Рабочая программа (адаптированная) по географии 6-9 кл 2020-2021 уч.г.
рабочая программа по географии (6, 7, 8, 9 класс)

Лисенков Сергей Александрович

Включает пояснительню записку, УМК "География" 6-9 кл, планируемые результаты, тематическое планирование, содержание учебного предмета с 6 по 9 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 6-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии: - с Приказом Министерства образования и науки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- с рабочей программой по географии  разработанной на основе типовой программы по географии (автор Лифанова Т. М.)  для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл /под редакцией Воронковой В.В.  

Реализация рабочей программы обеспечивается УМК «География» для  6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений:

6 класс

Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География. 6 класс. /Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.   - М.: Просвещение

7 класс

Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География. 7 класс. / Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. - М.: Просвещение

8 класс

Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География. 8 класс. / Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. - М.: Просвещение

9 класс

Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География. 9 класс. / Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. - М.: Просвещение

Предмет «География» относится  к предметной области естественнонаучных дисциплин. Входит в обязательную часть учебного плана.

Обучение географии рассчитано на четыре года — с 6 по 9 класс по 2 урока в неделю.      Учебный материал расположен по годам обучения:

в 6 классе - 68 часов (2 часа в неделю),

в 7 классе - 68 часов (2 часа в неделю),

в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю),

в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю),

Планируемые  результаты освоения курса

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

- пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.

В процессе обучения происходит формирование способности и готовности использовать элементарные знания и умения в повседневной жизни. Изучение учебного материала по годам обучения опирается на принцип от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по географии:

Минимальный уровень:

иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень:

уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;

уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

6 класс

что изучает география;

горизонт, линию и стороны горизонта;

основные формы земной поверхности;

виды водоемов, их различия;

меры по охране воды от загрязнения;

правила поведения в природе;

отличие плана от рисунка и географической карты;

основные направления на плане, географической карте;

условные цвета и основные знаки географической карты;

распределение суши и воды на Земле;

материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

значение запусков в космос искусственных

спутников Земли и полетов людей в космос, имена первых космонавтов; .

различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

географическое положение нашей страны на карте России и карте полушарий;

определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;

читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;

составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе;

7 класс

положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

природные зоны России;

природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;

хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

правила поведения в природе;

названия географических объектов на территории России, указанные в программе

показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами и картами;

 показывать по картам (физической и природных зон России) из приложения к учебнику географические объекты, указанные в программе;

 устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

 делать несложные макеты изучаемых природных зон;

принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе;

8 класс

Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое положение и их хозяйственное значение;

 особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особенности размещения;

названия изученных географических объектов

показывать на географической карте из приложения к учебнику океаны, давать им характеристику;

определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка;

давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту;

находить в периодической печати сведения об изученных государствах и показывать их на политической карте;

9 класс

географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

границы, государственный строй и символику России;

особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы в атласах, специально разработанных для коррекционных школ VIII вида.

 показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

 находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

 давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

 называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

 правильно вести себя в природе;

 

Тематическое планирование

6 класс

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

1

Введение

5

1

Ориентирование на местности

5

2

Формы поверхности Земли

5

3

Вода на Земле

11

4

План и карта

10

5

Земной шар

16

6

Карта России

16

7 класс

№ п/п

Тема (раздел)

Кол-во часов

1

Особенности природы и хозяйства России

11

2

Зона арктических пустынь

7

3

Зона тундры

8

4

Лесная зона

16

5

Зона степей

9

6

Зона пустынь и полупустынь

7

7

Зона субтропиков

3

8

Высотная поясность в горах

7

8 класс

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов.

1

2

Мировой океан

5

3

Африка

13

4

Австралия

8

5

Антарктида

6

6

 Северная Америка

9

7

Южная Америка

12

8

Евразия

14

9 класс

№ п/п

Тема (раздел)

Количество часов

1

Государства Евразии  

52

2

Наш край

16

Содержание учебного предмета

6 класс

В  "Введении" учащиеся знакомятся с новым предметом "География". Узнают, что изучает данный предмет и знакомятся с  первые географическими открытиями.

В «Ориентирование на местности» способствует формированию у детей с нарушением интеллекта  пространственных представлений, навыков ориентировки, необходимых в жизни, а также для перехода к изучению плана местности и карты.

 В разделе "План и карта" учащиеся учатся различать план и рисунок, знакомятся с масштабом, условными знаками плана местности, условными цветами и знаками физической карты. Учатся отличать план от географической карты.

 В разделе "Формы поверхности Земли" учащиеся знакомятся с понятие рельеф и его основными формами- равнины, холмы, овраги, горы, а также с процессами, происходящими в горах- землетрясения и вулканы.

  При изучении раздела "Вода на Земле" происходит знакомство искусственными (колодец, пруд, водопровод) и естественными (родник, озеро, болото, река, море, океан) водоемами.

 В разделе «Земной шар» учащиеся знакомятся с глобусом- моделью земного шара, с расположением материков и океанов, изучают пояса освещенности Солнцем поверхности Земли, узнают об их расположении, получают представление о климате.

 Раздел "Карта России" посвящен изучению географического положения России на карте полушарий, знакомству с островами и полуостровами, поверхностью нашей страны, а также рекам и озерам европейской и азиатской частей  России. Эта тема связана с  курсом VII класса «Природа России», где учащиеся должны находить на карте и читать названия ряда географических объектов.

 В разделах «Вода на Земле» и «Карта России» учащиеся получают знания о родном крае.

7 класс

Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли. Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.

    Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и основные занятия. Северный морской путь.

    Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры.

    Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса. Смешенные и лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь.

Зона степей. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Охрана природы зоны степей.

    Зона пустынь и полупустынь. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны пустынь и полупустынь.

    Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты: Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик. Город Новосибирск.

    Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

8 класс

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.

Мировой океан. Атлантический океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Северный Ледовитый океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Тихий океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Современное изучение Мирового океана.

Африка. Географическое положение. Очертания берегов, острова и полуострова. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительность тропических лесов. Животные тропических лесов. Растительность  саванн. Животные саванн. Растительность и животные  пустынь. Население и государства.  Египет, Эфиопия, Танзания, ДР Конго, Нигерия, ЮАР. Обобщающий урок.

Австралия. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный мир. Животный мир.  Население (коренное и пришлое).  Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.

Антарктида. Географическое положение. Антарктика.  Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.

Северная Америка. Открытие Америки.  Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. США. Канада. Мексика. Куба.

Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительность тропических лесов. Животные тропического леса. Растительность пустынь, степей, саванн и горных районов. Животные саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства. Бразилия, Аргентина, Перу.

Евразия.  Географическое положение. Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии. Культура и быт народов Евразии. Обобщающий урок.

9 класс

Государства Евразии. Политическая карта Евразии. Государства Евразии (обзор). Западная Европа. Великобритания. Франция. Германия. Австрия. Швейцария. Южная Европа. Испания. Португалия.  Италия. Греция. Северная Европа Норвегия. Швеция. Финляндия. Польша. Чехия. Словакия. Венгрия. Румыния. Болгария. Албания. Эстония Латвия. Литва. Белоруссия. Украина. Молдавия.

Центральная Азия. Казахстан. Узбекистан. Туркмения. Киргизия. Таджикистан. Юго-Западная Азия: Грузия. Азербайджан. Армения. Турция. Ирак. Иран. Афганистан

Южная Азия Индия .

Восточная Азия Китай. Монголия. Корея. Япония.

Юго-Восточная Азия Вьетнам. Лаос. Таиланд.

Россия. Россия - крупнейшее государство Евразии. Сухопутные и морские границы России (повторение). Административное деление России (повторение). Столица, крупные города России.  Обобщающий урок.

Свой край 1. История возникновения нашего края.2. Положение на карте области, края. Границы. Поверхность.3. Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.4. Полезные ископаемые и почвы нашей местности.5. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.

6. Растительный мир нашего края (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.7. Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.8.Население нашего края (области). Его состав. Национальные обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.9. Промышленность нашей местности. Ближайшее промышленное предприятие, где могут работать выпускники школы.10. Специализация сельского хозяйства (растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.).11. Транспорт нашего края (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).12. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.13. Наш город (поселок, деревня). 14. Обобщающий урок «Моя малая Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по физической культуре на 2020-2021 год 9 класс

Рабочая программа и КТП по физической культуре на 2020-2021 год 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 7 Б класс 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...

Рабочая программа по истории для 5-9 кл. 2020-2021 уч. год

Рабочая программа по истории для 5-9 кл. составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5-9 классы на 2020-2021 уч.год

Программа составлена на базовом уровне в общеобразовательных классах...

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г.

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс 2020-2021 г....

Рабочая программа учебного предмета «Алгебра » 7а, б класс 2020 – 2021 учебный год

Основой данной рабочей программы по алгебре для 7 класса является авторская программа, её авторы: Зубарева И.И, Мордкович А.Г., Программа курса математики 5-9 классов, - М.: Мнемозина, 2011г.  Ра...

Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 7а,б класс 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебникам для общеобразовательных учреждений: «Геометрия 7 – 9» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. составлена на основе:1....