Формирование функциональной грамотности как метод повышения качества школьного географического образования.
статья по географии (5 класс)

Гнидина Надежда Ивановна

 

География является одной из основополагающих дисциплин, служащих формированию национальной идентичности человека. Географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики.

Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой, образной и целостной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vystuplenie_gnidina_n.i.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Гнидина Надежда Ивановна,

учитель географии высшей категории

ГБОУ СОШ с.Хворостянка

Формирование функциональной грамотности как метод

повышения качества школьного географического образования.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у обучающихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным, а также в ситуациях повседневной жизни.  Эта задача нашла своё отражение в национальном проекте «Образование», одной из целей которого является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

География является одной из основополагающих дисциплин, служащих формированию национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики. Географическая информация является необходимой базой для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой.

Школьное образование является базисным для всей системы географического образования. Преподавание географии в школе должно основываться на формировании яркой, образной и целостной картины мира, не привязанной к заучиванию значительных массивов статистических данных и номенклатуры, а также на получении практических навыков использования географической информации.

Для обеспечения качественного географического образования необходимо применять методы и такие приемы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала. Активное обучение предполагает использование системы методов и приемов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. В первую очередь это относится технология проблемного обучения, позволяющей организовать изучение нового материала через создание проблемной ситуации. Популярными приёмами, используемыми для повышения познавательной активности, являются «Древо решений», «Карусель», «Лови ошибку», «Мудрые совы», «Кластер», «Корзина идей», «Концептуальная таблица», «Интеллект-карта».

Использование методов и приемов активного обучения на уроках географии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве.

Уровень образованности в настоящее время подразумевает использование полученных знаний для решения актуальных проблем обучения и общения, социального и личностного взаимодействия.

Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам, что требует от него следующих компетенций: научно объяснять явления, оценивать и планировать научные исследования, научно интерпретировать данные и доказательства, делать соответствующие выводы, ведь уровень качества жизни, образованности социума, его готовность к инновациям во многом зависит от уровня функциональной грамотности его граждан.

Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность - есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Это значит, что в каждый урок должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит успешно работать с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

В рамках учебного предмета «география» можно выделить географические компетентности, прежде всего особо: знание карты, умение работать по ней, использовать ее измерительные ресурсы, наложение информационного содержания карт, съёмка местности и другие. Знание карты может быть использовано в различных областях жизни человека. Без карты абсолютно немыслимо ни одно начинание, хоть как-то связанное с пространственной деятельностью.

В географии функциональная грамотность формируется достижением и таких предметных результатов, как работа с текстом, картой и работа со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ВПР и ОГЭ.

 Задача формирования функциональной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке. Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:

1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

 2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

 3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

При работе с текстом на уроках географии я использую множество различных приёмов. Наиболее часто используемые:

  • комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное
  • составление простой таблицы на основе параграфа учебника
  • составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений
  • высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы
  • составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме
  • составление развернутых планов и конспектов параграфов
  • создание схематичного рисунка по тексту
  • нахождение географических ошибок в предложенном тексте
  • заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу
  • составление кроссвордов
  • чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту.

Примеры заданий:

  • укажите материки западного и восточного полушарий;
  • расположите горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Примеры заданий:

  • Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай - Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
  • Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция - Албания находится в Европе, остальные - в Азии.

3) Ассоциативные задания - объединить географические объекты и объяснить причину объединения.

Примеры заданий:

  • Буэнос-Айрес - Бухара - оба начинаются на букву «Б»
  • Буэнос-Айрес - Будапешт - являются столицами государств
  • Буэнос-Айрес - Копенгаген - оба лежат на берегу моря.

4) Логические задания - задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ.

Например: Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама.

5) Ассоциативные загадки - дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект.

Примеры:

  • акула - Сахалин
  • нос носорога - полуостров Сомали (Африка)
  • сапожок - Апеннинский полуостров

6) Немая карта - учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

  • отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты
  • написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

  • преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
  • преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм
  • решение различных географических задач
  • работа со статистической матрицей данных - распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Кроме этого, рекомендую использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:

1) географический диктант по терминам (5-11 классы). В младших классах учитель называет суть географического термина, а ученик должен записать название этого термина. В 10-11 классах наоборот - учитель называет термин, а учащиеся пишут его расшифровку. Это значительно усложняет задачу.

2) в 10-11 классах можно ввести зачетную систему оценки знаний. После пройденной темы рекомендуется провести зачет, который состоит из двух частей:

  • теоретической - письменные ответы на теоретические вопросы изученной темы на основании вытянутого билета
  • тестовой части.

В результате формирования функциональной грамотности, обучающиеся получают возможность успешно подготовится к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества школьного математического образования

Статья в соавторстве с учителем математики МАОУ "Гимназия №1" города Балаково, Яковлевой С.Б....

Повышение качества школьного математического образования посредством внедрения в учебный процесс инновационных технологий

Я работаю в малокомплектной школе, где в одном классе обучаются учащиеся с очень разными способностями. Для того чтобы максимально развивать на уроке каждого ученика, я применяю личностно ориентирован...

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Доклад  о проблеме повышения уачества школьного образования...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

«Формирование функциональной грамотности – необходимое условие повышения качества общего образования

Методический отдел МБУ ДО «ЦДО» города Смоленска благодарит за участие в работе городского семинара «Формирование функциональной грамотности – необходимое условие повышения кач...