Активизация познавательной деятельности при изучении географии.
статья по географии (9 класс)
Анализ своего опыта работы по внедрению нестандартных форм деятельности учащихся в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла». Альбрехт Дюрер
Активизация познавательной деятельности при изучении географии.
Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук, в том числе и экологией. Широта образовательно-воспитательной задачи предмета, словом, школьная география развивается и совершенствуется.
И моя главная задача привить любовь, интерес к предмету, к науке. Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса и многое другое идёт через урок и только через урок. И в этом помогают нестандартные типы уроков.
Главная задача школы – воспитывать человека пытливой, творческой, ищущей мысли.
Главная задача учителя географии – дать учащимся прочные знания в соответствии со всеми требованиями программы по предмету. Неукоснительно выполняя эту задачу, каждый учитель реализует и другие воспитательно – образовательные возможности предмета, опираясь на свой опыт и особенности своего стиля работы.
Я вижу свою задачу в том, чтобы помочь детям понять связи в явлениях окружающего мира, чтобы главным в процессе обучения было развитие активности, пытливого, острого, наблюдательного ума.
Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в работу моей системы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.
Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.
Географические диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития.
В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу. Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Вот некоторые из них: создание проблемных ситуаций, технология опорных конспектов, дидактические игры, творческие работы, использование на уроке дополнительной литературы, работа с картой, нестандартные формы урока.
Заключение
Отрабатывая такого рода уроки, я пришла к выводу, Что учащиеся очень ответственно относятся к занятиям, получив задание, стараются хорошо подготовиться к выступлению перед классом. В конце урока он должен дать самооценку своей работе на уроке, а также оценку своей работы одноклассниками. Всё это развивает самостоятельность в действиях, умение объективно оценивать свою работу и работу своего товарища, они учатся выслушивать мнение друг друга, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.
На уроках учащиеся работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с различной литературой, периодической печатью, развивается ценное качество – умение отбирать нужный материал, оценивая его в соответствии с поставленной перед ним задачей, умение кратко излагать свои мысли, делать выводы, давать оценку описываемым событиям и явлениям. Роль учителя –направлять деятельность учащихся, помогать им по мере необходимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/10/picture-58185.jpg)
Активизация познавательной деятельности на уроке географии
Статья «Активизация познавательной деятельности на уроке географии» содержит описание таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических зна...
Активизация познавательной деятельности на уроках географии.
Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....
Статья по теме: Активизация познавательной деятельности на уроках географии посредством игровых методических приемов
Краткое описание основных аспектов игровых ситуаций....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-226867-1364051019.jpg)
Активизация познавательной деятельности на уроках географии
Приведены примеры использования материала для актиизация познавательной деятельности на уроках географии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-213584-1362073038.jpg)
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ
Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-426897-1555268169.png)
Методическая разработка "Игра как способ активизации познавательной деятельности при изучении коми языка в школах с русским (родным) языком обучения
Данная методическая разработка включает описание дидактических игр и комментарий к ним....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/21/picture-544437-1574319761.jpg)
Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем
Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....