Итоговая контрольная работа по географии, 9 класс
тест по географии (9 класс)

Глушкова Елена Юрьевна

Итоговая контрольная работа по географии, 9 класс

В форме ОГЭ с описанием КИМов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КИМ 921.51 КБ
Файл Описание21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по географии в 9а, 9б классах

Пояснительная записка


Спецификация

Целью контрольной работы является определение уровня предметных достижений учащихся по географии за курс 9-го класса, установление его соответствия требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся данного класса.

Документы, определяющие нормативно-правовую базу

- Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования по «Географии»

Условия проведения: работа рассчитана на учащихся общеобразовательных классов, изучивших курс географии за 9-ый класс.

Административная контрольная работа по курсу географии материков и океанов 9 класс представлена в форме КИМов, составленных в формате ЕГЭ в двух вариантах и включают задания трех уровней сложности: А, В и С.

Часть А  содержит 12 заданий (А1-А12) с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа,

только один из них верный.

Часть В — повышенный сложный уровень. 5 заданий, представленные в этой группе, требуют от учащихся более глубоких знаний. Ответом к заданиям этой части является последовательность букв или цифр.

Часть С – высокий уровень сложности, 1 задание требует развернутого ответа.

На выполнение административной контрольной работы по географии отводится 40 минут.

Разрешается использование атласов, калькуляторов, линейки.

Критерии оценивания

За правильный ответ на задания: части А — 1 балл; части В и С - 2 балла.

Максимальный первичный балл - 24.

Если ученик правильно отвечает на 50—70% вопросов, то получает оценку «3», 70—90% правильных ответов — «4», 90—100% правильных ответов — «5».

Шкала пересчета первичного балла за выполнение

итоговой контрольной работы в отметку по пятибалльной шкале

«2» - 0-10 баллов

«3» - 11-16 баллов

«4» - 17-21 баллов

«5» - 22-24 - баллов

Итоговая контрольная работа по географии. 9 класс

Вариант 1

А1.Какое утверждение о географическом положении России является верным?

1)Россия граничит с Грузией, Арменией, Азербджайном.

2)Крайняя материковая северная точка России является крайней точкой Евразии.

3)Моря России относятся к бассейнам всех четырех океанов.

4)Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Китаем.

А2. Выберите верный ответ: Основной район газодобычи в России:

1)Республика Коми      2)Ямало-Ненецкий автон. Округ        3)Сахалинская обл.

А3.Самое северное предприятие чёрной металлургии полного цикла в России находится на территории:

1)Ленинградской обл         2)Архангельская обл    3)Вологодской обл   4)Чукотского автономного окр
А4. Выделите главную черту экономико-географического положения Центральной России:

1) окраинное     2) центральное

А5. Какая отрасль хозяйства относится к производственной сфере экономики?

1)рекреационное     2)управление    3)обслуживания    4)сельское хозяйство

А6.Какое соответствие « электростанция-тип электростанции» является верным?

1)Братская - тепловая электростанция

2)Саянно – Шушенская – гидроэлектростанция.

3)Паужетская-атомная электростанция

4)Билибинская – геотермальная электростанция.

А7. Лидером по добыче нефти в России является:

1)Татарстан

2)Ханты-Мансийский автономный округ

3)Ямало - Ненецкий автономный округ

4)Башкортостан

А8. Какое утверждение о промышленности России является верным?

1)Заводы по производству с/х техники размещаются в районах добычи железной руды.

2)Наиболее трудоёмкими производствами машиностроения являются приборостроение, электроника и электротехника

3)Размещение предприятий по выплавке алюминия ориентировано на источники сырья.

4)Наибольшая доля производства электроэнергии в России приходится на АЭС

А9. Для размещения предприятий по выплавке алюминия ведущее значение имеет фактор

1)водный   2)транспортный     3)энергетический      4)трудовых ресурсов

А10.Наибольшее количество предприятий автомобилестроения сосредоточено в:

1).Поволжье

2)Ц. России

3)Северном Кавказе

4)Дальнем Востоке

А11. Производство азотных удобрений развивается вблизи предприятий:

1)Черной металлургии полного цикла

2)Алюминиевой промышленности

3) Медеплавильной промышленности

4).Передельной металлургии

А12.Добыча калийной соли в России в основном производится в:

1)Западной Сибири              2)Урале             3)Дальнем Востоке              4)Восточной Сибири

ЧАСТЬ В

В1. Установите соответствие между республикой РФ и её столицей.

1.Бурятия                    А. Элиста

2.Калмыкия                Б. Казань

3.Башкортостан         В. Улан-Удэ

4.Татарстан                Г. Уфа




В2. Установите соответствие между морским портом и морем, на побережье которого он расположен.

1.Архангельск             А. Баренцево

2. Туапсе                      Б. Белое

3.Мурманск                 В.Японское

4.Владивосток             Г. Черное

В3. Из предложенного списка выберите три города- миллионера

1.Ульяновск        2.Нижний Новгород     3.Оренбург          4.Санкт – Петербург     5. Челябинск             6.Ставрополь

В4. Из предложенного списка городов выберите три центра автомобилестроения

1.Тольятти       2.Волгоград   3.Новокузнецк         4.Ижевск   5.Петрозаводск              6.Ульяновск

В5. Из предложенного списка выберите три региона РФ, специализирующихся на молочном животноводстве

1.Респ. Дагестан    2.Смоленская обл   3.Вологодская обл    4.Астраханская обл    5.Тверская обл

6.Республика Калмыкия

ЧАСТЬ С

С1. Назовите три отрасли специализации Северного района

Итоговая контрольная работа по географии. 9 класс

Вариант 2

А1. Какое утверждение о географическом положении России является верным?

1.Россия граничит с Эстонией, Латвией, Литвой.

2.Крайняя восточная точка России имеет восточную долготу.

3. Моря России относятся к бассейнам всех четырех океанов.

4.Самую протяженную сухопутную границу Россия имеет с Монголией.

А2. Главным районом добычи нефти в России является:

1.Урал    2.Северный Кавказ     3.Западная Сибирь        4.Дальний Восток

А3. По массе перевозимых грузов и пассажиров лидирует::

1.автомобильный транспорт      2. ж/д транспорт      3.другой вид транспорта
А5. Какая из перечисленных отраслей относится к непроизводственной сфере экономики?

1.промышленность     2. Образование     3. Строительство    4.сельское хозяйство

А6. В структуре топливно-энергетического комплекса России основная часть электроэнергии производится на:

1.АЭС     2.ТЭС     3. ПЭС      4.ГЭС

А7. Лидером по добыче природного газа в России является:

1.Ставропольский край      2.Ханты-Мансийский АО    3.Ямало-Ненецкийс АО  
4.Астраханская область

А8.Какое утверждение о цветной металлургии России является верным?

1.По количеству производимого металла цветная металлургия превосходит черную металлургию.

2. Руды цветных металлов отличаются высоким содержанием металла

3.Исторически первым районом цветной металлургии был Урал

4.Большая часть выплавки алюминия приходится на европейскую территорию.

А9. Транспортный фактор сыграл решающую роль при создании металлургического комбината полного цикла в:

1.Липецке    2.Череповце     3.Новокузнецке    4.Магнитогорске

А10. На размещение какой из перечисленных отраслей машиностроительного комплекса наибольшее влияние оказал сырьевой фактор (металлоемкости)

1.авиастроение       2.автомобилестроение     3.производство горно-шахтного оборудования

4.электронное машиностроение

А11. Какое соответствие «промышленный центр-отрасль химической промышленности» является верным?

1.Кемерово- производство калийных удобрений.

2.Невинномыск- производство азотных удобрений.

3.Липецк- производство фосфорных удобрений

4.Норильск- производство синтетического каучука.

А12.Укажите зерновую культуру, потребность в которой удовлетворяется в РФ в основном за счет импорта:

1.пшеница     2.овес     3.рис      4.ячмень

Часть В.

В1. Установите соответствие между республикой РФ и ее столицей

Республика                   Столица

1.Татарстан                   А. Сыктывкар

2.Карелия                      Б. Уфа

3.Коми                           В. Петрозаводск

4.Башкортостан            Г.Казань

В2. Установите соответствие между народом и языковой семьей, к которой он относится.

Народ                  Языковая семья

1.ингуши                 А.северокавказская

2.коми                     Б.индоевропейская

3.буряты                 В.уральско-юкагирская

4.русские                Г.алтайская



В3.Из предложенного ниже списка городов выберите три центра черной металлургии.

1.Братск                4.Норильск          2.Магниторгск              5.Липецк    3.Нижний Тагил                6.Краснотуринск

В4. Из предложенного списка выберите три региона, специализирующихся на овцеводстве

1.Республика Дагестан               4.Ставропольский край     2.Смоленская область            
5.Тверская область      3.Вологодская область               6.Читинская область

В5. Установите соответствие между морским портом основными видами продукции, экспортируемыми через него.

Морской порт                        Экспортная продукция

1.Архангельск                        А.нефть

2.Новороссийск                     Б.апатиты, цветные металлы

3.Мурманск                            В.лес

Часть С

С1. Что, кроме наличия электроэнергии (Архангельская ТЭС), повлияло на размещение целлюлозно-бумажного комбината в г. Новодвинске? Укажите не менее двух причин



Предварительный просмотр:

Описание контрольных измерительных материалов
для проведения итоговой контрольной работы
по ГЕОГРАФИИ


9 класс

  1. Назначение итоговой контрольной работы.

 Итоговые контрольные работы проводятся в целях
осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся. Назначение итоговой контрольной работы по учебному предмету «География» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ итоговой контрольной работы позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты итоговой контрольной работы в совокупности с
имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

  1. Документы, определяющие содержание итоговой контрольной работы

 Содержание и структура контрольной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 ( в редакции протокола №1/20 от 04.02.2020)) и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на 2021/22 учебный год.

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры итоговой контрольной работы

 Итоговые контрольные работы основаны на системно-
деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников  основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том  числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание,
планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные универсальные учебные действия: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме.
КИМ итоговой контрольной работы направлены на проверку сформированности у  обучающихся:
– предметных географических умений по работе с картографическими, статистическими, иллюстративными, графическими и текстовыми источниками информации, умений обобщать, анализировать и оценивать информацию в целях интерпретации данных;
– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;
– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

  1.  Характеристика структуры и содержания итоговой контрольной работы

 Контрольная  работа состоит из 3 частей. Часть А включает в себя 12 заданий с выбором одного верного варианта. Часть В – 5 заданий на установление соответствия и выбор нескольких вариантов ответа. Часть С – 1 задание с развёрнутым ответом.

  1. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.


В табл. 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания

Код

Проверяемые элементы содержания

1

Хозяйство  России

1.1

ТЭК

1.2

Металлургия

1.3

Машиностроение

1.4

Химическая промышленность

1.5

Лесопромышленный комплекс

1.6

Сельское хозяйство

1.7

Транспортная инфраструктура

2

Регионы России

2.1

Центральная Россия

2.2

Европейский Северо-Запад

2.3

Европейский Север

2.4

Европейский Юг

2.5

Поволжье

2.6

Урал

В табл. 2 приведен кодификатор проверяемых требований к уровню
подготовки.

Код

Проверяемые требования к уровню подготовки

1

Метапредметные

1.1

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

1.2

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение  (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)  и делать выводы.

1.3

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

1.4

Смысловое чтение

1.5

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, планирования своей деятельности, формулирования и аргументации своего мнения; владение письменной речью.

1.6

Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

1.7

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

1.8

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

2

Предметные

2.1

Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии

2.2

Умения: ориентироваться в источниках географической информации:
находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять недостающую и/или взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

2.3

Умения использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; объяснение географических явлений и процессов;
расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; сопоставление, сравнение и/или оценка  географической информации.

2.4

Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов.

2.5

Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий, а также знания о мировом, зональном, летнем и
зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни.

2.6

Умения различать географические процессы и явления, определяющие особенности компонентов природы отдельных территорий, оценивать характер и особенности взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, приводить
примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий, давать характеристику компонентов природы своего региона.

2.7

Способность использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач, а также различать (распознавать) демографические процессы и явления,
характеризующие демографическую ситуацию в России и отдельных региона.

  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий А1- А12, В3, В4, В5 в 1 балл.

Ответы на задания В1- В2, С1 оцениваются в 2 балла. Максимальный балл за работу – 21.

  1. Типы заданий.

Задание А1, А4, А8, В1 Умение сравнивать изученные географические объекты, явления и процессы на основе выделения их существенных признаков
Задание А2 – А12 Овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами
Задание В2 – В5 Умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве
Задание С1 Умения выбирать и использовать источники географической информации (картографические), необходимые для решения учебных, практикоориентированных задач, а также практических задач в повседневной жизни

  1. Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки
    по пятибалльной шкале:

Отметка по пятибальной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-9

10-14

15-19

20-21

Ответы:

В 1

В 2

А1

2

А1

1

А2

2

А2

3

А3

3

А3

1

А4

2

А4

3

А5

4

А5

2

А6

2

А6

2

А7

2

А7

3

А8

2

А8

3

А9

3

А9

2

А10

1

А10

3

А11

1

А11

2

А12

2

А12

3

В1

1в2а3г4б

В1

1г2в3а4б

В2

1б2г3а4в

В2

1а2в3г4б

В3

245

В3

235

В4

146

В4

146

В5

235

В5

1в2а3б

С1

Лесная, Машиностроение, цветная металлургия

С1

Наличие водных ресурсов, древесины

  1.  Время выполнения варианта контрольной работы
    На выполнение контрольной работы по учебному предмету
    «География» дается 45 минут. Разрешается использовать калькулятор, атласы 8 класса, линейку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

итоговая контрольная работа по географии 6 класс

Все материалы, касающиеся данного курса...

Итоговая контрольная работа по географии за первое полугодие. 7 класс

Итоговая контрольная работа по геграфии за первое полугодие в 7 классе включает вопросы и задания по темам "Главные особенности природы Земли" и "Африка"...

Итоговая контрольная работа по географии 6 класс

Итоговая работа проводится с целью проверки ЗУН учащихся 6 класса....

Итоговая контрольная работа по географии 9 класс

Контрольная работа содержит задания для проверки ЗУн за курс 9 класса....

Итоговая контрольная работа по географии 10 класс

Контрольная работа содержит материал для проверки ЗУН учащихся 10 класса по географии....

Итоговая контрольная работа по географии для 11 класса

Итоговая контрольная работа по географии для 11 класса...

Итоговая Контрольная работа по географии 7 класс (Страноведение)

Работа содержит задания трех уровней сложности и включает вопросы ЕГЭ и ГИА....