Обобщающий урок-игра по теме "Рельеф России" 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс)

Материал урока рассчитан на обобщение знаний по географии 8 класса по теме "Рельеф России" в увлекательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok-igra_po_teme_relef._8_kl.odt25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Цели: определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор; проверить умение показывать по карте основные формы рельефа России; определить уровень понимания взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.

Оборудование: карты России (физическая, тектоническая), атласы.

Ход урока:

  1. Организационный момент игры «Брейн-ринг».

Класс делится на группы по пять-шесть человек (всего пять-шесть групп).

В раунде участвуют две команды, а все остальные команды принимают участие в обсуждении вопроса и пишут ответ на листке, отвечают устно, если ни одна из играющих команд не дала правильного ответа. Раунд заканчивается, когда одна из команд набирает 3 балла. В следующем раунде играют команда, выигравшая предыдущий раунд, и вторая команда по выбору выигравших.

Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то следующий вопрос оценивается в 2 балла. Третий вопрос, при неправильных ответах на предыдущие, - последний. Обе команды выбывают из раунда, если и на третий вопрос ни одна из команд не дала правильного ответа.

Обучающиеся могут получить оценки на уроке: команда, набравшая больше 12 баллов, получает «5» при условии, что отвечали все ученики по очереди. За очерёдностью должен следить капитан команды. Участники команды, занявшей второе место, получают «5» и «4». Оценки каждому определяет команда в зависимости от вклада каждого в игру. Участники команды, занявшей третье место, получают «4». Команда, не набравшая ни одного балла, оценки не получает или получает «2». На усмотрение учителя в игре могут быть изменены условия.

На обсуждение вопроса даётся 30 секунд, но команды могут отвечать досрочно.

  1. Вопросы «Брейн-ринга».
  1. Географы называют его каркасом природы. О чём идёт речь? (Рельеф)
  2. Где в России в геологическом будущем возможно образование нового океана? (Озеро Байкал)
  3. Где в России в последние десятилетия происходили крупные землетрясения? (Остров Сахалин, Кавказ, Забайкалье)
  4. О каком горном хребте написаны эти стихи?

Он азиатскому материку

Пришёлся каменным порогом.

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промёрзших. Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет

Чтобы строкою засверкали грани

Железо, никель, хромовые руды.

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зелёным глазом смотрит в темноту.

(Урал)

  1. Она расположена на древней платформе. Складчатый фундамент выходит на поверхность на Кольском полуострове и в Карелии. Что это за территория? (Русская равнина)
  2. Морены, озы, бараньи лбы. Что у них общего? (Ледниковые формы рельефа)
  3. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность. Много болот и озёр. (Западно-Сибирская)
  4. Эти высокие горы окаймляют с юга Восточно-Европейскую равнину. (Кавказ)
  5. Алтай — Белуха; Кавказ — Эльбрус. Назовите недостающую пару Урала (Гора Народная)
  6. Какие формы рельефа образуют эоловые процессы? (Барханы и дюны)
  7. Докажите, что в наше время происходит продолжение образования рельефа.
  8. Что общего у следующих полезных ископаемых: фосфориты, уголь, нефть, калийные соли? (Нерудные)
  9. Что общего у карьеров и терриконов? (Антропогенные)
  10. Это самый большой по запасам угля бассейн, но добычи угля здесь нет. Назовите его. (Тунгусский)
  11. Что можно найти в кимберлитовой трубке? (Алмазы)
  12. О каких полезных ископаемых говорят «чёрное золото» и «солнечный камень»? (Нефть и уголь)
  13. Равнины — на древних платформах, а горы - … . (В складчатых областях)
  14. Дыхтау, Шхара, Казбек. Назовите четвёртую вершину. (Эльбрус)
  15. Ичинская, Кроноцкая, Корякская, Ключевская. Какое слово объединяет все эти названия? (Вулканы или Камчатка)
  16. Водные потоки образуют овраги, ветер — дюны. А какая сила образует бараний лоб? (Ледник)
  17. Где сильнее будет выражено образование оврагов: на Кольском полуострове или на Среднерусской возвышенности? Объясните почему. (На Среднерусской возвышенности осадочный чехол, на Кольском полуострове щит).
  18. Что снимают сверху, когда начинают разрабатывать открытое месторождение? (Плодородный слой)
  19. Что измеряет шкала Рихтера?
  20. Почему в районе Курска стрелка компаса будет отклоняться от верного направления на север?
  21. Назовите полезные ископаемые, которыми мы пишем.
  22. Что такое Тихоокеанское огненное кольцо?
  23. В какие бассейны не нужно наливать воду?
  24. Как называются в народе Уральские горы? (Каменный пояс, Камень)
  25. Назовите полезные ископаемые, которые нельзя увидеть.
  26. Назовите нерудное полезное ископаемое, залегающее как рудные. (Алмаз)
  27. Назовите полезное ископаемое, которое мы едим.
  28. Когда горные породы смещаются вниз по склону под влиянием силы тяжести, мы называем это … . (Оползень)
  29. Какой равнине посвящено это стихотворение?

Равнина, равнина,

Ни яра, ни пяди,

Равнина на север,

Равнина на юг.

Как будто гористую местность разгладил

Какой-то гигантский утюг.

  1. Перечислите полезные ископаемые, которые можно добыть в Приморском крае. (Полиметаллы, олово, уголь, слюда, вольфрам)
  2. Наша страна почти полностью лежит на Евразиатской плите. Какие ещё плиты находятся в её пределах? (Североамериканская, Охотоморская, Амурская).
  3. Назовите практически единственное полезное ископаемое, которое является возобновимым.(Торф)

III. Подведение итогов игры. Объявление команды-победителя, поощрение самых активных участников из других команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок-игра по физике в 7 классе по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

Этот урок я провел в 7 классе. Разнообразные формы работы помогают детям увлекательно повторить материал и не устать....

Обобщающий урок - игра по физике в 7 классе.

Закрепление изученного материала в игровой форме....

Обобщающий урок - игра по теме "Гидросфера"(6 класс)

Обобщающий урок по теме "Гидросфера", проведенный в форме игры.Ключевые слова: гидросфера, море, пролив, классификация,географические координаты, дидактическая играУрок проводится в конце темы "Гидрос...

"Вверх по трапу". Обобщающий урок-игра по географии для 7 класса по теме "Антарктида".

Урок - игра по теме "Антарктида" разработан в виде интересных заданий с включением иллюстраций. Обобщающий урок по теме "Антарктида" не предусмотрен программой. Но его можно использоавть в кружковой...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК – ИГРА «КОНКУРС ЗНАТОКОВ АМЕРИКИ» (8 КЛАСС)

Конкурс  знатоков  Америки – один  из  нетрадиционных  уроков  в  8-м  классе.  Проводится  он  после  изучения  самых  боль...

Обобщающий урок-игра "Компьютер для начинающих" 5 класс

В архиве можно найти план-конспект указанного урока, вопросы по теме и интерактивную разработку на Visual Basic Application для Excel "Самыйумный" по мотивам игры телеканала СТС. Для запуска интеракти...

Презентация для обобщающего урока- игры по теме "Африка" 7 класс

Данную презентацию можно использовать при проведении заключительного урока по теме "Африка" в форме игры...