Рабочая программа по географии для обучающихся с ИН (6-9 классы)
рабочая программа по географии

Николаев Владимир Михайлович

Данная программа разработана и реализуется в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант1) в 6-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_fgos6-9.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ГЕОГРАФИЯ»

6-9 классы

Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями),

вариант 1

Составитель: Николаев В.М.,учитель

БОУ «Саланчикская общеобразовательная

школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Минобразования Чувашии

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. 1. Пояснительная записка.

  1. 2. Общая характеристика учебного предмета.

  1. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

  1. 4. Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета

  1. 4.1.Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы

  1. 5. Содержание учебного предмета.

  1. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  1. 7. Описание  материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «География» для 6 -9классов составлена на основе следующих нормативно – правовых документов.

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
  • АООП   обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат  для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии;
  • Учебный план БОУ «Саланчикская ОШИ для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии.

Программа составлена с учетом психофизическихособенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 1).

     Основными целями рабочей программы являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культур

Основные задачи курса географии,

- дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,

- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

-обучить правилам поведения в природе,

- развивать и коррегировать познавательную деятельность: учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, развивать воображение обучающихся.

-расширять лексический запас детей.

 География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

2. Общая характеристика учебного предмета.

География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с биологией, историей, русским языком, чтением (литературным чтением), математикой, изобразительным искусством, черчением, основами социальной жизни и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Мир природы и человека» и «Природоведение», входящих в предметную область «Естествознание».

Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа географии предусматривают повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний учащимися с интеллектуальными нарушениями.  Рабочей программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

Рабочая программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала (живой мир, чтение, ИЗО, ручной труд), а также те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, профильный труд).

В рабочей программе заложен принцип коррекционной направленности обучения, т. е. особое внимание обращается на коррекцию недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями.  Рабочая программа составлена с учетом психофизических  особенностей учащихся с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями и направлена на развитие у учащихся наблюдательности, памяти, воображения, речи и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

В 6 классе («Начальный курс физической географии») учащиеся учатся ориентироваться на местности, знакомятся с формами земной поверхности, водоемами, планом и картой.

В программу введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса».

7 класс полностью посвящен знакомству с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Много внимания должно быть уделено экологическим проблемам. В содержании учебного материала выделены два основных блока:

I.        Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) — 11 часов.

II.        Природные зоны России (57 ч).

Задача первого блока этого раздела — создать целостное представление о нашей Родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.

Во втором блоке, дается комплексная характеристика природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.

Курс «Географии материков и океанов» рассчитан на 2 года обучения. Три четверти 8 класса отводится на изучение Мирового океана, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Обучающиеся знакомятся не только с природой различных континентов, но и с населением, особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными государствами.

С четвертой четверти 8 класса учащиеся начинают изучать физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и населении Евразии.

Изучение этого материка продолжается в 9 классе. Такое расположение материала позволяет больше времени (три четверти 9 класса) выделить на знакомство с государствами Евразии. Изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Современные названия государств даются в скобках. При объяснении материала учителю целесообразно больше внимания уделять страноведческим и общекультурным аспектам: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обычаи), на ценности духовной культуры (архитектура, музыка, танцы, театр, религия).

Завершается курс «География материков и океанов» темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии. На этих уроках учитель повторяет и обобщает знания учащихся о своей стране (государстве), полученные в 6 и 7 классах, и подготавливает их к знакомству со своим краем (областью, районом, городом). Изучению своей местности отводится четвертая четверть 9 класса. Обучающиеся знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Обучение географии рассчитано на четыре года с 6 по 9 классы. Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:

6        класс — «Начальный курс физической географии» (68 часов),

7        класс — «География России» (68 часов),

8 класс — «География материков и океанов» (68 часов),

9 класс — «География материков и океанов» (54 часа);

«Наш край» (14 часов).

Учебный предмет «География» входит в предметную область «Естествознание» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Класс

6класс

7 класс

8 класс

9 класс

Количество часов в неделю

2 часа

2 часа

2 часа

2 часа

Итого в год

68 часов

68 часов

68 часов

68 часов

В программе выделены практические работы и экскурсии, указана географическая номенклатура, а также сформулированы основные предметные и личностные результаты по годам обучения. Проведению практических работ в 6—9 классах помогут рабочие тетради, которые способствуют внедрению в учебный процесс современных методических приемов. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с интеллектуальными нарушениями задания разной степени трудности могут быть использованы на этапе проверки знаний, а некоторые из них даются в качестве домашнего задания. В рабочие тетради включены контурные карты.

4. Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного  предмета 6 класс

Личностные результаты

• воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою страну, осознания себя гражданином России;

• формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;

• совершенствование освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

 с задачей, поставленной учителем;

 • развитие навыков взаимодействия в группе одноклассников в процессе проведения географических экскурсий;

• воспитание эстетических чувств в процессе экскурсий в природу, воспитание навыков безопасного поведения в природе (при изучении грозы, молнии, лавин)

учить ориентироваться в незнакомом пространстве по планам местности, некоторым местным признакам, по Солнцу, звездам, компасу);

•        при изучении родника колодца, водопровода воспитывать бережное отношение к пресной, питьевой воде;

• учить понимать необходимость бережного отношения и мероприятий по охране водоемов от загрязнения

Предметные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

• названия основных сторон горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• названия водоемов;

• основные правила безопасного поведения в природе;

• условные цвета и наиболее распространенные условные знаки географической карты;

• названия материков и океанов;

• значение Солнца для жизни на Земле;

• название нашей страны, ее столицы;

Учащиеся должны уметь:

• делать простые схематические зарисовки;

• составлять рассказы об изучаемых геогра-фических объектах из предложенных учителем предложений;

• показывать на географической

карте объекты, заранее выделенные учителем

Обучающиеся должны знать:

• что изучает география;

• горизонт, линию и стороны горизонта;

• основные формы земной поверхности;

• виды водоемов, их различия;

• меры по охране воды от загрязнения;

• отличие плана от рисунка и географической карты;

• основные направления на плане, географической карте;

• условные цвета и основные знаки географической карты;

• распределение суши и воды на Земле;

• материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

• Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

• кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;

• значение запусков в космос искусственных спутников Земли и полетов людей в космос;         формирование навыков самостоятельной работы с учебными пособиями (учебник, приложение

к учебнику, тетрадь на печатной

основе, глобус, настенная карта,

компас, и др.);

• совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• развитие умения фиксировать результаты самостоятельной деятельности (наблюдений, опытов);

• развитие навыков взаимодействия при работе в паре при изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;

• различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

• географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;

• названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России».

Учащиеся должны уметь:

• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам

природы;

• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

• делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;

• ориентироваться на географической карте и глобусе;

• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки);

• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу  воего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета 7 класс

Предметные результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

• название своего государства,

его столицы;

• названия природных зон Рос-

сии;

• типичных представителей рас-

тительного и животного мира в

природной зоне, где проживает

обучающийся;

• основные занятия населения

природной зоны, в которой про-

живает обучающийся;

Обучающиеся должны знать:

• положение России на физиче-

ской карте, карте полушарий и

глобусе;

• пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

♦ природные зоны России;

• природные условия и богат-ства России, возможности использования их человеком;

• типичных представителей рас-

тительного и животного мира в

каждой природной зоне;

• хозяйство, основное населе-ние, его занятия и крупные города в каждой природной зоне,

• экологические проблемы и

основные мероприятия по охране природы в России.

•        правила поведения в природе:

•        названия географических объектов на территории России, указанные в программе. Учащиеся должны уметь:

•        показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картинами  и картами;

• показывать по картам (физи-

ческой и природных зон Рос-сии)географические объекты, указанные в программе;

• выполнять задания в «Рабо-

чей тетради по географии Рос-

сии» для 7 класса специальной

коррекционной школы (количе-

ство заданий и время заполне-

ния определяет учитель с учетом индивидуальных возможностей   учащихся

Формирование основ россий-

ской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою страну, свой народ

• воспитание патриотизма, ува жения к Отечеству, ценностям многонационального россий-ского общества;

• воспитание интернациональ-ных  чувств, толерантного отношения к людям других национальностей.

•        формирование осознанного, уважительного и доброжела-тельного отношения к другому человеку и его мнению;

•        формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и соблюдение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

(наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т. п.);

• совершенствование умения

планировать, контролировать и

оценивать учебные действия в соответствии с задачей поставленной учителем;

•формирование правильного от

ношения к окружающей (природной) среде; знать и использовать

на практике правила поведения в

природе, ее сохранения ;

• формирование уважительного

отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом  руде;

•при знакомстве с достопри-мечательностями городов европейской и азиатской частей России воспитывать эстетические чувства и понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу  своего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя

Планируемые результаты освоений учебного предмета  в 8 классе

Предметные результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

• названия океанов земного

шара, их значение;

• названия материков земного

шара;

• знать, на каком материке рас-

положена Россия, в европейской

или азиатской частях России

расположена местность, в которой

живет обучающийся.

Учащиеся должны уметь:

• показывать на географической

карте океаны земного шара;

• показывать на географической

карте материки земного шара

Обучающиеся должны знать:

• Атлантический, Северный Ле-

довитый, Тихий, Индийский океаны. Географическое поло-жение и их хозяйственное значение;

• особенности географического

положения, очертания берегов и природные условия каждого материка, население и особен-ности  размещения;

• названия изученных географи-

ческих объектов.

Учащиеся должны уметь:

• показывать на географической

карте океаны, давать им простую характеристику;

•        определять на карте полуша-рий географическое положение и очертания берегов каждого материка;

•        давать элементарное описа-ние природных условий всех материков, опираясь на карту и картины;

•        выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков

и океанов» (1 часть) для 8 класса. Количество заданий и время заполнения определяет учитель

 Формирование целостного, со-

циально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при-роды, народов культур и религий;

• формирование уважительного

отношения к истории и культуре

других народов;

• учить уважать культуру и быт

населения Европы и Азии, традиции и обычаи.

• толерантно относиться к людям  афроамериканской внешности

• формировать эстетические по-

требности, ценности и чувства при изучении достопримеча-тельностей различных стран мира;

•        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

•        формирование мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу  своего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (например-растения, животные);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя

Планируемые результаты освоений учебного предмета

по итогам обучения в 9 классе

Предметные результаты

Личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Обучающиеся должны знать:

•        Наиболее крупные государства Евразии;

•        символику России;

•        название своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, правила поведения в природе;

•        медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности;

Обучающиеся должны уметь:

•        Показывать границы России на физической карте России;

•        находить свою местность на физической карте России;

•        составлять небольшой рассказ о своей местности;

•        правильно вести себя в природе

Обучающиеся должны знать:

•        Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;

•        Границы, государственный строй и символику России;

•        Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия

по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

•        медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

Обучающиеся должны уметь:

•        находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;

•        показывать Россию на политических картах мира и Евразии;

•        находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);

давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;

•        называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;

•        правильно вести себя в природе;

•        выполнять задания в «Рабочей тетради по географии материков и океанов» (2 часть) для 9 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы

•        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;

•        совершенствование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

•        совершенствование умения слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и пытаться аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

•        формирование ответственного отношения к выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

•        овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•        формирование основ экологической культуры;

совершенствование осознания своей этнической принадлежности, обобщение знаний о культуре народов родного края.

•        формировать представление о богатстве водных ресурсов планеты, воспитывать бережное отношение к водным ресурсам и полезным ископаемым.

•        при изучении своей области, района, города воспитывать патриотические чувства, чувства уважения к земле, природе, окружающим людям, желание оставаться работать в своей местности, участвовать в мероприятиях экологического характера

•        в повседневной жизни выполнять правила поведения в природе

Дифференцированный уровень   включает уч-ся, имеющих в силу своего  психо-физического  состояния  значительные  трудности по  усвоению  учебного  материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя

4.1. Критерии и нормы оценки достижения планируемы результатов освоения программы учебного предмета (курса)

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждой четверти (промежуточный контроль). В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

Оценку «5» получает ученик, если устный ответ, письменная работа, ПР в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания ( правильный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения понятий, обосновывать свои суждения, применять знания на практике, приводить собственные примеры). Ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно. В тетради самостоятельно выполняет рисунки, схемы, таблицы в полном объеме. Тестовые задания выполняет в объеме 80-100%.

Оценку «4» получает ученик, если его ответ, в общем, соответствует учебной программе, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочета и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный ответ, но не совсем точный). Ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта. Рисунки, схемы, таблицы в тетради выполняет в полном объеме, но имеются неточности, исправления. Тестовые задания выполняет в объеме 65-80%.

Оценку «3» получает ученик, если его ответ, в основном, соответствует учебной программе, однако имеются одна грубая ошибка и два недочета, или одна грубая и одна негрубая, или две – три грубых ошибки, или одна грубая и три недочета, или четыре – пять недочетов. Обучающийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но неполный ответ, допускаются неточности в определении понятий, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте. Рисунки, схемы , таблицы в тетради выполняет небрежно( если это не связано с нарушением моторики у детей). Задание выполнено на половину. Тестовые задания выполняет в объеме 50-65%.

Оценка «2» ставится ученику, если его ответ частично соответствует учебной программе, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов составляет 20-50% содержания (неполный ответ). Не умеет ориентироваться на карте. Не находит и не показывает объекты на карте. Неправильно заполняет таблицы, схемы в тетради. Тестовые задания выполняет в объеме менее 50%.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

5. Содержание учебного курса «География»

6 класс.   Начальный курс физической географии (68 ч)

Введение (5 ч) География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: температура, облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные явления в атмосфере, меры предосторожности. Географические сведения о своей местности и труде населения.

Ориентирование на местности (5 ч) Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и природным объектам.

Формы поверхности Земли (4ч.) Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Понятия о землетрясениях и извержениях вулканов.

Вода на Земле (10 ч) Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.

Болота, их осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами.

Острова и полуострова. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

План и карта (9 ч) Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Земной шар (14 ч) Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус — модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида).

Первые кругосветные путешествия (Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов..

Карта России (19 ч)

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.  Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Рельеф нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).

Наш край на физической карте России.

Повторение начального курса физической географии (2 ч)

7 класс.   География России (68 ч)

Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 часов)

Географическое положение России на карте мира.Европейская и азиатская части России.

Административное деление России.Разнообразие рельефа.Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование.

Население России. Народы России.Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли.

Сельское хозяйство, его отрасли.Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

Природные зоны России (56 ч)

Размещение природных зон на территории России.

Карта природных зон России (2 ч).

Зона арктических пустынь (5 ч)

Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир.        Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Зона тундры (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный мир. Животный мир тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия.

Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона (18 ч)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы.

Растительный мир. Хвойные леса (тайга). Смешанные и лиственные леса. Животный мир.

Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны.

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России.

Особенности развития хозяйства Северо-Западной России.

Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне.

Зона степей (8 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Самара,Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.  Охрана природы зоны степей.

Зона полупустынь и пустынь (7 ч)

Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки.Растительный мир.

Животный мир.Хозяйство. Население и его основные занятия.Города зоны полупустынь и пустынь.

Зона субтропиков (3 ч)

Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск. Города южного берега Крыма (Ялта, Алупка, Алушта, Судак и Коктебель).

Высотная поясность в горах (5 ч)

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.Города и экологические проблемы Урала.Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.

Обобщающий урок по географии России (1ч)

8 класс.    География материков и океанов (68 ч)

Введение (1ч)

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте.

Мировой океан (5 ч)

Атлантический океан.Северный Ледовитый океан.Тихий океан.Индийский океан.Современное изучение Мирового океана.

Материки и части света Африка (12 ч)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов. Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир пустынь. Население и государства. Государства по выбору учителя: Египет, Эфиопия, Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР) или другие.).

Обобщающий урок.

Практические работы

Австралия (8 ч)

Географическое положение.Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.

Растительный мир.Животный мир.Население.Австралийский Союз. Океания. Остров Новая Гвинея.

Обобщающий урок.

Антарктида (6 ч)

Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.Разнообразие рельефа, климат.Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. Современные исследования Антарктиды.

Обобщающий урок.

Америка (22 ч)

Открытие Америки (1 ч).

Северная Америка (9 ч)Географическое положение.Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада. Мексика. Куба (по выбору учителя)

Обобщающий урок.

Южная Америка (12 ч)

Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера.

Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов.

Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн, степей, полупустынь, гор. Население и государства: Бразилия, Аргентина, Перу или другие по выбору учителя.

Обобщающий урок. Часть света — Америка.

Евразия (13 ч)

Географическое положение. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова.

Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы.

Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. Климат Евразии.

Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный и животный мир Европы. Растительный и животный мир Азии. Население Евразии.

Культура и быт народов Европы и Азии.

Обобщающий урок. Евразия.

Обобщающий урок. География материков и океанов.8 класс (1ч)

9 класс. География материков и океанов (Часть 2) (68 ч)

Государства Евразии (51 ч)

Политическая карта Евразии (1 ч).

Европа (24 ч)

Западная Европа. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). Франция (Французская Республика). Германия (Федеративная Республика Германия). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария (Швейцарская Конфедерация).

Южная Европа. Испания. Португалия (Португальская Республика).  Италия (Итальянская Республика). Греция (Греческая Республика).

 Северная Европа. Норвегия (Королевство Норвегия). Швеция (Королевство Швеция).Финляндия (Финляндская Республика).

Восточная Европа

Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния). Болгария (Республика Болгария). Сербия и Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва (Литовская Республика). Республика Беларусь. Украина. Молдавия (Республика Молдова).

Азия (21 ч)

Центральная Азия

Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан). Туркменистан. Киргизия (Кыргызская Республика). Таджикистан (Республика Таджикистан).

 Юго-Западная Азия

Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения). Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан).

    Южная Азия

Индия (Республика Индия).

    Восточная Азия

Китай (Китайская Народная Республика). Монголия. Корея (Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея). Япония.

   Юго-Восточная Азия

Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выбору учителя.

     Россия (повторение) (5 ч)

Границы России.

Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государство Евразии. Административное деление России. Столица, крупные города России.

Обобщающий урок по России(1ч).

Свой край (15 ч)

История возникновения нашего края.

Географическое положение. Границы. Рельеф.

Климат. Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы.

Полезные ископаемые и почвы.

Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.

Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.

Животный мир нашей местности. (Хищные и травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники.

Население нашего края (области). Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы, национальная кухня.

Промышленность. Ближайшие промышленные предприятия, где могут работать выпускники школы.

Сельское хозяйство (специализация: растениеводство, животноводство, бахчеводство и т. п.).

Транспорт (наземный, железнодорожный, авиационный, речной).

Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.

Наш город (поселок, деревня).

Обобщающий урок «Моя малая Родина».

Обобщающий урок по курсу «География» (1ч)

  1. 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  1. 7. Описание  материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать учащимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.

Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний.

Учебно-методическое сопровождение

  1. АООП для детей с нарушением интеллекта
  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  5-9 классы // Под редакцией. В.В. Воронковой, (Москва. Владос. 2010г
  3. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2020г.
  4. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение,
  5. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2020г.
  6. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 7 класс. М.: Просвещение
  7. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 8 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2020г.
  8. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение
  9. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География 9 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2020г.
  10. Лифанова Т.М. Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс. М.: Просвещение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 5 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Программы по рисованию; ППД, конструированию, ручному труду; развитию психомоторики и сенсорных процессов;  ХБТ и привитию навыков самообслуживания; физической культуре составлены для индивидуаль...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 8 КЛАССА. НАДОМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Рабочие программы по чтению, русскому языку, рисованию, СБО, математике, предметно-практической деятельности, конструированию и ручному труду. Программы составлены для индивидуального обучения на...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся 11 классов (для 10 классов массовой школы) по алгебре и началам математического анализа.

Адаптированная рабочая программа по алгебре и началам математического анализа для 11 класса (для 10 класса массовой школы) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основ...

Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе

Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ «Музыка» 5 класс

     Программа  адаптирована  для  обучения  детей    с  ОВЗ  с  учетом  особенностей  их психофизического  разви...

Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР 1-4 классы

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...