Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся на уроках географии
статья по географии

Казанцева Анастасия Валерьевна

Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Актуальность темы:

«Индивидуально-дифференцированный подход в обучении» строится на следующих принципах, которые соответствуют известным лозунгам гуманизации образования:

  • Обучение учащихся на доступном для них уровне требований и сложности учебного материала.
  • Учет особенностей школьников: обучаемости, сформированности познавательных процессов.
  • Предоставление учащимся свободы выбора в процессе обучения.

Для решения поставленных задач мною использованы следующие методы:

  1. Изучение и анализ научно-методической литературы.
  2.  Наблюдение за развитием способностей учащихся при использовании на уроках географии индивидуальной и дифференцированной работы (работа в группах, микрогруппах, группах сменного состава).
  3. Личный опыт.

Среди педагогических инноваций и экспериментов последнего десятилетия ХХ века, опробованных в российских школах, наверное, большинство прошли под знаменем дифференциации и индивидуализации обучения. Эти направления рассматривались в качестве технических способов реализации провозглашаемых в Законе РФ «Об образовании» и других программных документах федерального и регионального уровней принципов гуманизации и демократизации образования. Их актуальность не вызывает сомнений. Обучение всех детей в классах по единим программам, действительно, не позволяет каждому ребенку получить образование на уровне своих возможностей.

Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления.

Как правило, выбираемый, учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Следовательно, перед каждым учителем стоит задача создать такие условия, при которых стало бы возможно использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Это можно  осуществить с помощью  дифференцированного подхода в обучении, который позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

1. Сущность индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

Индивидуализация обучения.

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностью ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

Несомненно, что при личностно-ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

В соответствии с этим рассматривать возможности индивидуализации обучения только через содержание образования невозможно. Необходимо обратиться и к процессуальной стороне – средствам и способам адаптации содержания к индивидуальным способностям учеников. Такое сочетание является первым шагом создания личностно ориентированного содержания образования.

Можно выделить несколько направлений, по которым проектируется индивидуализированное обучение, и которые вне его не могут быть реализованы в полной мере:

  • Развитие эмоционально-чувственной сферы за счет создания условий для изучения программного материала, при которых учащиеся оказываются в эмоционально окрашенной ситуации. Это может быть ситуация научного поиска при организации проблемного обучения, а может быть задание, совмещающее приобретение знаний о каком-либо объекте и о себе самом;
  • Развитие воображения, образного мышления, целостного восприятия мира.
  • Развитие рефлексии, понимаемой как обращение индивида к своему внутреннему миру, своему опыту, деятельности, переживаний. Ученику предстоит осознать, как и почему он так делал, думал, чувствовал. Это направление индивидуализации обучения связано с тем, что каждый школьник «смотрит» именно на свое ощущение, познание, действие в чувственном мире. Он «видит» себя ощущаемого, себя познающего, себя действующего.
  • Развитие коммуникативных умений, связанный, не просто с передачей действий или знаний, но и с описанием словами собственных ощущений.

Рассмотренные направления индивидуализации способствуют гуманитаризации образования – одной из важнейших тенденций личностно ориентированного обучения. Оно рассматривается как процесс формирования у учащихся представлений о ценности каждой человеческой индивидуальности, осознания себя как личности и одновременно своей принадлежности к обществу, социуму и природе в целом.

Индивидуализация позволяет помочь учащимся в познании и развитии своих природных задатков. Для этого процесс обучения необходимо строить с опорой на анатомо-физиологические, сенсорные и перцептивные особенности учеников. Мы неоправданно мало уделяем внимания использованию, например, органов чувств школьников. Это естественно при массовых формах работы. Но можно строить учебный процесс таким образом, чтобы чувства, эмоции учеников были так же важны, как факторы и концепции. Рассмотрим задание: «Почувствуй природу». Ученики исследуют окружающий мир с помощью глаз, ушей, носа и рук. Они могут потрогать почву, увидеть птиц, облака, здания, прислушаться к звукам – услышать птиц, животных, шум машин, самолетов, ощутить запахи. Через некоторое время ребята делятся впечатлениями, описывают их. Конечно, использование органов чувств не является самой целью этого задания. Но оно позволяет ученикам прислушаться к себе, зная, что любой из вариантов ответа окажется правильным и дополнит общую картину, складывающуюся из мнений товарищей.

2. Дифференциация обучения.

Внутриклассная дифференциация и индивидуализация широко распространена в практике работы школы на уроках естественного цикла. Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается почитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.  

3. Формы работы при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении:

Можно выделить три типа дифференцированных программ («А», «В», «С») разной степени сложности. Между этими программами существует строгая преемственность, по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.

Задания типа «А» зафиксированы как базовый стандарт – минимальный или репродуктивный. Здесь особенностью обучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы. Вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и т.д. Задание «А» должен выполнить каждый, прежде чем приступить к заданиям «В», «С». Группа «А» нуждается в постоянном контроле на всех этапах урока. В основном им предлагаются задания, которые восполняют пробелы в знаниях и облегчают усвоение нового материала.

Задание «В» – аналитико-синтетический уровень, обеспечивает приемами умственной деятельности, которые необходимы для решения задачи на применение. Здесь, кроме конкретных заданий вводятся дополнительные сведения, расширяющие материал уровня «А». В данной группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков, анализа и синтеза. Учащиеся формируют вопросы перед изучением новой темы, делают вывод на уроке.

Задание «С» – творческий или продуктивный уровень, поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусмотрены развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование. Этот уровень позволяет учащимся проявлять себя в дополнительной, самостоятельной работе. В эту группу входят трудные, но интересные задания. И они составляются так, чтобы учащиеся могли делать обобщенные выводы.

Так как уровень усвоения знаний не одинаков у обучающихся, задания составляются по трем уровням на всех этапах урока. Это дает свои положительные результаты. Учащиеся группы «А» пытаются выполнять задания «В», а группы «В» – «С». Следовательно, создаются условия для преодоления и развития потенциальных возможностей. Но главное условие – каждый ученик получает право и возможность определять, на каком уровне он усвоит учебный материал, поэтому уровневая дифференциация учитывает не только интеллектуальные возможности учащихся, но и его интересы. Работа при этом ведется не только с учебником, но и дополнительной литературой, картинами, схемами, статистическим материалом, карточками-заданиями.

В связи с этим домашние задание тоже  дозируются.

Уровень «А» – точно соответствует обязательным результатам обучения (учебника).

Уровень «В» – предполагает включение дополнительных заданий из учебника.

Уровень «С» – задание из вспомогательной учебно-методической или научной литературы.

Заключение

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении – это важнейший принцип воспитания и обучения. Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагается сочетание фронтальных групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

На протяжении четырех лет использую дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на своих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дифференцированный и индивидуальный подходы на уроках математики"

Выступление на семинаре молодых специалистов...

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования.

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход к обучающимся в системе дополнительного образования....

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это материал обобщения опыта по географии.География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требует...

«Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся на уроках географии в условиях стандартизации географического образования ».

Это обобщение опыта учителя географии. География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету треб...

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"...

Индивидуальный подход к обучающимся на уроках физики

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация диффер...

Дифференцированный и индивидуальный подход в воспитательной работе с умственно отсталыми обучающимися

Использование дифференцированного и индивидуального подхода в воспитательной работе с умственно-отсталыми обучающимися при формировании классного коллектива....