Индивидуальный проект по географии "Изучение численности обучающихся Ивановской СОШ за период с 2015-2020 год"
проект по географии (9 класс)

Воронкова Марина Александровна

Данная работа касается актуальной на сегодня тему демографической ситуации в России. В данной работе мы попытались проанализировать какие причины влияют на изменение численности населения России и какие меры нужно предпринять, дабы выйти из кризиса. Изучив статистику численности обучающихся нашей школы с 2015-2020г мы пришли к выводу, что демографический кризис оказал влияние нашу школу.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karikova.docx157.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа»

Индивидуальный итоговый проект

«Изучение  численности обучающихся Ивановской СОШ

 за период с 2015-2020  год»

Подготовила: Карикова А.,

обучающаяся 9 «а» класса

Руководитель ИИП:

Воронкова Марина Александровна,

учитель географии

с.Ивановское,2021г.

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………..3

Введение………………………………………………………………………….3

Основная часть ………………………………………………………………..3-7

1.Демографические понятия…………………………………………………….5

1.1. Демографическая ситуация в России………………………………………5

1.2. Демографическая ситуация в нашей области………………………………………………………………………….7-8

Практическая часть……………………………………………………………9-10

2. Демографическая ситуация в МБОУ «Ивановская СОШ»………………………………………………………………………………9

2.1. Динамика численности обучающихся в школе  за период с 2015-2020 год………………………………………………………………………………...10

2.2. Возрастной состав обучающихся…………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

Приложение………………………………………………………………………13

Аннотация

Данная работа касается актуальной на сегодня тему демографической ситуации в России. В данной работе мы попытались проанализировать какие причины влияют на изменение численности населения России и какие меры нужно предпринять, дабы выйти из кризиса. Изучив статистику численности обучающихся нашей школы с 2015-2020г мы пришли к выводу, что демографический кризис оказал влияние нашу школу.
                                                             Введение
В последние года зачастую  можно по радио и телевидению услышать такие понятия как демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах корреспондентов постоянно звучит связь будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, оттого нам стало интересно о какой связи идёт речь.
В масштабах школьной программы по географии обучающиеся знакомятся с различными показателями населения страны, мира. Чтобы приобрести более твердые познания в данной области, подросткам нужно знать использовать свои навыки при изучении населения своей местности. Познакомившись с ключевыми демографическими показателями нашей страны, ученики могут более углубленно проанализировать демографическую обстановку в нашей местности, изучая учащихся своей школы. Данный проект носит исследовательский характер и посвящен исследованию демографической ситуации в нашей школе.

Объект исследования: обучающиеся школы.

Предмет исследования: динамика численности обучающихся  за период с 2015 по 2020 год, состав обучающихся.

Гипотеза: школа является зеркалом современных демографических процессов

Цель исследования: составление демографического портрета нашей школы, а также привлечение внимания обучающихся к демографическим проблемам в России на примере школьной демографической ситуации

Задачи:

1. Изучить возрастной состав обучающихся.

2. Проанализировать  демографическую  ситуацию в нашей школе.

3. Провести статистическую обработку собранного материала.

4. Ознакомить с данной работой обучающихся школы.

Методы:

1. Анализ литературных источников.

2. Обработка статистических данных.

3. Составление и анализ таблиц и диаграмм.

Практическая значимость- данные проекта можно использовать на уроках географии при изучении темы «Население России».

Основная часть

1.Демографические понятия.

1.1. Демографическая ситуация в России.

Демография (др. «демос» - народ, др. «графо» -пишу) - это дисциплина о закономерностях воспроизводства населения, о связи его характера от социально-экономических и природных условиймиграции, исследующая численностьтерриториальное размещение и состав населенияих измененияпричины и следствия данных изменений и дающая рекомендации по их улучшению. Демография причисляется к общественным наукам. [4]

Воспроизводство населения происходит, в первую очередь, в результате естественной перемены поколений, т. через рождаемость и смертность, или так называемого естественного движения населения.

 Население отдельных территорий меняется еще в следствии прихода людей с иных территорий (иммиграция) и ухода их на другие территории (эмиграция), вместе образующих миграцию, либо механическое перемещение населения. [6]

Во время всей истории существования России, власть скрывала от своего народа демографическую истину. До 1985 года материал о численности населения, о числе родившихся и умерших приводились лишь в особых изданиях, впрочем сведения о длительности жизни, младенческой смертности и числе абортов не издавались нигде и никогда. На то есть объяснение: данные материалы отображают всю ситуацию, происходящую в государстве.Захватывая первое место в мире по площади территории, cтрана быстро теряет свои позиции на демографическом поле. Если в 1991 г. по численности населения РФ была на 6-м месте, то в 2012 г. - на 10-м место, а к 2050 г. cтрана займет 14 место. Регресс численности населения при подобной огромной территории создает опасности в первую очередь территориального единства государства. [7]

Обстоятельства очевидны: Россия испытывает демографический кризис. Средняя длительность жизни в теперешней России составляет 57. 7 лет для сильной половины человечества и 71,2 года для женщин. для США и прочих развитых держав данный коэффициент равен соответственно 73-74 года и 79-80 лет. Следовательно, русские мужчины в среднем живут на 16 лет меньше, а женщины - на 8, нежели на Западе.

 В наши дни разрыв длительности жизни мужчин и женщин стал приблизительно в 13 лет, что весьма страшит. Данное расхождение предопределено не только лишь биологическими факторами. приблизительно 4-5 лет этого разрыва обусловлены действием своеобразных факторов. [12]

В наши дни мы отмечаем тенденцию к уменьшению числа детей в семье. По данным Госкомстата, большинство россиян, на сегодня, полагает наиболее приемлемым иметь одного ребенка. Если прошлом, безусловно, обычным явлением было 3-4 малыша в семье, то теперь многодетные семьи стали встречаться значительно реже. [6,9]Но, как и прежде, для семей сельских жителей характерно большее число детей, чем для городских семей. Демографический кризис в России сможет привести к отрицательным результатам, как:

 • ограничение объёма трудовых ресурсов. В конечном итоге сокращения количества трудоспособного населения безработица в России возрастает.

 • проблемы в области образования. Число выпускников школ стабильно уменьшается. Посему, поступление в университеты для абитуриентов делается более свободным, но сами университеты ощущают проблему уменьшения качества студентов.

 • уменьшение обороноспособности России. В конечном итоге,снижения мобилизационного запаса (общее количество людей, которые способны воевать) приводит к  снижению обороноспособности России. • ослабление России в Сибири и на Дальнем Востоке. Снижения рождаемости и внутренней миграции население азиатской доли России стабильно снижается. • ускоренный характер демографического кризиса. С ходом времени вымирание ускоряется. Например, при однодетной семье поколение детей меньше поколения отцов в 2 разапоколение внуков - в 4 разапоколение правнуков - в 8 раз. От сюда следует- сокращение населения от поколения к поколению распространяется в геометрической прогрессииПоэтому детям для возрождения числа населения доведется рожать в 2 раза больше, чем родителям, внукам - в 4 раза большеправнукам - в 8 раз. От сюда следует, что становится меньше шансов для восстановления количества населения до величины наблюдавшегося перед демографическим кризисом.[8] Следовательно, для решения этих проблем нужно следующее:

 - увеличение рождаемости;

-снижение смертности.

В 2007 году Указом Президента РФ была принята «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», в какой выделяется комплекс мернаправленных на решение демографической проблемы. Из них:

 - усиление института семьи. Рассчитывается, что удаление демографической проблемы вероятн о только при реализации перехода к сильной политике упрочения института семьи с детьми по абсолютно всем назначениям и сферам жизнедеятельности.

- поддер жка мн огодетн ых семей. Приоритетом демографической политики Российской Федерации обязан ы стать семьи с тремя и более детьми. Начиная с рождения третьего ребёнка, семья обязан а быть включена в специализированную категорию лиц стратегического государственного значения и каждому члену семьи назначено оптимальное жилье и персональное пособие в размере средней заработной платы.

1.2. Демогр афическая ситуация в Кур ской области.

Выработавшееся демографическое положение в Курской области, как и в Российской Федерации, в зн ачительной степен и обусловленотсоциально- экономическими процессами, происходившими в ХХ веке.

В второй половине прошлого столетия ежегодно количество родившихся превышало число умерших, что обеспечивало естественный прирост населения. С 1990 г. Курской области стала наблюдаться естественная убыль населения, связанная с превышением смертности над рождаемостью. Естественные потери населения в среднем составляли 9,5 тыс. человек в год, достигая в отдельные периоды высоких значений - до 15 - 18 тыс. человек в год (2001, 2002 )[12]

За период с 1990 по 2010 год численность населен ия Курской области уменьшилась на 184,3 тыс. человек (или на 13,8%) и составила на 1 января 2020 г. -1104,8 тыс.

В настоящее время демографическая картина в Кур ской области, так же как и в России в целом, характеризуется продолжающейся депопуляцией, связанной с превышением смертности над рождаемостью. Причинами сокращения численности населения в Курской области :

-низкая р ождаемость,

-высокая смертн ость, особенно в трудоспособном возрасте,

-массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводство населен ия.

 В 2019 году уровен ь рождаемости составил 10,8 на 1000 чел. н аселен ия, что на 0,9% более чем, в 2008 году.[5] Из общего количества родившихся в семье первые дети составили 55,2% (6873 чел. ), вторые - 34,0% (4232 чел. третьи - 7,3% (915 чел. ), четвертые и последующие - 3,5%.

По конечным итогам 2019 года отмечен рост первых детей в семье на 0,07%, вторых - на 0,5%, четвертых и последующих - на 7,0%. Также наблюдалось умен ьшен ие на 2,1% количества детей, родившихся в семье третьими. Преимущественно высокие показатели рождаемости в истекшем году отмечены:

-в Поныровском район е (13,9%),

-г. Железн огор ске и г. Кур ске (12,1%),

-Фатежском район е (11,8%),

-Золотухинском и Курском р айонах (11,2%),

-Ман тур овском район е (11,0%),

-г. Кур чатове (10,9%).

Более низкий уровен ь рождаемости зарегистрирован : в Горшеченском (6,7%), Касторен ский (6,9%), Конышевском (7,3%), Льговском (7,5%), Хомутовском (7,6%), Дмитриевском (8,6%), Пристенском (8,7%), Советском (8,8%), Тимском (9,0%) район ах.

Наимен ьшие показатели смертности наблюдаются в Курчатов (8,3%), Железногорск (12,8%), Курск (13,4%), Льгов (18,8%), а среди районов - в Октябрьском (18,2%), Рыльском и Хомутовском .

Самый высокий уровен ь смертности отмечен в последующих район ах: Курчатовский (27,5%), Конышевский (26,7%), Льговский (26,1%), Дмитриевский (25,8%).

Следовательно, в результате повышения рождаемости и снижения смертности в целом по области по результатам 2020 года сокращение темпов естественной убыли населения равняется 10,5%.

Пр актическая часть

2. Демогр афическая ситуация в МБОУ «Иван овская СОШ».

2.1. Дин амика числен н ости обучающихся в школе  за пер иод с 2015-2020г.

Наше село достаточн о большое, но, изучая его н аселен ие, мы пр ишли к выводу, что демогр афические показатели в н ашей местн ости такие же, как в России в целом. Самый пер вый показатель, с котор ого н ачин ается ан ализ числен н ости н аселен ия р одн ого кр ая- это Иван овская  школа и дин амика  измен ен ия числен н ости обучающихся по годам.

Абсолютн ая числен н ость учащихся – величин а н епостоян н ая.[2] В течен ие всего пер иода существован ия н ашей школы она н еодн окр атн о менялась.

Одн им из осн овн ых фактор ов, влияющих на сн ижен ие числен н ости н аселен ия, является сн ижен ие естествен н ого пр ир оста населения. Естествен н ый пр ир ост – это р азн ость между числом, р одившихся и числом умер ших за год. Эти показатели постоян н о мен яются, а связан ы они с типом воспр оизводства населения.

Пр оан ализир овав числен н ость н аселен ия н ашего села, мы н ашли доказательства пер ехода от тр адицион н ого типа воспр оизводства с высокой, не р егулир уемой р ождаемостью, и высокой смер тн остью к совр емен н ому, с план ир ован ием числа детей в семье (н изким показателем р ождаемости) и пр актически с н улевым пр ир остом населения. [12][Таблица1]

Следующий этап р аботы – опр еделен ие естествен н ого пр ир оста учащихся Иван овской  ср едн ей общеобр азовательн ой школы. [4]Под естествен н ым пр ир остом учащихся подр азумевается р азн ость между поступившими в школу детьми (пер воклассн иками) и закон чившими школу (выпускниками). Если число, поступивших в школу, пр евышает число закон чивших ее, то естествен н ый пр ир ост положительн ый, а если число поступивших в школу мен ьше числа закон чивших ее, то естествен н ый пр ир ост отрицательный.

Для того, чтобы пр оследить дин амику числен н ости обучающихся в н ашей школе за последн ие 5 лет,  пр ишлось обр атиться к заместителю дир ектор а школы по учебн ой части и пр оан ализир овать цифр овые дан н ые ежегодн ых статистических отчётов. Получен н ые дан н ые были зан есен ы в таблицу.

В дан н ый момен т   в Иван овской  школе обучается  288  учащихся, но ан ализ ар хивн ых докумен тов и статистических отчетов позволяет сделать вывод, что числен н ость обучающихся в пер иод с 2015 по 2020 годы  мен ялась.[1]

Числен н ость обучающихся     к 2015-2016 учебн ому году и составила 343     человека и    18  классов – комплектов, ср едн яя н аполн яемость классов составила  19  человек.

Количество обучающихся  на 2016-2017 учебн ый год составила- 316 человек,17 комплектов классов со ср едн ей н аполн яемостью – 18 человек.

В  2017-2018 учебн ом  году количество учен иков -295, классов- 16 и ср едн яя н аполн яемость составила 18 учащихся.

К 2018-2019 учебн ому году обучающихся в школе -307, классов-16 с количеством учащихся -19 человек.

На 2019-2020 числен н ость обучающихся составила- 301 человек, классов-16 со ср едн ей н аполн яемостью- 18 учащихся.

В  2020-2021 учебн ом году в н ашей школе обучается 288 человек, количество классов 16 со ср едн ем количеством учащихся- 18. [Таблица 2 ]

Таким обр азом, можн о сделать вывод, что количество обучающихся в школе за выбр ан н ый пер иод умен ьшилось на 55 обучающихся. Только в 2016-2017 учебн ом году был н ебольшое увеличен ие числа обучающихся, но потом опять пр оизошло умен ьшен ие количества обучающихся.

2.2.Возр астн ой состав обучающихся.

 Возр астн ой состав обучающихся  Иван овской школы   измен ялся.[1]

В 2015-2016 году обучающихся н ачальн ой школы было- 83 человека, ср едн его звен а-203 обучающихся, а стар ших классов-57 человек.

В 2016-2017 году- н ачальн ая школа -85 обучающихся, ср едн ее звен о-184, а стар шее составило-47 учащихся.  

 На 2017-2018 учебн ый год  в н ачальн ой школе обучалось-84 р ебен ка, в ср едн ем звен е- 172 учащихся, а в стар ших классах-39.

В 2018-2019 году  н ачальн ая школа составила-88 обучающихся, ср едн ее звен о-186, в  стар ших классах обучалось-33 человека.

На 2019-2020 год н ачальн ая школа имела 83 обучающихся, ср едн ие классы-185,а стар шие-33 обучающихся. [Таблица 3] .

Ан ализир уя получен н ые дан н ые, можн о сделать вывод, возр астн ой состав обучающихся н ашей школы также мен ялся: за дан н ый пер иод умен ьшилось количество обучающихся стар ших классов с 57 человек в 2015 году до 33 в 2019 году. На дан н ый учебн ый год (2020-2021 г) обучающихся в 10-11 классах стало еще мен ьше-25 человек. Незн ачительн ые измен ен ия пр оизошли в возр астн ом составе и ср едн его и н ачальн ого звена.

Заключение

В нашей стране стоит остро вопрос о воспроизводстве населения и улучшен ия демографической ситуации. Демографическая конъюнктура в моей школе, представленная в проекте довольно наглядн о отражает положен ие число обучающихся в школах по всей стране. Подобн ые материалы могли  передаваться университетам  для более наглядного представления о будущих абитуриентах, и собранные материалы могут быть использованы администрацией школы при анализе и планирования работы на будущее.

Проанализировав получен ные данн ые, можн о выработать дальнейший прогноз о числе обучающихся в нашей школе. В последующие годы, число учеников в школе будет и дальше уменьшаться. Это будет вызвано такими фактор ами, как безработица в нашей местности, вынужденная трудовая миграция, старен ие населния и многие другие.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась: школа представляется зеркалом современных демографических процессов.

Будущее нашей страны полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на развитие сел, на улучшение качества жизни, на развитие отраслей промышленности. [10]А еще на привлечен ие инвестиций, для создания новых рабочих мест, на расширение основы наукоёмких и трудоёмких сфер  деятельности. Будет повышаться числен ность населения, соответствен н о число детей школьного возраста, в том числе и наша школа, будет жить многие годы.

Список литер атур ы

  1. Цифр овые дан н ые статистических отчетов школы.
  2. Методические р екомен дации по пр оведен ию в общеобр азовательн ых учр ежден иях России «Детская перепись».-М.,2006
  3.  Крылова О.Н.Перепись населения в школе. Еженедельник «География».-М., 2005
  4. Демографический  энциклопедический словарь. –М.,2000
  5. Курская область в цифрах. Статистический сборник, 2010
  6. Общественная среда как условие формирования демографической политики современной России.- М., Береста, 2009
  7. Общая теория роста человечества.- М,Наука.1999
  8. Хореев Б.С. О современной ситуации в России. –Диалог,1998 г

Интернет-ресурсы

      9.http://demography.academic.ru

      10. http:// wikipedia.org

      11.Официальный сайт администрации Курской области:                        http://adm.kursk.ru

        12.Федеральная служба государственной статистики:http:// www.gks.ru

Приложения

Таблица 1. Динамика изменения численности населения села  Ивановское.

2002г

2010г

2012г

2013г

2015г

2016г

2017г

2020г

5161чел

4421чел

4337чел

4287чел

4094чел

4039чел

3996чел

3886чел

Таблица. 2 «Динамика изменения количества обучающихся Ивановской школы с 2015 по 2020 год.»

Учебный год

Всего обучающихся

(человек)

Всего классов

Средняя наполняемость классов(человек)

2015-2016 г

343

18

19

2016-2017 г

316

17

18

2017-2018 г

295

16

18

2018-2019 г

307

16

19

2019-2020 г

301

16

18

Таблица.3«Возрастной состав  обучающихся Ивановской школы с 2015 по 2020 год.»

Учебный год

Начальная школа

(обучающихся)

Среднее звено (обучающихся)

Старшие классы (обучающихся)

2015-2016 г

83

203

57

2016-2017 г

85

184

47

2017-2018 г

84

172

39

2018-2019 г

88

186

33

2019-2020 г

83

185

33

Добрый день,уважаемая комиссия!

Хочу представить вашему вниманию проект по географии на тему «Изучение  численности обучающихся Ивановской СОШ  за период с 2015-2020  год». (слайд 1)

Актуальность моего проекта заключается в том, в последние года можно по радио и телевидению услышать  про то ,что демографическая ситуация в нашей стране очень напряженная,  про меры поддержки семей с детьми, про демографический кризис. А самое главное, в репортажах корреспондентов постоянно звучит связь будущего от этих понятий. Будущее это мы и наше поколение, оттого мне стало интересно о какой связи идёт речь и  могут ли эти  демографические процессы влиять на количество учеников нашей школы. Я выдвинула гипотезу о том, что  школа является зеркалом современных демографических процессов, которые происходят в нашей стране и в ходе своей работы постаралась подтвердить ее.

Я поставила перед собой следующие цели и задачи: ( слайд 2,3)

Цель исследования: составление демографического портрета нашей школы, а также привлечение внимания обучающихся к демографическим проблемам в России на примере школьной демографической ситуации

Задачи:

1. Изучить возрастной состав обучающихся.

2. Проанализировать  демографическую  ситуацию в нашей школе.

3. Провести статистическую обработку собранного материала.

4. Ознакомить с данной работой обучающихся школы.

Обектом моего исследования были обучающиеся нашей школы,а предметом- динамика численности обучающихся за период с 2015 по 2020 года.

Использовав разнообразные методы(слайд 4)

Ознакомившись с  литературой  по данной теме, изучив данные об изменении численности населения Курской области. Для начала я проанализировала как менялась численность жителей нашего села, и увидела уменьшение с 5161 человека в 2002 году до 3886 человек в 2020 году. Прослеживается убыль населения. (слайд 5)

Следующий этап моего исследования, проследить влияет ли уменьшение числа жителей села Ивановского на количество обучающихся  нашей школы .Изучив данные,я пришла к выводу,что количество обучающихся нашей школы также уменьшилось с 343 учеников в 2015-2016 учебном  году до 301 ученика в  2019-2020 учебном году. (слайд 6) .

Следующий этап р аботы – опр еделен ие естествен н ого пр ир оста учащихся.Это   разн ость между поступившими в школу детьми (пер воклассн иками) и закон чившими школу (выпускниками). Если число, поступивших в школу, пр евышает число закон чивших ее, то естествен н ый пр ир ост положительн ый, а если число поступивших в школу мен ьше числа закон чивших ее, то естествен н ый пр ир ост отрицательный.  Я взяла для сравнения количество обучающихся на разных ступенях обучения. Количество учеников начальной школы практически не меняется за указанный период(2015-2020 г)-83 обучающихся. Наибольшие изменения видны среди учеников старших классов:  с 57 в 2015 году до 33 в 2019 году.(слайд 7).

Причины снижения количества учеников ,в первую очередь,безработица ,трудовая миграция, уменьшение количества рабочих мест. Выход из этой сложившейся ситуации я вижу в следующем: создание новых рабочих мест, развитие села,  улучшение качества жизни,  развитие отраслей сельского хозяйства. Будет повышаться численность населения, соответственно и число детей школьного возраста будет расти.,и наша школа, будет жить многие годы. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась.

Закончить свое выступление хочется слова французского писателя Анри Барбюса: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.» (Слайд 8)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя физики на межаттестационный период 2015-2020

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя физики на межаттестационный период 2010-2015...

Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся у учителя

Доля обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся у учителя...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы Ахмадуллиной Р.Р.на межаттестационный период (2015-2020 г.)

В этом материале дается план работы по теме самообразования учителя.Указывается время выполнения плана.Дается содержание работ,направленных на осуществление изучения темы самообразования....

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в МБОУ гимназии (2015-2020 гг.).Справка

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых в МБОУ гимназии (2015-2020 гг.).Справка...