Урок "Леса"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Шеставина Надежда Александровна

Урок «Леса» разработан для учащихся 6-х классов.

Урок изучения нового материала. Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

На уроке использовались следующие методы: -по виду источника информации: словесные (при подготовке к активации познавательной деятельности, на этапе рефлексии).

Наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности)ю

Практические (работа в группах, работа с учебником).

- по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (при работе с уникальным сюрпризом, при заполнении таблиц).

Требования к современному уроку включают в себя использование информационных технологий; был использован мультимедийный проектор.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, в основной этап урока как здоровье-сберегающая технология была включена физкультминутка.

Отличия данного урока от традиционного: учащиеся -

  • сами формируют тему урока,

  • осуществляют учебные действия по плану (применяется групповой метод),

  • осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля),

  • дают оценку деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей).

  • проводится рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_iz_peterburgskogo_uroka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Название рабочей программы: Рабочая программа по предмету География, 6 класс, базовый уровень, 1 час в неделю.

Тема урока: Леса.

Цели урока: Сформировать представление о природной зоне – лес, особенностях лесных зон, значении лесов в жизни планеты.

Задачи:

  • Обучающие: формирование образа природной зоны лесов через характеристику природных компонентов;
  • Развивающие: развивать умение систематизировать, делать выводы, использовать разные источники информации.
  • Воспитательные: воспитывать умение работать в группе.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование познавательной культуры.
  • Метапредметные: формирование и развитие посредством географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих интересов.
  • Предметные: определять по картам географическое положение природных зон, показывать их на карте; узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик.

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Обучающиеся смогут:

использовать имеющиеся знания для характеристики природных зон, развивать умения работать с разными источниками географической информации. Уметь объяснять понятие «природная зона».

спланировать свою деятельность и оценить результат работы.

развивать умение работать с учебником, картами, находить необходимую информацию и ее анализировать.

организовывать работу в группе и уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

Методы урока: словесные, наглядные, практические, работа с картами.

Ресурсы урока и оборудование:

  1. Учебник  Лобжанидзе А.А. География: планета Земля. 5-6 кл.
  2. Карта природных зон.                                                                                                                                                                      
  3. Книга «Софи в мире деревьев» Стефана Касты.
  4. Аудиозапись «Голоса леса», «Бамбуковый лес».
  5. Распечатанные картины художника Николая Фомина «Малина», «Рябина», «Береза».
  6. Корзинка с шишками, иголками, вазочки с вареньем из лесных ягод (черника, брусника, голубика).
  7. Карнавальные маски и подручная атрибутика: свитера, шарфы и тд., смываемый грим.
  8. ТСО: проектор, ноутбук, экран настенный, система акустическая.
  9. Карточки с заданиями.
  10. Карты-отчеты.

Технологическая карта урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап.

Приветствие. Подготовка учащихся к активному усвоению материала.

Проверяют готовность.

2. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Сообщение темы урока. Объяснение алгоритма работы в группах.

Слушают учителя, формулируют тему урока, знакомятся с заданием для группы.

3. Работа в группах.

Контроль за работой в группах.

Работают по группам, заполняют таблицу.

4. Предъявление выполненных групповых проектов по природным зонам.

Беседа.

Предъявляют групповые работы, слушают, задают вопросы.

5. Физкультминутка.

Контроль за ходом физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

6. Продолжение презентации групповых проектов.

Беседа.

Предъявляют групповые работы, слушают, задают вопросы.

7. Диагностика предметных результатов.

Тест.

Работают с тестом.

8. Рефлексия, подведение итогов.

Беседа.

Самооценка с помощью таблицы.

Методическая разработка урока.

Ход урока:

Приветствие.

Объявление темы урока с помощью загадки:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем

Белки в нем живут и волки,

В нем растут дубы и елки

Высоченны - до небес!

Называют его…

Ученики: Лес.

Учитель: Сегодня мы рассмотрим природную зону «Лес».

Вы будете работать в группах. Перед тем, как зайти в класс, каждый из вас выбрал картинку с шишкой, стеблем бамбука, попугаем, или веточкой рябины. Теперь объединитесь в группы согласно выбранной картинке и займите свои места.

Каждой группе будет дано свое  задание. В ходе работы вам также предстоит поработать в группах с  картой природных зон России, учебником, таблицей и сделать презентацию вашей природной зоны на основе уникального сюрприза.

Таблица для заполнения учащимися

Где находится природная зона

Природные условия

Растительность

Животные

Хозяйственное использование

Тайга

Смешанные и широколиственные леса

Переменно-влажные муссонные леса

Влажные экваториальные леса

Класс делится на группы:

Первая группа. Название группы «Тайга».

Уникальный сюрприз: Корзинка с шишками, иголками, вазочки с вареньем из лесных ягод (черника, брусника, голубика).

Задание: рассмотреть природный материал, определить с помощью книги «Софи в мире деревьев» какому дереву принадлежат шишки и иголки; попробовать варенье, угадать из каких оно ягод. Заполнить таблицу, воспользовавшись учебником и картой природных зон.

Вторая группа. Название группы «Смешанные и широколиственные леса».

Уникальный сюрприз: распечатанные картины художника Николая Фомина «Малина», «Рябина», «Береза».

Задание: внимательно рассмотреть картины, назвать животных и растения, попробовать определить время года и состояние погоды на картине. Заполнить таблицу, воспользовавшись учебником и картой природных зон.

Третья группа. Название группы «Влажные экваториальные леса».

Уникальный сюрприз: карнавальные маски, свитера, шарфы, смываемый грим..

Задание: придумать для класса физкультминутку. Изобразить с помощью жестов, мимики, телодвижений попугая ару, орангутана, красноглазую древесную лягушку. С помощью учебника заполнить таблицу.

Четвертая группа. Название группы: «Переменно-влажные муссонные леса».

Уникальный сюрприз: аудиозаписи «Голоса леса», «Бамбуковый лес».

Задание: внимательно прослушайте аудиозапись со звуками природы. Какие звуки природы услышали? Узнали ли голоса животных? Дополните свои впечатления, ознакомившись с текстом учебника.

Работа в группах (5-7 мин.).

Отчет групп. Учащиеся презентуют свою природную зону, работают у карты. Учитель показывает на экране картины и воспроизводит музыкальные фрагменты. Каждая группа слушает, задает вопросы.

Учитель: перед тем, как мы подведем окончательные итоги урока, прошу вас ответить на вопросы теста, который лежит перед вами:

1. Тайгой называют:

а) смешанные леса

б) хвойные леса

в) широколиственные леса

2. Не типичное дерево для тайги:

а) рябина

б) пихта

в) сосна

3. Бамбук распространен в:

а) тайге

б) переменно-влажные муссонные леса

в) экваториальные леса

4. Сельва это –

а) тайга

б) смешанные и широколиственные леса

в) влажные экваториальные леса.

5. Какое из изображенных животных не обитает в зоне широколиственных лесов?

Рефлексия в группах. На столах у учащихся таблицы, вписать каждого участника группы и оценить его работу.

Учитель: хвалит всех и озвучивает последнее задание: каждый учащийся должен продолжить фразу «Я хочу сказать лесу «спасибо» за…

Покидая класс, учащиеся вешают эмблемы своей группы на доску, если урок понравился. Если были трудности или остались вопросы по уроку, то эмблема остается на столе.