ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЛИСТОВ ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ И ЛОГИЧЕСКИХ КОНСПЕКТОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
статья по географии

Федотова Светлана Дмитриевна

В данной статье рассмотрены особенности  технологии листов опорных сигналов и логических конспектов, применяемых в образовательном процессе, а в частности на уроках  географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 910.1

ПРИМЕНЕНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ  ЛИСТОВ  ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ И ЛОГИЧЕСКИХ КОНСПЕКТОВ  НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Федотова С.Д., учитель высшей категории,

МАОУ «СОШ №65» г. Чебоксары

 Краткая аннотация:  В данной статье рассмотрены особенности  технологии листов опорных сигналов и логических конспектов, применяемых в образовательном процессе, а в частности на уроках  географии.

Ключевые слова:  логические опорные конспекты (ЛОК), листы опорных сигналов (ЛОС)

APPLICATION OF THE TECHNOLOGY OF SHEETS OF REFERENCE SIGNALS AND LOGICAL CONSECTIONS AT GEOGRAPHY LESSONS

Fedotova SD, teacher of the highest category,

MBOU "School No. 65", Cheboksary

Abstract:  This article discusses the features of the technology of sheets of reference signals and logical summaries used in the educational process, and in particular in geography lessons. 

Keywords:  logical reference notes (LOC), reference signal sheets (LOS)

 

схемы учат выделять главное,

отыскивать и устанавливать логические связи,

помогают ученику усваивать урок.

Н.Н. Баранский [1, с. 1]

        Современный этап развития образования требует от педагогов применения новых технологий в образовательном процессе. Если в традиционной школе роль учителя была главной в учебном процессе, то новые образовательные стандарты вносят свои коррективы.  Роль учителя  в настоящее время заключается не в том, чтобы передавать знания, а в том, чтобы помогать ученикам самим добывать эти знания.

    Правильность выбора методов обучения сильно влияет на эффективность познавательной деятельности учащихся. И задача учителя – научить детей получать знания, которые помогут ему реализоваться в жизни и найти свое место в обществе.

        Существует множество современных образовательных технологий, которые активно применяются педагогами в настоящее время.

        Как учитель географии, я стараюсь творчески подходить к преподаванию своего предмета и  применять различные образовательные технологии на своих уроках, это: технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология использования в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве, технология интегрированного обучения  и  др.

       Но большое внимание  я уделяю  технологии листов опорных сигналов (ЛОС) и логических опорных конспектов (ЛОК). Эта технология помогает решать проблему нехватки времени на уроках географии, так как на изучение данного предмета выделяется всего один или два часа в неделю. Она применяется уже педагогами давно, но в настоящее время, приобретает свою актуальность в связи с тем, что учащиеся, привыкшие все находить в интернете, теряют способность логического мышления.  Вот наверное почему в  ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по многим предметам, а также  по географии вводятся текстовые задания, в которых  учащиеся должны находить  необходимую информацию.

       В чем же заключается данная технология?

  Логические опорные конспекты (ЛОК) – это сжатое представление основного учебного материала.  Материал, записанный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и способствует развитию логического мышления учащегося.

       Роль опорных конспектов  заключается в том, что они учат детей выделять главное и основное в большом объеме текста, приучают  их находить и устанавливать логические связи между разными частями материала данной темы. А также  развивают навыки самостоятельной работы, способность к анализу, развивают память, индивидуальные способности, логическое мышление,  тем самым упрощая процесс запоминания новых терминов.

     Созданием логических опорных конспектов я больше занимаюсь с учащимися 5-6 классов, когда всё ещё  основным источником знаний по предмету  является  учебник.  И в  последнее время я сталкиваюсь с такой проблемой, что дети не понимают, не осознают  то, что читают. Поэтому приходится даже разъяснять учащимся прочитанный ими текст  параграфа. Практика работы также показывает, что наши дети не умеют выделить главное из текста параграфа и списывают все подряд.  Чтобы легче  было записать краткий конспект данной темы, я им раздаю карточки с вопросами, отвечая на которые,  они формируют в своих тетрадях опорный конспект.

    Например: по теме «Хождение за три моря» в 5 классе я им ставлю следующие вопросы:

  1. Из какого города был родом Афанасий Никитин?
  2. Куда Афанасий отправился с купцами?
  3. Что случилось по пути в Ширванское царство?

          4) Почему Афанасий  Никитин решил отправиться в Индию?

          5) Сколько лет Афанасий прожил в Индии?

         6) Через какие моря Афанасий вернулся домой на родину?

         7) Как  люди узнали о данном путешествии?

  Обычно в конце параграфа всегда имеются вопросы для повторения пройденного материала, но они часто не имеют логической последовательности, поэтому вопросы я подбираю сама.

   Для примера - в 6 классе по теме «Полезные ископаемые» можно предложить следующие вопросы:

  1. Что такое полезные ископаемые?
  2. На какие группы они делятся?
  3. Чем отличаются топливные полезные ископаемые? Привести  их примеры.
  4. Чем отличаются рудные полезные ископаемые? Привести их примеры
  5. Что относят к нерудным полезным ископаемым?
  6. Где добывают топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые?

          Особое значение имеют  опорные  конспекты  для слабых учащихся. Они могут спокойно работать по учебнику в своем темпе.  Созданный ими конспект  помогает  без помощи учителя вспомнить пройденный материал. У них  появляется интерес к получению знаний.

        Учебный процесс, построенный на использовании опорных конспектов, способствует выработке уверенности при повторении пройденной темы, так как учащиеся пользуются определенной опорой- своим конспектом.

       Листы опорных сигналов (ЛОС) – это  определенные символы, которые имеют смысловое значение и могут заменить  целые предложения. В географии применяют много графических изображений, которые приняты во всем мире. Например: значки полезных ископаемых, условные знаки топографической,  синоптической  карты и т.д. Поэтому часто можно записать тему в виде определенной схемы.

         Но при построении листов опорных сигналов  необходимо  соблюдать определенные  условия:

- определить цели урока, усвоение которых необходимо проверить в конце урока;

- разделить учебный материал на смысловые части и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные символы, рисунки, знаки;

- рисунки  должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить без специальных навыков рисования;

- необходимо использовать уже знакомые учащимся условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в географии [1, с. 3-4]

        Опорные схемы я начинаю применять в 7 классе при изучении материков.  Вначале  мы их строим совместно, затем учащиеся работают самостоятельно. При этом учащиеся могут сами  подбирать  необходимые условные знаки для своей схемы.

         Так как план изучения материков одинаковый, при изучении первого материка «Африка» составление логических схем проводим с учащимися  совместно, а далее учащиеся сами работают по другим материкам. Некоторые темы удобнее оформлять в виде таблицы, например такие темы, как «Климатические пояса», «Природные зоны», «Страны».

         В 8-9 классе учащиеся продолжают работу по составлению опорных схем и конспектов. В 8 классе данная технология подходит при изучении природных районов России, а в 9 классе – при изучении экономических районов страны. Учащиеся конспектируют данные темы при использовании определенного плана. Первоначально по предложенному плану работа осуществляется совместно с учителем, далее учащиеся работают сами.

План характеристики природного района России (8 класс):

  1. географическое положение (с чем граничит данный район);
  2. рельеф и полезные ископаемые (основные формы рельефа, значки добываемых полезных ископаемых);
  3. климат (особенности, климатические пояса, средние температуры июля, января, годовое количество осадков);
  4. внутренние воды (реки, озера);
  5. природные зоны  (расположение, почвы, растительность, животный мир).

       

Данная  технология  обучения  показывает, что составление  опорных конспектов  и листов опорных сигналов развивает  у учащихся память, логическое мышление, помогает анализировать информацию,  раскрывает  их творческие и индивидуальные  способности.

Работа это творческая,  и поэтому требует определенных навыков. Освоив данные навыки, учащихся смогут самостоятельно  добывать необходимые знания, используя любые источники информации.

Список  литературы/References

  1. Карташова Л.В. Технология опорных конспектов в курсе географии [Электронный ресурс] Л.В. Карташова. - Образовательная социальная сеть, 2015.-Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2015/09/28/tehnologiya-opornyh-konspektov-v-kurse-geografii (дата обращения 22.02.2021)

Примеры  листов опорных сигналов

  1. Тема «Строение атмосферы» 6 класс

Атмосфера- воздушная оболочка Земли

Состав

азот-78 %

кислород -21 %

другие газы- 1 %

Строение атмосферы

до 1000 км     ВЕРХНИЕ СЛОИ АТМОСФЕРЫ (метеориты, полярные сияния)

до  50 км                         СТРАТОСФЕРА (озоновый слой)

до 18 км                     ТРОПОСФЕРА (80 % кислорода, водяной пар)

  1. Тема « Платформы  и складчатые пояса» 7 класс

Тектоника — это раздел геологии, который изучает строение земной коры

Земная кора

устойчивые участки земной                                     неустойчивые участки земной

коры                                                                             коры

равнины                                                                             горы

низменности                 плоскогорья                            низкие                               высокие

(до 200 м)                      (от 500 до 1000м)               (до 1000 км)                      (более 2000м)

Амазонская                      Среднесибирское             Хибины                                 Гималаи

возвышенности                                                                средние

(от 200 до 500 м)                                                           (от 1000 до 2000 м)

Приволжская                                                                  Уральские


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе

При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...

Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии

Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....

структурно-логические схемы на уроках географии.

P { margin-bottom: 0.08in; }A:link { } Представленная мною тема не новая, но актуальная. Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение предметов со...

«Технология опорно – логических схем и её использование на уроках географии»

Статья содержит информацию о методике создания и применении ОЛК на уроках...

Презентация на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии"

Презентацию можно использовать во время проведения мастер-класса на данную тему....

Мастер-класс на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии".

Этот материал я использовала при проведении мастер-класса на тему "Применение опорных сигналов на уроках географии" на областном семинаре для учителей естественного цикла....

Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии

Формирование логических умений учащихся 7 класса на уроках географии. На примере темы "Строение земной коры"...