Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе «Особо охраняемые территории России», урок № 38
материал по географии (5 класс)

Макарова Наталья Семеновна

УМК

Учебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.

Тема урока

 «Особо охраняемые территории России», урок № 38

Тип урока

Изучения нового материала.

 Цель урока

Сформировать представление  об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)

Оборудование

Карта особо охраняемых территорий России, памятники всемирного наследия. мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

 

Методы обучения

 

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения

  1. Физическая карта России;
  2. Карта “Заповедники России”;
  3. Учебник: “География: природа России – 8 кл.”;
  4. Тетради;
  5. Схема: “Охраняемые территории России”;
  6. Телевизор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся.

Методы познания

 

Статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Планируемые результаты

 

Сформировать  понятия:  заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.

 

Практическая работа

На основании различных источников информации  уметь давать характеристику  одному из заповедников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_oopt_rossii_8_kl.docx56.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока географии в 8 классе

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Макарова Наталья Семёновна

Район

Самарская область,  Хворостянский район, с. Владимировка

Место работы

ГБОУ СОШ с. Владимировка

Должность

Учитель географии

Общая информация

УМК

Учебник «Географии  России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс. Авторы: Дронов В.П., И.И.Баринова, В.Я.Ром. М., «Дрофа», 2016.

Тема урока

 «Особо охраняемые территории России», урок № 38

Тип урока

Изучения нового материала.

 Цель урока

Сформировать представление  об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)

Оборудование

Карта особо охраняемых территорий России, памятники всемирного наследия. мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация.

Методы обучения

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения

  1. Физическая карта России;
  2. Карта “Заповедники России”;
  3. Учебник: “География: природа России – 8 кл.”;
  4. Тетради;
  5. Схема: “Охраняемые территории России”;
  6. Телевизор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся.

Методы познания

Статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Планируемые результаты

Сформировать  понятия:  заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.

Практическая работа

На основании различных источников информации  уметь давать характеристику  одному из заповедников

Планируемые результаты  урока

  • Образовательные
  • Развивающие:

.

  • Воспитательные:

               

                  углубить знания  об особо охраняемых природных территориях;

             

                  ● развивать познавательные интересы учащихся, 

                  ●выделять в тексте учебника нужную информацию,

                 ●работать в группе: с учебником;  дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;.

                   ●формирование культуры общения при работе в группах.

  • Предметные

- умение давать определения: заповедник, национальный парк, памятник природы  и показывать некоторые из них на  территории России;

- умение составлять характеристику заповедников;

- умение  анализировать карты атласа и учебника;

  • Метапредметные

        Коммуникативные УУД

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в группах;

- знать правила коллективной работы;

Регулятивные УУД

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

Познавательные УУД

- знать в каких природных зонах равнин  расположены заповедники России, с чем это связано;

-  знать определение заповедник, национальный парк, памятник природы;

      Личностные УУД

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- умение применять полученные знания на практике;

- понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- умение применять полученные знания на практике;

- понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».

- понимать значение  охраняемых территорий для сохранения устойчивого равновесия;

- компетентность в оценивании своих одноклассников.

Формы работы

      коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Формы контроля

      Самоконтроль, контроль учителя и взаимоконтроль.

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

  I. Организационный момент

(Мотивация к учебной деятельности).

 1. Проверка домашнего задания: (слайд 1)

Приветствие учащихся.

 Проверка состояния рабочего места.      Начнём урок.

Здравствуйте ребята!

1.Закономерная   смена природных зон и природных условий в горах

 а) относительная высота;

б) абсолютная высота;

  в)  высотная  поясность.

2.Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников.

а) тундра;  б) тайга;  

 в) арктические  пустыни.

3.Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных пород.

а) тундра;  б) тайга;  

  в)  смешанные леса.

4.Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.

 а) степь;    

б)  полупустыни;  

 в)  пустыни.

5. Найди лишнее:

а) лиственница, дуб, сосна, ель, пихта.

 б) черника, ковыль, типчак, кострец.

 в) полынь, саксаул, джузгун, морошка.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал.(выполняют тест)

Взаимопроверка по парам: (Слайд №2) - (ключи к тесту:

1. В; 2. А;3. В; 4. А;5.в.)

 

Коммуникативные УУД

Обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке

II. Определение целей и задач  урока. 

(слайд№3-4)

2017 год в России объявлен годом экологии. Как вы думаете, с чем это связано? Напомните мне, где можно сохранить природу в нетронутом хозяйственной деятельностью виде?  Правильно, в заповедниках и национальных парках. Такие охраняемые территории называются -  Особо Охраняемые Природные территории.

Эпиграфом нашего урока являются слова Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину» (Слайд 5)

Так и будет называться наш урок. Откройте учебник на с.164 запишите тему урока. Прочтите, что вы должны узнать, чему научиться и что вам для этого необходимо вспомнить.

Объясняют и  формулируют тему, записывают в тетради .

Учащиеся: Тема нашего урока: «Особо охраняемые природные территории».

Работают с учебником.

Познавательные УУД:
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

 

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

III. Изучение нового материала

Актуализация знаний:

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций.

1) Работа с тетрадью.

В тетради: тема урока.(слайд 6)

Учитель: Особо охраняемые природные территории — одна из форм сохранения природы, поэтому относятся к объектам общенационального достояния, сохраняя уникальные и типичные экосистемы, биологическое и ландшафтное разнообразие.

-Какие охраняемые природные территории вы знаете?

Давайте составим в тетради схему «Виды  особо охраняемые природные территории» пользуясь учебником стр. 164

2) Сверим схему со слайдом на презентации (самопроверка).

Схему ООПТ в тетрадь. (слайд 7)

3) Актуализация знаний.

Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?

Учитель: В настоящее время на территории России насчитывается 102 государственных природных заповедник и 40 национальных парков

(Слайд 8)

3)Запись определения в тетрадь - «заповедник»

(Слайд 9)

4) Записать определение «Заказник» 

Учитель: На территории России на начало 2017 г.  существует 59 федеральных заказников.

По состоянию на конец 2013 года на территории России действовало 70 государственных природных заказников федерального значения, суммарная площадь территории которых составляла 13,05 млн га, в том числе 2,9 млн га акваторий. В 2014—2016 годах 9 заказников федерального значения (Сумароковский, Баировский, Куноватский, Курганский, Лебединый, Надымский, Нижне-Обский, Степной и Томский) преобразованы в заказники регионального значения.

В 2014 г. федеральный заказник Буркальский был объединён с региональным заказником Ацинский в новый национальный парк Чикой.

В 2016 г. федеральный заказник Земля Франца Иосифа вошёл в состав национального парка Русская Арктика

   5) Определение в тетрадь - Памятники природы (слайд 10-11)

Памятники природы — это взятые под охрану отдельные невосполнимые природные объекты, имеющие научное, историческое и культурно-эстетическое значение (пещеры, геологические обнажения, водопады, минеральные источники, палеонтологические объекты, отдельные вековые деревья и т. п.).

 Учитель:  Так значит, какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

Дают определения, делают записи в тетрадях.

Называют известные заповедники нашей страны.  

Выступает ученик с сообщением по теме: «Историческая справка развития заповедного дела в России» - Гулиев Гусейн.

Выступление учащихся с медиапрезентацией по теме: «Заповедники»

Презентация 1«Баргузинский заповедник» -Хусаинова Айгуль

Презентация 2 «Астраханский заповедник»- Ларионова Татьяна

Презентация 3 «Кавказский заповедник»- Карпенко Дарья

Презентация 4 «Алтайский заповедник»- Демин Данил

Презентация 5 «Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина» - Елистратова Ксения

Выступление учащегося с медиапрезентацией по теме: «Заказник»

Презентация 6 «Заказники» - Чмыр Леонид

Выступление учащегося с медиапрезентацией по теме: «Памятники природы»

«Природные памятники Самарской области» - презентация 7-  Курашкин Геннадий Национальные парки (слайд 12)

Ответы учащихся: 

- Сохранение живых организмов.

– Охрана окружающей среды.  

– Предупреждение развития разрушительных процессов.

Познавательные УУД:

- знать в каких природных зонах равнин  расположены заповедники России, с чем это связано;

-  знать определение заповедник, национальный парк, памятник природы;

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в группах;

- знать правила коллективной работы;

Регулятивные УУД:

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

Личностные УУД:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- умение применять полученные знания на практике;

- понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».



IV.  Закрепление нового материала (раздаточный материал у каждого на столе)

Учитель:  

А) Самостоятельная работа с  рисунком учебника 61 на стр.174 и   с картой атласа, заполним  таблицу: (Слайд №13-14)  

Б) Какие природоохранные территории Самарского края вы знаете? 

В). Закрепление изученного материала по определениям (по карточкам).

1. Для сохранения природы на земле и в России созданы особо охраняемые территории - заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.

2.Заповедник - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства.

3. Памятник природы - природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т. п.), охраняются государством.

4. Национальный парк – охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма. В них   есть запретные зоны и рекреационные зоны.

5. Заказник - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д.  Существуют охотничьи, рыбохозяйственные заказники.

Природная зона

Количество заповедников

Примеры заповедников

Аркт. пустыни, тундры и лесотундры

зона лесов

Лесостепи и степи

Полупустыни и пустыни

Северный Кавказ

Ответы учащихся

Взаимопроверка: (работа в парах)  

заповедники, заказники, национальные парки, природные памятники.

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в группах;

- знать правила коллективной работы;

Личностные УУД:

- умение применять полученные знания на практике;

V. Заключение.

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию выученных  на уроке понятий, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель: Подошёл к концу наш урок - наше путешествие по ООПТ  России.  

И в заключение урока я хочу вернуться к эпиграфу:

 «Охранять природу - значит охранять Родину, а наша родина – это наше село,  а как мы с вами можем охранять природу?

А теперь каждый из вас скажет, что он взял с сегодняшнего урока.

            Спасибо вам за урок!

Высказывания учащихся по теме: «Особо охраняемые природные территории».

Регулятивные УУД: 

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

VI. Рефлексия.

Слайд №15

Учитель: Предлагаю вам закончить своими словами предложенные высказывания по теме нашего сегодняшнего урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнала…
  2. было интересно…
  3. я поняла, что…
  4. меня удивило…
  5. мне захотелось…
  6. я попробую

Личностные УУД:

- понимать важность изучения темы «Особо охраняемые территории России».

VII. Итог урока: комментирование и выставление оценок.

Учитель:

 К сегодняшнему уроку вы проделали очень большую работу, и я считаю, что вы поработали  на  «Отлично» 

Выставление оценок учащимися в дневник.

VIII. Домашнее задание: (слайд16)

Учитель дает домашнее задание:

1) § 33,

2) Творческое задание: (по выбору)

- подготовить буклет о Кавказском биосферном заповеднике;

-  Составление экологической карты  своего края;

-  Создание   маршрута по памятникам природы своей местности.

И закончить урок мне хочется словами (Слайд №17):

У всех людей одна планета,

И ветром нет на ней границ.

Как нет границ потокам света

И перелетам диких птиц.

И нам беречь природу надо

Для тех, кто будет после нас.

Спасибо за урок!

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

                                                       Самоанализ открытого урока географии  8 класс

по теме: "Особо охраняемые природные территории России".  02.02.18 г.

Урок проводился в классе с хорошими учебными возможностями, с хорошим уровнем знаний по географии.

Учащиеся владеют навыками аналитической мыслительной деятельности.

              Цель урока:

  1. Сформировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы России и роль этих территорий в охране природы..

Задачи учителя:

  1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
  2. Определить роль охраняемых территорий.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации.
  4. Способствовать развитию географического мышления,
  5. Формировать эколого-географическое мировоззрение.
  6. Научить анализировать,  делать выводы, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.

Тип урока:

Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами  путешествия  по особо охраняемым территориям России.

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

Межпредметные связи:

  • география – история;
  • география – экология;
  • география – краеведение;
  • география – информатика.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России;
  2. Карта “Заповедники России”;
  3. Учебник: “География: природа России – 8 кл.”;
  4. Тетради;
  5. Схема: “Охраняемые территории России”;
  6. Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся.

       

Урок состоял из нескольких этапов, в ходе урока использовалось несколько видов презентаций.

Актуализация знаний – очень важный этап урока – это заставляет учащихся актуализировать собственные знания. Полученные знания становятся прочными, если они связываются с уже известными. С этой целью был проведен исторический экскурс в прошлое России по развитию заповедных мест.

 Для реализации названных целей использовались различные методы обучения:

1 По источникам передачи и восприятия информации:

- словесные - формулирование целевых установок, разъяснение способов

деятельности;

- наглядные - карты, интерактивная доска, мультимедийный проектор,

мобильный класс;

- практические - работа с картами атласа, учебником, рабочей тетрадью, с помощью ноутбуков.

2 По характеру познавательной деятельности:

- репродуктивный - учащийся работали с терминами;

- исследовательский - выявляли особенности, устанавливали причину и следствие;

- сравнивали, объясняли, анализировали проблемные вопросы.

На уроке использованы следующие формы организации учебной деятельности:

 1. Индивидуальные-каждый ученик работал с текстом учебника, картами атласа, выполнял задания контроля.

2 Парные - обсуждения, взаимоконтроль.

3 Групповые - творческая работа.

При разработке урока я придерживалась принципов:

1 Принцип мотивации - создание увлеченности, интереса к знаниям.

2 Принцип осознанного процесса обучения.

3 Принцип коллективизма.

Использованы приемы умственной мыслительной деятельности:

1 Прием сравнения - благоприятные и неблагоприятные условия.

2 Прием анализа и синтеза - определение особенностей размещения природных ресурсов.

3 Прием обобщения при формулировании выводов и подведение итогов.

Этапы урока:

Проверка дом.задания

Актуализация знаний

Изучение нового материала

Закрепление

Итог урока

Домашнее задание и выставление оценок.

Форма урока позволила сочетать в себе традиционные и нетрадиционные формы работы. Психологический режим поддерживался доброжелательным отношением учителя к учащимся. Посильностью заданий для каждого

ученика, атмосферой делового сотрудничества. Высокая плотность, темп урока, сочетание разных видов работы позволили реализовать весь объем предлагаемого материала, решить поставленные задачи.

Учащиеся все задания выполняли с интересом, со всем успешно справились.

Со стороны присутствующих на открытом уроке  замечаний к уроку не было.

             

Считаю, что на уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся за счет различных форм работы.

Выводы.

  1. план урока выполнен;
  2. цели урока достигнуты;
  3. четко распределены и выдержаны временные рамки;
  4. интересная практическая работа;

 Любой учитель, в том числе и я, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок география России 8 класс "Особо охраняемые территории России"

Открытый  урок по географии России 8 класс "Особо охраняемые территории России",с сообщениями учеников о разных формах охраняемых территорий  в виде презентаций....

Урок географии в 8 классе «Охраняемые территории России. Заповедники России»

Формирование представления об особо охраняемых территориях Расширение и углубление знаний об особо охраняемых территориях.Формирование представления о заповедниках, заказниках, национальных  и пр...

Урок географии в 8 классе "Формирование территории России"

Цели урока:      • Осуществить интеграцию с курсом истории по вопросу формирования территории России, с искусством на примере творчества В.И. Сурикова &nda...

Технологическая карта урока географии по теме: "Особо охраняемые природные территории"

Технологическая карта поможет при создании урока по теме ООПТ...

Особо охраняемые территории России

Разработка урока географии...

Урок по географии республики Тыва "Особо охраняемые территории республики Тыва", 8 класс

Технологическая карта и презенатция урока географии "Особо охраняемые территории республики Тыва" , 8 класс. Дается информация об ООПТ республики, повторение и закрепление определений ООПТ: ...

Технологическая карта открытого урока по географии 8 класс Тема: Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы

Основные понятия: Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоныОбразовательные ресурсы: Учебник: Алексеев А.И. и др...