Возможности улучшения качества обучения по средствам использования интерактивной доски.
опыты и эксперименты по географии

Попова Галина Анатольевна

Исследовательский учительский проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie.docx62.18 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности  улучшения  качества  обучения  по  средствам использования  интерактивной  доски.

Автор: Попова Галина Анатольевна,

учитель  МОУ СОШ №18

имени Героя Советского Союза Э.Д. Потапова,

г.Мичуринска Тамбовской области.

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования компьютерной техники. Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последних лет. Этот процесс требует подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, а также повышение общего уровня компьютерной грамотности. Что подтверждает высказывание В.В.Путина: «Следующий вопрос - это создание механизмов, способных кардинально поднять качество отечественного образования. Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы…»

Современная эпоха отличается интегративной культурой, гибкостью, конвергентностью мышления, компетентностью, коммуникативностью. Если учесть, что человечество в своём развитии прошло три типа культурных эпох, то им соответствуют три образовательные модели: традиционная, инструктивная и креативная (инновационная), и цель креативной модели образования – формирование способности к самообразованию и саморазвитию личности через всю жизнь, отсюда и определение этой модели образования как «инновационной»

Мультимедийные технологии – непременное условие современного учебного процесса. Они позволяют сделать обучение наглядным, увлекательным, более эффективным. Вслед за компьютером, мультимедиа проектором, в школах появился еще один инструмент – интерактивная доска. Интерактивные доски и программное обеспечение к ним выпускают разные производители. Я работаю с Интерактивной доской Panasonic в программе elite Panaboard software.

Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу.

Интерактивные доски имеют больший потенциал раскрытия темы урока, чем простая доска и даже компьютер с проектором. Но извлечь максимальную пользу от использования интерактивной доски можно только грамотно спланировав урок, приготовив подходящие материалы. Уроки, приготовленные для использования интерактивной доски, могут быть использованы учителем не раз, при этом дальнейшая адаптация уроков может и не потребоваться, что в конечном итоге позволяет сэкономить время на подготовку к уроку.

Слайд 2

В связи с этим, мной были выбраны:

  1. Тема проекта: «Возможности улучшения качества обучения по средствам использования интерактивной доски».

Проблема: Падение интереса школьников к изучению предметов в области естественных наук, в связи с противоречием между современными требованиями подготовки учащихся и традиционными методами ведения уроков. 

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом, количество часов для уроков уменьшается,  и, к сожалению, у школьников снижается интерес к изучению предметов естественного цикла.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что реализация Стратегии инновационного развития возлагает на сферу образования значительную ответственность за формирование компетенций инновационной деятельности.

Мультимедийные технологии – непременное условие современного учебного процесса. Они позволяют сделать обучение наглядным, увлекательным, более эффективным. Вслед за компьютером, мультимедиа проектором, в школах появился еще один инструмент – интерактивная доска.

Интерактивная доска приносит в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией. Все это способствует формированию положительного отношения к учебе, усиливает мотивацию учения.

Могу отметить, что интерактивное программное обеспечение берет на себя часть моей работы, например, при работе с любыми материалами на интерактивной доске, я могу сохранить все пометки и изменения в файле, чтобы использовать их в дальнейшем.

 Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Это и привело меня к выбору темы работы.

При использовании интерактивной доски можно назвать следующие преимущества для преподавателя:

  • совместимость с программами для всех лет обучении;
  • возможность рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • использование веб-ресурсов;
  • можно сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, экономия времени урока;
  • частая смена видов деятельности.

Преимущества для учащихся: 

  • повышается мотивация;
  • появляется больше возможностей для участия в коллективной работе, т.е. формирование коммуникативных компетенций;
  • развиваются ключевые компетенции;
  • происходит понимание более сложных идей в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся более уверенными в себе.

Слайд 9     

Таким образом, мной была выдвинута для исследования

гипотеза: если использовать интерактивную доску при изучении географии, содействовать развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, то это будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса предметов естественного цикла, в частности – географии.

Для исследования я определила:

Цель: Использование интерактивной доски в образовательном процессе для формирования ключевых компетенций и повышения эффективности изучения предмета (географии) .

Объект: Процесс обучения географии учащихся 6 – 11 классов с использованием программы Elite Panaboard software  (программное  обеспечение интерактивной доски Panasonic)

Предмет: Влияние  уроков с использованием интерактивной доски на эффективность учебного процесса.

Для достижения цели были поставлены ряд задач:

  • Выявить возможности применения интерактивной доски на разных этапах урока.
  • Внедрить информационные технологии (использование глобальной сети Интернет, мультимедийных презентаций, интерактивной электронной доски и др.) в процесс воспитания и обучения.
  • Формировать инфокоммуникационную компетентность, информационную культуру всех участников образовательного процесса.
  • Развивать  познавательную активность,  географическую любознательность, творческие способности учащихся (ключевые/учебно-познавательные компетенции).
  • Формировать устойчивый интерес к предмету.
  • Создать коллекцию мультимедийных электронных образовательных ресурсов.

Новизна опыта состоит в комбинировании известных методик и в усовершенствовании некоторых сторон процесса обучения, в том, что он позволяет увидеть пути повышения эффективности преподавания  географии путем включения информационных технологий по возможности в каждый урок и во внеурочную деятельность. В целом опыт носит репродуктивно-рационализаторский характер.

Этапы реализации исследования:

Первый – Поисково-теоретический

  • Самообразование по работе с интерактивной доской.
  • Внедрение использования интерактивной доски в образовательный процесс

Второй – Формирующий

  • повышение ИКТ-компетентности педагога,
  • активное использование ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками образовательного процесса

Третий – Итогово-обобщающий  

  • Мониторинг результатов проекта

Теоретико-методологическая основа:

  1. Концепция развивающего обучения (Выготский Л.С., Давыдов В.В.)
  2. Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса (Бабанский Ю.К.)
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В.).

Исследование проходит с помощью следующих методов:

Теоретический:  анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, веб-ресурсов по теме исследования. 

Праксиологические: анкетирование, беседа, наблюдение, сравнение, обобщение.

Анкетирование учащихся 6 – 11 классов на выявление успешности, интереса к предмету, уровня учебно-информационных умений и навыков.

Экспериментальный: педагогический эксперимент

Количественный и качественный: обработка результатов эксперимента

Предполагаемые результаты:

  • развитие учебно-познавательных компетенций;
  • развитие информационных компетенций;
  • развитие личностных;
  • повышение интереса к изучению географии 
  • создание методической копилки приемов и уроков географии с использованием интерактивной доски.

Теоретическая значимость иссоледлвания:

  • изучение влияние использования интерактивной доски на повышение эффективности учебного процесса;
  • освоение учащимися географии через инновационную технологию работы формирует положительную мотивацию изучения предмета, развивает познавательную активность, самостоятельность.

Практическая значимость исслоедования:

В ходе работы были созданы:

1.   методические материалы:

  • Методические рекомендации «Создание материалов для уроков в программе Elite Panaboard software».
  • Методические рекомендации для учителей «Использование интерактивной доски на уроках».

2.  дидактические материалы.

В ходе работы было выявлено проблемное поле. Насколько интерактивная доска может повлиять на здоровье как учеников, так и учителя?

Проблемное поле (риски проекта).

Влияние интерактивной доски на здоровье ребенка и взрослого.

Нормы САНПИНа по работе с интерактивной доской 

О временных ограничениях. Приведем выдержку из СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года. Цитата касается экранных ТСО, к которым относится интерактивная доска.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы   

Длительность просмотра (мин.)

1-2

15-20

3-4

15-20

5-7

20-25

8-11

25-30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превы-шать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

Слайд 20

  • При установке доски возникает вопрос – где именно в классе она должна находиться. Хотя интерактивной доски упоминаются в нормах СанПиН, правил размещения досок не проработаны и не всегда можно однозначно их истолковать.

В поисковик ввела вопрос о влиянии ИД на здоровье. Оказалось, что не только меня интересовала эта тема. На сайте 1 сентября я нашла исследовательскую работу "Влияние интерактивной доски на здоровье учащихся", выполненную Квятковской Надеждой Прокофьевной,  учитель биологии из Тюменской области. Она проводила опыты по определению радиационного фона в классе, уровне магнитных полей и влиянию ИД на зрение учащихся. Вывод: магнитное поле и радиационный фон в классах, где расположены интерактивные доски не значительны, поэтому не могут нанести вред здоровью учащихся., доска покрыта антибликовым составом серо-белого цвета, который не раздражает глаза. Так же доски имеют большие размеры, что вынуждает переводить взор в разные части доски. Таким образом, работают разные группы мышц глаз, и глаза не устают.

  • Интерактивная доска – это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов.

Сигналы эти не представляют опасности для здоровья.

Решение проблемы:

Выполнение упражнений во время урока для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.

Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.

Правильная организация работы и учебы, а так же регулярное выполнение специальных комплексов упражнений позволит вам сохранить здоровье при использовании такого полезного и интересного инструмента как интерактивная доска.

Здоровьесберегающие технологии на уроках  с использованием интерактивной доски.

  • применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников.
  • зрение ребенка чувствительно к повышенным нагрузкам, возможно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала.
  • недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами.
  • правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.

Методические возможности использования
интерактивной доски.

Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Интерактивная доска является уникальной поддержкой в осуществлении обучения, при котором на нее выносятся:

  • ставшие уже традиционными презентации;
  • материалы, демонстрирующие проблемную ситуацию;
  • материалы для организации обсуждения, дидактического диалога, эвристической беседы, проблемной лекции;
  • материалы, являющиеся результатом работы групп с последующим обсуждением;
  • виртуальные лабораторные работы, модели, интерактивные схемы, рисунки, таблицы, диаграммы, карты;
  • интерактивные задания, тесты.

         

использование ИД на разных этапах урока

В таблице представлены некоторые возможности интерактивной доски для реализации обучения учащихся с опорой на развитие ключевых компетенций:

Действия, производимые на доске

Концентрация внимания

затенение изображения (инструмент «шторка»)

«высвечивание» объекта (инструмент «прожектор»)

увеличение изображения необходимого объекта (инструмент «лупа»)

внесение пометок, замечаний, поясняющих записей в демонстрируемый материал

Восприятие информации

демонстрация ранее сохраненного материала

демонстрация текстов, изображений, анимации, видеофрагментов, моделей

демонстрация интерактивных моделей, виртуальных лабораторных работ и запись полученных результатов

демонстрация интерактивных объектов (рисунков, таблиц, схем и т.д.)

Осмысливание информации

демонстрация текстов, изображений, анимации, видеофрагментов, сравнительных таблиц, графов, схем

заполнение сравнительных таблиц, графов, схем и др.

демонстрация моделей

демонстрация интерактивных объектов (рисунков, таблиц, схем) - демонстрация интерактивных заданий

Вспоминание

затенение изображения с последующим открытием для просмотра

демонстрация ранее сохраненного материала

демонстрация интерактивных заданий учителем

Сопоставление и противопоставление фактов и явлений. Сравнение нового, с ранее известным.

заполнение учащимися сравнительных таблиц по предложенным критериям

составление сравнительных таблиц, схем, графиков учащимися по критериям, определенным самостоятельно

демонстрация иллюстраций, анимации, видеофрагментов, текстов, схем, графиков, таблиц с последующим внесением записей, комментариев

Моделирование

построение чертежей, схем, формул, таблиц;

перетаскивание объектов;

выделение объектов;

демонстрация объектов;

Умение cистематизировать и классифицировать информацию

демонстрация ранее сохраненного материала;

построение учащимися схем для поиска классификационного признака;

заполнение таблиц систематизирующего характера (с заранее подготовленными критериями или по критериям, определенным в ходе обсуждения)

Умение структурировать информацию

составление блок-схем, опорных конспектов, планов изучаемой учебной информации

Умение проводить мысленный эксперимент

запись результатов мысленного эксперимента

Если требуется провести проверку домашнего задания можно использовать: географический, словарный диктант, топографический тест-опрос, составлять рассказы по анимационным картинам (составления рассказов  развивает устную речь) и т.д. /

Например:

рассказ по картинке:

обучающей анимационной картинке, например «циркуляция воздушных масс, пояса атмосферного давления»,

топографический диктант,

выполнение задания и самопроверка.

Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Интерактивная доска позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт:

  • наносить необходимые пометки (заранее или во время урока),
  • выделять объекты для запоминания, при помощи инструмента «ЛУПА» рассмотреть объекты более близко.
  • Вопросы с использованием карты.
  • Немаловажна и работа с контурными картами: обучающий практикум
  • Нахождение, определение объекта, обозначение при помощи электронных чернил (маркер) или переносом объектов.
  • Работа с контурными картами, так же вариативна…
  • Интерактивная доска является еще и «кладовой» по хранению целого набора карт. Любую карту можно «повесить» на доску безо всякого гвоздика.

Использование игр в обучении географии решает множество задач.

Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика.  

Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые. Материал для некоторых настольных географических игр (ребусы, шарады, кроссворды, геолото, геодомино) желательно поручить приготовить самим ребятам, но можно воспользоваться готовыми онлайн-технологиями (Ребусы, пазлы)

Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики.

Рефлексия один из необходимых этапов урока. Интерактивная доска – это, на мой взгляд, очень удобное средство для проведения данного этапа урока.

Показатели эффективности учебного процесса

при использовании ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.

Эффективность использования ИД в процессе получения знаний и формирования умений была оценена в ходе анкетирования школьников.

В опросе участвовали учащиеся 6, 7, 8, 9 классов, всего – 65учащихся.

По методике изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (разработана А.А. Андреевым) выявлено следующее:

удовлетворены уроками географии

74%

с радостью посещают уроки географии

72%

один из трех любимых предметов

64%

на уроках географии  хорошее настроение

86%

Предварительно им предлагались следующие вопросы:

1.  Нравятся ли тебе уроки географии?

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

да

86%

84%

88%

82%

не очень

7%

16%

8%

9%

нет

-

-

4%

-

мне все равно

7%

-

-

9%

Выяснилось, что большинство учеников с удовольствием посещают уроки географии.

Проводилось анкетирование по оценке отношения школьников к использованию ИКТ на уроках и дома:

Вопросы анкеты

Да

Нет

1. Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках географии?

100%

0

2. Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса?

78%

22%

3. Имеете ли вы возможность работать с ПК дома?

62,50%

37,50%

4. Использует ли Вы компьютер при подготовке домашних заданий?

76,70%

23,30%

Все опрошенные ученики отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их приоритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной деятельности

В настоящее время далеко не все учащиеся имеют дома ПК, но при этом для подготовки к урокам имеют возможность использовать ПК  у друзей, в школе, в одном из городских компьютерных клубов. Радует, что учащиеся посещают компьютерные клубы  не только с целью игры, но и для подготовки к занятиям в школе. 76,7% учащихся используют ПК для подготовки к урокам географии, но 23,3% используют другие источники информации.

НАГЛЯДНОСТЬ И ИНТЕРАКТИВНОСТЬ  – ВОТ ОСНОВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ!

Но я не скажу, что интерактивная доска творит чудеса, к урокам нужно готовиться более тщательно, нужно готовить интерактивные презентации, искать готовые материалы. Ведь интерактивная доска – это просто удобный помощник для любого учителя.

Использование интерактивной доски на уроке одинаково плодотворно независимо от специфики предмета - физика, химия, биология, литература, русский или иностранный язык. С помощью интерактивной доски гораздо легче проводить нестандартные уроки, такие как тренинг, семинар, круглый стол и многие другие.

Но есть и ложка дегтя. У досок разных производителей нет совместимости. Урок, созданный на программном обеспечении одной доски, например, Panasonic, не откроется на Smart.

Ученики относятся к работе с доской положительно! Новому поколению нравится осваивать новые технические изобретения. Это повышает интерес учащихся к предмету и напрямую влияет на качество обучения, что прослеживается в представленной динамике успеваемости и качестве обучения учащихся за последние годы.  

Динамика учебных достижений обучающихся за три года

Динамика учебных достижений по географии

учащихся за г.г.

Учебный год

Обученность, %

Качество знаний, %

2011/2012

100

64,42

2012/2013

100

65,52

2013/2014

100

66,23

Вывод:

Использование в образовании электронных интерактивных досок вносит в учебный процесс новое качество, поскольку не только заметно облегчает подготовку и проведение урока, но и открывает такие возможности, которые до появления интерактивных досок просто не существовали.

На уроке географии в качестве фона можно вызвать карту любой страны с названиями населенных пунктов (обычная карта) или без названий (контурная карта). Прикосновением к любой области можно задать ее увеличение для более детального рассмотрения. Более того, поскольку на самом деле работает комплект - доска, проектор, компьютер, - то учитель, не отходя от интерактивной доски, может выйти в Интернет, что способствует развитию в дальнейшем, по крайней мере, в моей работе методов онлайн-сотрудничества.

 Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования, и поэтому учитель должен быть компетентным в отрасли компьютерных технологий: 

- знать основы информатики, 
- владеть современными операционными системами,

- учиться использовать действующие учебные компьютерные программы. 

    Интерактивная доска является ценным инструментом для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителям подавать новый материал очень живо и увлекательно.

Использование интерактивной доски значительно помогает повысить эффективность учебного процессаи улучшить качество обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядной подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков географии.

   

     Работая с интерактивной доской, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала.

Но  следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения.

Информационные источники.

  •    Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения.- М.: Педагогика, 2002.
  •    Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности//Педагогика. – № 8/2007 – с. 71
  •    Михатова М.Н. Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий//Справ. зам. дир. школы – №5/2008 – с. 47
  •    Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе.- М.: Педагогика - №9/2003.
  •    Полад Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-М.: 1999.
  •    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие студ. педвуз. И системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров: Под. Ред. Е.С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.-224с.

Статьи по использованию ИКТ на уроках географии в методическом журнале «География в школе»:

  • О возможности использования средств Microsoft Office  в обучении географии (А.С. Баранов, аспирант, ассистент РГПУ имени А.И. Герцена; №7/2003).
  • Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии (О.В. Шульгина, кандидат географических наук, профессор МГПУ, г. Москва; №8/03).
  • Современные образовательные технологии в преподавании географии (В.Т. Дмитриева, А.Н. Воробьёва МГПУ; №4/2001).
  • Картографические презентации как учебные пособия. (А.М. Берлянт; №6/03)
  • Компьютерные технологии: возможности использования (Е.А. Таможняя, доцент МГПУ; №4/04).
  • Новые информационные технологии в обучении (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №5/04).
  • Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии (Н.А. Екишбарова, г. Барнаул, МОУ гимназия №42 учение географии; №4/06).
  • Информационная образовательная среда по географии (Е.Ю. Заболотнова, Калининград, РГУ имени И.Канта; №8/07).

Электронные журналы:

  •    http://www.courier.com.ru/ - «Курьер образования»
  •    http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog/title.html - «Педагог»
  •    http://www.ychitel.com/index.html - педагогический журнал «Учитель»
  •    http://geo.1september.ru/urok/ - Я иду на урок географии

Методические странички:

  •    http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей» - сайт для педагогов
  •    http://geo-kabinet/ - виртуальный кабинет географии
  •    http://blogs.mail.ru/community/skola.mail.ru/ - сообщество учителей. Помощь в подготовке к уроку
  •    http://www.krugosvet.ru/countries.htm - Энциклопедия «Кругосвет»
  •    http://www.karty.narod.ru/ - Сайт редких карт
  •    http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
  •    http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
  •    http://geoman.ru/ - Географическая энциклопедия
  •    http://www.vokrugsveta.ru/ - Вокруг света
  •    http://www.geograf-ru.narod.ru/  - Географический справочник
  •    http://wgeo.ru/ - Всемирная география
  •    http://catalog.fmb.ru/ - Страноведческий каталог