Геокешинг в образовательном и воспитательном процессе
статья по географии (5, 6, 7 класс)

Современная школьная реальность находится в конфликте с целями и задачами федерального образовательного стандарта. Он ориентирует учителя на роль наставника - тьютора. Ребенок при этом является самостоятельным образовательно-воспитательным механизмом. Это не противоречит биологии человека - с момента своего появления человек самопознает, самовоспитывается и самообразовывается. В 21 веке информационно-коммуникационные технологии позволяют получить любую информацию, в любом месте и в любое время. Дети, понимая доступность знаний, не видят смысла в классическом образовательном процессе. Для них это бесполезное времяпрепровождение, которое человеческая природа заполняет важными для биологической составляющей сущности деятельностью - общение, движение... В таком виде современный урок не возможен. Задача наставника - найти форму общения с ребенком, которая будет ему интересна.

Одной из таких форм является - игра. Игра эволюционно и исторически древний способ познания мира, получения навыков, знаний, умений. В основе игры находится биологическая составляющая. Через игру звери передают потомству навыки общения, охоты, выживания. Игра используется эволюционным процессом для подготовки нового поколения. Использовать этот древний инструмент легко - он в нашей природе; интересно; доступно.

Квест – одна из наиболее распространенных форм современных игры. Само слово происходит от английского quest и означает «поиск, искомый предмет». Разновидностью квеста является и ГЕОКЭШИНГ. Геокэшинг (geocaching от греч. γεο- — Земля и англ. cache — тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузьминская средняя  школа имени С.А. Есенина»

391103, Российская Федерация, Рязанская область, Рыбновский район, с.Кузьминское

Тел. (49137)33234, e-mail: mbouksh62@mail.ru

ОГРН 1026200700910, ИНН 6213004963, КПП 621301001

Инновационный проект

на областной Фестиваль-конкурс образовательных организаций Рязанской области

«Инноватика. Образование. Мастерство»

в направлении: Инновационные технологии в патриотическом воспитании и социализации детей

Тема: «Геокэшинг в системе образовательной и воспитательной работы»

Автор работы:

Учитель географии и биологии

МБОУ «Кузьминская СШ»

Воронин Андрей Николаевич

Педагогический стаж: 15 лет

Квалификационная категория: первая

Рязань 2020

Пояснительная записка

Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства.

География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.

Преподавание географии должно быть направлено на формирование яркой и образной географической картины мира, установление причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода.

Концепция развития географического образования в Российской Федерации (в рамках образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования) призвана обеспечить сохранение лучших традиций отечественного образования наряду с внедрением прогрессивных инноваций в преподавании географии, ликвидировать имеющиеся недостатки, проблемы и противоречия.

Современная школьная реальность находится в конфликте с целями и задачами федерального образовательного стандарта. Он ориентирует учителя на роль наставника - тьютора. Ребенок при этом является самостоятельным образовательно-воспитательным механизмом. Это не противоречит биологии человека - с момента своего появления человек самопознает, самовоспитывается и самообразовывается. В 21 веке информационно-коммуникационные технологии позволяют получить любую информацию, в любом месте и в любое время. Дети, понимая доступность знаний, не видят смысла в классическом образовательном процессе. Для них это бесполезное времяпрепровождение, которое человеческая природа заполняет важными для биологической составляющей сущности деятельностью - общение, движение... В таком виде современный урок не возможен. Задача наставника - найти форму общения с ребенком, которая будет ему интересна.

Новизна данного проекта заключается в применении современных геоинформационных технологий в образовательной и воспитательной системе патриотического и гуманитарного образования современного ребенка.

Цель проекта:

формирование в ребенке исследовательского интереса и любви к Родине через современные технологии (GPS навигация).

Задачи:

- через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов – геотайников;

- подготовить учащихся к ведению исследовательской работы в старшей школе и разработке более сложных проектов, расширить географический кругозор.

Для успешного достижения цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

1. Развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

2.Научить применять знания на практике при изучении природы Земли и человека;

3.Проводить исследовательские и поисковые мероприятия под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей;

4.Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации;

5.Развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

6.Интегрировать знания из различных областей наук;

7.Сформировать умение критически мыслить.

Планируемые результаты

Программа содержит систему практических заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Метапредметные результаты:

1.Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2.Умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

1.Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

2.Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

3.Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Личностные УУД:

1.Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

2.Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своему городу.

Познавательные УУД

1.Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

2.Умение управлять своей познавательной деятельностью;

Коммуникативные УУД:

1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Регулятивные УУД:

1.Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Оборудование:

  1. Смартфон с GPS и  установленными программами навигации и ориентирования: Яндекс.Карты, Гугл.карты и C:Geo;
  2. Смартфон или планшет с доступом в интернет;
  3. Компьютер с интернет, офисным и графическим пакетом программ
  4. Web-сайт «geocaching.su», и регистрация для возможности поиска тайника и работы с личным кабинетом

Важными формами деятельности учащихся являются:

- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

- работа в малых группах (2-4 человек);

-проектная работа;

- исследовательская деятельность;

-информационно-поисковая деятельность;

-выполнение практических работ;

-работу с привлечением родителей.

Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии и методики:

- уровневая дифференциация;

- проблемное обучение;

- моделирующая деятельность;

- поисковая деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- метод проектов,

-исследовательские методы,

- информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии.

Данный курс является актуальным и необходимым для изучения, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.

Особенностью данного курса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.

Методические особенности организации занятий:

1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

4.Занятия проводятся в виде игр, практических работ не только в классе, но и на природе.

У ученика будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Школьник сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. проекты. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

1. Описание методики

Знакомясь с книгами «Остров сокровищ» Стивенсона, «Таинственный остров» и «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, каждый представлял себя действующим лицом романов. Каждому представлялась карта сокровищ, поиски кладов, встречи с пиратами. Во дворах устраивались целые баталии посвященные этим книгам. И ребенок развивал свою фантазию, интерес и одновременно познавал мир.

Сейчас дети, к сожалению, не читают такие книги. Соответственно не увлекаются кладами, пиратами. Нет потребности изучать компас, карты, стороны горизонта, основы ориентирования и выживания на местности. Современный ребенок не нуждается в работе и развитии фантазии. Современные технологии: интернет, видеофильмы, компьютерные игры и виртуальная реальность с успехом заменяют собственное развитие мозга ребенка. Маленький человек получает готовый опыт, не проживая его, не пропуская через себя. Для саморазвития такой опыт стоит мало. Попадая в сложные жизненные ситуации: заблудился, потерялся, сел смартфон… человек абсолютно теряется и его выживание становится под вопрос. Наша цель – помочь получить знания через труды, заставить ребенка мыслить, думать, фантазировать.

Одной из таких форм является - игра. Игра эволюционно и исторически древний способ познания мира, получения навыков, знаний, умений. В основе игры находится биологическая составляющая. Через игру звери передают потомству навыки общения, охоты, выживания. Игра используется эволюционным процессом для подготовки нового поколения. Использовать этот древний инструмент легко - он в нашей природе; интересно; доступно.

Квест – одна из наиболее распространенных форм современных игры. Само слово происходит от английского quest и означает «поиск, искомый предмет». Разновидностью квеста является и ГЕОКЭШИНГ. Геокэшинг (geocaching от греч. γεο- — Земля и англ. cache — тайник) — туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры.

Во все времена поиск сокровищ был для человечества увлекательным занятием. Но лишь с появлением двух великих изобретений - Интернета и спутниковой навигации - эта задача для избранных превратилась в игру для всех. Десятки тысяч тайников спрятаны в 177 странах мира. Даже если вы не капитан пиратского брига, вы можете сегодня отправиться на поиски своего сокровища.

История геокэшинга как современной игры началась в 2000 году. До этого спутники GPS (а вся эта система спутников принадлежит США) передавали координаты с ошибкой. GPS, как ранее Интернет, сначала рассматривалась как технология для военных нужд. 1 мая 2000 года Президент Клинтон сделал заявление об отмене режима "selective availability" (режим искуственного загрубления точности определения координат). Правительство США признало GPS как популярную технологию, которая необходима во всем мире и в самых разных областях, от городской "скорой помощи" до разведки полезных ископаемых. С отменой ограничений пользователи GPS-приемников получили возможность определять координаты в 10 раз точнее, чем раньше. Весть облетела мир в считанные часы. 2 мая Дэйв Алмер (Dave Ulmer) из Портленда (штат Орегон) в одной из сетевых конференций предложил друзьям новую игру Stash (нычка, заначка), суть которой в том, что один человек создает тайник, публикует его координаты в Интернете, а другие по этим координатам пробуют найти тайник. На следующий день Дэйв отправился в лес и неподалеку от своего города спрятал первый тайник. Создатель не был уверен, что нужно класть туда, поэтому тайник получился довольно большой: туда вошли видеокассеты, книжки, компьютерные программы, продукты, деньги. Информацию о тайнике Дэйв отправил в конференцию sci.geo.satellite-nav

Через четыре дня Майк Тиг (Mike Teague) прячет второй и третий тайники в гористом районе в штате Вашингтон, а 8 мая объявляет о запуске Интернет-сайта новой игры. 13 мая игра выбирается за пределы США: тайник заложен в Новой Зеландии. 30 мая Мэтт Стам (Matt Stum) пишет друзьям, что игре хорошо бы дать другое имя. Stash - словечко из воровского жаргона, и Стам предлагает заменить его на Geocaching.

В сентябре Джереми Айриш (Jeremy Irish) регистрирует домен geocaching.com и договаривается с Майком Тигом о переносе базы тайников на новый сайт. Затем он основывает компанию Grounded, Inc. и прикладывает массу сил, чтобы сделать геокэшинг выгодным коммерческим проектом. Параллельно развиваются другие серверы, посвященные геокэшингу, такие как Navicache и несколько сайтов в разных странах мира

В Россию геокэшинг пришел весной 2002 года. Несколько единомышленников создали веб-сайт - сначала "ручной", а чуть позже с автоматической базой данных по тайникам. И тогда же заложили первые тайники в Московской области. Основатели рассматривали геокэшинг, в первую очередь, не как спортивную забаву, а как инструмент обмена знаниями о родном крае. Уже через год игроки отметили первый юбилей - сотый тайник!

Наша игра немного отличается от своего западного прототипа. По правилам сайта geocaching.su, тайник рекомендуется создавать только в месте, которое представляет природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому каждая точка, отмеченная координатами, обладает особой притягательной силой не только для владельцев GPS, но и для людей интересующихся историей родного края, географией и т.п.

Сейчас сайт игры геокэшинг превратился в крупнейшую базу данных достопримечательностей России и стран бывшего СССР. Причем каждый тайник - каждая точка имеет не только свои координаты, но и подробное описание местности и достопримечательности, фотографии, а так же мнения уже посетивших ее игроков. В 2012 году количество тайников перевалило за 11000 штук, а сайт игры ежедневно посещает более 7500 человек! За несколько лет геокэшинг превратился из игры для "избранных" обладателей GPS-навигаторов в массовое увлечение! Теперь это не только поиск тайников, но и регулярные тематические встречи геокешеров на природе, обучение новичков азам GPS-навигации, собственный магазин по продаже символики игры и GPS-навигатров, а также организация корпоративных мероприятий, "призовых" игр и конкурсов для спонсоров.

В образовательном геокэшинге участники игры выполняют задания и осваивают возможности GPS-приемников. Геокэшинг может использоваться не только для обучения современным технологиям, но и для обучения таким предметам, как география, история, литература и краеведение.

Работать с технологией «геокешинг» в школе можно в трех направлениях. Первое, классическое:  учитель  создает группу из ребят и вместе находят тайники, используя сайт, создавая свои тайники и подгружая их на ресурс. При этом желательно чтобы у каждого участника группы был свой личный кабинет на сайте, где фиксируются все найденные и созданные тайники.

Второе направление – это работа творческой группы детей над созданием тайников и проведение мероприятий для своих одноклассников, детей из других классов. При этом ребята учатся работать самостоятельно искать информацию, интересно ее донести до других. Подключают свое воображение и фантазию, получают навыки дизайнерского и оформительского умения при оформлении карт.

Третье направление – сочетание первых двух. Этот вариант наиболее полезен и интересен. Ребенок всестороннее развивается, получает возможность научить других и погружается в «мир геокешинга» - ищет сам тайники.

Работать необходимо за рамками основного предмета, географии. Можно использовать внеурочные часы, которые присущи каждому классу по ФГОС. На этих занятиях учитель замещает свою классическую роль, на роль обычного рядового участника. Общение строится на принципах дружбы и взаимопомощи. Учитель помогает участникам, направляет их деятельность, организует, является представителем перед администрацией школы при организации мероприятий.

Все это помогает ненавязчиво дать ребенку возможность освоить базовые понятия географии: карта, ориентирование, стороны горизонта, азимут, особенности рельефа и подстилающей поверхности…приобрести другие полезные умения. Возможно ребенку захочется почитать книги по этому направлении. И наконец, это возможность оторвать ребенка от смартфона, компьютерных игр.

Данный курс является актуальным и необходимым для изучения, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.

Особенностью данного курса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.

У ученика будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Школьник сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу, проекты. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

2. Результаты работы

2018-2019 учебный год – элементы геокешинга добавлялись в уроки по географии 6-8 классов. С учениками 8 класса было организовано внеурочное мероприятие «Геокешинг» для учеников 5 класса.

2019-2020 учебный год – на базе школы организован внеурочный программный блок для учеников 5-8 классов. Занятия ведутся в разновозрастной группе. Сентябрь и октябрь, с учетом погодных условий, целиком посвящен экскурсионной работе в «поле». Мы ищем тайники, расположенные недалеко от МБОУ «Кузьминская СШ». Очень выручает школьный автобус и возможность им пользоваться если тайники расположены недалеко от разработанного и утвержденного маршрута движения автобуса. С наступлением непогоды (ноябрь-март, апрель) мы переходим на камеральную работу. Занимаемся в кабинете географии, посещаем библиотеки, встречаемся с местными краеведами. Ищем информацию для создания наших тайников. 2020 год – годовщина победы СССР над фашистской Германией. Было решено посвятить наши тайники Победе нашего народа. Разработана серия тайников – Память Народа. Тайник в д. Данилово – Память народа. Летчик-истребитель Алексашкин А.Ф.; тайник в с. Кузьминское - Память народа. Село Кузьминское; в с. Федякино – Память народа. Село Федякино. Эти тайники связаны с памятниками в этих селах. Организованы традиционные «закладки» и виртуальные вопросы для взятия. Кроме этого была начата работа по созданию тайников в рамках проекта – Забытые поселения Рыбновского района. Организован тайник на месте городища города Борисов-Глебов, между с. Ивашково и с. Вакино.

2020-2021 учебный год – в сентябре и октябре пришли новые ребята. С ребятами-«профи»  мы постарались ввести новеньких в курс дел. Посетили близлежащие тайники для формирования представления и интереса к игре. Одновременно подготовились к зимней камеральной работе: были найдены места будущих кладов, сняты координаты этих точек и сделаны фотографии. Работа продолжается в двух направлениях. Первое: организация тайника в с. Новоселки и Пощупово в рамках цикла «Память народа». Второе: организация тайников в бывших поселениях – Матово и Волхона в рамках цикла «Забытые села».

Источники информации

  1. geocaching.su
  2. https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250  - Концепция развития географического образования в Российской Федерации



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Современная школьная реальность находится в конфликте с целями и задачами федерального образовательного стандарта. Он ориентирует учителя на роль наставника - тьютора. Ребенок при этом является самостоятельным образовательно-воспитательным механизмом. Это не противоречит биологии человека - с момента своего появления человек самопознает, самовоспитывается и самообразовывается. В 21 веке информационно-коммуникационные технологии позволяют получить любую информацию, в любом месте и в любое время. Дети, понимая доступность знаний, не видят смысла в классическом образовательном процессе. Для них это бесполезное времяпрепровождение, которое человеческая природа заполняет важными для биологической составляющей сущности деятельностью - общение, движение... В таком виде современный урок не возможен. Задача наставника - найти форму общения с ребенком, которая будет ему интересна.

Знакомясь с книгами «Остров сокровищ» Стивенсона, «Таинственный остров» и «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна, каждый представлял себя действующим лицом романов. Каждому мнилось карта сокровищ, поиски кладов, встречи с пиратами. Во дворах устраивались целые баталии посвященные этим книгам. И ребенок развивал свою фантазию, интерес и одновременно познавал мир.

Сейчас дети, к сожалению, не читают такие книги. Соответственно не увлекаются кладами, пиратами. Нет потребности изучать компас, карты, стороны горизонта, основы ориентирования и выживания на местности. Современный ребенок не нуждается в работе и развитии фантазии. Современные технологии: интернет, видеофильмы, компьютерные игры и виртуальная реальность с успехом заменяют собственное развитие мозга ребенка. Маленький человек получает готовый опыт, не проживая его, не пропуская через себя. Для саморазвития такой опыт стоит мало. Попадая в сложные жизненные ситуации: заблудился, потерялся, сел смартфон… человек абсолютно теряется и его выживание становится под вопрос. Наша цель – помочь получить знания через труды, заставить ребенка мыслить, думать, фантазировать.

Одной из таких форм является - игра. Игра эволюционно и исторически древний способ познания мира, получения навыков, знаний, умений. В основе игры находится биологическая составляющая. Игра используется эволюционным процессом для подготовки нового поколения. Использовать этот древний инструмент легко - он в нашей природе; интересно; доступно

Во все времена поиск сокровищ был для человечества увлекательным занятием. Но лишь с появлением двух великих изобретений - Интернета и спутниковой навигации - эта задача для избранных превратилась в игру для всех. Десятки тысяч тайников спрятаны в 177 странах мира. Даже если вы не капитан пиратского брига, вы можете сегодня отправиться на поиски своего сокровища.

История геокэшинга как современной игры началась в 2000 году. До этого спутники GPS (а вся эта система спутников принадлежит США) передавали координаты с ошибкой. GPS, как ранее Интернет, сначала рассматривалась как технология для военных нужд. 1 мая 2000 года Президент Клинтон сделал заявление об отмене режима "selective availability" (режим искуственного загрубления точности определения координат). Правительство США признало GPS как популярную технологию, которая необходима во всем мире и в самых разных областях, от городской "скорой помощи" до разведки полезных ископаемых. С отменой ограничений пользователи GPS-приемников получили возможность определять координаты в 10 раз точнее, чем раньше. Весть облетела мир в считанные часы. 2 мая Дэйв Алмер (Dave Ulmer) из Портленда (штат Орегон) в одной из сетевых конференций предложил друзьям новую игру Stash (нычка, заначка), суть которой в том, что один человек создает тайник, публикует его координаты в Интернете, а другие по этим координатам пробуют найти тайник. На следующий день Дэйв отправился в лес и неподалеку от своего города спрятал первый тайник. Создатель не был уверен, что нужно класть туда, поэтому тайник получился довольно большой: туда вошли видеокассеты, книжки, компьютерные программы, продукты, деньги. Информацию о тайнике Дэйв отправил в конференцию sci.geo.satellite-nav

Через четыре дня Майк Тиг (Mike Teague) прячет второй и третий тайники в гористом районе в штате Вашингтон, а 8 мая объявляет о запуске Интернет-сайта новой игры. 13 мая игра выбирается за пределы США: тайник заложен в Новой Зеландии. 30 мая Мэтт Стам (Matt Stum) пишет друзьям, что игре хорошо бы дать другое имя. Stash - словечко из воровского жаргона, и Стам предлагает заменить его на Geocaching.

В сентябре Джереми Айриш (Jeremy Irish) регистрирует домен geocaching.com и договаривается с Майком Тигом о переносе базы тайников на новый сайт. Затем он основывает компанию Grounded, Inc. и прикладывает массу сил, чтобы сделать геокэшинг выгодным коммерческим проектом. Параллельно развиваются другие серверы, посвященные геокэшингу, такие как Navicache и несколько сайтов в разных странах мира

В Россию геокэшинг пришел весной 2002 года. Несколько единомышленников создали веб-сайт - сначала "ручной", а чуть позже с автоматической базой данных по тайникам. И тогда же заложили первые тайники в Московской области. Основатели рассматривали геокэшинг, в первую очередь, не как спортивную забаву, а как инструмент обмена знаниями о родном крае. Уже через год игроки отметили первый юбилей - сотый тайник!

Наша игра немного отличается от своего западного прототипа. По правилам сайта geocaching.su, тайник рекомендуется создавать только в месте, которое представляет природный, исторический, культурный, географический интерес. Поэтому каждая точка, отмеченная координатами, обладает особой притягательной силой не только для владельцев GPS, но и для людей интересующихся историей родного края, географией и т.п.

Сейчас сайт игры геокэшинг превратился в крупнейшую базу данных достопримечательностей России и стран бывшего СССР. Причем каждый тайник - каждая точка имеет не только свои координаты, но и подробное описание местности и достопримечательности, фотографии, а так же мнения уже посетивших ее игроков. В 2012 году количество тайников перевалило за 11000 штук, а сайт игры ежедневно посещает более 7500 человек! За несколько лет геокэшинг превратился из игры для "избранных" обладателей GPS-навигаторов в массовое увлечение! Теперь это не только поиск тайников, но и регулярные тематические встречи геокешеров на природе, обучение новичков азам GPS-навигации, собственный магазин по продаже символики игры и GPS-навигатров, а также организация корпоративных мероприятий, "призовых" игр и конкурсов для спонсоров.

Работать с технологией «геокешинг» в школе можно в трех направлениях. Первое, классическое:  учитель  создает группу из ребят и вместе находят тайники, используя сайт, создавая свои тайники и подгружая их на ресурс. При этом желательно чтобы у каждого участника группы был свой личный кабинет на сайте, где фиксируются все найденные и созданные тайники.

Второе направление – это работа творческой группы детей над созданием тайников и проведение мероприятий для своих одноклассников, детей из других классов. При этом ребята учатся работать самостоятельно искать информацию, интересно ее донести до других. Подключают свое воображение и фантазию, получают навыки дизайнерского и оформительского умения при оформлении карт.

Третье направление – сочетание первых двух. Этот вариант наиболее полезен и интересен. Ребенок всестороннее развивается, получает возможность научить других и погружается в «мир геокешинга» - ищет сам тайники.

Работать необходимо за рамками основного предмета, географии. На этих занятиях учитель замещает свою классическую роль, на роль обычного рядового участника. Общение строится на принципах дружбы и взаимопомощи. Учитель помогает участникам, направляет их деятельность, организует, является представителем перед администрацией школы при организации мероприятий.

Все это помогает ненавязчиво дать ребенку возможность освоить базовые понятия географии: карта, ориентирование, стороны горизонта, азимут, особенности рельефа и подстилающей поверхности…приобрести другие полезные умения. Возможно ребенку захочется почитать книги по этому направлении. И наконец, это возможность оторвать ребенка от смартфона, компьютерных игр.

Цель программы:

- через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов – геотайников;

- подготовить учащихся к ведению исследовательской работы в старшей школе и разработке более сложных проектов, расширить географический кругозор.

Для успешного достижения цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

1. Развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

2.Научить применять знания на практике при изучении природы Земли и человека;

3.Проводить исследовательские и поисковые мероприятия под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей;

4.Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации;

5.Развивать у учащихся познавательные умения и навыки; творческие и коммуникативные способности;

6.Интегрировать знания из различных областей наук;

7.Сформировать умение критически мыслить.

Важными формами деятельности учащихся являются:

- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

- работа в малых группах (2-4 человек);

-проектная работа;

- исследовательская деятельность;

-информационно-поисковая деятельность;

-выполнение практических работ;

-работу с привлечением родителей.

Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления. Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии и методики:

-уровневая дифференциация;

-проблемное обучение;

-моделирующая деятельность;

-поисковая деятельность;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

- метод проектов,

-исследовательские методы,

-информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии.

Данный курс является актуальным и необходимым для изучения, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы и создают собственные проекты.

Особенностью данного курса является то, что некоторые его направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика.

Методические особенности организации занятий:

1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.

2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

4.Занятия проводятся в виде игр, практических работ не только в классе, но и на природе.

У ученика будет развиваться любознательность, интерес к происходящим вокруг него явлениям. Он будет ставить вопросы и самостоятельно искать на них ответы. Школьник сможет совсем иначе взглянуть на самые простые вещи. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. проекты. Все это станет крепкой основой для дальнейшего развития и обучения.

Результаты обучения

Программа содержит систему практических заданий, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Метапредметные результаты:

1.Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2.Умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

1.Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

2.Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

3.Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Личностные УУД:

1.Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

2.Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своему городу.

Познавательные УУД

1.Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

2.Умение управлять своей познавательной деятельностью;

Коммуникативные УУД:

1.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Регулятивные УУД:

1.Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Оборудование:

  1. Смартфон с GPS и  установленными программами навигации и ориентирования: Яндекс.Карты, Гугле.карты и C:Geo;
  2. Смартфон или планшет с доступом в интернет;
  3. Компьютер с интернет, офисным и графическим пакетом программ
  4. Web-сайт «geocaching.su», и регистрация для возможности поиска тайника и работы с личным кабинетом

Планирование

Номер занятия

Дата

Тема

Основное содержание занятия

Результат

1-2

Геокешинг.

История, цели, задачи. Формирование группы.

Ориентирование на работу

3-4

Регистрация на ресурсе - www.geocaching.su.

Регистрация

Регистрация

5-6

Примеры геокешерских точек

Знакомство с образами точек

Представление о ресурсе

7-8

Поиск и посещение местных геотайников. «В ожидании парома»

Экскурсия

Появление первых посещенных тайников в Личных кабинетах

9-10

Поиск и посещение местных геотайников. «В ожидании парома»

Экскурсия

Появление первых посещенных тайников в Личных кабинетах

11-12

Поиск и посещение местных геотайников. «Родина Есенина»

Экскурсия

Пополнение Личного кабинета

13-14

Поиск и посещение местных геотайников. «Родина Есенина»

Экскурсия

Пополнение Личного кабинета

15-16

Первый личный тайник

п/р

Идея, продумывание заданий, дизайна

17-18

Первый личный тайник

п/р

Создание заданий

19-20

Первый личный тайник

п/р

Создание заданий и метода подачи информации участникам

21-22

Загрузка на сайт первого тайника

п/р

23-24

Тайник №2

п/р

Создание заданий

25-26

Тайник №2

п/р

Создание заданий

27-28

Тайник №2

п/р

Создание заданий

29-30

Тайник №2

п/р

Создание заданий и метода подачи информации участникам

31-32

Загрузка на сайт  тайника №2

п/р

33-34

Тайник № 3

п/р

Идея, продумывание заданий, дизайна

35-36

Тайник № 3

п/р

Создание заданий

37-38

Тайник № 3

п/р

Создание заданий

39-40

Тайник № 3

п/р

Создание заданий и метода подачи информации участникам

41-42

Загрузка на сайт  тайника №3

п/р

43-44

Тайник № 4

п/р

Идея, продумывание заданий, дизайна

45-46

Тайник № 4

п/р

Создание заданий

47-48

Тайник № 4

п/р

Создание заданий

49-50

Тайник № 4

п/р

Создание заданий и метода подачи информации участникам

51-52

Загрузка на сайт  тайника №4

п/р

53-54

Тайник «Школа». Отчетный

п/р

Идея, продумывание заданий, дизайна

55-56

Тайник «Школа». Отчетный

п/р

Создание заданий

57-58

Тайник «Школа». Отчетный

п/р

Создание заданий

59-60

Тайник «Школа». Отчетный

п/р

Создание заданий и метода подачи информации участникам

61-62

Игра «Школьный геокешер»

экскурсия

Проведение мероприятия для друзей

63-64

Поиск и посещение местных геотайников. «Ух ты!»

экскурсия

Пополнение Личного кабинета

65-66

Поиск и посещение местных геотайников. «Ух ты!»

экскурсия

Пополнение Личного кабинета

67-68

Итоговый урок. Подведение результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические приемы работы с одаренными детьми в рамках образовательного и воспитательного процесса»

 Первый методический этап  определен рамками урочных занятий. На этом этапе я стараюсь выявить интерес к своему предмету, используя элементы игровых технологий, нестандартных ситуаци...

Методические материалы по использованию музейных технологий в образовательном и воспитательном процессах.

В работе содержатся материалы по организации музейной работы, рассмотрены наиболее актуальные вопросы по использованию музейных фондов в практической образовательной деятельности и патриотическо...

Инновационные методы использования ИКТ в образовательном и воспитательном процессе

В последнее время тенденции образования тяготеют к активному использованию информационных технологий и компьютерной техники. И я активно применяю всё это в своей работе.Регулярно занимаясь своим самоо...

«Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процесс школы»

Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка – здоровье общества» 16.02.2012.  Выступление заместителя директора по ВР Мартьяновой О.В....

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»...