Урок по географии Созвездия
план-конспект урока по географии (5 класс)

Рузакова Маргарита Вячеславовна

Урок по географии Созвездия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozvezdiya.rar2.28 МБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Созвездия

Предмет

География

Класс

5

Автор урока (ФИО, должность)

Рузакова Маргарита Вячеславовна, учитель биологии и географии

Образовательное учреждение

МАОУ «СОШ № 7»

Город/поселение

г.Когалым

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения новых знаний

Цель урока

сформировать у учащихся знания о созвездиях  

Задачи урока

  1. познакомить учащихся с созвездиями (как участками звездного неба);
  2. учить находить на звездном небе и звездной карте самые узнаваемые созвездия;
  3. совершенствовать умение творчески использовать полученные знания
  4. воспитывать чувство прекрасного.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знать/понимать:

Основные понятия и термины: созвездие, звёзды, небесные тела,

Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Необходимое оборудование и материалы

папки с дополнительным материалом, атласы, рабочие тетради, учебники; компьютер, презентации и мультимедийные ресурсы, экран или интерактивная доска, мультимедийный проектор, Windows 98/2000/XP

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология сотрудничества, информационно-коммуникативные;

Методы и приёмы: наглядно-иллюстративные, частично-поисковые; анализ, синтез, логика мышления

Конспект урока

Мотивация учащихся

Данный мультимедийный ресурс позволяет  повысить  мотивацию  учащихся к изучению предмета, благодаря интерактивным мультимедийным ресурсам и дальнейшему использованию полученных знаний в своей деятельности при выполнении групповой творческой работы.

Этапы и содержание урока

Проверка и оценивание ЗУНов

Проверка ЗУНов

Творческое групповое задание

  1. Организационный момент  (1-2мин)
  2. Сообщение темы урока (2 мин)

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Автор: неизвестен  

Догадались ли вы ребята о чем сегодня на уроке мы будем г говорить и что изучать? (Звезды и созвездия)   1 слайд

Наши задачи на урок – 2 слайд

Но прежде чем начать изучение нового материала, давай те вспомним и повторим уже нами изученный. – 3 слайд

  1. Повторение пройденного материала. (4 мин.)

Программированный опрос «Какие утверждения верны?». – 4-5 слад

  1. Изучение нового материала (25 мин.)  -6 слайд

Вы уже знаете, что звезды – это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты. Поэтому они кажутся нам на черном ночном небе лишь мерцающими точками. Невооруженным глазом люди могут увидеть примерно 6000 звезд, а в бинокль или телескоп – гораздо больше.

1.Самостоятельное чтение дополнительного материала №1 из папок.

Обсуждение прочитанного. – 7 слайд

Вопросы:

  • В какую ночь и сколько звезд можно увидеть невооруженным взглядом?
  • Что считалось созвездием в древности? -
  • Что считалось созвездием в современном мире?
  • Сколько созвездий на небесной сфере?
  • Существуют ли четкие границы между созвездиями?
  • Сколько созвездий на территории нашей страны?
  • Как получали созвездия свои названия?

2.Самые, самые созвездия.  -8-9 слайд

3.Знакомство с легендами о созвездиях (Сообщения учащихся) – 10-12 слайд

Вопросы:

  • Легенда о каком созвездии понравилась больше и почему? Найти это созвездие в атласе и показать на карте звездного неба (на доске).

Физминутка 

4.Звезды в созвездиях.

В созвездия не все звезды одинаковой яркости. Самые яркие звезды в созвездиях тоже имеют свои названия.

Вот как некоторые поэты смогли зарифмовать и названия созвездий и названия их самых ярких звезд.– 13-15 слайд

  • Как называются самые яркие звезды Большой и Малой Медведиц?

5.Самостоятельная парная работа учащихся

Придумать и нарисовать свое созвездие и сочинить «легенду» о нем.

Демонстрация и оценивание работ учащихся.

Рефлексия деятельности на уроке(3 мин.)

Проверка и оценивание ЗУНов

А теперь пришло время проверить наши знания полученные сегодня на уроке. (учащиеся выполняют тест и по окончании работы выполняют взаимопроверку и оценку, после чего работы сдают)  16-17 слайд

  1. Кто первым во II веке пересчитал созвездия

а) Птолемей     б) Аристотель      в) Пифагор

2.Сколько всего созвездий на звёздной карте?

а) 33          б) 66          в) 88

3. В настоящее время ученые считают созвездиями:

а) фигуры обозначающие их

б) определенные участки звездного неба

в) Разные скопления звезд.

4.В каком созвездии живёт «Полярная» звезда?

а)Белая Медведица

б)Маленькая Медведица

в)Средняя Медведица

г)Большая Медведица

Оценивание: 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».

Домашнее задание  

(2 мин.)

18 слайд 

Обязательно. Текст на стр.35 учебника, раб. тет. Зад. № 4,5 стр. 28.

Дополнительно. Зарисовать понравившиеся созвездия в тетрадь, подписав созвездие и самые яркие звезды в нем.

Итог урока и оценивание.

(2 мин.)

  • Понравился ли вам урок и чем? 19 слайд 
  • Что нового для себя узнали на уроке?
  • Что больше всего запомнилось?

Дополнительная необходимая информация

Распечатанная дополнительная информация о созвездиях в легендах и стихах на отдельных листах на каждой парте.

Дополнительный материал

Люди с древних времен наблюдали за звездным небом. Оно помогало предсказывать наступление сезонов года, ориентироваться в дальних путешествиях, вести отсчет времени. Уже тогда люди обратили внимание, что звезды образуют какие-то группы, скопления, фигуры. Такие фигуры из звезд стали называть созвездия. Однако в настоящее время ученые считают созвездиями не эти фигуры, а определенные участки звездного неба.

Всего на небесной сфере 88 созвездий. Границы между этими строго определенными участками неба условны, они не имеют никакого физического смысла. Из 88 созвездий, которые приняты официально в наше время (в 1930 году), 48 созвездий перечислил еще Птолемей во II веке.

Андромеда

Кит

Рыбы

Близнецы

Козерог

Рысь

Большая Медведица

Компас

Северная Корона

Большой Пес

Корма

Секстант

Весы

Лебедь

Сетка

Водолей

Лев

Скорпион

Возничий

Летучая Рыба

Скульптор

Волк

Лира

Столовая Гора

Волопас

Лисичка

Стрела

Волосы Вероники

Малая Медведица

Стрелец

Ворон

Малый Конь

Телескоп

Геркулес

Малый Лев

Телец

Гидра

Малый Пес

Треугольник

Голубь

Микроскоп

Тукан

Гончие Псы

Муха

Феникс

Дева

Насос

Хамелеон

Дельфин

Наугольник

Центавр

Дракон

Овен

Цефей

Единорог

Октант

Циркуль

Жертвенник

Орел

Часы

Живописец

Орион

Чаша

Жираф

Павлин

Щит

Журавль

Паруса

Эридан

Заяц

Пегас

Южная Гидра

Змееносец

Персей

Южная Корона

Змея

Печь

Южная Рыба

Золотая Рыба

Райская Птица

Южный Крест

Индеец

Рак

Южный Треугольник

Кассиопея

Резец

Ящерица

Киль

На территории нашей страны можно видеть 54 созвездия.

Названия многих из них пришли к нам из Древней Греции и связаны с персонажами различных мифов и легенд. Свои имена имеют и наиболее яркие звезды в том или ином созвездии. Звезда Ригель, в созвездии Ориона, слепого охотника, прозревшего от лучей Солнца, по-арабски значит «ступня»(Птолемей). Позднее стали обозначать звезды греческими буквами, а в настоящее время и цифрами.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Список используемых источников                                                                                                                         1.   Учебник: География. Начальный курс 5 класс, М.: Дрофа, 2016   Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия  версия 2007   

  1. Энциклопедия для детей "Аванта+" География
  2. Энциклопедия для детей "Аванта+" Астрономия                                                                    

http://www.astrogalaxy.ru/skymap_autumn.html

http://www.kosmonews.ru/sozvezdiya/128-zvezdnyie-sozvezdiya.html

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким

Тема « Созвездия» сложна для понимания школьниками 5 классов  которые в момент прохождения темы проходят адаптационный период и  которые имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Яркость и занимательность слайдов помогает сформировать представление детей о планетах звездах, созвездиях и их. Повышает объем выполняемой работы.      

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Данная тема является логическим продолжением начатого разговора о небесных телах раздела «Вселенная». Последующая тема раздела (Обобщение и закрепление по разделу «Вселенная» и контрольная работа по разделу «Вселенная») логически взаимосвязаны  друг с другом и с данной темой.

н


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок курса географии в 11 классе "Глобальная география"

В 11 классе мной ведется курс географии под названием "Глобальная география" . Предлагается презентация вводного урока. В данной работе рассматриваются следующие вопросы: понятие "глобалистика"; задач...

Интегрированный урок (английский язык + география) «Обобщающий урок по географии материков и океанов»

Интеграция обеспечивает развитие навыков и умений иноязычной речевой деятельности; познавательных способностей учащихся через интеллектуальное и эмоциональное воздействие художественного произве...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...

Конспект урока по теме: " Созвездия Зодиака в координатах"

Урок позволяет проверить знания учащихся по теме "Координатная плоскость", проводить работу в групппах по построению фигур в координатной плоскости, находить и кратко излагать необходимую информацию, ...

Урок-конференция: «Романтизм созвездий»

Данный урок разработан для того, что-бы научить обучающихся 11 классов формулировать выводы об связи астрономии и литературы и культуры, а также уметь вступать и вести дебаты...

Открытый урок по теме "Созвездия на координатной плоскости" (6 класс)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме: “Координатная плоскость”.Форма урока: урок-путешествие.Цель урока: создать условия для прочного овладения учащимися системой мате...