Итоговая контрольная работа по географии, 8 класс
тест по географии (8 класс)

Глушкова Елена Юрьевна

Итоговая контрольная работа по географии, 8 класс

В форме ОГЭ и ВПР, с описанием КИМов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КИМ 8369.63 КБ
Файл Описание23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по географии 8 класс

ВАРИАНТ 1.

Часть А

1. Какое утверждение географического положения России верно?

1) Россия имеет выход к Индийскому океану.

2) Россия имеет сухопутную границу с Таджикистаном

3) Россия имеет выход к Атлантическому океану

4) Россия имеет сухопутную границу с Молдавией

2. В каких двух высказываниях содержится информация о воспроизводстве населения?

1) По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. численность городского населения в стране составляла 105,3 млн человек (74%), около трети горожан проживало в 12 городах-миллионерах.

2) В 2009 г. средняя плотность населения Северо-Кавказского федерального округа была одна из самых высоких в стране: 54 человека на 1 м2.

3) Число родившихся в РФ в январе — октябре 2012 г. выросло до 1586,9 тыс. человек против 1482,8 тыс. человек в январе — октябре 2011 г. При этом число умерших в январе — октябре 2012 г. сократилось до 1586,1 тыс. человек с 1610,2 тыс. человек годом ранее.

4) В 2009 г. в Москве было зарегистрировано 10,527 млн жителей, из них около 7 млн граждан трудоспособного возраста и 2,5 млн пенсионеров.

5) В 2011 г. число родившихся в Уральском федеральном округе превысило число умерших в 2010 г. на 18 472 человека.

3. Выберите два примера нерационального природопользования.

1) проведение снегозадержания в зимнее время

2) использование природного газа вместо угля на ТЭС

3) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях

4) осушение болот в верховьях малых рек

5) строительство ГЭС на равнинных реках

4. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

А) Нижний Новгород        Б) Краснодар      В) Нарьян-Мар

5. Какой из перечисленных народов России исповедует буддизм?

1) тувинцы     2) ханты     3) якуты     4) манси

6. В каком из перечисленных городов России зимы самые теплые?

1) Калининград    2) Саратов       3) Новосибирск        4) Хабаровск

7. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая?

1) Ростовская обл.             2) Мурманская обл.         3) Вологодская обл.    4) Ямало-Ненецкий АО

Задания 8 и9 выполняются с использованием приведенной ниже

карты погоды

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=262

 

8. Какой из перечисленных населённых пунктов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?

1) Мурманск        2) Новосибирск         3) Тикси       4) Магадан

9. В каком из показанных на карте городов можно ожидать похолодание?

1) Барнаул      2) Курган    3) Мурманск       4)Якутск


10. Примером нерационального природопользования является

1) использование оборотного водоснабжения           2) распашка земель на крутых склонах        3) рекультивация терриконов        4) перевод крупных ТЭЦ с угля на газ.

11. Какие два из перечисленных городов являются наибольшими по численности населения? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти города.

1) Петрозаводск         2) Омск        3) Волгоград       4) Иваново       5) Иркутск

12. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Ростовская область          2) Новгородская область             3) Мурманская область

4) Республика Коми           5) Магаданская область

13. Установите соответствие между народами РФ и языковой семьей, к которой этот народ относится

      НАРОД                                                              ЯЗЫКОВАЯ СЕМЬЯ

  1. Чуваши                                           А) уральская
  2. Черкесы                                          Б) индоевропейская
  3. Удмурты                                         В) северо-кавказская

                                                                       Г) алтайская

14. Какие три из перечисленных городов России являются городами-миллионерами?

1. Липецк    2) Ростов-на-Дону     3) Сургут     4) Казань    5) Улан-Удэ    6) Челябинск

15. Какие три из перечисленных государств граничат с Россией?

1) Молдавия   2) Латвия   3) Армения   4) Азербайджан   5) Швеция    6) Монголия

Часть В

1. Определите естественный прирост населения Дальневосточного ФО в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=641

2. В каком году в Алтайском крае наблюдалось наибольшее превышение смертности над рождаемостью?

 

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Общий прирост населения за год,

человек

–14 830

–11 702

–6062

–9803

Естественный прирост населения за год,

человек

–9039

–6756

–4868

–5516

 

1) 2007 г.       2) 2008 г.     3) 2009 г.      4) 2010 г.

Итоговая контрольная работа по географии 8 класс

ВАРИАНТ 2.

Часть А

1. С какой из перечисленных стран Россия имеет как морскую, так и сухопутную границу?

1) Япония     2) США        3) Монголия         4) Украина

2.  В каких двух высказываниях содержится информация о воспроизводстве населения?

1) В январе — октябре 2012 г. в России отмечалось увеличение числа родившихся (в 80 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 65 субъектах), по сравнению с этим же периодом предыдущего года.

2) В 2011 г. удельный вес городского населения в общей численности населения Приволжского ФО составлял 71%, сельского — 29%.

3) В 2009 г. число родившихся в Республике Бурятия составляло 16 729 человек, число умерших — 12 466 человек.

4) Более четверти россиян (26%) проживает в Центральном федеральном округе, где средняя плотность составляет 57 человек на 1 км2.

5) В 2011 г. в Республику Бурятия из других регионов России прибыло 8873 человека, выбыло из Республики Бурятия 13 636 человек.

3. Выберите два примера нерационального природопользования.

1) рекультивация земель в районах добычи угля

2) использование природного газа вместо угля на ТЭС

3) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах

4) комплексное использование добываемого сырья

5) распашка земель вдоль склонов

4. Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

1) Казань      2) Черкесск      3) Владивосток

5. Назовите языковую семью, к которой принадлежит большинство населения России
1) индо-европейская    2)северокавказская      3)уральско-юкагирская

6. В каком из перечисленных городов России зимы самые теплые?

1) Калининград        2) Магадан            3) Новосибирск       4) Якутск


7. В каком из перечисленных регионов России средняя плотность населения наименьшая?

1) Ростовская об. 2) Мурманская обл   3) Вологодская обл.  4) Ямало-Ненецкий АО

Задания 8 и 9 выполняются с использованием приведенной ниже

карты погоды

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=262

 8. Карта погоды составлена на 18 апреля. В каком из показанных на карте городов на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?

1) Астрахань     2) Москва       3) Омск     4) Тюмень

9. Какой из городов находится в зоне действия циклона?

1)   Архангельск                2) Абакан          3) Иркутск                  4) Красноярск

10. Выберите два примера нерационального природопользования.

1) рекультивация земель в районах добычи угля

2) распашка склонов на возвышенностях

3) заготовка древесины с последующими посадками леса

4) сплав леса по рекам отдельными брёвнами

5) комплексное использование добываемого сырья

11. Какие два из перечисленных городов являются наибольшими по численности населения? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти города.

1) Нижний Новгород      2) Великий Новгород       3) Самара      4) Кострома         5) Чита

12. В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.

1) Республика Коми       2) Архангельская область          3) Курская область

4) Иркутская область        5) Республика Башкортостан

13.  Для  какой из территорий характерно сплошное распространение многолетней мерзлоты?

1. о.Сахалин    2. Кольский п-ов    3. П-ов Таймыр      4. Курильсие о-ва

14. Установите соответствие между народами РФ и религией,  которую этот народ исповедует

      НАРОД                                                           РЕЛИГИЯ

  1. осетины                                           А) ислам
  2. башкиры                                          Б) православие
  3. евреи                                                В) буддизм

                                                                     Г) иудаизм

15. Какие три из перечисленных государств граничат с Россией по суше?

1) Латвия    2) Монголия   3) Турция   4) Киргизия   5) Финляндия    6) Норвегия

Часть В


1. Используя данные графика, определите показатель естественного прироста населения в 1994 г. Ответ запишите в виде числа.

https://geo-oge.sdamgia.ru/get_file?id=679

2. Используя данные таблицы, определите смертность населения в Ивановской области в 2007 г. в промилле. Ответ запишите в виде числа.

Регион

Общая численность населения

Рождаемость

Естественный прирост

Ивановская обл.

1088

9,0

-11,0

Новосибирская обл.

2670

10,6

0

Респ. Коми

975

11,1

-2,7

Респ. Дагестан

2659

15,3

8,7



Предварительный просмотр:

Описание контрольных измерительных материалов
для проведения итоговой контрольной работы
по ГЕОГРАФИИ


8 класс

  1. Назначение итоговой контрольной работы.

Итоговые контрольные работы проводятся в целях
осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся. Назначение итоговой контрольной работы по учебному предмету «География» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ итоговой контрольной работы позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты итоговой контрольной работы в совокупности с
имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

  1. Документы, определяющие содержание контрольной работы.

Содержание и структура контрольной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 ( в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2021/22 учебный год.

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры варианта контрольной работы.

Итоговые контрольные работы основаны на системно-
деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников  основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том  числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание,
планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные универсальные учебные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.
КИМ итоговой контрольной работы направлены на проверку сформированности у  обучающихся:
– предметных географических умений по работе с картографическими, статистическими, иллюстративными, графическими и текстовыми источниками информации, умений обобщать, анализировать и оценивать информацию в целях интерпретации данных;
– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;
– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

4. Структура варианта итоговой контрольной работы.

Административная контрольная работа по курсу географии материков и океанов 8 класс представлена в форме КИМов, составленных в формате ОГЭ в двух вариантах и включают задания двух уровней сложности: А, В.

Часть А включает 15 заданий базового уровня. На вопрос предлагаются несколько вариантов ответов, из которых верным может быть один, или несколько.

Часть В — более сложный уровень. 2 задание, представленные в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Ответом к заданиям этой части является решение задачи.

На выполнение административной контрольной работы по географии отводится 45минут.

Разрешается использование атласов, калькуляторов, линейки.

  1. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.


В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания

Код

Проверяемые элементы содержания

1

Особенности географического положения России

1.1

Территория и акватория, морские и сухопутные границы.

1.2

Часовые пояса.

1.3

Административно-территориальное устройство России.

2

Природа России

2.1

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа.

2.2

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота.

2.3

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения
на территории страны. Моря России.

2.4

Растительный и животный мир России. Почвы. Природные зоны.
Высотная поясность.

3

Население России.

3.1

Численность, естественное движение населения.

3.2

Половой и возрастной состав населения.

3.3

Размещение населения. Основная полоса расселения. Миграции.

3.4

Народы и основные религии России.

3.5

Городское и сельское население.

В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню
подготовки.

Код

Проверяемые требования к уровню подготовки

1

Метапредметные

1.1

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

1.2

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение  (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)  и делать выводы.

1.3

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

1.4

Смысловое чтение

1.5

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования своей деятельности, формулирования и аргументации своего мнения; владение письменной речью.

1.6

Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

1.7

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

1.8

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

2

Предметные

2.1

Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии

2.2

Умения: ориентироваться в источниках географической информации:
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять недостающую и/или взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

2.3

Умения использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; объяснение географических явлений и процессов;
расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; сопоставление, сравнение и/или оценка  географической информации.

2.4

Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов.

2.5

Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий, а также знания о мировом, зональном, летнем и
зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни.

2.6

Умения различать географические процессы и явления, определяющие особенности компонентов природы отдельных территорий, оценивать характер и особенности взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, приводить
примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий, давать характеристику компонентов природы своего региона.

2.7

Способность использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач, а также различать (распознавать) демографические процессы и явления,
характеризующие демографическую ситуацию в России и отдельных региона.

  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий А1- А15 в 1 балл.

Ответы на задания В1- В2 оцениваются в 2 балла. Максимальный балл за работу – 19.

  1. Типы заданий.

Задание А1, А15 основываются на знании географического положения России и умении применять его для решения конкретных задач. Направлено на проверку сформированности представления о граничащих с Россией странах и особенностях границ. Задание проверяет умение работать с иллюстративной и графической информацией, применять модели и схемы, различать географические объекты.

Задание А2 основано на работе со статистической информацией о населении регионов России, представленной в виде текста. Задание проверяет умение извлекать эту информацию и интерпретировать ее. Задание не предполагает проведения расчета количественных показателей, а ориентировано на проверку умения анализировать статистические данные и делать выводы в форме ответов на вопросы.

Задание А3, А10 направлено на проверку уровня сформированности представлений об основных географических закономерностях рационального природопользования.

Задание А4, А5, А7, А11, А12, А14 направлено на проверку уровня владения основами картографической грамотности и навыками использования географической карты для решения определенных задач. Задание проверяет знание географической номенклатуры, а также умения пользоваться картой

Задание А6 ориентировано на проверку умения работать с разными источниками географической информации, выявлять взаимодополняющую информацию, определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие особенности разных территорий. Задание проверяет умение использовать графическую интерпретацию климатических показателей (климатограммы) для выявления основных географических закономерностей климата России и умение анализировать климатообразующие факторы, определяющие эти закономерности.

Задание А8, А9Задание выполняется с использованием карты, приведенной в варианте работы, и состоит из двух частей.

Задание А13 ориентировано на проверку уровня сформированности географического мышления, умения использовать различные источники географической информации (карту, фотоизображения, текст) для решения поставленной задачи, применять знания об особенностях компонентов природы отдельных территорий, взаимодействии природы и общества в разных частях территории России.

Задание В1, В2состоит из двух частей и основано на работе со статистической информацией о населении регионов России, представленной в виде статистической таблицы. Задание проверяет умение извлекать эту информацию и интерпретировать ее в целях сопоставления с информацией, представленной в графической форме (в виде диаграмм и графиков).

  1. Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
    по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибальной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-8

9-12

13-17

18-19

Ответы:

В 1

В 2

А1

3

А1

4

А2

2,5

А2

1,3

А3

4,5

А3

3,5

А4

Вба

А4

231

А5

1

А5

1

А6

1

А6

1

А7

1

А7

4

А8

2

А8

2

А9

1

А9

1

А10

2

А10

2,4

А11

2,3

А11

1,3

А12

1,2

А12

3,5

А13

1г 2в 3а

А13

2,3

А14

2,4,6

А14

1б 2а 3г

А15

2,4

А15

1,2,5

В1

-1790

В1

-6

В2

1

В2

20

  1.  Время выполнения варианта контрольной работы
    На выполнение контрольной работы по учебному предмету
    «География» дается 45 минут. Разрешается использовать калькулятор, атласы 8 класса, линейку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговая контрольная работа по географии 6 класс

Все материалы, касающиеся данного курса...

Итоговая контрольная работа по географии за первое полугодие. 7 класс

Итоговая контрольная работа по геграфии за первое полугодие в 7 классе включает вопросы и задания по темам "Главные особенности природы Земли" и "Африка"...

Итоговая контрольная работа по географии 6 класс

Итоговая работа проводится с целью проверки ЗУН учащихся 6 класса....

Итоговая контрольная работа по географии 9 класс

Контрольная работа содержит задания для проверки ЗУн за курс 9 класса....

Итоговая контрольная работа по географии 10 класс

Контрольная работа содержит материал для проверки ЗУН учащихся 10 класса по географии....

Итоговая контрольная работа по географии для 11 класса

Итоговая контрольная работа по географии для 11 класса...

Итоговая Контрольная работа по географии 7 класс (Страноведение)

Работа содержит задания трех уровней сложности и включает вопросы ЕГЭ и ГИА....