Активизация познавательной деятельности на уроках географии
статья по географии (6 класс)

Моисеева Жанна Владимировна

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktiv_pozn.deyatelnosti.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

География в школе всегда была важной мировоззренческой дисциплиной.  Ведь география охватывает практически все сферы жизни общества и окружающей среды, включая в себя сведения из многих других наук (геологии, астрономии, экологии и т.д.). Географические знания позволяют сформировать пространственное видение мира, увидеть взаимосвязи между всеми объектами и явлениями , понять сущность процессов, происходящих в природе и в обществе. Овладев географическими познаниями, человек осознает себя частью окружающего пространства, воссоздает для себя целостную картину современного мира. Поэтому географические знания, географическая культура должны быть частью общей культуры каждого человека.

Познавательный интерес, безусловно, является основой обучения.  Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащиеся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми, задача каждого учителя географии.

 Любая деятельность человека имеет определенную цель.

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

 Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.

Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому, заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития, не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.

 Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс. Система работы учителя по активизации   познавательной   деятельности  школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.

  Поэтому, целью моей работы является: показать, что интерес учащегося к познанию нового, творческое решение научных, жизненных проблем – венец учебной работы школы, а систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений этой цели.

Главными задачами развития познавательной деятельности на уроках географии являются:

1. повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций, обучающихся;

 2.выявление развития интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;

3. формирование нравственных основ личности;

4.создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии;

         5.показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний;

          6.рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность;

 При планировании уроков использую различные виды и приемы работы. В течение последних лет активно использую инновационные технологии. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование инновационных технологий на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. В.А.Андреев рассматривает нетрадиционный урок как урок инновационного типа и дает ему следующую характеристику: «Инновационный урок- это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий».

«Учитель, - говорил В. А. Сухомлинский, - готовится к хорошему уроку всю жизнь. Такова духовная и философская основа нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту, не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости»,

Приблизительно десять тысяч уроков – столько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут не результативны. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу постоянному получению знаний – вот задача учителя.

Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию, развитие интереса, побуждение их к приобретению знаний, а для этого учителю необходимо вводить в практику работы школ занимательные разновидности уроков, создавая нетрадиционные уроки. «Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
Я считаю, что найден эффективный вариант решения многих проблем. Это нетрадиционные («нестандартные») уроки. Ведь содержательный, необычно построенный урок не может не запечатлеться в памяти учащихся.

"Нестандартные" уроки - понятие, конечно, условное. Речь идет о понятии, которое бы отвечало стремлению педагога к оригинальности, поиску, творчеству, при которых каждый урок удивляет, радует и обогащает учащихся.
Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру целью которых является  -отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики- закона об активности обучения.

Увы, сегодня география для многих - предмет не первостепенной важности. Он не востребован для поступления (результаты ЕГЭ по географии принимают только на географические факультеты). При этом всем учащимся необходимо овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Как заинтересовать учащихся географией? Как сделать так, чтобы знания, полученные на уроках географии, пригодились им в жизни? Дать ответ на эти вопросы нелегко. Современная педагогика насыщена разнообразием форм и методов преподавания, но одно остаётся неизменным - существенную роль играет урок. Он длится сравнительно недолго, и в каждую из этих минут может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их, безделье. Ценность и значение этих минут, часов, дней, лет в судьбе определяют учителя посредством современного урока

На уроке происходит общение учителя и ученика. По его итогу судят и о педагогическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика.

 Поэтому урок - это визитная карточка каждого учителя. Стараюсь на каждом уроке показывать своим ученикам, что все интересное - сложно, что все сложное - интересно, что знания, которые приобретают они в школе, сослужат им добрую службу.

Различают несколько видов нестандартных уроков, которые в разной степени влияют на познавательную активность, качество знаний, навыков и умений учащихся. В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу через новые информационные технологии, через нетрадиционные уроки. Нетрадиционные уроки разнообразят процесс обучения, превращают его в праздник и для учеников, и  для учителя, так как заметна отдача детей в их желании приходить на урок, в стремлении что- либо сделать самому, сообщить что-то интересное. Таких форм урока очень много:

это уроки -путешествия,

деловые и ролевые игры,

лекции и семинарские занятия,

уроки- экономических и экологических просчетов,  

уроки -ярмарки  

уроки -диалоги,

уроки -конференции и

уроки -диспуты,

 уроки -зачеты,

 уроки – исследования и географических открытий,

уроки -экспедиции,

 уроки -соревнования

уроки-путешествия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроке географии

Статья «Активизация познавательной деятельности на уроке географии» содержит описание таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических зна...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии.

Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Приведены примеры использования материала для актиизация познавательной деятельности на уроках географии...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через использование ИКТ

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащим...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем

Данная статья поможет молодым учителям которые только начинают работать с опорными схемами....

Активизация познавательной деятельности на уроках географии через применение опорных схем (презентация)

Для формирования географической культуры школьники должны иметь определенный понятийный аппарат, картографическую грамотность, освоить различные приемы логического мышления: анализ,   ...