Задачи на смекалку.
материал по географии (5, 6, 7 класс)

Подборка задач на смекалку призвана развивать у обучающихся нестандартное креативное мышление, "оживить" урок, снять напряжение и усталость учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_smekalku.odt19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник задач на смекалку по географии

Составитель: Фадеева Е.А.

Учитель географии МБОУ «Школа №29»

г. о. Балашиха


Я хотела бы предложить вниманию учителей географии комплекс необычных задач. Их цель — развитие нестандартного и творческого мышления школьников, умения отстаивать свою точку зрения. Я составила и с успехом применяю их для обучающихся 5-9 классов с целью снятия утомления после объяснения трудного материала.

Они отлично переключают внимание обучающихся, помогают сконцентрироваться, стимулируют ребят к дальнейшей деятельности на уроке. Задания я стараюсь применять к конкретным темам. Например, задачку о постоянно действующем вулкане-маяке задаю во время прохождения темы «Вулканы» в 6 классе.

Правила очень просты. Я даю задачу на смекалку. Ребята могут подумать некоторое время, затем идёт опрос желающих ответить. При этом предупреждаю, что каждый может дать ответ только один раз, но за правильный ответ идёт отличная оценка в журнал.

Приятно видеть, как с ребят буквально «слетает» утомление, они начинают рассуждать и приводят иногда очень оригинальные версии ответов. Многие ребята продолжают получать положительные эмоции и дома, так как задают эти задачки родителям. В результате получается, что родители учатся вместе с детьми, а дети бывают рады, что могут научить своих родителей. Желаю и вам успехов, уважаемые коллеги, в применении этого небольшого сборника занимательных задач.

Задача №1

Путешественник Павел Кропоткин (в честь него названа станция метро «Кропоткинская») в детстве мастерски выучился выть волком, и, как ни удивительно, это очень пригодилось ему в Сибири во время путешествий. Представьте себе, ребята, что путешественники шли целый день по сибирской тайге. Чего им хотелось больше всего? Конечно, найти ночлег и хорошо отдохнуть. Но в Сибири человеческое жильё встречается редко. Итак, тайга, сумерки, путешественники устали, и вот Кропоткин начинает выть волком. И самое удивительное, что товарищи не говорят ему: «Перестань, и без тебя жутко!», а наоборот просят повыть его ещё и ещё. Зачем?

Путешествовать по Сибири приходилось до глубокой ночи. Селения были редки и не освещены. А на волчий вой сразу отзывались деревенские собаки. Так определялось местоположение селения.

Задача №2

Известно, что на земле, покрытой плотным травяным дёрном, семена деревьев не прорастают. Попробуйте объяснить, как посреди травяного поля или луга вырастают одиночные деревья.

Чтобы в таких условиях выросло дерево, слой дёрна должен быть сначала нарушен деятельностью какого-либо животного, способного рыть землю (например, крота или кабана).


Задача №3

Было время, когда россияне поставляли в Европу гусей. Особенно ценились серые гуси тульской породы. А перемещались птицы на западный рынок самым экономным способом — своим ходом. При этом не нужно ни транспортных затрат, ни холодильников, а корма вдоль дорог достаточно. Только одно затрудняло движение: нежные лапы гусей повреждались в дороге и гусей нужно было лечить. Что придумали русские поставщики гусей? Подсказка: средство исправить положение они нашли в лесу, и обошлось оно совершенно бесплатно.

Поставщики гусей собирали в лесу смолу, растапливали её и заставляли гусей прохаживаться по тёплой смоле, пока на их лапах не формировалась своеобразная «подошва», которая постепенно стиралась по дороге в Европу. Так нашли способ защитить нежные гусиные лапы.

Задача №4

Одним из надёжных ориентиров для моряков в Тихом океане у берегов Центральной Америки в любую погоду и в любое время дня и ночи служит естественный маяк. Что это за маяк?

Это вулкан Ицалко в государстве Сальвадор. Высота его 1885 м. Вот уже более 200 лет он действует почти непрерывно. Каждые 2-10 минут над ним выбрасывается столб пара, камней, пепла, а из кратера изливается лава. Это и позволяет морякам ориентироваться.

Задача №5

В США работники газопроводов для того чтобы определить утечку газа из трубопровода, добавляют в газ вещество с запахом тухлого мяса. Зачем?

Самые крупные птицы этих мест — грифы — начинают кружить над местом утечки группами. Размах крыльев каждой птицы до 2 м. Птиц видно издалека, поэтому найти место утечки нетрудно.

Задача №6

В средние века испанские фальшивомонетчики нашли в недавно открытой Америке серебристый металл высокой плотности и стали чеканить из него «серебряные» монеты. Это был уникальный случай, когда фальшивка стоила намного дороже, чем настоящая серебряная монета. Назовите металл.

Платина.

Задача №7

Военного человека, защитника Родины, на территории нашего государства в прошлые времена называли по-разному. Во времена княгини Ольги — вои. Затем — воины, ратники, служивые. Ещё позже появились стрельцы.

Потом при Петре I появилось другое слово. Пришло оно из Италии. Наёмников, которые воевали за золотые монеты в Италии называли именно так. Подумайте и назовите а)золотую монету; б) наёмника, которому её платили.

а) сольдо(денежная единица, известная ребятам по сказке «Приключения Буратино») б)солдат (наёмник, воюющий за сольдо).


Задача №8

Во время гражданской войны сибиряки нашли способ, как избавиться от непрошеных «гостей» -конных красноармейцев-карателей, которые к тому же отбирали у них продовольственные запасы. Лошади красноармейцев упрямились и никак не хотели въезжать на широкий двор через открытые ворота. Какое таинственное обстоятельство могло им помешать? Почему лошади панически боялись въезжать в ворота?

Сибиряки натирали ворота медвежьим салом. Лошадь очень боится запаха медведя, начинает храпеть, упрямиться и в ворота не идёт.

Задача №9

150 лет назад во Франции жил химик, основатель учения об инфекционных болезнях. Его звали Луи Пастер. Однажды, когда он находился в своей лаборатории среди колб с микробами, к нему явился посланец очень важного и известного человека. Этому человеку сказали, что Пастер о нём оскорбительно отзывался. Посланец передал Пастеру вызов на дуэль. Учёному же по правилам предоставлялся выбор оружия: шпаги или пистолеты. Но Пастер не умел хорошо пользоваться оружием. Он указал посланцу на две колбы, предложив свой вариант. После этого оскорблённая сторона быстро отказалась от дуэли. Какое оружие предложил Пастер?

Он предложил две колбы, водной из которых была чистая вода, а в другой — возбудитель оспы и заявил, что если его противник выпьет содержимое одной из колб, то он обязуется выпить из второй. Заражение оспой приводило либо к летальному исходу, либо обезображивало лицо на всю жизнь. Неудивительно, что противник отказался от дуэли.

Задача №10

Этот минерал знаком каждому из вас. Он, как и алмаз, состоит из углерода, но совсем не похож на него. Но. как и драгоценное золото, не боится кислот и щелочей. Выдерживает температуру 1000 градусов, хорошо проводит электричество. Он мягок, пачкает руки и бумагу. Произошло его название от греческого слова «пишу».

Графит.

Задача №11

На побережье страны Норвегия, в нескольких километрах от берега сохранились вбитые в землю 200 лет назад колышки, к которым норвежские рыбаки привязывали лодки. Объясните, почему колышки находятся не у самой кромки воды?

Скандинавский полуостров, на котором расположена Норвегия, испытывает медленное поднятие. 200 лет назад колышки находились у кромки воды, но с поднятием территории оказались так далеко.


Задача №12

На Урале работают несколько трубных заводов, выпускающих около 30% труб России. Самые большие трубы имеют диаметр 1,5 м и имеют транспортное значение. Самые малые трубы имеют диаметр доли миллиметра, и их можно увидеть на аптечном прилавке. Скажите, где используются эти трубы?

Трубы с большим диаметром — нефте- и газопроводы, а с маленьким — иглы медицинских шприцов.

Задача №13

Это очень чувствительный прибор. Основная его часть — маятник. Если в помещение зайдёт кошка, маятник качнётся. Если кто-нибудь вздохнёт, маятник и это почувствует.

Чтобы изолировать эти приборы от посторонних влияний, их помещают в погребах, куда раз в сутки заходит наблюдатель и проверяет работу прибора. Что это за прибор?

Сейсмограф.

Задача №14

Во многих странах, например, в Японии и на Филиппинах, домашних животных, в том числе и рыбок, держат именно для этой цели. Бывает, что рыбки беспокойно мечутся по аквариуму, а собаки и кошки встают у входной двери, настойчиво показывая хозяевам, что хотят быстро покинуть дом. Почему они так себя ведут?

Они предчувствуют землетрясение.

Задача №15

Корабль, который вёз мешки с чаем из индийского города Бомбея (сейчас Мумбаи) отправлялся в Новороссийск. (Найдите эти города на карте). По пути он останавливался в нескольких портах Красного, Средиземного и Чёрного морей. При этом уровень ватерлинии то поднимался выше уровня воды, то опускался ниже. Капитан подумал, что корабль стал легче и заподозрил команду в воровстве груза. Прав ли был капитан? Помогите защитить команду.

Солёность воды в Красном, Средиземном, Чёрном и Аравийском морях разная, а,значит, и плотность воды тоже разная. Корабль погружается сильнее в воде с низкой плотностью и всплывает в воде более солёной, т. е. более плотной. Команда не виновата в воровстве груза.

Задача №16

Эти странные существа с размахом лап от 1,5 метров передвигаются по морскому дну и поедают всё на своём пути. А их с удовольствием поедают люди. Кто это?

Крабы.


Задача №17

В Библии они упоминаются как «нечистые», до которых нельзя даже дотрагиваться. В Индии их считали раньше «болотными духами». А вот в Китае слово «счастье» и название этих животных звучат одинаково - «фу». Что это за животное?

Летучая мышь. В Китае это животное священно.

Задача №18

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин — кто ближе к центру Земли.

Аквалангист говорит: «Я спущусь в батискафе в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м, и окажусь ближе всего к центру Земли.

Полярник говорит: «Я поеду на Северный полюс и буду ближе всех к центру Земли».

Бурильщик говорит: «Я пробурю на экваторе скважину 12 км и буду ближе всех к центру Земли».

Пингвин ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. Известно, что высота материка Антарктида 3 км +высота ледового панциря 3-4 км. Радиус Земли в районе полюсов примерно 6356 м, в районе экватора -6378 м, в районе Марианской впадины -6375 м.

Распределите героев задачи по мере возрастания расстояния до центра Земли.

1.Полярник (6356м)

2.Пингвин (6363 м)

3.Аквалангист (6364 м)

4.Бурильщик (6366 м)

Задача №19

Известно, что сумчатое млекопитающее Австралии коала вообще не пьёт.  Назовите хорошо известное вам никогда не пьющее животное, которое, к неудовольствию человека может появиться в его доме. Подумайте, откуда оно берёт влагу?

Платяная моль (гусеница не пьёт, довольствуясь влагой поедаемой шерсти, взрослое насекомое ещё и не ест).

Задача №20

Известно, что насекомые холоднокровны. Но шмели могут собирать пыльцу и нектар даже за полярным кругом при слабых заморозках, а вот в тропиках они жить не могут. Почему?

Покрытое волосками тело шмеля при работе мышц нагревается до 40 градусов Чем севернее живут шмели, тем они крупнее и тем более густое у них опушение. В тропиках они погибли бы от перегрева.


Задача №21

Русский писатель Николай Лесков много путешествовал по России. Однажды его подвёз по дороге мужик. Этот мужик вёз начальству в волость взятку: крестьяне собрали что могли и просили, чтобы не присылали в их деревню коров голландской породы. «Что, коровы плохи, мало молока дают?» Оказалось, что дают они по 5000-7000 литров молока в год против 700-1500 литров от наших коров, к тому же более высокой жирности. Коров этих давали  крестьянам бесплатно из царской казны «для улучшения породности российского скота». А крестьяне хотят при помощи взятки добиться, чтобы им этих коров не присылали! Почему так странно вели себя крестьяне?

Голландских коров нужно было кормить клевером и зерном,а зерна и самим крестьянам часто не хватало. Свои коровы ели любой корм.

Задача №22

Однажды группа геологов двигалась по пустыне Сахара и попала в странную ситуацию. Стояла жара. Геологи прошли большое расстояние. Воздух был пыльный, заканчивалась вода. Язык был похож на наждачную бумагу. Пот просолил одежду. Все были измучены жарой, дорогой, пылью. Но вот на небе показалось облако. Оно быстро приближалось и темнело. Кто-то сказал: «Ура! Будет дождь!» Но проводник только покачал головой. Раздались раскаты грома, был слышен шум дождя, но люди стояли абсолютно сухие. Попробуйте разгадать загадку этого дождя.

Это явление в пустыне называют «сухой дождь». При очень низкой влажности воздуха капли дождя испаряются, не успев долететь до земли.

Задача №23

На 30 градусах северной и южной широты находятся так называемые «конские широты» -полосы безветрия. Но при чём здесь кони?

Когда-то в эти полосы безветрия попадали парусные корабли, перевозившие лошадей в страны Нового Света. Животные потребляли много воды, которая была нужна людям, поэтому от них избавлялись — выбрасывали за борт.

Задача №24

Эти животные обитают в саваннах и только на одном материке. Есть небольшие виды -до 30 см в высоту, есть гиганты. Борясь с жаждой, они могут сами вырыть себе колодец.

На вопрос европейцев, впервые увидевших это животное, как оно называется, аборигены ответили: «Мы вас не понимаем». Так этих животных сейчас и зовут. Как именно?

Кенгуру.


Задача №25

Фирма «Рибок»(США), выпускающая спортивную обувь, построила филиалы  в Таиланде и на о. Тайвань. Продукция предназначалась для покупателей в Европе и Америке. И столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик-филиалов воруют обувь для перепродажи. Как быть?

Самое плохое решение — применить систему штрафов, увольнять рабочих. Но американцы нашли хорошее решение. Найдите его и вы.

На Тайване производили правые ботинки, а в Таиланде — левые, а парами в коробки их укладывали в Европе и США.

Задача №26

Представьте двух пасущихся на лугу лошадей. Они похожи, как две капли воды по росту, по силе,по аппетиту. Только у одной лошади хвост в два раза длиннее. Как вы думаете, какая из лошадей съест больше травы за час?

Та, у которой хвост длиннее: она им успешно отгоняет назойливых насекомых, не отвлекаясь во время еды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи на смекалку

Зодачи с подвохом расчитаны на смекалку! обычные вопросы, на которые нужно дать не обычные ответы!...

Задачи на смекалку

Презентация к занятию кружка в 5 классе....

Презентация "Задачи на смекалку".

Материал для предметной недели по математике....

ЕГЭ_БУ_20_Задачи на смекалку

Подборка прототипов задания 20 БУ ЕГЭ из Открытого банка заданий с пояснениями...

Презентация .Задачи на смекалку

Данная презентация может использоваться  для подготовки к базовому ЕГЭ по математике....

Базовый уровень. Задание №20. Задачи на смекалку.

В работе представлены задачи  на смекалку по теме "Распилы досок и брёвен" базового уровня. Материал предназначен для самостоятельной работы учащихся 10 - 11 классов. Задачи взяты с сайта "Открыт...