Активизация познавательной деятельности при изучении географии.
статья по географии (9 класс)

Полина Васильевна Хоменок

Анализ своего  опыта работы по внедрению нестандартных форм деятельности учащихся в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

«К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла». Альбрехт Дюрер

Активизация познавательной деятельности при изучении географии. 


Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук, в том числе и экологией. Широта образовательно-воспитательной задачи предмета, словом, школьная география развивается и совершенствуется.

И моя главная задача привить любовь, интерес к предмету, к науке. Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса и многое другое идёт через урок и только через урок. И в этом помогают нестандартные типы уроков.

Главная задача школы – воспитывать человека пытливой, творческой, ищущей мысли.

 Главная задача учителя географии – дать учащимся прочные знания в соответствии со всеми требованиями программы по предмету. Неукоснительно выполняя эту задачу, каждый учитель реализует и другие воспитательно – образовательные возможности предмета, опираясь на свой опыт и особенности своего стиля работы.

 Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям понять связи в явлениях окружающего  мира, чтобы главным в процессе обучения было развитие активности, пытливого, острого, наблюдательного ума.

Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в работу моей системы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе.

В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.

Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.

Географические диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития.

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования.  Вот некоторые из них: создание проблемных ситуаций, технология опорных конспектов, дидактические игры, творческие работы, использование на уроке дополнительной литературы, работа с картой, нестандартные формы урока.

Заключение

Отрабатывая такого рода уроки, я пришла к выводу, Что учащиеся очень ответственно относятся к занятиям, получив задание, стараются хорошо подготовиться к выступлению перед классом. В конце урока он должен дать самооценку своей работе на уроке, а также оценку своей работы одноклассниками.  Всё это развивает самостоятельность в действиях, умение объективно оценивать свою работу и работу своего товарища, они учатся выслушивать мнение друг друга, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.

На уроках учащиеся работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с различной литературой, периодической печатью, развивается ценное качество – умение отбирать нужный материал, оценивая его в соответствии  с поставленной перед ним задачей, умение кратко излагать свои мысли, делать выводы, давать оценку описываемым событиям и явлениям. Роль учителя –направлять деятельность учащихся, помогать им по мере необходимости.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроке географии

Статья «Активизация познавательной деятельности на уроке географии» содержит описание таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических зна...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии.

Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Приведены примеры использования материала для актиизация познавательной деятельности на уроках географии...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем

Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....