Программа дополнительного образования " Люби изнай родной свой край"
рабочая программа по географии (6 класс)

Рабочая программа и календарно- тематический план кружка по краеведению " Люби и знай свой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_kraevedeniyu.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Ржаксинская СОШ №2 имени Г.А.Пономарёва» Ржаксинского района, Тамбовской области

 

 

Программа кружка

по краеведению

«Люби и знай свой край»

для детей в возрасте 12-14 лет

Срок реализации программы 1 год

 

Автор программы:

                                                            Старичкова Ольга Владимировна

                                               учитель 

 

 


 

2018 год

Пояснительная записка.

«Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя» Луций Анней Сенека (младший)

Краеведение имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.
Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.
Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведческой деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.
Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего Тамбовского Края, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 3-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Цель программы:

Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему с. Каменка и тамбовской области на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить обучающихся с историей возникновения города Шарья;

- познакомить с разными аспектами жизни и деятельности рода Лугининых, их вкладе в развитие нашего края

- познакомить обучающихся с памятниками, архитектурными зданиями, природными заповедными местами города Шарья;

- ознакомить обучающихся с именами и деятельностью знаменитых шарьинцев;

- расширить представления обучающихся о природных особенностях города Шарья;

- обучить основам работы по ориентированию, по топонимике, с картой местности;

- формировать у обучающихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;

- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;

- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;

- ознакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;

- формировать мотивацию обучающихся к самообразованию.

Развивающие:

- развивать аналитическое мышление;

- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;

- развивать зрительную, слуховую и моторную память;

- развивать познавательную активность;

- развивать творческий потенциал обучающихся;

- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.

Воспитательные:

- формировать у обучающихся социально-нравственные ориентиры;

- воспитывать нравственно-патриотические убеждения обучающихся;

- воспитывать ответственность и дисциплинированность обучающихся;

- формирование у обучающихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;

- формировать социальные умения и навыки;

- воспитывать культуру общения и поведения, обучающихся в общественных местах;

- воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся.

Актуальность программы

Школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Практика работы в средней школе, беседы с учителем и учащимися, наблюдения свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа в классе проводится в рамках изучения предмета «География», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ интересов школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы «Люби и знай свой край».

Новизна

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Люби и знай свой край» отличается объемом и способами преподнесения обучающимся краеведческой информации (исследовательская и конкурсная деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания). При реализации содержания программы расширяются знания, полученные при изучении школьных курсов географии, биологии, истории, формируются межпредметные связи. Важное место отводится практической деятельности обучающихся. В результате освоения программы обучающиеся смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко-культурными объектами; оценки их эстетической ценности; ориентирования в своей области; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие и историюсела, района.

Концепция

Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности.

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Шарьи и Костромского края, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление кормушек, диагностика).

Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.

Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования области и города, людях, населяющих родной край. Для того, чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: Познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведческо – туристические технологии, проектные технологии.

Программа кружка дополнительного образования по краеведению «Люби изнай свой край» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип от опыта к обобщениям;

- принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения;

- принцип смены видов деятельности;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип наглядности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей;

- принцип добровольности;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

Содержание программы позволяет решать задачи и создает условия для развития ряда универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Занятия способствуют развитию инициативы, гражданской активности, повышают познавательный интерес учащихся.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни родного города, района, области, актуальность, воспитательная ценность.

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать:

- Основные этапы истории города: возраст городаТамбова, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;

- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;

- историю своей семьи;

- название улиц названых в честь известных людей области;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- героев  Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны;

- участников военных событий в Афганистане;

- крупные промышленные предприятия города;

- особенности труда людей наиболее распространенных профессий;

- средние специальные учебные заведения своего города.

Воспитанники должны уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;

-работать в семейных архивах;

- работать с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;

- оформлять материалы, создавать экспозиции;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;

-посещать музеи и другие культурные учреждения города.

Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:

- развитая зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

Для оценки результативности учебных занятий применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль

(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (викторины, тестирование, опросы, конкурсы).

Отслеживание личностного развития обучающихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Базовый уровень

Повышенный уровень

Творческий уровень

Обучающимися в основном усвоены:

- возраст городаТамбов, происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц в честь шарьинцев;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия городаТамбова и с. Каменка;

- герои в годы Великой Отечественной войны;

-участники военных событий в Афганистане

- средние учебные заведения города.

- правила техники безопасности на занятиях по краеведению

Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога:

- находят и используют дополнительную информацию о родном крае;

- работают с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы;

- оформляют материалы, создают экспозиции;

У обучающихся недостаточно развиты:

-развитая зрительная, слуховая и моторная память;

-устойчивость внимания, наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- умение слушать и слышать друг друга;

- дружелюбие.

Обучающиеся в достаточной мере знают:

- возраст городаТамбов, происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц названных именами Тамбовчани их расположение;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия

- герои Тамбовчане в годы Великой Отечественной войны;

-участники военных событий в Афганистане;

- средние учебные заведения города.

- правила техники безопасности на занятиях по краеведению

Обучающиеся уверенно:

- находят и используют дополнительную информацию о родном крае;

- работают с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы;

- оформляют материалы, создают экспозиции;

- ориентируются на местности.

У обучающихся в достаточной мере развиты:

- зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания,

- наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- дружелюбие.

Обучающиеся полностью представляют:

- возраст городаТамбов, происхождение его названия, историю символики;

- природные особенности родного края;

- название улиц названных именами Тамбовчани их расположение;

- правила поведения в общественных местах;

- архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места;

- имена и достижения знаменитых земляков;

- промышленные предприятия - герои в годы Великой Отечественной войны;

-участники военных событий в Афганистане;

- средние учебные заведения города.

- правила техники безопасности на занятиях по краеведению

Обучающиеся свободно:

- находят и используют дополнительную информацию о родном крае;

- работают с историческими документами;

- самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы;

- оформляют материалы, создают экспозиции;

- ориентируются на местности.

У обучающихся уверенно развиты:

- зрительная, слуховая и моторная память;

- устойчивость внимания,

- наблюдательность;

- любознательность;

- умение работать в группе;

- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

- дружелюбие.

Учебно-тематический план.

Условные обозначения: Т – теоретическое занятие; П – практическое занятие

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Форма и содержание занятия

Кол-во часов

Теорет.

Практ.

1

Введение в

краеведение

1

1.Вводное занятие. Что такое краеведение?

Занятие-игра. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Беседа «Экологическая ситуация в городе».Викторина «Путешествие в веселую страну краеведения»

1

-

2

Мой край на карте Родины

2

1.Карта Тамбовской области.

2.Происхождение географических названий.

Виртуальное путешествие. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

Творческая мастерская «Легенда о нашем крае»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов.

1

1

3

Я и моя семья

2

1. Родословная Чичериных.

2. Профессии моих родителей.

3. Родословная.

Путешествие. Лекция о семье Чичериных(с использованием мультимедийного оборудования) научным сотрудником краеведческого музея. Разные аспекты жизни и деятельности рода Чичериных– людей государства Российского.

Игра сюжетно-ролевая. Выяснить учащимся кем работают их родители. Игра «По профессиям родителей», «Угадайка»

Творческая мастерская. Моя родословная - нарисовать родословное дерево.

1

1

4

Дом, в котором я живу или хотел бы жить

2

1. Рассказ-описание своего дома.

2. Творческая-мастерская.

Виртуальная экскурсия. По архитектурным памятникам города Тамбова

Мастер-класс. Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала

1

1

5

Моя улица

2

1.Виртуальная экскурсия по улицам города Тамбов с именами наших земляков.

Виртуальная экскурсия. Учащиеся знакомятся с названием улицы названных в честь наших земляков. Акция «Познакомь жителей города с историей земляков- именами которых названы улицы » Филворд “Их именами названы улицы города”.

1

1

6

Наша школа

2

1 У школы скоро юбилей.

Творческая мастерская. Встречи. Игровой тренинг. Знакомство с традициями, историей своей школы.

Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, ресурсный круг, поисково–исследовательская работа. (Примеры тем: Одаренные дети, медалисты знаменитые выпускники достижения учителей, ветераны педагогического труда и т.д.)

1

1

7.

Моя малая Родина

2

Моё село.

Экскурсия по селу. Знакомство с памятниками города.

Форма контроля: «Памятники города Тамбова» в ребусах.

 

2

8.

Природа нашего края

5

1.Растительный и животный мир нашего края

2.Природные заповедные места

 3.Климат

4.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Занятие проводится в краеведческом музее по теме «Растительный и животный мир».

Творческая работа: Создание альбома животный и растительный мир нашего края. Игра «Угадайка», филворды по теме.

Виртуальное путешествие по природным заповедным местам

Акция «Сохраним селочистым!

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории села, района.

Беседа, знакомство с Красной книгой Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.

1

4

9

Что дает наш край стране

2

1. Промышленность городаТамбова.

Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города, его предприятиями, их история.

Экскурсии на предприятия.

Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

 

2

10

Наш край богат талантами

3

Гордость земли Тамбовской.

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край, внесшие добрый вклад в историю нашего города, о знаменитых земляках – почетных гражданах города.

Посещение творческих выставок земляков, встречи.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей. Игра «Угадайка»

 

3

11.

Наш край в годы Великой Отечественной войны

4

1. Герои-земляки

2. Труженики тыла.

3.Дети войны

Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Форма занятия: видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края. Творческая работа “Расскажи о своем герое”.

Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны.

Экскурсия в музей Ржаксинского района, города Тамбова

1

3

12

Афганистан: история и судьбы

1

1.Каменцы -афганцы

Встреча с участником афганских событий.

События истории, жизни участников военных действий в Афганистане.

 

1

13

Герб района

2

1. Символы Тамбовскойобласти, Ржаксинского района

Лекция «Символика и геральдика г.Тамбова и Ржаксинского района

 Творческая работа по созданию символа (герба) своего села в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).

1

1

14

День карьеры

4

Экскурсия в учебные заведения района

Экскурсия в базовую школу

Творческая мастерская с обучающимися «Новогодняя мастерская 2016»

Волхонщинская школа, с. Протасово

 

4

15

 

2

1

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Подведение итогов

Подготовка к участию в городских, областных конкурсах.

Изучение положений. Выполнение работ.

Игровой тренинг Повторение пройденного. Творческое задание «Реклама для путешественников»

 

2

1

Итого:

9

25

Содержание программы

Курс программы состоит из 15 разделов.

1 раздел - «Введение в краеведение»

Этот раздел программы направлен на формирование начал краеведческой культуры, осознанно-правильного отношения к родному краю. В учащемся закладывается первоначальное представление о возникновении городаТамбова, происхождении Ржаксинского района, с. Каменка.

Рекомендации к первому разделу «Введение в краеведение».

На данном этапе педагог создает благоприятную атмосферу и устанавливает доброжелательные отношения с детьми. Занятие проводится в виде занятия-игры, Педагогу необходимо познакомить детей с разными видами географических физических карт, определить местоположение области по отношению к определенным областям и на общей карте РФ.

2 раздел - «Мой край на карте Родины»

В этом разделе программы дети знакомятся с границами территории и географическим положением Тамбовской области, сравнивают с картой Российской Федерации. Знакомятся с историей появления славян на Тамбовской земле; с историей возникновения города Тамбова

Рекомендации ко второму разделу «Мой край на карте Родины»

К занятию необходимо иметь карту Тамбовской области, схематическую планкарту, на которой изображено расположение улиц городаТамбов, образец жилища, предметы быта. Можно предложить учащимся распределиться на группы для выполнения творческого задания. Дать опережающее задание: принести предметы быта, которые раньше использовали бабушки, дедушки.

3 раздел – «Я и моя семья»

Раздел нацелен познакомить учащихся с вкладом Чичериных в развитие нашего края.

Многие дети совсем не знают историю своей семьи. В этом разделе дети готовят сообщения о членах своей семьи, составляют свое генеалогическое древо.

Рекомендации к третьему разделу «Я и моя семья»

Занятие в форме путешествия строится в форме лекции с элементами беседы. Далее дети готовят сообщения о членах своей семьи. Закрепляют профессии своих родителей игрой «Угадайка». Работа творческой мастерской поможет составить свое генеалогическое дерево.

4 раздел – Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

Раздел знакомит ребят с произведениями русского деревянного зодчества на примере памятников архитектуры города Тамбова

На основе фотографий и иллюстраций дети рассматривают фасады и интерьеры старых домов. Раскрывается понятие «Мой дом – моя крепость». Дети сравнивают современное жилье с жилищем людей прошлых времен.

Рекомендации к четвертому разделу «Дом, в котором я живу или хотел бы жить»

Иллюстративный материал учитель представляет в процессе рассказа. Видеофильм можно использовать как центральный момент занятия, который учитель дополняет исторической справкой и задает вопросы по содержанию.

Детям предложить выполнить проект - изготовление дома моей мечты с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Творческая работа-рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

5 раздел – «Моя улица»

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города названных в честь наших земляков. Историческими объектами, мемориальными досками. Акция «Познакомь жителей села с историей земляков именами которых названы улицы » Рекомендации к пятому разделу «Моя улица»

В этом разделе программы учащиеся знакомятся с названием улиц города, их историей, расположением домов. Историческими объектами, мемориальными досками.

Занятие можно построить в виде игры-сообщения «Путешествия по улицам городаТамбова». Учащиеся берут любую улицу, находят о ней материал и представляют ее. Педагог может дать общее представление о расположении улиц в городе, рассказать об одной из улиц.

6 раздел – «Нашашкола»

Дети знакомятся с традициями, историей своейшколы.

Рекомендации к шестому разделу «Наша гимназия»

В этом разделе учащиеся познакомятся с традициями, историей своейшколы. Поработают с творческими групповыми заданиями по разным темам ((Примеры тем: Одаренные дети, медалисты, знаменитые выпускники, достижения учителей, ветераны педагогического труда и т.д.)

7 раздел – «Моя малая Родина»

Раздел направлен на знакомство с историей возникновения родного города, легендами и преданиями. Дается представление о возникновениис. Каменка. Рассматривают историю некоторых названий, характерных для нашей местности. Показывается роль коренных жителей области в развитии истории и культуры края.

Анализируется, как изменилось село за время его становления, что отличает современное село

Экскурсия поселу.. Знакомство с памятниками.

Форма контроля: «Памятникисела» в ребусах

Рекомендации к седьмому разделу «Моя малая Родина»

Разнообразить подачу материала можно, оформляя тематические выставки из фотографий, картин, книг, творческих работ учащихся.

У каждого города есть свое лицо – это его здания. Просмотр видео сюжета о родном селе. Для активизации учащихся можно провести Краеведческую игру «село будущего»

Организовать экскурсию знакомство с памятникамисела, с последующией творческой работой «Памятники селав ребусах»

8 раздел – «Природа нашего края»

В этом разделе дети знакомятся с растительным и животным миром родного края (экскурсия в краеведческий музей).

Совершат виртуальное путешествие по природным заповедным местам Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление “розы ветров” за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района.

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Красная книга», узнают о редких видах растительного и животного мираТамбовской области.

Рекомендации к восьмому разделу «Природа нашего края»

Реки. Животный мир края. Птицы и животные леса, луга, сада, водоема. Растительный мир края. Лекарственные растения, сорняки, растения луга, сада, леса. Комнатные растения и уход за ними. Классификация растительного мира. Заповедные места природы

Практическая работа. Сбор растений школьного двора. Изготовление гербария. Создание энциклопедией животных нашего края.

Игровые виды учебной деятельности. Составление филвордов по данным темам. Создание категории «Красная книга», «Растительный мир края» к игре «Угадайка».

9 раздел – «Что дает наш край стране»

Этот раздел знакомит детей с промышленными предприятиями города, области, села

Экскурсии на предприятия.

Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение “Что дает наш край стране”.

Рекомендации к девятому разделу «Что дает наш край стране»

В этом разделе учащиеся совершат экскурсии и виртуальные экскурсии на предприятия нашей области. Будут организованы встречи с передовиками производства, ветеранами труда. Учащимся будет предложено написать сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране»

10 раздел – «Наш край богат талантами»

Дети знакомятся с творчеством художников, писателей, поэтов родного края. Посещают выставки краеведческого музея. Творческая мастерская: Обложка к книге местных поэтов и писателей

Рекомендации к десятому разделу «Наш край богат талантами»

Экскурсия в краеведческий музей на выставки местных художников, встречи с поэтами и писателями нашего края.

11 раздел – «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Раздел направлен на знакомство с людьми-тружениками тыла, героями ВОВ.

Рекомендации к одиннадцатому разделу «Наш край в годы Великой Отечественной войны»

Знакомство с людьми, героями-войны, жившими на территории края. Видеоурок, беседа.

События истории, жизни и деятельности героев войны, живших и живущих на Встречи с тружениками трудового фронта, детьми войны.

12 раздел – «Афганистан: история и судьбы»

Раздел направлен на встречу с участниками афганских событий.

Рекомендации к дведцатому разделу «Афганистан: история и судьбы»

События истории, жизни участников военных действий в Афганистане.

13 раздел – «Герб района»

Лекция «Символика и геральдика Ржаксинского района»Творческая работа по созданию символа (герба) своего района в любой из техник декоративно-прикладного творчества (пластилинография, квиллинг, торцевание, оригами мозаика и др.).

Рекомендации к тринадцатому разделу «Герб района»

Педагог должен создать условия для знакомства учащихся с историей возникновения символики гербов города Тамбова и Ржаксинского района. Обязательно иметь иллюстрации гербов. Показ гербов сопровождается рассказом и объяснением значения гербовой символики данного региона. Можно предложить детям творческие задания: нарисовать гербсела, составить кроссворд по символике герба городаТамбова, нарисовать почетную грамоту, медаль, какой-либо значок, где может быть изображен герб городаТамбова.

14 раздел – «День карьеры»

В этом разделе в ходе экскурсий дети знакомятся с учебными заведениями района:

15 раздел – «Специальные темы»

Специальные темы по просьбам, предложениям детей, и заказам конкурсной программы.

Рекомендации к пятнадцатому разделу «Специальные темы»

Помощь в подготовке к участию в конкурсах различных уровней.

 

Заключение.

В программе кружка дополнительного образования по краеведению «Мой край родной» представлена система работы с детьми по краеведческому воспитанию школьников.

Предложены разнообразные формы и методы работы с детьми. Это и целевые прогулки, экскурсии, краеведческий музей, игровые обучающие ситуации.

Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии.

Я считаю, что данная программа способствует углубленному изучению краеведческого материала, высокому уровню воспитания гражданской позиции, нравственной культуры обучающихся.

 

Информационные ресурсы:

Для педагога:

Александрова Л.К. Введение в историю (на материалах краеведения) 3 класс. Кострома-Шарья, 2005

Белозёров Г., Торопова М., Макридин В., «Растительность и животный мир Тамбовской области.

Булдаков К.А.

Тамбовский край. Часть 1. Верхнее-Волжское книжное издательство, 1978.

Гольянов Н.В. Годы и люди. Том 1 (Историко-документальная хроника города Шарьи и Шарьинского района). Шарья 1998 г. 392 стр.

Гольянов Н.В. Годы и люди. Том 2 (Историко-документальная хроника города Шарьи и Шарьинского района). Шарья 2005 г. 635 стр.

Город моей судьбы. Книга о шарье и шарьинцах. (Совместный проект городского отдела культуры и ГП КО «Издательский дом «Ветлужский край»», 2008 г.228 с.

Гущин В.Я. Шарья. Историко-этнографический очерк. Верхне-Волжское книжное издательство Ярославль, 1990 г. 95 стр.

Губернский дом.-1994.-№5

Губернский дом.-2002.-№1-2

Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец «Естествознание» Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

Ивченкова Г. Удивительный мир природы, Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1986 г.

Королева А.В. «Естествознание для малышей» журнал «Начальная школа» 1998г. №10

Королев Г.Р., Кудряшова К.Ф., Меткин А.А. «География Костромской области», Верхне-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1971 г.

Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П «Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

Миловидова В.Л. Костромской край.- Ярославль:Верх.-Волж.кн.изд.,1980.

Овчинников Валерий «Пустынножители Верхневолжья или краеведение как точная наука»

Природа Костромской области и ее охрана.- Ярославль, 1973.-225с.

Рыжова Н.А «Не просто сказки»(экологические рассказы, сказки, праздники)

Рыжова Н.А «Наш дом – природа» Журнал «Начальная школа» 1998г. №10

Семенова И. А. «Шарья: неожиданное прошлое». Город Шарья, Издательский дом «Ветлужский край», 2013, 262с.

Смирнов Г.К., Шармин П.Н., Щеболева Е.Г., Рудченко В.М. (фотосъемка). Памятники архитектуры Костромской области (выпуск 7). Кострома, 2005 г., 183 с.

Сысолятнин Ф., Погода в зеркале народной мудрости (народные приметы и признаки погоды). Кострома, 2008, 328 стр.

Для воспитанников:

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Левелин «100 вопросов и ответов» Животные.-М.:ЗАО «Росмэн», 2006.

Булдаков К.А. Костромской край: Учеб.пособие.2-е изд.- Ярославль: верх.-Волж.кн.изд., 1992.

Возникновение Шарьи// Ветлужский край.- 1988.- №3

Гольянов Н.В. Годы и люди. Том 1 (Историко-документальная хроника города Шарьи и Шарьинского района). Шарья 1998 г. 392 стр.

Гольянов Н.В. Годы и люди. Том 2 (Историко-документальная хроника города Шарьи и Шарьинского района). Шарья 2005 г. 635 стр.

Город моей судьбы. Книга о шарье и шарьинцах. (Совместный проект городского отдела культуры и ГП КО «Издательский дом «Ветлужский край»», 2008 г.228 с.

Гущин В.Я. Шарья. Историко-этнографический очерк. Верхне-Волжское книжное издательство Ярославль, 1990 г. 95 стр.

Сысолятнин Ф., Погода в зеркале народной мудрости (народные приметы и признаки погоды). Кострома, 2008, 328 стр.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко «АСТ», 1995.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост.П.Р.Ляхов- М.:Тко «АСТ», 1995.

Интернет-ресурсы:

http://75.adm-sharya.ru/fotografii/pyamyatniki/10-fotografii-pamyatniki-nashego-goroda.html

http://75.adm-sharya.ru/literatura/knigi-sharincev/13-knigi-poetov-i-pisateley-goroda-shari.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Экология родного края»

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знан...

Рабочая программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край»

  Программа дополнительного образования краеведческого кружка «Познай свой край» является общекультурной модифицированной программой патриотической направленности, созданной на основ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мой родной край»

Программа по краеведению для учащихся 5-7 классов познакомит с историей Республики Коми, Койгородского района...

рабочая программа дополнительного образования "Люби свой край

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаестественнонаучной направленности «Люби свой край»(базовый уровень)для детей 12-15 лет....

Рабочая программа Дополнительного образования детей «Экология родного края»

Направленность программы: общеинтеллектуальная / естественнонаучная.  Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо н...

Программа внеурочной деятельности «Люби и знай, свой край родной»

Мной разработана  Программа по краеведению для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения. Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края, т.е. учащиеся  под...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПОГРАММА «РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ЗНАЙ»

Направленность: ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Уровень: БАЗОВЫЙ Возраст обучающихся: 6 класс Срок реализации: 1 год В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культур...