Центральной Арктики непрерывно работали две, а порой одновременно и 3 дрейфующие станции. Так было до июля 1991 года, когда в Арктике закончила работу последняя советская дрейфующая станция — «Северный полюс-31».

В марте 2003 года Правительство РФ приняло решение возобновить программу исследований с дрейфующих станций «Северный полюс» и 25 апреля 2003 года была открыта первая российская дрейфующая станция — «Северный полюс-32». В настоящее время работает станция  «Северный полюс-40». Программа дрейфующих станций реализуется «Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом» («ААНИИ») Росгидромета.

       

   Презентация к  Музейно-педагогическому  уроку для учеников 8класса

« Бессмертный подвиг  полярников»

Подготовлена по материалам  Российский государственный музей Арктики и Антарктики учениками 8 класса, под  руководством учителя географии Аракелян Л.В.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения «Урока Мужества» посвященного 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.«Бессмертный подвиг Ленинграда»

Ленинград поразил мир своим мужеством. Он выстоял и победил. Он залечил раны и на развалинах построил новые дома и дворцы. Там, где, ощетинившись, стояли бронированные дзоты, широко раскинулись кварта...

Урок мужества "Бессмертный подвиг Сталинграда"

Урок- мужества "Бессмертный подвиг Сталинграда" направлен на формирование у учащихся чувства долга, сострадания, любви к Родине. Мероприятие посвящено победе советских войск под Сталинградом....

Урок памяти "Бессмертный подвиг"

Урок памяти"Бессмертный подвиг"посвящённый 70-летию битвы на Курской дуге...

Сценарий "Бессмертный подвиг Ленинграда."

27 января 2010 года наша страна отмечает важную историческую дату – 66- летие со дня полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Жители осаждённого города вместе с воинами Ленинградского ф...

"Бессмертные подвиги"

Разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку для учащихся 7 класса, посвященного Победе в Великой Отечественной войне....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Бессмертный подвиг Сталинграда"

Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции "Бессмертный подвиг Сталинграда"...

Бессмертный подвиг полярников

Презентация для проведения виртуального музейного урока. Конспект урока можно посмотреть в публикациях....