ЛПЗ СДМ
учебно-методический материал по географии (10 класс)

Сэсэг Сандыковна Будаева

ЛПЗ СДМ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное Автономное Профессиональное Учреждение

«Техникум строительства и городского хозяйства»

Утверждаю                                                                                             Одобрено:

Зам.директора по УР                                                            Предметно-цикловая комиссия ООД

______Хамагаева Э.Л                                                             Председатель _____Ракшаева Ц.Ж

«___»_____2019г .                                                                           «___»______201_г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

23.0103 Автомеханик

23.01.07 Машинист крана

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

2019г

ВВЕДЕНИЕ.

Настоящий комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «География»

Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данным специальностям, студент должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

 

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

• сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.      

Правила выполнения практических работ.

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ.  После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы  в указанный срок, если:

  • задания выполнены правильно и в полном объеме;
  • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
  • работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

Практическая работа №1.

Тема:   Источники географической информации.

Цель работы:

научиться

  • составлять картосхемы и простейшие карты, отражающие различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
  • использовать статистическую информацию и геоинфорационные системы разной формы и содержания;

сформировать умение

  • обрабатывать, анализировать и представлять географическую информацию в графической и картографической форме.

Оборудование: атлас;

тетрадь;

картосхемы и таблицы учебника;

инструкционные карты;

контурные карты;

цветные ручки.

Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три  аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков

Инструкционная карта практической  работы №1.

Задание №1: работа в тетради  (на основе полученных знаний).

Назовите источники географической информации.

Задание №2:

Используя  текст  учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите яркие примеры, иллюстрирующие:

- положительные явления в международных отношениях;

-конфликтные ситуации, которые приводят к их обострению.

Задание №3:

Используя различные источники информации, приведите примеры важных геополитических проблем. Которые стоят перед мировым сообществом в конце 20 века.

Задание № 4:

На основе «визитной карточки » стран  на форзацах учебника составьте систематизирующую (конспективно-справочную) таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

конституционные

абсолютные

 В каждую графу выпишите названия нескольких стран в качестве примеров.

Результаты работы используйте для конкретизации положений учебника.

Задание № 5:

Проанализируйте таблицу 2 в «Приложениях» . Используя свои знания по истории, объясните , почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и в зарубежной  Азии, а в Северной Америке их вообще нет.

Практическая работа №2.

               Тема: Политическая карта мира.

Цель работы:

  • Знакомство с политической картой мира.
  • Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов.
  • Обозначение на контурной карте  стран разной классификации.
  • Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

            Оборудование: атлас;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы и таблицы учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-основные черты политической карты мира;

-влияние международных отношений на политическую карту мира;

-классификацию стран мира.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

Задания включают в себя три  аспекта:

-ориентируются на выявление теоретических знаний;

-ориентируются на владение фактическим материалом;

-предполагают проверку умений и навыков.

              Инструкционная карта практической работы №2.

Вариант 1.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Дать характеристику политико- географического положения страны:

Политико-географическое положение страны(ПГП)-это положение объекта по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.

План характеристики ПГП: 

1.Положение страны по отношению к другим странам.

2.Уровень экономического развития соседних стран.

3.Отношение к мировым транспортным путям , рынкам сбыта и сбыта продукции.

4.Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5.Современное политическое положение. Роль в мире.

Задание №2: работа с контурной картой и атласом мира.

Нанести на контурную карту :

Наименее развитые страны (не менее 7);

Страны переселенческого капитализма;

Страны большой «семерки»;

Страны с монархической формой правления (не менее 5).

         

         

     

 Инструкционная карта практической работы №2.

Вариант 2.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Дать характеристику политико- географического положения страны:

Политико-географическое положение страны (ПГП)-это положение объекта по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.

План характеристики ПГП:

1.Положение страны по отношению к другим странам.

2.Уровень экономического развития соседних стран.

3.Отношение к мировым транспортным путям , рынкам сбыта и сбыта продукции.

4.Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5.Современное политическое положение. Роль в мире.

Задание №2. работа с контурной картой и атласом мира.

Нанести на контурную карту:

«Ключевые» страны третьего мира;

Экономически развитые страны Европы ( не менее 7);

Нефтеэкспортирующие страны;

Страны с республиканской формой правления (не менее 7).

                                    Практическая работа №4.

                        Тема: География населения мира.

Цель работы:

  • Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.
  • Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
  • Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
  • Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.
  • Сопоставление культурных традиций разных народов.

            Оборудование:  карты атласа «Политическая карта мира», «Народы мира», «Плотность населения мира»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-типы воспроизводства населения;

-формы размещения населения мира, плотность населения мира;

-основные направления демографической политики;

-состав населения.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

               Инструкционная карта практической работы №4.

Вариант 1.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Показателями естественного движения населения являются: рождаемость, смертность, естественный прирост. Что обозначается этими терминами , в каких единицах они измеряются?

Задание№2. Заполните таблицу.

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства.

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства.

Задание №3: работа с картой атласа «Плотность населения мира»

Рассмотрите карту плотности населения мира:

 выделите территории с высокой и низкой плотностью;

объясните отличия в плотности населения  у различных регионов мира.

Задание №4: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

Какие изменения произошли в характере и географии внешних миграций населения мира?

             

 Инструкционная карта практической работы №4.

Вариант 2.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Каковы особенности размещения населения по земному шару? Приведите примеры, доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и от общественно-экономических и исторических факторов.

Задание№2. Заполните таблицу.

Сравниваемые черты

1 тип воспроизводства

2 тип воспроизводства

1.Уровень рождаемости

2.Уровень смертности

3.Уровень естественного прироста

4.В каких странах распространен

5.Доля детей

6.Доля пожилых людей

7.На что направлена демографическая политика.

Задание №3. :(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Почему в развитых странах замедлился темп урбанизации?

Задание №4. :(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Как  различается население по составу? Приведите примеры.

                                     Практическая работа №3.

                        Тема:  География мировых природных ресурсов  .

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Цель работы:

  • Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
  • Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
  • Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства.

            Оборудование:  карты атласа «Природные ресурсы  мира»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-понятие ресурсообеспеченности;

- природно-ресурсный потенциал разных территорий.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

                 Инструкционная карта практической работы №3.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Определите обеспеченность нефтью отдельных стран, если ее разведанные запасы и объем добычи составили:

Страны

Запасы в млрд.т.

Добыча в млн.т.

Ресурсообеспеченность

в годах

США

3,8

410

Саудовская Аравия

23,0

211

Мексика

6,9

135

Англия

1,8

118

Задание №2:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Определите обеспеченность каменным углем  отдельных стран, если его разведанные запасы и объем добычи составили:

Страны

Запасы в млрд.т.

Добыча в млн.т.

Ресурсообеспеченность

в годах

США

214

765

Китай

99

928

Англия

90

102

Задание №3:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Определите обеспеченность железной рудой  отдельных стран, если ее разведанные запасы и объем добычи составили:

Страны

Запасы в млрд.т.

Добыча в млн.т.

Ресурсообеспеченность

в годах

Китай

22

150

Австралия

35

101

Бразилия

80

135

Задание №4:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Подсчитайте , на сколько лет хватит мировых запасов  указанных полезных ископаемых при современном уровне их добычи с учетом роста на 2% в год.

Ресурсы

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность

в годах

Уголь ( млн.т.)

14000000

4500

Нефть  (млн.т. )

100000

2800

Газ ( млн.м.)

90000

1800

Железная руда(млн.т.)

400000

870

Задание №5. (работа в контурной карте):

Выделите условными знаками и подпишите государства – лидеры по запасам природных ресурсов:

-Пресной воды

-Гидроэнергоресурсов

-Леса

-Пашни нефти

-Природного газа

-Железной руды

Задание №6.( работа в контурной карте)

Обозначьте штриховкой районы мира, выделяющиеся своими рекреационными ресурсами.

                                                           

                                   Практическая работа №5.

                        Тема:  География мирового хозяйства.

Цель работы:

  • Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
  • Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья;
  • Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов
    мира.

Оборудование:  карты атласа «Мировое хозяйство»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  понятие мирового хозяйства, его отраслевую и территориальную структуру;

- географию важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения;

- международное географическое разделение труда.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

     

            Инструкционная карта практической работы №5.

Задание №1: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

1.Что такое мировое хозяйство?

2.Каковы условия формирования мирового хозяйства?

3.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.

4.Какими отраслями представлена электроэнергетика мира?

5.Выделите регионы с преобладанием определенных видов электростанций.

6.Что такое «зеленая революция»? Определите основные направления «зеленой революции».

7. Составьте схему «Структура животноводства мира».Приведите примеры стран.

8.Какими отраслями представлена металлургическая промышленность мира? Назовите страны лидирующие в производстве металлургической промышленности.

9.Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны?

10.Чем представлен сухопутный транспорт ? Укажите  плюсы и минусы каждого вида.

11.Какие культуры относятся к тонизирующим? Укажите страны, специализирующиеся на производстве этих культур.

12.Назовите основные транспортные проблемы городов мира. Какие меры, по-вашему, следует предпринять, чтобы решить их.

13.Перечислите отрасли легкой промышленности и страны-производители.

                   

Практическая работа №6.

              Тема:  Международное географическое разделение труда.

Цель работы:

  • Определение условий международного географического разделения труда
  • Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
  • Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья;
  • Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов  мира.

Оборудование:  карты атласа «Мировое хозяйство»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  понятие мирового хозяйства, его отраслевую и территориальную структуру;

- географию важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения;

- международное географическое разделение труда.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

       

    Инструкционная карта практической работы №6.

Задание №1 : (работа в тетради) на основе полученных знаний.

1.Что такое международное географическое разделение труда?

2.В каком веке сформировалось мировое хозяйство? Почему?

3.Перечислите условия специализации стран.

4.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.

5.Что такое нетрадиционный источник сырья? Какие страны используют данный вид энергии?

6.Назовите отрасли машиностроения и страны-лидеры в производстве.

7.Какими отраслями представлена химическая промышленность мира? В чем позитивные и негативные стороны этой отрасли?

8.Составьте схему «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания».

9.В чем заключается значение «зеленой революции»?

10.Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит  морскому транспорту?

11.Назовите условия размещения свиноводческой и овцеводческой отраслей.

12.Каково воздействие промышленности на окружающую среду?

13.Как вы думаете, почему в Японии не получил развития трубопроводный транспорт?

Практическая работа № 7.

Тема: Построение  картодиаграммы  крупнейших  производителей  главных  зерновых  культур.

Ход работы:

1.Используя  текст и рисунки  учебника , карты  атласа  и  данные  таблицы  "Крупнейшие производители основных зерновых культур во второй половине 90-ых годов",  постройте  на  контурной  карте  мира,  самостоятельно  подобрав  масштаб,  столбиковые  диаграммы  различного  цвета  крупнейших  производителей  пшеницы,  кукурузы  и  риса;

Крупнейшие производители основных зерновых культур в  2000  году.

  1. Стрелками  разного  цвета  нанесите  на  контурную  карту  основные  пути  транспортировки  основных  зерновых  культур;
  2. Обозначьте  границы  и  подпишите  названия  крупнейших  стран – производителей,  экспортёров  и  импортёров  пшеницы,  кукурузы  и  риса;
  3. Сделайте  вывод  о  размещении  главных  производителей  основных  видов  зерновых культур  по  странам  и  регионам  мира.

Практическая работа № 8.

Определение  преобладающих  видов транспорта  в  отдельных  странах  и  регионах  мира  и  оценка  степени  его  развития.

Ход работы:

  1. Используя  карты  атласа  (стр. 23),  определите  общий  уровень  развития  транспорта  страны  или  региона  (в зависимости  от  номера  варианта);
  2. Используя  справочную  и  дополнительную  литературу,  назовите  длину  важнейших  сухопутных  путей  сообщения  (железных,  автомобильных  дорог  и  трубопроводов), густоту  железных  и  автодорог  с  твёрдым  покрытием  и  определите  вид  транспортной  системы  по  конфигурации  транспортной  сети  (широтно-меридианальная,  радиальная  или  колониальная),  назовите  крупнейшие  транспортные  узлы;
  3. Определите  уровень  развития  водных  видов  транспорта,  назовите  важнейшие  судоходные  реки  и  каналы,  крупнейшие  морские  порты;
  4. Дайте  характеристику   уровня   развития  воздушного  транспорта,  назовите  крупнейшие  аэропорты;
  5. Определите  структуру  транспорта,  долю  ведущих  видов  транспорта  в  грузо-  и  пассажирообороте  страны  или  региона  и  назовите  причины,  влияющие  на  развитие  и  работу  отдельных  видов  транспорта;
  6. Опишите  проблемы,  с  которыми  сталкивается  страна  или  регион,  связанные  с развитием  транспорта;
  7. Назовите  основные  перспективы  развития  транспорта;
  8. Сделайте  вывод  о  развитии  транспорта  в  данной  стране  или  в  регионе.

Вариант 1.  Особенности  развития  транспорта  в  Германии.

Вариант 2.  Особенности  развития  транспорта  в  Японии.

Вариант 3.  Особенности  развития  транспорта  в  Мавритании.

Вариант 4.  Особенности  развития  транспорта  в  США.

Вариант 5.  Особенности  развития  транспорта  в  Бразилии.

Вариант 6.  Особенности  развития  транспорта  в  Австралии.

Практическая работа № 9

Составление  проекта  международного  туристического  маршрута.

Ход урока:

  1. На  контурной  карте  мира  или  соответствующего  региона  условными  знаками  нанесите некоторые  уникальные  объекты  природы  и  общечеловеческой  культуры,  которые  Вы  предлагаете  посетить;
  2. Выберите  вид  (или  виды)  транспорта,  на Вы  предполагаете  провести  круиз;
  3. Нанесите  на карту  маршрут  Вашего  международного  круиза  с  посещением  указанных  Вами  достопримечательностей;
  4. Дайте  обоснование  выбора  объектов,  которые  Вы  предполагаете  посетить  и вида  (видов)  транспорта  (т.е.  проведите рекламную кампанию).

Вариант 1.  Составление  туристического  маршрута  по  странам  СНГ.

Вариант 2.  Составление туристического маршрута по странам Зарубежной Европы.

Вариант 3.  Составление  туристического  маршрута  по  странам  Зарубежной Азии.

Вариант 4.  Составление  туристического  маршрута  по  странам  Африки.

Вариант 5.  Составление туристического  маршрута  по  странам  Северной Америки.

Вариант 6.  Составление  туристического  маршрута  по  странам  Южной Америки.

Вариант 7.  Составление  туристического  маршрута  по  Австралии  и  Океании.

Вариант 8.  Составление  туристического  маршрута   кругосветного  путешествия.

Экономическое районирование мира

Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.

Ход работы:

  1. Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию.
  2. В каждом макрорегионе выделите границы,  закрасьте  различными  цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Северной, Средней, Южной и Восточной Европы, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Тропической Африки, Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран, стран бассейна Амазонки и Ла-Платы, Австралии и Океании (отдельно).

                                     Практическая работа №10.

     Тема:  Региональная характеристика мира. Страны Европы.

Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование:  карты атласа «Зарубежная Европа»,                                      тетрадь;

                          картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. 

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

          -Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

     

             Инструкционная карта практической работы №10.

       Задание №1:(работа в контурной карте)  Зарубежная Европа.

  1. Покажите границы и подпишите страны, выделяющиеся по площади своей территории и количеству проживающего населения. Сплошной линией покажите границы Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы.
  2. Выделите штриховкой страны входящие в Европейский Союз (ЕС )
  3.  С помощью условных знаков отметьте страны Зарубежной Европы с федеративным административно- территориальным устройством.
  4. Обозначьте микрогосударства Зарубежной Европы.

Задание №2: (работа в тетради)

  1. Чем характеризуется ЭГП Зарубежной Европы?
  2. Какие изменения произошли на политической карте Европы на протяжении 20 века?
  3. Назовите природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства Европы.
  4. Почему Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции?
  5. Что собой представляет западно-европейский тип города?
  6. Перечислите ведущие отрасли европейской  промышленности.
  7. сельского хозяйства.
  8. Укажите три главных типа сельского хозяйства Европы.
  9. Назовите макрорайоны Европы.
  10. Перечислите субрегионы Зарубежной Европы.

Практическая работа №

Составление картосхемы главных промышленных и с\х районов

Зарубежной  Европы.

Ход работы:

        Используя различные источники информации, постройте схему производственных связей важнейших отраслей промышленности отдельных стран Зарубежной Европы, отражающую причины возникновения и развития двух - трёх отраслей промышленной специализации, для этого:

  1. На  контурной карте Европы обведите границы страны, подпишите  названия  соседей первого порядка,  а также морей  и океанов, омывающих её берега.
  2. Обозначьте условными знаками главные районы добывающей промышленности.
  3. Условными знаками обозначьте на карте важнейшие промышленные районы предложенной вам страны, отразив их промышленную специализацию.  Не  забудьте  подписать  названия  промышленных  районов!
  4. С помощью условных знаков укажите факторы, влияющие на формирование данных отраслей хозяйства (природные, трудовые ресурсы и т.д.);
  5. Условными знаками обозначьте основные экспортируемые и импортируемые товары;
  6. Различным цветом заштрихуйте территорию стран с разными типами сельского хозяйства.
  7. Сделайте  вывод  об индустриальном развитии данной страны.

        Вариант 1. Экономико-географическое обоснование развития и размещения

энергетики, алюминиевой и лесной промышленности Норвегии.

        Вариант 2. Экономико-географическое обоснование развития и размещения

металлургии,  машиностроения и химической промышленности Германии.

        Вариант 3. Экономико-географическое обоснование развития и размещения

лёгкой и пищевой промышленности Португалии.

        Вариант 4. Экономико-географическое обоснование развития и размещения

алюминиевой промышленности, машиностроения и пищевой промышленности Венгрии.

        Вариант 5.  Экономико-географическое обоснование  развития  

машиностроения  и  лесной  промышленности  Финляндии.

        Вариант 6. Экономико-географическое обоснование развития

чёрной металлургии,  машиностроения и химической промышленности Польши. 

Практическая работа № 11

Составление сравнительной экономико-географической характеристики

двух развитых стран Европы.

Ход работы:

        Работа выполняется в письменном виде по типовому плану:

План экономико-географической характеристики страны.

  1. Общие сведения о стране ( тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.);
  2. Географического положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;
  3. Природные условия и ресурсы;
  4. Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов;
  5. Структура национального хозяйства:

а) Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры;

б) Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы;

  1. Характерные черты развития транспорта;
  2. Характерные особенности непроизводственной сферы;

Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта;

Вывод о развитии стран.

Внимание! Типичной ошибкой при выполнении данной работы является написание двух ”параллельных” характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание на сравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.

Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Великобритании и Италии.

Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Франции и Герман

                                 

Практическая работа №12.

Тема:  Региональная характеристика мира. Страны Азии.

Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование:  карты атласа «Зарубежная Азия», «Африка», «Австралия и Океания», тетрадь;

                          картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                          инструкционные карты;

                          контурные карты;

                          цветные ручки.

   Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. 

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Зарубежной Азии, Африки; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

          -Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран  Азии, Африки, Австралии.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

   

             Инструкционная карта практической работы №12.

Вариант 1.

Задание №1:(работа в контурной карте) Зарубежная Азия

1.Обозначьте страны , с которыми граничит РФ на юге. Подпишите их столицы.

2.Подпишите столицы и названия стран, расположенных на  полуостровах  Малая Азия, Аравийском, Индостан, Индокитай, Корейском.

3.Обозначьте разными цветами страны Зарубежной Азии, расположенные на островах, и страны ,не имеющие выхода к морю.

4.Покажите штриховкой страны Азии с монархической формой правления.

5.Покажите районы , где в последнее время имели место вооруженные конфликты.

Задание №2 : (работа в тетради) на основе полученных знаний.

1.Сколько суверенных государств входит в состав Зарубежной Азии?

2.Назовите черты ЭГП региона Зарубежная Азия.

3.Охарактеризуйте состав населения Зарубежной Азии.

4.Назовите пять центров экономической мощи Зарубежной Азии.

5.Назовите  особенности административно-территориального устройства Китая.

6.Назовите достижения и проблемы хозяйства современного Китая.

7.Дайте характеристику населения Японии.

8.Перечислите наиболее известные традиции Японии.

Практическая работа № 13

Составление сравнительной характеристики населения региона.

Вариант 1

  1. Назовите 5 самых населенных стран зарубежной Азии.
  2. На круговой диаграмме покажите их долю во всем населении Азии (около 3 млрд. 600 млн. чел)
  3. По плану опишите население двух стран: Япония, Пакистан.

План

  • Численность населения.
  • Плотность населения.
  • Национальный состав.
  • Воспроизводство населения.
  • Демографическая политика.

Сделайте вывод о взаимосвязи этих показателей.

  1. По приведенным отрывкам узнать, о каком государстве идет речь.

Определить, к какому субргиону эта страна относится.

В этой стране Персидского залива  каждый местный житель имеет право «заполучить» четырех иностранных рабочих. Один из московских журналистов так описывает столицу: «…Мелькают разноцветные чалмы тюрбаны сикхов. Здесь увидишь пакистанцев, корейцев, малайцев, таиландцев, выходцев из арабских стран, работающих в нефтяной отрасли.. Коренные жители составляют 1\6 населения страны. Но это привилегированное меньшинство. Здесь находится самое высокое здание в мире. Часть территории отвоевана у моря»

   Практическая работа № 13

Составление сравнительной характеристики населения региона        Вариант 2

  1. Назовите страны и регионы Азии с очень высокой плотностью населения.
  2. Какие страны Азии можно отнести к наиболее развитым странам современного мира? Почему?
  3. По плану опишите население двух стран: Китай, Саудовская Аравия

План

  • Численность населения.
  • Плотность населения.
  • Национальный состав.
  • Воспроизводство населения.
  • Демографическая политика.

Сделайте вывод о взаимосвязи этих показателей.

  1. По приведенным отрывкам узнать, о каком государстве идет речь.

Определить, к какому субрегиону эта страна относится.

Это государство составляет 2\3 площади  Москвы, а население 2,5 млн чел. Часть территории международный аэропорт, отвоевана у моря. Благодаря активной природоохранной политике,  строительству очистных сооружений, очень строгим мерам по сохранению чистоты государство Азии. Это  одно из немногих мест экваториального пояса, где сырую воду можно пить прямо из водопровода

Практическая работа №

Характеристика специализации

основных сельскохозяйственных районов Китая.

Ход работы:

        Используя текст учебника Максаковского В.П. (стр. 214 - 215) и карты атласа (стр. 32),

заполните таблицу:

Сельскохозяйственные районы Китая.

Название района

Географическое положение

Особенности природных условий

Структура сельского хозяйства

Специализация растениеводства

Специализация животноводства

”Жёлтый Китай”

 

 

 

 

 

”Зелёный Китай”

 

 

 

 

 

”Холодный Китай”

 

 

 

 

 

”Сухой Китай”

 

 

 

 

 

        Сделайте вывод о развитии и специализации сельскохозяйственных районов Китая.

Практическая работа №

Составление картосхемы международных экономических связей Японии

Ход работы:

  1. На  контурной  карте  мира  заштрихуйте  территорию  Японии  и  подпишите  её  название;
  2. Используя  текст  учебника  Максаковского В.П. и  рисунок  69  на  стр. 220, карты атласа и другие  источники, стрелками различного цвета нанесите пути импортируемого Японией сырья: нефти, природного  газа,  каменного  угля,  железных,  алюминиевых,  медных, полиметаллических  руд,  текстильного  волокна  и  продовольствия;
  3. Подпишите  красным  цветом  названия  основных  поставщиков  сырья  и  продовольствия   в  Японию;
  4. Нанесите  стрелками  другого  вида  и  разного  цвета  основные  экспортируемые  Японией  товары  и  финансовые  потоки;
  5. Подпишите  синим  цветом  названия  крупнейших  стран – получателей  японской  продукции  и  капитала;

        Сделайте  вывод  о  главных  внешнеэкономических  партнёрах  Японии  и  о  структуре  её  импорта  и  экспорта.

 

                                 

Практическая работа №14.

Тема:  Региональная характеристика мира. Страны Африки.

Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование:  карты атласа «Африка», тетрадь;

                          картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                          инструкционные карты;

                          контурные карты;

                          цветные ручки.

   Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. 

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Африки; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

          -Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран  Азии, Африки, Австралии.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

Инструкционная карта практической работы №14.

Вариант 2.

Задание №1:(работа в контурной карте)  Африка.

  1. Подпишите на карте названия 3 стран, расположенных:

- в Южной

- в Западной

- в Восточной Африке.

     2. Выделите штриховкой страны Африки, отличающиеся большой площадью территории , количеством проживающего населения, высоким уровнем экономического развития ( 3 примера).

     3. С помощью условных знаков покажите  месторождения полезных ископаемых Африки.

     4. Подпишите названия морей, проливов и каналов, расположенных вдоль берегов Африки. Оцените их значение  для морского транспорта и внешних экономичесих связей.                         

Задание №2 : (работа в тетради) на основе полученных знаний.

1.Перечислите субрегионы  Африки.

2.Назовите особенности ЭГП Африки.

3.Назовите особенности процесса урбанизации Африки.

4.Что собой представляет образ африканского типа города?

5.Назовите особенности воспроизводства, состава и размещения  населения Африки.

6.Какие культурные достижения Африки вы знаете?

7.Чем характеризуется  отраслевая структура хозяйства Африки?

8.Какие изменения произошли в территориальной структуре хозяйства Африки?

                                 Практическая работа №15.

  Тема:  Региональная характеристика мира. Страны Северной

Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование:  карты атласа «Северная Америка»,                                     тетрадь

                       картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                          инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. 

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Северной и Латинской Америки; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др.группы).

          -Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Северной и Латинской Америки.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

Инструкционная карта практической работы №15.

Задание №1:(работа в контурной карте)  Северная Америка.

1.Подпишите все страны, расположенные в Северной Америке, и их столицы.

2.Отметьте крупные города на юге Канады и востоке США.

3.Подпишите названия городов США, расположенных на берегах Миссисипи и в районе Великих озер.

4.Обозначьте границы и подпишите самые большие по площади и самые населенные страны Латинской  Америки.

5.Покажите сельскохозяйственную специализацию западных и восточных районов Латинской Америки.

Задание №2: (работа в тетради)

1.Что включает в себя понятие «Северная Америка»?

2.Из каких частей состоит территория США?

3.Охарактеризуйте ЭГП США.

4.Охарактеризуйте США по политическим признакам.

5.Какой тип воспроизводства населения преобладает в США? Поясните.

6.Назовите основные этнические группы.

7.Назовите факторы ,обеспечивающие прирост населения США.

8.Что такое современная американская нация?

9.Охарактеризуйте североамериканский тип города.

10.Как развиваются процессы урбанизации и субурбанизации в США?

11.Назовите крупные мегалополисы США?

12.Что такое ВВП и ВНП? В чем их различия?

13.Назовите особенности промышленности США.

14.Что характерно для с/х США?

15.Что представляет собой транспортная система США?

16. Перечислите отрасли промышленного производства. Какие из них занимают лидирующую позицию?

17.Назовите главные отрасли и районы сельскохозяйственного производства.

18.Почему Северо-Восток называют мастерской нации?

19. Назовите особенности Среднего Запада.

20.Какие перемены произошли на Юге?

21.Почему Запад самый молодой и динамичный район США?

Практическая работа № 16

Сравнительная экономико-географическая характеристика

стран Латинской Америки.

Ход работы:

        Используя карты атласа, текст учебника, справочную и другую литературу, в зависимости от номера варианта заполните таблицу:

План

Черты  

сходства

Черты  различия

(1-я страна)

(2–я страна)

 1.  Социально-экономический  тип  страны

 2.  Государственный  строй  и  столица

 3.  Географическое  положение

 4.  Природные условия и ресурсы

 5. Характерные черты  населения

 6. Отрасли специализации  промышленности

 7. Отрасли специализации  сельского  хозяйства

 8. Особенности развития транспорта

 9. Внешние экономические связи

 10. Особенности развития  непроизводственной  сферы

 11. Проблемы развития  страны

 12. Вывод  о  развитии  страны

Практическая работа № 17

Сравнительная экономико-географическая характеристика

стран Латинской Америки.

Сделайте  общий  вывод  об  экономическом  развитии  этих  стран.

Вариант 1. Сравнительная экономико-географическая характеристика Бразилии и Мексики.

Вариант 2. Сравнительная экономико-географическая характеристика Аргентины и Мексики.

Вариант 3. Сравнительная экономико-географическая характеристика Бразилии и Аргентины

                                     Практическая работа №18.

Тема:  Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Цель работы:

  • Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
  • Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества.

Оборудование:           тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

 Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ .

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.

-Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

- Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

-Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

         

         Инструкционная карта практической работы №18.

 

   Задание №1: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

Составьте схему «Глобальные проблемы современности  и их причины».

 

  Задание №2: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

Используя  содержание тем  2,4,5  сформулируйте географические аспекты энергетической и сырьевой проблем человечества. Каковы возможные пути решения?

    Задание №3: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

На основе приобретенных знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». Сделайте обобщение по материалам таблицы.

Перечень тем практических работ

                                 

1.Практическая работа №1.

  Источники географической информации

2. Практическая работа №2.

   Политическая карта мира

3.  Практическая работа №3.

    География мировых природных ресурсов 

4.  Практическая работа №4.

    География населения мира

5. Практическая работа №5.

      География мирового хозяйства

6. Практическая работа №6.

     Международное географическое разделение труда.

7. Практическая работа № 7.

 Построение  картодиаграммы  крупнейших  производителей  главных  зерновых  культур.

8. Практическая работа № 8.

       Определение  преобладающих  видов транспорта  в  отдельных  странах     и  регионах  мира  и  оценка  степени  его  развития

9. Практическая работа № 9

       Составление  проекта  международного  туристического  маршрута

10. Практическая работа №10.

       Региональная характеристика мира. Страны Европы

11. Практическая работа № 11

     Составление сравнительной экономико-географической характеристики

двух развитых стран Европы.

12. Практическая работа №12.

       Региональная характеристика мира. Страны Азии.

13. Практическая работа № 13

      Составление сравнительной характеристики населения региона

14. Практическая работа №14.

      Региональная характеристика мира. Страны Африки

15. Практическая работа №15.

     Региональная характеристика мира. Страны Северной

16. Практическая работа № 16

      Сравнительная экономико-географическая характеристика

стран Латинской Америки.

17. Практическая работа № 17

     Сравнительная экономико-географическая характеристика

стран Латинской Америки.

18. Практическая работа №18.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества