Разработка урока по теме Путешествие по Австралии
методическая разработка по географии (5 класс)

Акопова Валентина Владимировна

Цель: познакомить учащихся с материком Австралия, с особенностями природы и населения.

Задачи:

Обучающие: рассмотреть специфику географического положения, природы и населения материка.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации (картографическими, интернет – ресурсами, энциклопедиями).

Воспитательные: показать уникальность природы и населения материка.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie_po_avstralii.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока географии в 5 классе

Тема: Путешествие по Австралии

Цель: познакомить учащихся с материком Австралия, с особенностями природы и населения.

Задачи:

Обучающие: рассмотреть специфику географического положения, природы и населения материка.

Развивающие: продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации (картографическими, интернет – ресурсами, энциклопедиями).

Воспитательные: показать уникальность природы и населения материка.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.

Методы и приемы: словесный, демонстрационный, практический, мотивационный, оценивания, рефлексивный.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Объяснять:

Географические особенности природы и населения Австралии;

Определять: специфику природы и населения Австралии.

Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять конспект урока в тетради.

Осознание целостности природы земли;

Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение работать в парах; овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                Каргинов Т. М.

Основные понятия и темы: материк, горы, равнины, реки, озера, климат, полезные ископаемые, население, страны.

Оборудование: учебник, атлас, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация.

Учебно – наглядный комплекс: учебник Е. М. Домогацких.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые УУД

1. Оргмомент

Приветствие, отметить отсутствующих, проверить готовность к уроку.

Сегодня мы путешествуем на воздушном шаре. Сейчас я вас попрошу выбрать воздушный шар по цвету, но не какой вам нравится, а какой цвет соответствует вашему настроению на данный момент.

Эпиграф:

Век двадцать первый крут и сложен,

Он обжигает горячо…

Но Апокалипсис отложен –

Чего же, братцы, ждать еще?

Пойдем искать по белу свету

То место, где пока нас нет,

Покрутим ножками планету,

Которой много – много лет.

Перелетим над океаном

Туда, где пальмы и тепло.

Да мало ль мест на этом свете,

Где мы мечтали побывать!

Мир слишком сер без путешествий.

Начнем дороги открывать.

Приветствие

Наклеивают воздушные шары.

Слушают

Личностные:

Самоопределение

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                         Каргинов Т. М.

2. Проверка домашнего задания

Что мы изучали на прошлом уроке.

Задание 1. Составьте устный рассказ (3 минуты), используя ключевые слова.

Группа 1. Рассказ об особенностях географического положения Южной Америки. Ключевые слова: 18 млн. км.2, четвертое, вытянутый треугольник, Тихий и Атлантический океаны, Панамский перешеек.

Группа 2. Рассказ об особенностях природы Южной Америки. Ключевые слова: Анды, Амазонская низменность, Аконкагуа, Амазонка, Парана, 6960 м, влажный, Ориноко, Игуасу, Анхель.

Группа 3. Рассказ об особенностях растительного и животного мира Южной Америки. Ключевые слова: гевея, хинное дерево, помидоры, картофель, кукуруза, капибара, анаконда, колибри, арапайма.

Разбиваются на три группы, готовятся и выбирают, кто будет отвечать.

Отвечают в тетради.

Обмен тетрадями

(поставить оценку)

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                        Каргинов Т. М.

Задание 2. Географический диктант.

1. Евразия              2. Мак – Кинли

3. Анхель               4. Нил

5. Амазонка           6. Южная Америка

7. Килиманджаро  8. Уральские

Вопросы.

1. Вулкан в Африке (7)

2. Самая длинная река мира? (4)

3. Горы, граница между двумя частями света Европой и Азией? (8)

4. Самый большой материк? (1)

5. Самая полноводная река мира? (5)

6. Горы Кордильеры, высочайшая их вершина? (2)

7. Самый влажный материк? (6)

8. Самый высокий водопад мира? (3)

3. Изучение нового материала

- Чтобы узнать, куда мы сегодня отправимся, я вам хочу загадать загадку:

Необычный материк,

Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек

Здесь живет немало:

Белки, крысы, кенгуру

И медведь коал.

Вот ехидна, утконос –

Только здесь встречаются,

Попугаи, лирохвост

На ветвях качаются.

Отгадывают загадку и тему урока

Регулятивные УУД:

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                 Каргинов Т. М.

- Итак, как же будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?

Правильно. Записываем тему урока.

Далее сформулируем цели и задачи нашего урока. Для этого откроем учебники стр. 132, и найдем заголовок, и вы узнаете.

- Сейчас, на перемене, мне один мальчик из вашего класса рассказал, как ему приснилось наше путешествие. Давайте послушаем его сон.

- Послушайте страстный монолог Паганеля, который удивляет, вызывает вопросы о природе Австралии. Правда или вымысел заключается в его словах? Нам предстоит это выяснить.

(Отрывок из книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта»)

Вопросы?

1. Понравился отрывок?

2. Что вам показалось загадочным, любопытным?

Отвечают «Путешествие по Австралии», записывают тему урока в тетрадь.

Ученик работает со словарем.

1 ученик читает стих, остальные слушают

Слушают

Отвечают

Отвечают –

Географическое положение

Отвечают, показывают на карте

Познавательные УУД: работа с текстом учебника и его структурирование в схему (типы горных пород), поиск нужной информации из учебного текста и рисунков, устная и письменная речь, сравнение, классификация, причинно-следственные связи.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                        Каргинов Т. М.

- Ребята, чтобы отправиться в путешествие, что мы должны знать?

Географическое положение материка (его адрес).

1. Как расположена Австралия, относительно экватора? Тропиков?

Нулевого меридиана?

2. Какие океаны, моря и как омывают берега Австралии?

3. Есть ли у берегов Австралии острова? Полуострова? Заливы? Проливы?

- А что написано об Австралии в первом географическом БЭС?

Рассказ учителя:

Около половины материка занимают пустыни. О величине пустынь говорят даже их названия: Большая песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория.

На востоке материка, вдоль побережья, протянулись древние, сильно разрушенные невысокие горы – Большой Водораздельный хребет.

Ученик читает

Слушают, находят в атласе

Записывают в тетрадь площадь Австралии

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                          Каргинов Т. М.

На востоке материка, вдоль побережья, протянулись древние, сильно разрушенные невысокие горы- Большой Водораздельный хребет.

Климат Австралии преимущественно жаркий, но сухой. Летом на западе и в центре материка воздух прогревается до + 25… + 30 С и выше, зимой на юге + 10 С, на севере + 20 С.

Нужно помнить, что в Австралии зимние месяцы – июнь, июль, август, а летние – декабрь, январь и февраль.

Почему? Об этом мы узнаем в следующем учебном году.

Рек и озер в Австралии мало.

Многие из них пересыхают или заполняются водой только в короткий период дождей.

Крупнейшая река Австралии – Муррей.

Вот что написано в учебнике о самом большом озере Австралии – Эйр – Норт.

- Чтобы познакомиться с природой Австралии давайте посмотрим фильм «Особенности Австралии».

Отвечают

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                         Каргинов Т. М.

Вопросы:

1.   О какой растительности Австралии вы узнали? (Эвкалипт, казуарин)

2. Что такое скрэб? (Густые труднопроходимые заросли) 

3.  Что вы узнали о животном мире Австралии? (собака Динго, утконос, ехидна, сумчатые белки, кенгуру, сумчатый дьявол, коала)

4. Физкультминутка. Релаксация

Видеофрагмент

Учащиеся рассказывают о своих ощущениях во время прослушивания шума водопада, реки, ветра.

Умение расслабляться

5. Практика

Найдите в учебнике материал о населении Австралии. Столица Австралии – город Канберра.

- Мы с вами определили ГП Австралии, посмотрели фильм о природе, узнали о климате, реках, населении Австралии. Перед вами карты.

Так какой он самый?.... Самый?... Самый?..

Читают

Отвечают

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                        Каргинов Т. М.

1. Самый маленький по площади. Полностью расположен в Южном полушарии.

2. Самый сухой – большая часть – пустыни. Австралия получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка.

3. Самый удаленный – поэтому был открыт, заселен и освоен европейцами позже других.

4. Самый малонаселенный материк - проживает 16 млн. человек

5. Самый удивительный органический мир. Обитают такие животные и растения, которых нет на других континентах (эндемики).

6. Австралия – материк реликтов – животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох.

7. Здесь нет действующих вулканов.

8. Весь материк занимает одно государство.

Читают, находят ошибки в тексте

Подписывают географическую номенклатуру.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                        Каргинов Т. М.

Найти ошибки в тексте.

«Территорию Австралии занимает одно государство – Австралийский Союз. Коренное население – аборигены. Это темнокожие люди со светлыми вьющимися волосами. К пришлому населению относятся потомки немцев, которые в настоящее время составляют основное население Австралии. Австралийцы живут в жарком сухом климате. В Австралии самый холодный месяц – это январь, а самый теплый – это июль».

Практическая работа

Обозначение на к. карте морей и океанов, омывающих берега Австралии, заливов, полуостровов и крупных островов.

Океаны: Индийский, Тихий

Моря: Тасманово, Тиморское, Коралловое, Арафурское

Проливы: Торресов, Бассов

Заливы: Большой Австралийский, Карпентария

Острова: Тасмания, Новая Зеландия, Новая Гвинея

Пустыни: Большая Песчаная пустыня, Большая пустыня Виктория.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                          Каргинов Т. М.

6. Рефлексия

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН

Настроение в конце урока!!!!

Осознание учениками психологической обстановки после проведения урока.

Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке

7. Итог урока

Оценка деятельности урока

8. Д/з

& 25

Найдите соответствие

1. Величайшая равнина земного шара

2. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Тихого океана

3. самая многоводная река мира

4. каучуковое дерево

5. Самые крупные грызуны

6. Гигантская змея

7. Крупнейшая пресноводная рыба

8. Самая маленькая в мире птица

9. Животные, родственники верблюдов

10. Один из хищников материка

А) Амазонка

Б) ягуар

В) Амазонская низменность

Г) колибри

Д) анаконда

Е) лама

Ж) Анды

З) Гевея

И) Капибара

К) арапаима

Обменяйтесь тетрадями и по ключу проверьте работу

1 – в, 2 – ж, 3 – а, 4 – д, 5 – и, 6 – д, 7 – к, 8 – г, 9 – е, 10 – б

Результат: 1 ошибка – «5»

                   2 – 3 ошибки – «4»

                   4 – 5 ошибок – «3»

Урок соответствует современным требованиям.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                                                                 Каргинов Т. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Путешествие в мир атома"

Формы работы учащихся и учебный материал способствует развитию знаний об атоме, пробуждает у учащихся интерес к научно-попу­лярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений...

Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)

Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы....

разработка урока по теме "Путешествие"

Разработка содержит план-конспект урока и презентацию к уроку. Материал предназначен для обобщения и повторения материала  по теме "Путешествие" для учащихся 8 класса, обучающихся по УМК Кузовлев...

Разработка урока по теме: "Путешествие по реке Темза"

Разработка к уроку английского языка по теме: "Путешествие по реке Темза",к УМК: Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [О.В.Афанасьева, Дж. Дули, И.В. Михеева и др.].-5-е изд...

Методическая разработка урока по теме: "Путешествие в страну десятичных дробей"

Представлен конспект урока по математике с применением игровой формы обучения   для учащихся  5 классов....

Разработка урока по теме "Путешествие в Киевскую Русь" 6 класс

Урок был проведён в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года 2013". Получил диплом детского жири. Лауреат конкурса "Презентация к уроку".http://festival.1september.ru/articles/648533/...

Разработка урока по теме: «Путешествие» в 9 классе Travelling as a Way to Learn the World

Цель: развитие навыков устной речи и активизация лексических единиц по теме “Travelling...