Рабочая программа по географии для 8 класса УМК "Полярная звезда" 68 часов
рабочая программа по географии (8 класс)

Ирина Всеволодовна Козева

     Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, на основе учебника  Алексеева А. И., Николиной В. В., Липкиной Е. К. «География. 8 класс»,  в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_pz_new.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, на основе учебника  Алексеева А. И., Николиной В. В., Липкиной Е. К. «География. 8 класс»,  в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии.

     География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

     Актуальность программы заключается в том, что содержание курса построено в соответствии с идеями гуманизации и усиления социальных аспектов содержания, принципов комплексности, экологизации, историзма. Важнейшим принципом построения курса является интеграция, которая проявляется в объединении в систему физико-географических и экономико-географических составляющих.  В реализации этих идей особое место принадлежит комплексному  изучению природно-хозяйственных регионов, экономических районов России и своей местности. 

       Цель курса: формирование у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения,  развитие географического мышления.

      Задачи курса:

познание основных природных, социально-экономических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;

          формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

          формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека;

           формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

          формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации); 

          понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

          всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

          выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

                 Разработанная рабочая программа реализуется по учебнику: Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014 (Полярная звезда), рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю) и направлена  на базовый (общеобразовательный) уровень изучения предмета.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ГЕОГРАФИИ

География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Цели географии:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории

материков, России, своего региона    и т.д.);

понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;

формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально- экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии, как возможной области будущей практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют также учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса географии в линии «Полярная звезда» сконструировано по блокам, в котором комплексно изучаются: с 5 по 7 класс — география планеты, с 8 по 9 класс — география России. 

МЕСТО ГЕОГРАФИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 35 ч (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать/понимать

 географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря омывающие страну, крайние точки России;

положение России на карте часовых поясов;

административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;

 вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

численность, плотность и воспроизводство населения России;

особенности естественного движения населения;

основные направления миграций;

 состав трудовых ресурсов;

национальный и религиозный состав населения России;

особенности размещения населения;

типы поселений;

связь рельефа с тектоническим строением;

закономерности  размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;

 основные климатические пояса и типы климата России;

влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

особенности морей, омывающие берега России;

ресурсы морей и их использование человеком;

 крупнейшие речные системы и озера страны;

границу распространения многолетней мерзлоты;

меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

основные типы почв, их размещение по территории страны;

особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

состав и структуру хозяйства России;

основные факторы размещения отраслей хозяйства;

важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

 главные отрасли хозяйства своей области;

изменения в экономике России и своей области;

природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон;

влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;

пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

объекты Всемирного природного и культурного наследия России;

что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества;

уметь

характеризовать географическое положение страны и своей области;

определять поясное время;

определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию;

использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых по физической и тектонической картам;

пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

анализировать статистические показатели развития хозяйства России;

анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану;

объяснять структуру экспорта и импорта в России;

устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России;

отстаивать свою позицию при решении экологических проблем.

оценивать

географическое положение России, своей области;

природно-ресурсный потенциал страны;

климатические ресурсы России;

водные ресурсы России и своей местности;

влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения;

тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России;

современные проблемы России.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

для чтения карт различного содержания;

для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на размещение населения и специализацию хозяйства регионов России;

для нахождения и применения географической информации (карты, статистические материалы, ресурсы Интернета и т. д.) в целях правильной оценки важнейших социально-экономических событий в России, геополитической  и геоэкономической ситуации  страны,  перспектив ее развития;

для понимания географической специфики крупных регионов России в условиях развития экономических связей, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«География», 8 класс
   (68 часов в год, 2 часа  в неделю)

Тема 1. Россия в мире (5 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. 

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, С. Крашенинников.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России. 2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов. 3. Ориентирование по физической карте России. 4. Сравнение способов районирования (природного и экономического). 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

 

Тема 2. Россияне (11 ч) 

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум. 1. Анализ графика рождаемости и смертности в России. 2. Построение графика численности населения своего района (области). 3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов. 4. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе. 5. Анализ карты народов России.

Тема 3. Природа (23 ч)

История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум. 1. Описание рельефа России по плану. 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

Влияние на климат. России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России. 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации. 3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства. 

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России. 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России. 2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору). 3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум. 1. Ознакомление с образцами почв своей местности. 2. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.

Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (7 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России».

2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйственной зоны своей местности.


Тема 5. Хозяйство (19 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий.

Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Практикум. Составление схемы «Структура ТЭК».

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур. Животноводство. Особенности животноводства России

Географическая исследовательская практика   (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Географическая исследовательская практика   (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере своей местности.

Тема 6. Наше наследие (5 ч)

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.
 Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия  развития  России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг».



                                     


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«География», 8 класс

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Тема урока

Кол-во часов

Сроки изучения

План

Факт

Россия в мире (5 часов)

1

Россия на карте мира

1

2

Государственные границы России. Практическая работа № 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.

1

3

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2.  Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

1

4

Административно-территориальное деление России

1

5

Формирование  территории России.

1

Россияне (11 часов)

6

Численность населения

1

7

Воспроизводство населения. Практическая работа № 3.  Анализ графиков рождаемости и смертности в России

8

Возрастной и половой состав населения

1

9

«Демографический портрет» страны

1

10

Этносы России. Практическая работа № 4.  Анализ  карты   народов России

1

11

Религии России.

1

12

  Размещение населения.

1

13

Города и сельские поселения.

1

14

Расселение и урбанизация.

1

15

Миграции населения

1

16

Рынок труда. Трудовые ресурсы

1

Природа (23 часа)

Геологическое строение, рельеф

и полезные ископаемые (6 часов)

17

История развития земной коры

1

18

Особенности рельефа России

1

19

Платформы и складчатые области

1

20

Рельеф: скульптура поверхности

1

21

Полезные ископаемые России.

1

22

Практическая работа № 5. Определение по картам закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых

1

Климат и погода (8 часов)

23

Солнечная радиация

1

24

Атмосферная циркуляция

1

25

Циклоны и антициклоны

1

26

Влияние на климат России ее географического положения. Синоптическая карта.

1

27

Климатические пояса и типы климата

1

28

Климат и хозяйственная деятельность людей.

1

29

Коэффициент увлажнения. Практическая работа № 6. Определение по картам закономерностей распределения климатических показателей

1

30

Климатические ресурсы. Практическая работа № 7.  Оценка климатических условий отдельных регионов или своей местности

1

Моря, внутренние воды и водные ресурсы

(6 часов)

31

Моря России.

1

32

Реки.

1

33

Практическая работа № 8.  Описание одной из рек своей местности с использованием тематических карт

1

34

Озера.

1

35

Значение рек в жизни общества.

1

36

Водные ресурсы

1

Почвы и почвенные ресурсы (2 часа)

37

Почва - особое природное тело

1

38

Типы почв. Охрана почв

1

39

Обобщающее повторение темы «Природа»

1

Природно-хозяйственные зоны (7 часов)

40

Зональность в природе и жизни людей

1

41

Северные безлесные зоны.

1

42

Лесные зоны.

1

43

Южные безлесные зоны.

1

44

Субтропики. Высотная поясность.

1

45

Природно-хозяйственные зоны

1

46

Практическая работа № 10. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану

1

Хозяйство (19 часов)

47

Этапы развития хозяйства в России

1

48

Особенности экономики России.

1

49

Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.

1

50

Нефтяная промышленность

1

51

Газовая промышленность

52

Электроэнергетика.

1

53

Металлургия.

1

54

Машиностроение. Практическая работа № 9. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности

1

55

Химическая промышленность.

1

  56

Лесопромышленный комплекс.

1

57

Сельское хозяйство. Растениеводство.

1

58

Сельское хозяйство. Животноводство

1

59

Агропромышленный комплекс

1

60

Транспорт РФ. Вводный урок

1

61

Сухопутный транспорт. Водный транспорт.

1

62

Состав и значение сферы услуг

1

63

Информационная инфраструктура

1

64

Практическая работа № 11. Составление характеристики отрасли хозяйства (по выбору)

1

65

Обобщающее повторение темы «Хозяйство»

1

Наше наследие (5 часов)

66

Территориальная организация общества

1

67

Территориальные комплексы

1

68

Природное и культурное наследие России

1

69-70

Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России – наш нравственный долг»

2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Примерная программа основного общего образования по географии.

Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2014 (Полярная звезда).

Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.

Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

Географический атлас,  8  класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.

Контурные карты, 8 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.

Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.    http://fcior.edu.ru/ 

Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

Географические сайты: www.google.com, www.geography.about.com, www.geo.ru, www.ocean.ru, www.krugosvet.ru,  http://easyen.ru/, http://mygeog.ru/, video-uroki-po-geografii-6-11-klassy.

Комплект мультимедийных презентаций  и видеосюжетов по темам изучаемого курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 11 класс (68 часов)

Рабочая программа разработана на основе авторской программы «География мира»   для 10 -11 классов. Автор программы А.П.Кузнецов, 2010г. Рабочая программа ориентирована на использование...

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ ....

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС (34 часа)

Рабочая программа разработана по изучению начального курска географии в 6 классе по учебнику В.П. Дронов, Л.Е. Савельева "География. Землеведение". Данная программа расчитана на 1 час в неделю, 34 час...

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС (68 часа)

Рабочая программа разработана по изучению начального курска географии в 6 классе по учебнику В.П. Дронов, Л.Е. Савельева "География. Землеведение". Данная программа расчитана на 2 час в неделю, 68 час...

Рабочая программа по географии 7 класс ФГОС (102) часа

Рабочая программа по географии 7 класс  ФГОС (102)часа...