Методическая разработка "Хождение за три моря"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Методическая разработка "Хождение за три моря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Хождение за три моря»

I ЗАДАНИЕ  Прочитайте текст и выполните задания.

          За  молитву  святых отцов  наших,  господи  Иисусе  Христе, сыне божий, помилуй меня, раба своего грешного Афанасия Никитина сына.

       Записал я здесь про свое грешное хождение за три моря:  первое  море --Дербентское,   дарья   Хвалисская,   второе   море   --   Индийское,   дарья Гундустанская, третье море -- Черное, дарья Стамбульская. Пошел я от  Спаса  святого  златоверхого  с его  милостью, от  государя своего  великого князя  Михаила  Борисовича  Тверского, от владыки  Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича.

Поплыл я вниз Волгою.

…И  приехал  я в Нижний  Новгород к  Михаилу Киселеву,  наместнику, и  к пошленнику Ивану Сараеву, и  отпустили они меня без  препятствий.   Плывем  мы мимо Астрахани, а там цветы невиданные – лотосами звать… и царь нас  увидел, и татары нам кричали: "Качма -- не бегите!". А мы этого ничего не слыхали и бежим себе под  парусом.  За грехи наши послал царь за нами  всех своих людей. Настигли они нас на Богуне и начали в нас стрелять.  Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно  на мели в устье Волги, и тут они нас настигли и велели  судно  тянуть вверх по реке до еза. И судно наше большое тут пограбили  и  четыре  человека русских в плен взяли, а  нас отпустили  голыми головами за море, а  назад, вверх  по реке, не пропустили,

чтобы вести не подали.

……А я пошел в  Дербент, а из Дербента в Баку, где огонь горит неугасимый; а из Баку пошел за море -- в Чапакур. И  прожил  я  в  Чапакуре  шесть  месяцев,  да  в  Сари  жил  месяц,  вМазандаранской земле. Из Рея пошел  я к Кашану и  жил тут месяц, а из Кашана -- к Наину, а из Наина к Иезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана -- к Тарому, домашний  скот здесь  кормят  финиками, по  четыре алтына  продают батман  фиников. А  из Тарома пошел  к Лару, а из Лара  --  к Бендеру --  то пристань Ормузская. И  тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская; до Ормуза-града отсюда четыре мили идти. И шли мы морем до Маската десять дней, а от Маската до Дега четыре дня, а от Дега до Гуджарата, а от Гуджарата до Камбея. Тут родится краска да лак. От Камбея поплыли к Чаулу, а из  Чаула вышли в седьмую неделю после Пасхи, а морем шли шесть недель в таве до Чаула.

         И тут Индийская  страна, и  люди ходят нагие,  а голова  не покрыта,  а груди  голы,  а волосы в одну  косу  заплетены, И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много -- дивятся белому человеку. Земля многолюдна, да сельские  люди очень бедны, а бояре власть большую имеют и очень богаты. Носят бояр на носилках серебряных, впереди коней ведут в золотой сбруе,  до двадцати  коней ведут,  а за ними триста  всадников, да пеших пятьсот воинов, да десять трубачей, да с барабанами десять человек, да дударей десять.

Задания:

1. Озаглавьте текст.________________________________________________________

2. Составьте план текстового материала, озаглавив части.

_______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________-

____________________________________________________________________________

3. С помощью карты и  данного текста, а также текста учебника (§11),  заполните таблицу:

Современное название моря

Историческое название моря

Аравийское

Каспийское

Черное

II ЗАДАНИЕ, Выберете   правильный ответ.

1. Афанасий Никитин родился в

а) Москве

б) Смоленске        

в) Твери

2.Афанасий Никитин по профессии был

а) военным

б) ученым

в) купцом

3.В странствиях Афанасий Никитин провел

а) 3 года

б) 6 лет

в) 7 лет

4.В каком городе похоронен Афанасий Никитин?

а) в Москве    б) в Астрахани     в) в Смоленске

5.Из записей Афанасия Никитина была составлена книга, которая называется

а) «Путешествие за три моря»

б) «Хождение за три моря»

в) «Хождение в Индию»

6. Какие моря пересекал Афанасий Никитин? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

а)  Черное

б) Северное

в) Каспийское


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Методический материал к уроку музыки в 5 классе по теме: "Образ моря в музыке и изобразительном искусстве"

Данный материал  идет как сопровождение к уроку музыки в 5 классе. во втором полугодии по теме: Образ моря в музыке и изобразительтном искусстве". презентация содержит картины художника-мариниста...

Методическая разработка мастерской по обществознанию "Роль морали в жизни общества" для 10 класса

Данный урок является одним из последних в теме "Духовная культура". Задания ЕГЭ группы "С", посвященные моральному выбору, обычно вызывают затруднения у обучающихся. Интерактивная форма урока, материа...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

методическая разработка урока Жизнь организмов в морях и океанах

методическая разработка урока "Жизнь организмов в морях и океанах" по биологии для 5 класса по ФГОС по программе И.Н.Пономаревой ...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского

Урок  по изобразительному искусству "Изображение природы в различных состояниях. Море". 2 класс по программе Б.М. Неменского...