Хозяйство Центрального района
план-конспект урока по географии (9 класс)

Брейнер Любовь Владимировна

Хозяйство Центрального района

  Учитель географии: Брейнер Любовь Владимировна

  Предмет: география

   Класс: 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:Хозяйство Центрального района

  Учитель географии: Брейнер Любовь Владимировна

  Предмет: география

   Класс: 9 класс

Тип урока Комбинированный урок.

Цель: создать «образ» высокоразвитого промышленного района страны

Задачи:

1. Образовательные: Изучение хозяйства районов Центральной России.

 2. Развивающие: Развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие способности анализировать различные источники информации. активизировать познавательный интерес учащихся к предмету

3. Воспитательная-  формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда;

- воспитание осознанного отношения к учебному труду умения анализировать, объективно оценивать свою работу; развивать речевую культуру,  воспитывать культуру общения, воспитание любви к Родине.

Планируемые результаты: 

 Личностные: Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни.

Предметные: Познакомиться с основными  чертами хозяйства районов.

Метапредметные: Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с статистическими данными для исследования.

Универсальные учебные действия

Личностные - осознание ценности географических знаний, как важнейшего  компонента научной     картины мира.

Регулятивные - самостоятельно формулировать цели урока; высказывать свое предположение на основе учебного материала; работать по плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.

Познавательные: формирование и развитие географических знаний познавательных интересов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу.

Коммуникативные: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты,  слушать и понимать речь других

Технологии:  здоровьесбережения, инфомационно – коммуникационные, продуктивного чтения.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 Оборудование:  компьютер,   атласы, учебник, печатная тетрадь,  мультимедиа-презентация

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. настрой на работу

Рефлексия настроения и эмоционального состояния  слайд (Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…
Здесь каждый камень гранью чувств 
Хранит лучистый отпечаток 
Твоих шагов, родная Русь! 

                                     А.С. Пушкин)

- Ребята, почему А.С. ПУШКИН описал такими словами Центральный р-он.?

- давайте свяжем с историей.

На прошлом уроке мы какую тему изучили ?

Включаются в деловой ритм урока.

2. Проверка

домашнего задания

Слайд .

Дайте характеристику населения Центрального района

1. Население

1. Численность населения (20% населения нашей страны)

2.Городское население

3.Плотность населения

4. Миграции

5.Трудовые ресурсы(Главное богатство ЦЭР – наличие квалифицированных трудовых ресурсов.)

5.Народы(русские)

Какой  можно сделать вывод? (Ответы: это самый густонаселенный район, )

Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы

2. Актуализация знаний

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Слайд 3,4 .   Сегодня, мы продолжим изучение Центрального района, а что станет предметов изучения, вы сейчас определите сами (Слайд с картинками) Что объединяет эти фотографии? Ответы(Хозяйство)

-

-Какова цель урока?

-

Высказывают предположения

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

  Слайд 4. Определите тему урока? (Хозяйство Центрального района)

 Итак, мы называем нашу тему: Хозяйство Центрального района

- Чем мы будем заниматься сегодня ?      план?  

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы

Слайд 5- Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии?

- Поделитесь своими мыслями вслух.

План урока:  какой?

Слайд 6.        

Уточним ребята план урока СЛАЙД

  1. Этапы развития хозяйства
  2. Отрасли специализации
  3. Факторы

 

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. Высказывают свои предположения.

4. Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.

  Слайд   7          

   1.  Выделите основные этапы формирования хозяйства (3 мин)

  1. Лидер индустриализации
  2. Развитие новых производств
  3. Добыча местного топлива (уголь,торф)
  4. Ориентация нужд потребностей страны(инструменты, станки
  5. Наукоемкое произвогдство

В связи с тем, что ЦР прошел длительный этап развития. Это положило отпечаток на его специализацию.

Слайд 8. Работаем с приложением Стр учебника 328.

-на каких отраслях специализируется ЦР? (машиносторение, химическая промышленность, текстильная)

- А теперь, работая по рядам , давайте дадим характеристику главным отраслям специализации. Отметьте главные ЦЕНТРЫ отраслей. (5 центров) запись в тетрадь

Работа по группам     1 ряд 1.Машиностроение.      Работа по атласу стр

                           2 ряд:  2. химическая

                           3 ряд:    3. текстильная

                                    (выходят к доске находят и обводят)  

-Ребята, почему именно эти отрасли стали ведущими в хозяйстве района?   (А сейчас найдем ответ и в этом нам поможет следующий этап плана Факторы, определившие специализацию района именно на этих отраслях)                                                                               

Слайд 9        Факторы:

1.научно- иследовательский

2. наличие  высококвалифицированных кадров

3. Выгодное ЭГП

4. благоприятных транспортных путей

5. Оборонной промышленности, защищенной мощной противоракетной техникой

 - Ребята,  каковаспециализация с/х в таком густонаселенном, промышленном развитом районе?

- Подумайте много тут земель для С/Х?(нет)

-Ребята тут пригородное хозяйство

- Москву надо кормить!!!!

Работают в группах (Рядах), с помощью учебника и атласа  ищут ответы на вопросы.

Делают выводы.

4. Физминутка  

Смена деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

5. Первичная проверка понимания

Выявление качества и уровня овладения знаниями

 - Слайд 11.

1. Главная отрасль специализации Центрального района является – ___________________.

2. Особенностью машиностроения Центра является преобладание ______наукоемких______________ производств. Центральный район обязан промышленным развитием благодаря _____центральному______________положению.

выбирают информацию  , Обмениваются полученной  информацией анализируют и выполняют поставленную задачу

  Первичное закрепление

 Слайд 12 -13.                Задания ОГЭ  на выбор

1Какой из перечисленных городов являются центрами сельскохозяйственного машиностроения?

 

1) Тверь

2) Рязань

3) Петрозаводск

5) Якутск

2. Какой их перечисленных городов являются центрами автомобилестроения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны эти города.

 

1) Калуга

2) Курск

3) Екатеринбург

4) Новокузнецк

3. Какая отрасль хозяйства района  является ведущей?

1)легкая промышленность    2) цветная металлургия     3) машиностроение     4) пищевая промышленность

выполняют поставленную задачу

7.  Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Слайд 14   Базовый уровень  1.  осмысленно прочитать п.20

2. выучить факторы, отрасли специализации

3. вопрос 1-2, устно

Дополнительно: вопро с №4

Записывают домашнее задание в дневник

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и оценка успешности достижения цели урока

Слайд 15                     Подводит итоги урока. -  Какова была тема урока? - Какую цель вы ставили перед собой? -Что научились делать? - Что мы узнали сегодня на уроке

        

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет… Здесь каждый камень гранью чувств Хранит лучистый отпечаток Твоих шагов, родная Русь! А.С. Пушкин

Слайд 2

Этап : Актуализация знаний Дайте характеристику населения Центрального района 1 . Численность населения 2.Городское население 3.Плотность населения 4. Миграции 5.Трудовые ресурсы 5.Народы

Слайд 4

3.Этап урока: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Тема урока: Хозяйство Центрального района

Слайд 5

Цель: создать «образ» высокоразвитого промышленного района страны

Слайд 6

Работа с учебником Стр. 114-115 План Этапы развития хозяйства Отрасли специализации Факторы

Слайд 7

4 Этап урока:Первичное усвоение новых знаний Работа с учебником стр.114-115 (устно) Выделите основные этапы формирования хозяйства : Лидер индустриализации Развитие новых производств Добыча местного топлива ( уголь,торф ) Ориентация нужд потребностей страны(инструменты, станки Наукоемкое производство

Слайд 9

Факторы : 1.научно- иследовательский 2. наличие высококвалифицированных кадров 3. Выгодное ЭГП 4. благоприятных транспортных путей 5. Оборонной промышленности, защищенной мощной противоракетной техникой

Слайд 10

5. Этап урока: Первичная проверка понимания Главная отрасль специализации Центрального района является – ___________________.. Особенностью машиностроения Центра является преобладание ____________________ производств . Центральный район обязан промышленным развитием благодаря ___________________положению.

Слайд 11

6 Этап урока: Первичное закрепление Задания ОГЭ на выбор 1.Какой из перечисленных городов являются центрами сельскохозяйственного машиностроения? 1) Нижний Новгород 2) Рязань 3) Петрозаводск 4 ) Якутск 2. Какой их перечисленных городов являются центрами автомобилестроения? 1) Калуга 2) Курск 3) Екатеринбург 4) Новокузнецк 3. Какая отрасль хозяйства района является ведущей? 1)легкая промышленность 2) цветная металлургия 3) машиностроение 4) пищевая промышленность 4. Укажите центр текстильной промышленности района. 1) Иваново 2) Королев 3) Фрязино 4) Калуга . 5. На территории Центрального района добывают : природный газ фосфориты апатиты каменный уголь

Слайд 12

7 этап урока:Информация о домашнем задании Д. З. Базовый уровень 1. осмысленно прочитать п.20 2. выучить факторы, отрасли специализации 3. вопрос 1-2, устно Дополнительно: вопрос № 4 (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Хозяйство Центрально-Черноземного района"

Презентация содержит диаграммы, при анализе которых обучающиеся сделают вывод о том, хозяйство какого экономического района будет изучаться на данном уроке. Далее перечислины некоторые особенности эко...

Хозяйство Центрального экономического района

Практическая работа для урока географии в 9 классе "Характеристика хозяйства Центрального экономического района". ( К учебнику под редакцией А.И. Алексеева)...

Хозяйство Центрального района

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Хозяйство Центрального экономического района" по учебнику  А.И.Алексеев,  В.А.Низовцев, Г.Я.Лисенкова,  В,а, Сиротин, издательство №Дро...

Хозяйство Центрального района

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Хозяйство Центрального экономического района" по учебнику  А.И.Алексеев,  В.А.Низовцев, Г.Я.Лисенкова,  В,а, Сиротин, издательство №Дро...

Самостоятельная работа по обобщению тем: Центральный район, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район 9-класс

Обобщение по темам Центральный район,Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский район, Северо-Западный район,9-класс, учебник- География России.Хозяйство и географические районы под ред.А.И.Алексеева...

Диагностические методики Анатолия Николаевича Лутошкина (с комментариями из практики и опыта работы с районным объединением ДЮОД «Круглый Стол ДМОО Центрального района»)

Материал предназначен для педагогов. работающих с детскими общественными объединениями  и  активами первичных отделений РДШ. диагостика - неотъемлемый инструмент для педагога. позволяющий...

Система организаторских отношений как нормы жизни районного объединения ДЮОД "Круглый Стол ДМОО Центрального района"

Создание условий и системы развития организаторских отношейний  в детском объелдинении - один из актуальных вопросов  по организации дизнедеятельности в коллективе. Внутреннее самоуправление...