Северная Америка - важнейший центр мирового хозяйства
план-конспект урока по географии (10 класс)

Черняев Иван Михайлович

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_samerika_-_tsentr_mirovogo_hozyaistva.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:       Северная Америка – важнейший центр мирового хозяйства

Тип урока:        Обобщение и контроль знаний

Форма проведения: Урок-семинар с элементами самостоятельной работы

Цели урока:  

  • обобщение и систематизация  знаний по теме «Северная Америка» через решение проблемы;
  • применение полученных знаний и умений для решения заданий из КИМов ЕГЭ; контроль знаний по теме;
  • развитие умений и навыков коллективной исследовательской работы; формирование коммуникативных и информационных компетенций учащихся.

Методы обучения:  репродуктивный, исследовательский, проблемный.

Оборудование:  мультимедийный комплекс, экономическая карта Северной Америки, физическая карта мира., портреты президентов США и Канады.

Ход урока

1.Организационный момент.

II.Основная часть.

Вступительное слово учителя:

сегодняшний урок мы посвящаем обобщению и систематизации знаний по теме Северная Америка. Этот регион является одним из важнейших центров мирового хозяйства.

Актуализация знаний:

  • Какие страны относят к региону Северная Америка?
  • Что объединяет эти государства с экономической и социальной точки зрения?
  • Ваше мнение о США и Канаде в синквейнах.

 Этот регион является одним из важнейших центров мирового хозяйства.

Постановка проблемы:

 Причины экономической мощи стран С. Америки -  прошлое, настоящее, будущее…

1.Причины экономической мощи США: взгляд в прошлое…

Презентация исследовательской работы учащихся. Работа выполнена микрогруппой из двух человек.

2.Особенности современного социально-экономического развития США и Канады.

1)Проверка домашнего задания в Р.Т. - №4, №6, №11, №12, №13, №17 (индивидуально с места)

2)Страны Северной Америки в сравнении с другими государствами.

  • Выполнение заданий с выбором ответа ( из КИМов ЕГЭ 2010). Задания представлены на слайдах. (Индивидуально с места, эстафета вопросов и ответов. Первый отвечает по желанию и выбирает следующего. Если выбранный учащийся не отвечает, отвечает желающий и право выбора следующего отвечающего переходит к нему.

Демонстрация слайдов 1 – 8.

А1.В какой из перечисленных стран доля детей в возрастной структуре населения наибольшая?

1)Ирландия             3)Эфиопия

2)Австралия       4)Канада

А2.В какой из перечисленных стран численность населения увеличивается только за счет иммиграции?

1)США               3)Германия  

2)Канада            4)Австралия

А3.Какая из перечисленных стран является крупнейшим производителем и экспортером сои в мире?

1)Ирландия        3)США  

2)Франция         4)Индия

А4.Какая из перечисленных стран является одним из крупнейших экспортеров какао-бобов в мире?

1)Кот-д,Ивуар        3)Австрия  

 2)Япония             4)США

А5.Для какой из перечисленных стран характерна аграрная структура хозяйства?

1)Лаос                 3)Россия  

2)Канада              4)Франция

А6.В какой из перечисленных стран средняя плотность населения наибольшая?

1)Канада             3)США  

2)Россия              4)Алжир

А7.Для какой из перечисленных стран характерны миграции, связанные с освоением новых территорий?

1)Канада        3)Франция  

2)Ирак            4)Кувейт

А8. Какая из перечисленных стран является крупным производителем пшеницы в мире?

1)Ирландия       3)Монголия  

2)Непал           4)Канада

  • Работа в парах по рядам.

1 ряд – определить страну по описанию

В1.Это высокоразвитое государство Америки является крупнейшим импортером нефти, газа, железной руды мира. Здесь есть арктические и субарктические пустыни, обширные леса и бескрайние степи. По потреблению ресурсов и по объемам выбросов углекислого газа в атмосферу страна занимает первое место в мире, по доле недоедающих – одно из последних мест.

Ответ: ______________________

2 ряд –

В2.Выберите три страны, в которых производство синтетического каучука является отраслью международной специализации. Обведите цифры, под которыми они указаны.

1)Латвия

2)США

3)Филиппины

4)Аргентина

5)Япония

6)Китай

3 ряд – задания на вычисления

В3.Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран ресурсами пресной воды. Расположите страны в порядке уменьшения показателя ресурсообеспеченности.

Страна

Ресурсы пресной воды, км3

Численность населения, млн чел.

А)

США

2480

302

Б)

Канада

2900

33

В)

Индия

2085

1132

Запишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

  • Проверка индивидуального задания (из части С КИМов ЕГЭ)

Демонстрация слайда 9 - 10

С1.Используя приведенные в таблице данные, определите страну, в которой доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Укажите две причины более высокой доли пожилых людей в населении этой страны.

Демографические показатели стран А и Б

Показатели

Страна А

Страна Б

Общая численность населения, млн чел.

19,8

74,0

Численность населения в возрасте от 14 лет, млн чел.

4,0

36,6

Численность населения в возрасте от 15 до 64 лет, млн чел.

13,2

33,7

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

2,6

3,7

Рождаемость, %0

12,6

26

Смертность, %0

7,3

7,5

Сальдо миграции (на 1000 жителей)

+4,0

+0,6

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

80,1

69

Демографические показатели какой из предложенных стран наиболее соответствуют странам Северной Америки?

С2.Определите естественный прирост в государствах, приведенных в таблице. Какая демографическая политика должна быть в стране с самым низким естественным приростом?

Демографические показатели США, Йемена, Швеции

Страна

Йемен

США

Швеция

Численность населения, млн чел. (2006)

19

300

9

Рождаемость, %

43

14

11

Смертность, %

10

8

11

Урбанизация, %

31

75

88

Естественный прирост, %

На каком этапе демографического перехода находятся США? Какую демографическую политику проводят в этом государстве? Задания демонстрируются на экране через проектор.

3)Проверка знаний.

1- Какой из перечисленных ниже штатов США выделяется по добычи нефти?

А)Алабама      В)Калифорния

Б)Джорджия   Г)Флорида

2- В каком из перечисленных макрорегионов США находится мегалополис «Босваш»?

А)Северо-восток      В)Средний Запад

Б)Юг                        Г)Запад

3- Какой из макрорегионов США дает ½ сельскохозяйственной продукции?

А)Северо-восток      В)Средний Запад

Б)Юг                        Г)Запад

4-В каком из промышленных поясов США преобладают новейшие наукоемкие отрасли?

А)Северный                                      В)Юго-Восточный

Б)Побережье Мексиканского залива   Г)Калифорния

5- Какой из городов США является главным центром юго-восточного промышленного пояса?

А)Лос-Анджелес      В)Хьюстон

Б)Детройт                Г)Атланта

6- В предложенном списке найдите три страны с первым типом воспроизводства населения. Запишите получившуюся последовательность букв.

А)Египет                    Г)Индонезия

Б)Словакия                 Д)Канада

В)Франция                 Е)Иран

7- Выберите три страны, в которых алюминиевая промышленность является отраслью международной специализации. Обведите цифры, под которыми они указаны.

А)Канада                Г)Испания

Б)Чехия                  Д)Россия

В)Австралия           Е)Ирак

Демонстрация ответов на слайде 11.

III. Рефлексия.

Используя прием «Шесть шляп критического мышления», заглянем в будущее Североамериканского континента.

Демонстрация слайда 12.

Белая – статистическая (констатирует факты)

Жёлтая – положительная

Чёрная – негативная

Синяя – аналитическая (для чего? почему?)

Зелёная – творческая (можно высказать разные идеи и предложения)

Красная – эмоциональная (свои эмоции, которые вы испытали в ходе изучения темы)

Учащиеся выбирают любую из «шляп» и высказывают свою точку зрения по изученной теме.

V. Домашнее задание – на выбор: а)составить вопросы по теме; б)составить кроссворд по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ " ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА"

РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ  В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ...

Контрольная работа "Северная Америка. Южная Америка" (11 класс)

Итоговая контрольная работа по теме: "Северная Америка. Южная Америка"...

Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)

Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....

Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....

Контрольная работа "Северная Америка" и "Латинская Америка"

Контрольная работа с ответами по темам: Северная Америка и Латинская Америка, для учащихся 11 класса....

Практическая работа "Центры мирового хозяйства"

Практическая работа "Центры мирового хозяйства"...