Образовательный проект «Экологический туризм в нашем крае»
проект по географии

Воробьев Евгений Евгеньевич

Образовательный проект «Экологический туризм в нашем крае» предназначен для педагогов, обучающихся, родителей МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Социокультурный центр» с. Лопхари

Образовательный проект

«Экологический туризм в нашем крае»

Разработал: Воробьев Е.Е., учитель географии

2019-2020 учебный год

Образовательный проект «Экологический туризм в нашем крае» предназначен для педагогов, обучающихся, родителей МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари.

Обоснование актуальности проекта

Развитие мирового экологического кризиса напрямую связано с распространением в современном мире потребительского отношения к природе. Основной путь выхода из кризиса, на наш взгляд, – эколого-просветительский.

Необходимо формировать экологическое сознание и мышление на основе активной жизненной позиции. Экологическое просвещение необходимо осуществлять на протяжении всей жизни человека, используя систему непрерывного образования.

В связи с этим, актуальной является разработка проекта экологического туризма в пределах нашего родного края.

Туризм – любая форма проведения досуга, связанная с тем или иным видом многодневного отдыха вне места постоянного проживания. Со школьного туризма начинается и туризм взрослых.

По нашим представлениям, туризм – это поход, реализующий спортивные и оздоровительные цели, интегрированный с образованием и воспитанием, что достигается в процессе ознакомления и изучения определенной местности. Туристские путешествия – походы по родному краю, содержат в себе многое, что их связывает с краеведением.

Однако туризм, формируя общественное богатство, несет угрозу окружающей среде, создает социальные и культурные проблемы: загрязненные пляжи, деградация местного культурного своеобразия, проблема сезонной занятости. Все это заставляет искать новые концептуальные подходы к развитию туризма, обозначаемые общим термином «экологический туризм».

В туристических походах школьники наблюдают природу и деятельность людей края. Во время похода они могут выполнять задания краеведческого характера. Из собранных во время похода различных предметов, фотографий, из почерпнутых сведений может пополняться содержание краеведческого уголка или музея школы. По существу, всякий туристский поход по родному краю должен включать в программу краеведческие исследования.

Туризм воспитывает такое важное качество краеведа, как самостоятельность, учит наблюдательности, умению ориентироваться на местности, проводить беседы с местным населением. В туристских путешествиях открываются безграничные возможности для проявления инициативы школьников, которая может быть направлена на краеведческое изучение родных мест.

Оздоровительная деятельность сочетается в туризме с познавательной деятельностью. Главным мотивом в учебной деятельности учащихся выступают их познавательные интересы, для всестороннего удовлетворения которых туризм имеет большие и разнообразные возможности.

Источниками знаний во время путешествия являются устное слово учителя, рассказ, беседа, разнообразная используемая литература, Интернет-ресурсы, компьютерные программы (путеводители, справочники и др.). Непосредственный контакт с туристскими объектами (природными, культурно-историческими, хозяйственными и др.), позволяет связать географические и экологические знания с практикой.

Познавательная функция туризма осуществляется тогда, когда перед школьниками раскрывается содержание всего, что они видят в природе, в памятниках истории и архитектуры, в культуре и хозяйственной деятельности людей. Поэтому составление маршрута туристского путешествия и выбор объектов осмотра выступает как программирование познавательной деятельности учащихся, тем самым в туризме дети получают своеобразную форму знания и самообразования. В туристских путешествиях пополняются знания учащихся о различных сторонах жизни народа, о своем крае, создаются возможности для близкого общения с природой, для ее эстетического восприятия и более глубокого познания, для формирования экологической культуры, понимания сути и значения дела охраны окружающей среды.

Многообразие впечатлений, получаемых учащимися, имеет большое значение для расширения их образовательного и культурного кругозора. С познавательными функциями туризма связано и его воспитательное значение.

В путешествии и походе каждый ученик все время находится в коллективе, в постоянном общении с другими туристами, часто в необычных условиях и обстоятельствах, под новыми впечатлениями. Круг знакомств учащихся и их контакты с людьми расширяются и приобретают новое содержание.

        Туризм оказывает положительное влияние на физическое состояние участника проекта. Деятельность школьников в путешествии и походе разнообразна. В свое время И. М. Сеченов, говоря об активном отдыхе, указал, что переключение с одного вида деятельности на другой (т. е. напряжения с одной группы мышц на другие) способствует снятию утомления. В современной жизни затраты физических упражнений детей в жизни значительно сократились в связи с развитием информационных технологий. Исходя из этого, для детей особенно важна тренирующая физическая нагрузка. Даже в организованных путешествиях, не говоря уже о походах спортивного характера, где от детей требуются выносливость и сила, они, как правило, больше двигаются и получают большую физическую нагрузку, чем в повседневной жизни. Это положительно сказывается на здоровье учащихся и служит как бы стимулятором, поддерживающим их здоровье и работоспособность.

        Из всего многообразия задач, возлагаемых в настоящее время на особо охраняемые природные территории (ООПТ) хочется особо выделить организацию познавательного туризма и отдыха. Прежде всего, это  относится к такой категории ООПТ как государственный природный заповедник. В нашем округе образован государственный природный заказник регионального значения "Куноватский". Ранее заказник имел статус федерального, но в 2016 г. был реорганизован и переведен в статус регионального. Заказник общей площадью 252 860,57 га расположен на территории Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа и состоит из двух участков: "Большеобский" площадью 72 066,24 га и "Куноватский" площадью 180 794,33 га. Он расположен недалеко от поселения Лопхаринское, где мы проживаем. Государственный природный заказник регионального значения "Куноватский" имеет биологический (ботанический и зоологический) профиль и предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях. Существуют ограничения. На территории заказника запрещаются:

- все виды охоты, за исключением охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности и охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов;

- все виды рыболовства, за исключением рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях;

- добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам, за исключением добычи в научных целях и в целях регулирования численности;

- интродукция объектов животного мира в целях их акклиматизации;

- заготовка древесины;

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

- проведение сплошных рубок лесных насаждений;

- сенокошение и распашка земель;

- сброс с судов мусора, отработанных нефтепродуктов и фекальных вод;

- размещение отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;

- строительство и обустройство объектов, складирование строительных материалов, горюче-смазочных материалов и оборудования, не связанные с осуществлением разрешенной на территории заказника деятельности;

- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и выхода минералов, геологических обнажений и горных пород;

- проведение гидромелиоративных и ирригационных работ;

- уничтожение или повреждение шлагбаумов, аншлагов, стендов и других информационных знаков и указателей, а также оборудованных экологических троп и мест отдыха;

- движение и стоянка механизированных транспортных средств, проход и стоянка судов и иных плавучих средств, посадка летательных аппаратов, не связанные с выполнением задач заказника и осуществлением разрешенной на территории заказника деятельности.

        Необходимо отметить, что проведение туризма без оформленного в установленном порядке письменного разрешения либо за пределами специально предусмотренных для этого мест также запрещено. Но проводить просветительскую работу по сохранению видов животных, местности, рек, природоохранную деятельность, можно и необходимо. Ведь о птице стерх, которая гнездится только в Куноватском заказнике, должен знать каждый куноватский житель, к которым мы себя и относим.  

Туристов всегда, а в последнее время особенно, привлекают экологически чистые регионы и ООПТ, где они могут получить полноценный здоровый отдых и богатые эстетические впечатления. Природа Шурышкарского района тоже обладает уникальными природными богатствами. В поселении Лопхаринское при школе действует «Миниэтнографический музей под открытым небом «Ащикем мув» - «Земля предков». Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Значительный вклад в решение этой задачи может внести данный музей, в деятельность которого входит вовлечение учащихся в активную воспитательную работу по патриотическому, экологическому, этнографическому направлениям. Здесь происходит знакомство с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера, формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.         

Таким образом, экологический туризм для детей, их родителей и педагогов - один из видов активного отдыха, способствующий развитию познавательной деятельности и экологической грамотности. В туризме заложены огромные возможности для воспитания и обучения школьников.  

Цели и задачи проекта

Цель организации проекта экологического туризма в нашем крае – развитие у участников, экскурсантов похода базисных элементов экологической этики, формирование позитивной прагматической направленности к природным объектам, а также – ознакомление с охраняемыми природными зонами Шурышкарского района.

Задачи проекта:

- дать понятие, что такое «экологический туризм»;

- дать теоретические и практические знания о турпоходах;

- дать представление об ООПТ Шурышкарского района, в частности – Куноватского заказника. Отметить значение и роль заповедных зон для жизни и деятельности человека, сохранения популяции растений и животных;

- развивать умение работать в группе;

-развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; - развивать творческие способности учащихся;

-обогащать словарный запас участников проекта и их знания об экологии и туризме;

- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю;

-воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, экологическую грамотность, патриотизм и любознательность у школьников;

- знакомить родителей и детей с возможностями семейного досуга;

- знакомить детей с профессиями людей, связанных с работой в заказнике.

Содержание проекта

Экотуризм — туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения.

Основные принципы экотуризма:

  • Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий — знакомство с живой природой, с местными обычаями и культурой.
  • Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.
  • Содействие охране природы и местной социокультурной среды.
  • Экологическое образование и просвещение.

Методы проекта:

-исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдение; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение;

- наглядные: методы иллюстрации и демонстрации;

- словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, инструкции;

- технология моделирования;

-слушание звуков живой природы: зверей и птиц.

 Формы организации проекта:

- познавательные занятия;

- экскурсии, турпоходы;

- трудовая деятельность;

- экологические викторины.

Ресурсное обеспечение проекта:

- методический инструментарий;

-материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, фонотека, спортивный и туристический инвентарь).

Сроки реализации проекта: январь – июнь.

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, их родителей, педагогов к экологическому туризму. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к ООПТ, которые существуют на территории малой Родины. Формирование понимания, что заповедные зоны нуждаются в бережном отношении, охране; формирование навыков культурного поведения на природе, умения беречь и заботиться о ней. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (обустройство экологических троп, экологическое просвещение).

Рабочий план проекта

Ответственные: педагоги, дети, родители.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап – январь - февраль: 

- сбор и анализ литературы, разработка плана реализации проекта;

- формирование желания участвовать в проекте вместе со взрослыми и сверстниками, проявляя самостоятельность и творческий подход;

- выбор маршрута посещения;

 - физическая и теоретическая подготовка к походу;

-разработка дидактических игр, пособий, подборка иллюстративного материала, подготавливающая участников к прохождению туристической тропы;

- диагностика - определение уровня умений и знаний детей по теме.

II. Основной этап – февраль - май:

- беседа «Родной край»;

-занятия «Куноватский заказник», «ООПТ – особо охраняемая природная зона»;

-экскурсия в «Миниэтнографический музей под открытым небом «Ащикем мув» - «Земля предков». 

-беседы: «Экологический туризм», «Профессии людей, занятых в лесном хозяйстве», «Профессии – рыбак, охотник, оленевод»;

-рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Шурышкарского района, видов животных и птиц, обитающих в заказнике;

- дидактическая игра «В походе»;

-дидактическая игра «У костра», «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о видах флоры);

-занятие: «Охраняемые виды животных, обитающие в Куноватском заказнике»;

- беседа «Берегите природу» (расширять знания об окружающем мире);

-слушание записи голосов зверей и птиц. Цель: формирование основ звукового восприятия природы, развитие памяти и внимательности.

-поисково-исследовательская деятельность: «Географическое расположение поселения Лопхаринское», «Если не охранять природу…», «Природа вне заповедных зон»;

- рассказы школьников: «Мой опыт туризма», «Как собраться в поход»;

-художественно-творческая деятельность: участие в мероприятиях по теме «Экология», научно-практических конференциях, участие в проектах, посвященных охране природы;

- коллективное создание агитационного плаката «Берегите природу!»;

-работа с родителями: консультация с родителями: «Экологический туризм» из серии «Вместе с детьми»; консультация для родителей «В поход всей семьей»;

-защита детьми мини-проектов.

III. Заключительный этап – июнь:

- Экологический туристический поход;

- оформление фотоальбома «Наш опыт экотуризма»;

-оформление выставки фотографий «Красоты Куноватского края»;

-оформление памятки экологического туриста для следующих походов;

- конкурс сочинений и эссе участников похода;

- обобщение результатов работы, их анализ, выводы.

Практическая значимость проекта

Такое содержание проекта «Экологический туризм нашего края» позволяет развивать у детей чувство красоты, через общение с природой, у водоемов и на территории поселения. Предлагаемые творческие задания способствуют развитию любознательности, творческой активности, развитию речи, внимания, памяти, воображения; помогают формировать представление об эстетическом образе края, а также развивать потребности участия в различных видах практической деятельности по сохранению природного окружения, поддержанию чистоты на территории поселения. Проявляемая забота о природе будет формировать также и патриотизм к малой Родине.

Кроме того, я полагаю, что содержание будет способствовать воспитанию у школьников таких качеств личности как бережливость, аккуратность, уважение к природе, любовь к родному краю. Содержание включает творческие и научные работы, внеклассные занятия, практические занятия. Уделено внимание и письменным работам на экологическую и туристическую тему.

Проект направлен на интенсивное взаимодействие детей, педагогов и родителей.

Как видно из краткого описания содержания программы, у педагога достаточно большой выбор тематических занятий. Безусловно, их можно проводить в том порядке, который наиболее предпочтителен в конкретном случае и обстановке.

Перспективы: Участие детей, их родителей и педагогов в проекте «Экологический туризм нашего края» – это один из стартовых шагов по развитию экологической культуры и активизации творческой и познавательной деятельности населения благодаря их экологическому просвещению, а также воспитанию граждан, способных к сохранению и улучшению окружающего жизненного пространства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект «Экологический туризм в нашем крае» Разработал: Воробьев Е.Е., учитель географии

Слайд 2

Образовательный проект «Экологический туризм в нашем крае» предназначен для педагогов , обучающихся, родителей МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари

Слайд 3

Развитие мирового экологического кризиса напрямую связано с распространением в современном мире потребительского отношения к природе. Основной путь выхода из кризиса, на наш взгляд, – эколого-просветительский. Необходимо формировать экологическое сознание и мышление на основе активной жизненной позиции. Экологическое просвещение необходимо осуществлять на протяжении всей жизни человека, используя систему непрерывного образования. В связи с этим, актуальной является разработка проекта экологического туризма в пределах нашего родного края. Обоснование актуальности проекта

Слайд 4

Туристские путешествия – походы по родному краю, содержат в себе многое, что их связывает с краеведением. Однако туризм, формируя общественное богатство, несет угрозу окружающей среде, создает социальные и культурные проблемы: загрязненные пляжи, деградация местного культурного своеобразия, проблема сезонной занятости. Все это заставляет искать новые концептуальные подходы к развитию туризма, обозначаемые общим термином «экологический туризм».

Слайд 5

В туристических походах школьники наблюдают природу и деятельность людей края. Во время похода они могут выполнять задания краеведческого характера . Туризм воспитывает такое важное качество краеведа, как самостоятельность, учит наблюдательности, умению ориентироваться на местности, проводить беседы с местным населением. Оздоровительная деятельность сочетается в туризме с познавательной деятельностью

Слайд 6

устное слово учителя, рассказ, беседа, разнообразная используемая литература, Интернет-ресурсы, компьютерные программы (путеводители, справочники и др.). Непосредственный контакт с туристскими объектами (природными, культурно-историческими, хозяйственными и др.), позволяет связать географические и экологические знания с практикой. Источники знаний во время путешествия

Слайд 7

Составление маршрута туристского путешествия и выбор объектов осмотра выступает как программирование познавательной деятельности учащихся, тем самым в туризме дети получают своеобразную форму знания и самообразования. Познавательная деятельность учащихся

Слайд 8

В нашем округе образован государственный природный заказник регионального значения " Куноватский ". В поселении Лопхаринское при школе действует « Миниэтнографический музей под открытым небом « Ащикем мув » - «Земля предков. О рганизация познавательного туризма и отдыха

Слайд 9

Цель организации проекта экологического туризма в нашем крае – развитие у участников, экскурсантов похода базисных элементов экологической этики, формирование позитивной прагматической направленности к природным объектам, а также – ознакомление с охраняемыми природными зонами Шурышкарского района Цели и задачи проекта

Слайд 10

- дать понятие, что такое «экологический туризм»; - дать теоретические и практические знания о турпоходах; - дать представление об ООПТ Шурышкарского района, в частности – Куноватского заказника. Отметить значение и роль заповедных зон для жизни и деятельности человека, сохранения популяции растений и животных; - развивать умение работать в группе; -развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов; - развивать творческие способности учащихся; -обогащать словарный запас участников проекта и их знания об экологии и туризме; - воспитывать бережное отношение к природе, ООПТ, родному краю; -воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, экологическую грамотность, патриотизм и любознательность у школьников; - знакомить родителей и детей с возможностями семейного досуга; - знакомить детей с профессиями людей, связанных с работой в заказнике. Задачи проекта:

Слайд 11

Экотуризм — туризм, включающий путешествия в места с относительно нетронутой природой, с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности, который не нарушает при этом целостности экосистем и создает такие экономические условия, при которых охрана природы и природных ресурсов становится выгодной для местного населения. Содержание проекта

Слайд 12

Путешествия в природу, причем главное содержание таких путешествий — знакомство с живой природой, с местными обычаями и культурой. Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды. Содействие охране природы и местной социокультурной среды. Экологическое образование и просвещение. Основные принципы экотуризма:

Слайд 13

-исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдение; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение; - наглядные: методы иллюстрации и демонстрации; - словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, инструкции; - технология моделирования; -слушание звуков живой природы: зверей и птиц, обитающих в заповеднике. Методы проекта:

Слайд 14

- познавательные занятия; - экскурсии, турпоходы; - трудовая деятельность; - экологические викторины. Ресурсное обеспечение проекта: - методический инструментарий; -материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, фонотека, спортивный и туристический инвентарь). Формы организации проекта:

Слайд 15

Сроки реализации проекта: январь – июнь. Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, их родителей, педагогов к экологическому туризму. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к ООПТ, которые существуют на территории малой Родины. Формирование понимания, что заповедные зоны нуждаются в бережном отношении, охране; формирование навыков культурного поведения на природе, умения беречь и заботиться о ней. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (обустройство экологических троп, экологическое просвещение).

Слайд 16

I. Подготовительный этап – январь - март: - сбор и анализ литературы, разработка плана реализации проекта; - формирование желания участвовать в проекте вместе со взрослыми и сверстниками, проявляя самостоятельность и творческий подход; - выбор маршрута посещения; - физическая и теоретическая подготовка к походу; -разработка дидактических игр, пособий, подборка иллюстративного материала, подготавливающая участников к прохождению туристической тропы; - диагностика - определение уровня умений и знаний детей по теме. Этапы реализации проекта:

Слайд 17

- беседа «Родной край»; -занятия « Куноватский заказник», «ООПТ – особо охраняемая природная зона»; -экскурсия в « Миниэтнографический музей под открытым небом « Ащикем мув » - «Земля предков». -беседы: «Экологический туризм», «Профессии людей, занятых в лесном хозяйстве», «Профессии – рыбак, охотник, оленевод»; -рассматривание иллюстраций, фотографий с видами Шурышкарского района, видов животных и птиц, обитающих в заказнике; - дидактическая игра «В походе»; -дидактическая игра «У костра», «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о видах флоры); -занятие: «Охраняемые виды животных, обитающие в Куноватском заказнике»; И т.д. II. Основной этап – март - май:

Слайд 18

- Экологический туристический поход; - оформление фотоальбома «Наш опыт экотуризма»; -оформление выставки фотографий «Красоты Куноватского края»; -оформление памятки экологического туриста для следующих походов; - конкурс сочинений и эссе участников похода; - обобщение результатов работы, их анализ, выводы. III. Заключительный этап – июнь:

Слайд 19

Такое содержание проекта «Экологический туризм нашего края» позволяет развивать у детей чувство красоты, через общение с природой, у водоемов и на территории поселения. Предлагаемые творческие задания способствуют развитию любознательности, творческой активности, развитию речи, внимания, памяти, воображения; помогают формировать представление об эстетическом образе края, а также развивать потребности участия в различных видах практической деятельности по сохранению природного окружения, поддержанию чистоты на территории поселения. Проявляемая забота о природе будет формировать также и патриотизм к малой Родине. Практическая значимость проекта

Слайд 20

Участие детей, их родителей и педагогов в проекте «Экологический туризм нашего края» – это один из стартовых шагов по развитию экологической культуры и активизации творческой и познавательной деятельности населения благодаря их экологическому просвещению, а также воспитанию граждан, способных к сохранению и улучшению окружающего жизненного пространства. Перспективы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экологические проблемы в нашем посёлке"

Творческий проект на английском языке выполнен обучающимися 7 класса Дубенковой А., Хрулёвой А.,Рузлевой О.,Уховой М.,Щедриной Д. во главе с  научный руководителем Т.В. ...

Урок английского языка (защита проектов) "По следам истории нашего края" 8 класс

Данныый материал содержит конспект урока,буклет, презентацию, критерии оценивания...

интерактивная экологическая игра "Птицы нашего края"

Сценарий содержащий множество разнообразных заданий, игр, а также интересной информации по теме: "Птицы"  (в том числе, о птицах Саратовской области)...

Образовательный проект экологической направленности «ЮнЭк»

Отношение детей к окружающему миру строится на том, что делать нельзя. Около 80% детей 6 -9 лет считают, что хорошо относиться к природе – это «не рвать, не бегать, не бить, не ломать и т. д.». Дети н...

Образовательный проект «Сохраним мир природы родного края»

С раннего детства ребенок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. Он радуется, увидев распустившийся цветок, восхищается подвижными жучками и бабочками, быстро бегающими муравьями. С каж...

Исследовательский экологический проект "Экологический туризм в ХМАО - Югре"

Студенты политехнического колледжа г. Нефтеюганск провели маркетинговое исследование края на предмет развития экологического туризма в крае...

Исследовательский проект "Чернозёмы-главное ботатство нашего края"

Исследовательский проект о черноземах России и Поволжья в частности, на примере земель Пугачевского района Саратовской области....