рабочая программа по географии 5 -9 класс ФГОС
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Козлова Светлана Александровна

Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных документов:

·      Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

·      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования. География – М.: Просвещение, 2010;

·      Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

·      Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

·      Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

·      Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 78».

·      Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина;

·      Учебного плана МБОУ «Школа № 78».

 Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева:

1) География. 5-6 кл. /[А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]; под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2015.;

2) География. Страны и континенты. 7 кл. /А.И. Алексеев, Николина В.В., С.И. Болысов и др.– М.: Просвещение, 2015;

3) География. Россия. 8 кл. / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С. И. Болысов и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2011.

4) Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. География. Россия. 9 класс./ А.И. Алексеев – М: Просвещение,2011, А.И. Алексеев Академический школьный учебник «Полярная звезда».

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:

·  Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

·  Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

·  Программы развития и формирования универсальных учебных действий.

·  Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

·  Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.

В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_5_-9_klassy_fgos_-.doc283 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования. География – М.: Просвещение, 2010;

  • Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 78».
  • Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина;
  • Учебного плана МБОУ «Школа № 78».

 Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева:

1) География. 5-6 кл. /[А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.]; под ред. А.И. Алексеева, Ю.Н. Гладкого; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2015.;

2) География. Страны и континенты. 7 кл. /А.И. Алексеев, Николина В.В., С.И. Болысов и др.– М.: Просвещение, 2015;

3) География. Россия. 8 кл. / [А.И. Алексеев, В.В. Николина, С. И. Болысов и др.]; под ред. А.И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2011.

4) Алексеев А.И., Болысов С.И., Николина В.В. География. Россия. 9 класс./ А.И. Алексеев – М: Просвещение,2011, А.И. Алексеев Академический школьный учебник «Полярная звезда».

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
  • Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
  • Рабочей программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.

В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно  общественного научного знания.

Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
  • предпрофильной ориентации.

Цели изучения географии:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
  • познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
  • формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
  • формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности

Общая характеристика предмета географии: География в основной школе формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как; о планете людей, об основных закономерностях развития природы; о размещении населения и хозяйства; об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве; о проблемах взаимодействия природы и общества; об адаптации человека к географическим условиям проживания; о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Содержание курса географии 5-6 классов нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей; о составе, строении и свойствах оболочек Земли; о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете; о государствах и их столицах.

Содержание курса для 7 класса способствует углублению знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Содержание курса для 8-9 класса посвящены изучению России, поэтому их содержание - центральное в системе географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трех основных компонентов – природы, населения, хозяйства. В 8 классе дается общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.

Место географии в учебном плане: География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения 270, из них по 34 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах, по 68 ч (2 часа в неделю) в 7, 8 и 66 ч (2 раза в неделю) в 9 классах.

В соответствии с учебным планом школы курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Результаты освоения предмета географии: Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  • освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения географии являются:

  • умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;
  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • формирование умения организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планета людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Требования к результатам обучения географии: Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности. патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности. знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения. соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению. готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование познавательной и информационной культуры. в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями книгами. доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению, мировоззрению, культуре. языку. гражданской позиции; к истории. культуре. религии, традициям, языкам. ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах. заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся. а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных. социальных и экономических особенностей;

7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

10) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного. бережного отношения к окружающей среде;

11) осознание важности семьи в жизни человека и общества. принятие ценности семейной жизни. уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

12)развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира. творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными  результатами освоения основной образовательной  программы основного общего образования являются:

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний. организации учебной деятельности. поиска средств ее осуществления;

2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения. выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставит вопросы. выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям. классифицировать. структурировать материал. строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию. формулировать выводы. делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности. умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результат и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия. планировать общие способы работы;

6) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения. ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения. решения проблем, прогнозирования;

9) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера. формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров. в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников. поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

10) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни. правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия

Предметными результатами освоения основной образовательной  программы по географии являются:

 1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

8) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Планируемые результаты изучения учебного курса «География»


Источники географической информации
Выпускник  научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
поиска извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-
ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; по результатам
наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и
закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по
географическим картам разного содержания;

• в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации
выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием
разных источников;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

o ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных
навигационных приборов;

o читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические
карты;

o строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты;

o моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных
программ

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать
географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и
проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между
изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их
свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного
давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и
скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

o использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

o приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-
экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического
использования географических знаний в различных областях деятельности;

o воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в
научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

o создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику
численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности населения регионов и стран;

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и
явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчёты демографических показателей;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

o приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о
населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества, стран и регионов;

o самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,
связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов
и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов; объяснять
особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и
хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

o выдвигать гипотезы о связях и закономерностях объектов, событий, процессов в
географической оболочке;

o сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;

o оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата
для отдельных регионов и стран;

o объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

• Различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для
решения практикоориентированных задач по определению различий в поясном времени
территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

o оценивать возможные изменения географического положения России, обусловленные
мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими
изменениями, развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны
и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;

• описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов; объяснять
особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных
территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения (в т. ч. в форме презентаций) об
особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации.

Выпускник получит возможность научиться:

o оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий
России, связанные с глобальными изменениями климата;

o делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов.

Население России

Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности
населения России и отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную
структуру, особенности размещения населения по территории России, географические
различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому
и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения
населения России и её отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного
характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов
или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной
структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном
составе для решения практико- ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

o выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении
численности населения России, его половозрастной структуры, развитии
человеческого капитала;

o оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру
хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по
территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей
экономики России для решения практико-ориентированных задач в реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

o выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации
гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства
страны;

o обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

Система мониторинга качества образования по географии выстроена следующим образом:                                

  • тестовый контроль,
  • интерактивные задания,
  • тренажеры, проверочные работы,
  • топографические и географические диктанты,
  •  работы с контурными картами,
  •  практические работы,
  • работа с картами атласа,
  • заполнение таблиц,
  • индивидуальный устный опрос,
  • фронтальная письменная работа

Содержание учебного курса География

География Земли (5-7 классы)

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

5 класс

Развитие географических знаний о Земле

4

Что изучает география. Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие представлений человека о мире от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации. Марко Поло, А.Никитин, Васко да Гама. Открытие и исследование материков. Х.Колумб, Ф. Магеллан. Открытие и исследование материков. А.Тасман, Дж. Кук, Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Русские землепроходцы –  исследователи Сибири и Дальнего Востока:

Ермак, И.Москвитин, С.Дежнев. Покорители Северного полюса.

Источники географической информации. Географичекие информационные системы. Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Урок (урок-проект,

урок-исследование,

урок-игра, урок-

путешествие и т.п),

практическое занятие.

I – виды деятельности со

словесной (знаковой)

основой:

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих

товарищей.

3. Самостоятельная работа с учебником.

4. Работа с научно-

популярной литературой.

5. Отбор и сравнение материала по

нескольким источникам.

6. Написание рефератов и докладов.

7. Систематизация

учебного материала.

II – виды деятельности на

основе восприятия

элементов

действительности:

1. Просмотр учебных

фильмов.

2. Анализ графиков, таблиц, схем.

3. Объяснение наблюдаемых явлений.

4. Анализ проблемных

ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной)

основой:

1. Работа с раздаточным материалом.

2. Выполнение работ практикума.

Земля – планета Солнечной системы

3

Земля — планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Високосный год. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Продолжительность года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности.

План и карта

11

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения местности на плане.

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости. Относительная и абсолютная высоты. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Топографическая карта. Способы

глазомерной съемки. Глобус – объемная модель земли.

Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Условные знаки. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни людей.

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Часовые пояса. Чтение карты. Определение направлений, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на плане и карте.

Человек на Земле

3

Основные пути расселения древнего человека. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Литосфера – твердая оболочка Земли

13

Внутренние и внешние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты. Горные породы и минералы. Магматические, осадочные и

метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Движение земной коры: вертикальные, горизонтальные. Землетрясения и их

причины. Сейсмические районы и пояса Земли. Условия жизни людей в сейсмоопасных районах. Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов. Гейзеры. Тихоокеанское огненное кольцо. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Выветривание. Основные формы рельефа сущи. Горы и равнины, особенности их образования. Различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира. Жизнь людей на равнинах.

Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Опасные природные явления, их предупреждение. Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

6 класс

Гидросфера — водная оболочка Земли

11

Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек.Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».

Урок (урок-проект,

урок-исследование,

урок-игра, урок-

путешествие и т.п),

практическое занятие.

I – виды деятельности со

словесной (знаковой)

основой:

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих

товарищей.

3. Самостоятельная работа с учебником.

4. Работа с научно-

популярной литературой.

5. Отбор и сравнение материала по

нескольким источникам.

6. Написание рефератов и докладов.

7. Систематизация

учебного материала.

II – виды деятельности на

основе восприятия

элементов

действительности:

1. Просмотр учебных

фильмов.

2. Анализ графиков, таблиц, схем.

3. Объяснение наблюдаемых явлений.

4. Анализ проблемных

ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной)

основой:

1. Работа с раздаточным материалом.

2. Выполнение работ практикума.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли

11

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы. Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода. Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».

Биосфера — живая оболочка Земли

4

Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование. Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».

Географическая оболочка Земли

8

Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт - природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт». Обобщение и повторение по теме «Географическая оболочка Земли».

7 класс

Источники географической информации

3

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).  Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI-XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский. А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук). Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И. Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев). Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Урок (урок-проект,

урок-исследование,

урок-игра, урок-

путешествие и т.п),

практическое занятие

I – виды деятельности со

словесной (знаковой)

основой:

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих

товарищей.

3. Самостоятельная работа с учебником.

4. Работа с научно-

популярной литературой.

5. Отбор и сравнение материала по

нескольким источникам.

6. Написание рефератов и докладов.

7. Систематизация

учебного материала.

II – виды деятельности на

основе восприятия

элементов

действительности:

1. Просмотр учебных

фильмов.

2. Анализ графиков, таблиц, схем.

3. Объяснение наблюдаемых явлений.

4. Анализ проблемных

ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной)

основой:

1. Работа с раздаточным материалом.

2. Выполнение работ практикума.

Население Земли

4

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира. Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений. Страны мира. Многообразие стран мира.

Природа Земли

16

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых. Температура воздуха на разных широтах. Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Муссоны. Климатические пояса и области Земли. Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Почвы. Охрана почв.

Природные комплексы и регионы

5

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

Материки и страны

40

Южные материки. Особенности южных материков Земли. Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта. Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).        Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых). Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).        Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)). Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики. Австралийский Союз (географический уникум - страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование - крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия - «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия - «маленькие» и «многочисленные острова»). Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка - самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).  Антарктида. Антарктида - уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде. Северные материки. Особенности северных материков Земли. Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев). Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США - как одной из ведущих стран современного мира. Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики. Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики). Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны). Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)). Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты). Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона). Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий - буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»). Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения - от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион - двух мощных центров цивилизаций - Индии и Китая).

География России (8-9 классы)

Название темы

Необходимое количество часов для ее изучения

Основные изучаемые вопросы темы

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

8 класс

Россия в мире

6

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI - XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII - XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX - XXI вв.

Урок (урок-проект,

урок-исследование,

урок-игра, урок-

путешествие и т.п),

практическое занятие.

I – виды деятельности со

словесной (знаковой)

основой:

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих

товарищей.

3. Самостоятельная работа с учебником.

4. Работа с научно-

популярной литературой.

5. Отбор и сравнение материала по

нескольким источникам.

6. Написание рефератов и докладов.

7. Систематизация

учебного материала.

II – виды деятельности на

основе восприятия

элементов

действительности:

1. Просмотр учебных

фильмов.

2. Анализ графиков, таблиц, схем.

3. Объяснение наблюдаемых явлений.

4. Анализ проблемных

ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной)

основой:

1. Работа с раздаточным материалом.

2. Выполнение работ практикума.

Россияне

10

Земля — планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Високосный год. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Высота Солнца над горизонтом. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Продолжительность года. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь. Пояса освещенности.

Природа России

22

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа. Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение велечин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца. Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озёр. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека. Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

       Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-хозяйственные зоны

6

Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории        России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность. Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов). Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)). Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей). Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)). Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья). Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).  Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России. Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь. Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны - размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной). Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рациональногоиспользования и экологические проблемы. Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов). Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы). Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района). Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы). Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал - как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения). Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов). Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы). Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы). Население России. Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населённых пунктов. Города России их классификация. География своей местности. Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

Природно-хозяйственные зоны

6

Природная зона. Природно-хозяйственная зона. Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства. Природная зона. Природно-хозяйственная зона. Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства. Зона арктических пустынь. Зона тундры. Зона лесотундры. Занятия населения в зоне тундры. Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России. Лесостепи и степи. Особенности лесостепной и степной зон. Лесостепи и степи — главный сельскохозяйственный район страны. Полупустыня. Пустыня. Занятия жителей полупустынь. Оазис. Субтропики. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах. Зональность в природе и жизни людей. Северные безлесные зоны. Лесные зоны. Степи и лесостепи. Южные безлесные зоны. Субтропики.

Хозяйство России

24

Общая характеристика хозяйства. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливноэнергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда. Хозяйство своей местности. Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

9 класс

Регионы России

10

Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Урок (урок-проект,

урок-исследование,

урок-игра, урок-

путешествие и т.п),

практическое занятие.

I – виды деятельности со

словесной (знаковой)

основой:

1. Слушание объяснений учителя.

2. Слушание и анализ выступлений своих

товарищей.

3. Самостоятельная работа с учебником.

4. Работа с научно-

популярной литературой.

5. Отбор и сравнение материала по

нескольким источникам.

6. Написание рефератов и докладов.

7. Систематизация

учебного материала.

II – виды деятельности на

основе восприятия

элементов

действительности:

1. Просмотр учебных

фильмов.

2. Анализ графиков, таблиц, схем.

3. Объяснение наблюдаемых явлений.

4. Анализ проблемных

ситуаций.

III – виды деятельности с практической (опытной)

основой:

1. Работа с раздаточным материалом.

2. Выполнение работ практикума.

Европейская Россия

34

Особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва - столица Российской Федерации. Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Северо-Западный район:        особенности ЭГП, природно-ресурсный

потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Калининградская область:        особенности ЭГП, природно-ресурсный

потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы. Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Поволжье:        особенности        ЭГП,        природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика  хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация.

География важнейших отраслей хозяйства. Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Азиатская Россия

15

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы. Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы. Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Россия в современном мире

7

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

Тематическое планирование программы

№ п/п

Тема

Кол-во часов

По программе

5 класс

1

Развитие географических знаний о Земле.

4

2

Земля – планета Солнечной системы.

3

3

План и карта.

11

4

Человек на Земле.

3

5

Литосфера – твердая оболочка Земли.

13

Промежуточная аттестация

Всего:

34

6 класс

1

Гидросфера – водная оболочка Земли

11

2

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

11

3

Биосфера – живая оболочка Земли.

4

4

Географическая оболочка Земли.

8

Промежуточная аттестация

Всего:

34

7 класс

1

Введение

3

2

Население Земли

4

3

Природа Земли

16

4

Природные комплексы и регионы

5

5

Материки и страны

40

Промежуточная аттестация

Всего:

68

8 класс

1

Россия в мире

6

2

Россияне

10

3

Природа России

22

4

Природно-хозяйственные зоны

6

5

Хозяйство России

24

Промежуточная аттестация

Всего:

68

9 класс

I

Регионы России

10

II

Европейская Россия

34

III

Азиатская Россия

15

IV

Россия в современном мире

7

Промежуточная аттестация

Всего:

66

Практические работы по географии в 5 классе.

Практическая работа № 1. «Проведение полярной съемки местности».

Практическая работа № 2. «Определение направлений и географических координат на карте».

Практикум №3. Определение горных пород и их свойств.

Практическая работа № 4. «Описание рельефа своей местности».

Практические работы по географии в 6 классе.

Практическая работа № 1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт.

Практическая работа № 2. Описание реки по плану на основе анализа географических карт.

Практическая работа № 3. Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдений погоды.

Практическая работа № 4. Вычерчивание и анализ розы ветров.

Практические работы по географии в 7 классе.

Практическая работа № 1. Составление характеристики населения мира.

Практическая работа №2. Выявление особенностей современной хозяйственной деятельности в мире.

Практическая работа №3. Выявление взаимосвязи между строением земной коры и рельефом.

Практическая работа № 4. Описание течения Мирового океана (по выбору).

Практическая работа №5. Сопоставительный анализ карт климатических поясов и природных зон мира.

Практическая работа №6. Описание природных зон по карте.

Практическая работа №7. Составление комплексной характеристики океана.

Практическая работа №8. Сравнение географического положения материков.

Практическая работа № 9. Описание климатических условий материка по климатограммам.

Практическая работа № 10. Разработка туристического маршрута по Австралии.

Практическая работа №11: Выявление влияния природных условий и ресурсов на развитие хозяйственной деятельности в различных природных районах Южной Америки.

Практическая работа № 12. Составление по географических картами и других источникам информации характеристики США.

Практическая работа № 13. Характеристика природных зон на маршруте путешествия на основе различных источников информации.

Практическая работа № 14. Составление комплексного описания страны материка Евразия (по выбору).

Практические работы по географии в 8 классе.

Практическая работа № 1. Определение поясного времени для разных городов России.

Практическая работа № 2. Анализ административно-территориального деления России.

Практическая работа № 3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения различных регионов России.

Практическая работа № 4. Определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков России.

Практическая работа № 5. Выявление взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми России.

Практическая работа № 6. Оценка климата одного из регионов России как фактора развития хозяйства и условий жизни населения.

Практическая работа № 7. Составление сравнительной характеристики рек европейской и азиатской частей России.

Практическая работа № 8. Составление характеристики почвенных ресурсов своей местности.

Практическая работа № 9. Составление сравнительной характеристики природно-хозяйственных зон России.

Практическая работа № 10. Сравнение природно-ресурсного капитала различных регионов России.

Практическая работа № 11. Составление характеристики угольного бассейна России (по выбору).

Практическая работа № 12. Определение главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Практическая работа № 13. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур в России.

Практическая работа № 14. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Практические работы по географии в 9 классе.

Практическая работа № 1. Анализ различных видов районирования.

Практическая работа № 2. Выявление и анализ условий для развития Центральной России.

Практическая работа № 3. Описание памятника Всемирного культурного наследия Северо-Запада на основе различных источников информации.

Практическая работа № 4. Составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала.

Практическая работа № 5. Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.

Практическая работа № 6. Анализ показателей внешнеторгового оборота России.

Практическая работа № 7. Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства Нижегородской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по географии 5 класс ( ФГОС)

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Составлена по требованиям ФГОС. ...

Рабочая программа по географии 5 класс ФГОС (Е.М. Домогацких)

Настоящая рабочая программа по географии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения МКОУ «Хомутовская средняя общеобразов...

рабочая программа по географии 5 класс ФГОС

рабочая программа по географии 5 класс...

Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Алексеев А.И., И.В. Ду...

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 5 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 6 класс. ФГОС...

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС

Рабочая программа по географии. 7 класс. ФГОС...