Урок географии. 6 класс. ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
план-конспект урока по географии (6 класс)

Христинина Олеся Александровна

Урок географии. 6 класс. ГЛОБУС - МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе.

Учитель: Христинина О.А.

Форма урока: урок-практикум

Тема урока «Глобус – модель земного шара».  

Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через использование системно - деятельностного подхода на уроке.

Тип  урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Цели по содержанию: а). создать условия для формирования представления о глобусе как уменьшенной точной копии Земли; формирование практических навыков, направленным на достижение запланированных результатов.

б).  корригировать мыслительную деятельность (анализ, синтез, сравнение объектов) ; корригировать пространственные представления (шарообразность Земли); развивать монологическую речь учащихся через рассказы по опорным словам, рисункам, описанию модели;  продолжить обучение интеллектуальным приемам самостоятельной познавательной деятельности (выделение главного, оформление выводов, умение находить информацию в разных источниках: словари, учебник, Интернет); развивать самостоятельность и практическую активность учащихся.

в). Формирование норм нравственно-этического поведения в различных формах работы; формирование ценностного отношения школьников к самопознанию, саморазвитию, самообразованию.

Методы:  репродуктивный, частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Средства обучения: Интерактивный комплекс (интерактивная доска, компьютер, проектор); учебник Т.М. Лифанова География 6 класс Москва «Просвещение» 2008 г; глобусы, дидактические материалы для организации самостоятельной работы школьников; толковый словарь

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

  1. Организационный этап

Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы.

Создание ситуации успеха.

Делаем вывод, чтобы учиться успешно, необходимо учиться наблюдать, исследовать, делать выводы, уметь находить нужную информацию из различных источников.

Проверка рабочего места

По опорным рисункам составляют предложения

  1. Актуализация знаний

  1. Индивидуальная работа двух учеников с дидактическими материалами.
  2. Фронтальная работа. Работа с сигнальными загадками.

  1. Познавательная задача  (межпредметная связь с биологией: свойства кислорода)

Сколько времени будет гореть свеча на Луне? Обоснуй  ответ.

Два  ученика выполняют индивидуальное задание, два ученика в паре решают познавательную задачу,

остальные дети работают фронтально с учителем: учащиеся дают полный развернутый ответ. Если ответ односложен, он не учитывается.

Класс выслушивает ответ парной работы, дополняет, оценивает.

  1. Целеполагание и мотивация

Учитель организует индивидуальную, парную и групповую работу.

 

  1. Индивидуальная работа.

Ученик заполняет схему у доски, распределяя предметы на две группы.

                         Предметы

Игрушки                                 Натуральные  предметы

  1. Парная работа. Работа с толковым словарем.

Нахождение понятия «модель», приведение примеров.

  1. Групповая работа.

Группа получает макет таблицы и картинки. Учащиеся обсуждают,  распределяют картинки по главному признаку в два столбика, обобщают.

?

?

1895_59fdc_n.jpg

1b.jpg

1df3e2b89c27.jpg

iCAD3GP3Y.jpg

sth23.jpg

6380916_1.jpg

Отчет о проделанной работе

Выслушивание ответа ученика у доски. Обсуждение результата  работы.

Выслушивается ответ групповой работы.

На слайде учитель демонстрирует данную таблицу.

Учитель обращает внимание класс  на различные способы сворачивания одной и той же информации.

Те ученики, которые работали в парах, обобщают, что игрушки можно назвать моделями, дают определение понятия, что такое модель. В таблице и схеме слово «игрушки» заменяет на «модели».

Фронтальная беседа.

- Чем модели похожи на натуральные предметы? (формой)

- Чем отличаются? (размером)

-. Как вы думаете, зачем человек создает модели?

- Приведите примеры других моделей.

- Как вы думаете,  люди смогли создать модель нашей планеты?

- Опишите, как выглядит модель планеты Земля.

Учитель показывает  круг, вводит в заблуждение класс и утверждает, что именно так выглядит модель Земли.

- Как люди поняли, что Земля имеет форму шара?

Учитель обращает внимание к схеме, таблице  и с помощью класса дополняет ее. Дают определение, что такое глобус.

Учитель убирает схему с доски.

Запись темы урока в тетрадь (Глобус).

- А сейчас составим вопросы, которые помогут нам раскрыть тему урока. В помощь предлагает воспользоваться опорными словами.

Что..?    Какие..?    Как..?     О чем..?

Дети составляют вопросы, что они хотели бы узнать по теме урока.

Учитель оговаривает план урока с учениками.

- Ребята, давайте обсудим последовательность вопросов.

Учащиеся получают и выполняют дидактические материалы в парах (работа со словарем), индивидуально (схема) и в группах (классифицирование предметов по главному признаку, объясняют свое решение).

Монологический ответ ученика по схеме.

В группе дети договариваются, кто будет отвечать, заслушивается монологический ответ (разворачивание таблицы).

Анализируют таблицу и схему.

Учащиеся отвечают, приводят свои примеры.

Дети описывают модель Земли.

Доказывают отличие круга от шара (межпредметная связь с математикой), а также шарообразность планеты монологическими ответами, сопровождая  рисунками, выполненными на самоподготовке.

Ученики участвуют в планировании урока.

Ученик выходит к доске и составляет план урока с помощью вопросительных слов.

  1. Первичное усвоение знаний

  1. Практическая работа учащимися

(моделирование)

Запись определения понятия в тетрадь после озвучивания определения детьми .

При затруднениях учитель обращает внимание учащихся на таблицу.

Далее урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой детей.

Практическая работа  «Как устроен глобус»

- Ребята, где можно найти информацию о строении глобуса? Дети предлагают,  что данную работу можно выполнить с помощью учебника.

Учитель предлагает выбор: найти и изучить строение глобуса  с помощью учебника или карточек, а также форму организации.

Отчет о проделанной работе

Заслушиваются ответы. Находятся и исправляются имеющиеся ошибки.

Фронтальная работа . При беседе освещают вопросы:

Сравнение глобуса с Землей  и картой (сходства и различия).

Обозначение условными цветами глобуса, направление сторон горизонта.

 

Практическая работа «Создаем свою модель Земли»

Дети выполняют практическую работу с пластилином под руководством одноклассника, подготовленного заранее.

Закрепляются понятия глобус - модель Земли, шар, земная ось, северный и Южный полюса, северное и южное полушария, экватор. Демонстрируют вращение Земли вокруг своей оси и значение данного движения.

- На какой линии можно совершить самое большое путешествие вокруг Земли? (экватор)

- Покажите экватор на модели, на глобусе.

- Что бы вы хотели узнать об экваторе? Дети задают вопросы.

Учитель может предложить свой вариант в том случае, если данный вопрос не придуман детьми: Узнать, какова длина экватора? Где можно найти?

Учитель отмечает индивидуальные предпочтения учащихся в работе с различными средствами обучения.

 Определение  длины экватора  по алгоритму:

  1. Возьмите нить. Ею следует охватить глобус по линии экватора.
  2. Приложите нить к линейке и узнайте длину в сантиметрах. Запишите это число.
  3. Найди масштаб глобуса.
  4. Определи длину экватора в километрах. Вычисление сделай на калькуляторе.

Какие бывают глобусы

- Как вы думаете, почему первые глобусы отличались от современных? (люди не знали о существовании некоторых земель, которые были открыты позже).

С помощью таблицы ученики дают определение понятия глобус.

Учащиеся выбирают источник информации и  средства обучения.

Монологический ответ ученика о строении глобуса по плану.

Подготовленный заранее ученик выполняет роль учителя, моделирует с классом модель Земли. Закрепляют основные понятия урока.

Составляют вопросы

Учащиеся предлагают способы решения, с помощью каких источников информации можно найти ответы на поставленные вопросы: выход в интернет, энциклопедии, учебник, с помощью масштаба глобуса.

Ученик представляет творческую презентацию, остальные слушают

  1. Закрепление учебного материала

 

1.  Синквейн

  1. Главное слово – глобус.
  2. Прилагательные.
  3. Глаголы.
  4. Составь предложение или дай определение понятия.

2. «Ловушка»

3.Сигнальная загадка

J:\сигнальные загадки\экватор.png

Дети находят ошибки, дополняют недостающие

Отгадывают сигнальную загадку, дают полный ответ

  1. Рефлексия

Дети делают выбор на какой ракете приземляться будут на Землю.

Красная – на уроке было интересно, легко.

Желтая – на уроке было интересно, но испытывал затруднения.

Синяя – на уроке было скучно, трудно, многое не понял.

Теперь я узнал  _____________________.

За что ты можешь похвалить себя?

  1. Домашнее задание

На выбор: 1кроссворд; 2 составить связный рассказ о строении глобуса; 3 найти интересующую информацию по теме урока; 4 заполнить сравнительную

таблицу глобуса и Земли.

Осуществляют выбор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии. 9 класс. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ ЧЕЛОВЕКА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок  по биологии. 9 класс. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ МЫШЦ ЧЕЛОВЕКА  (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Дидактические карточки по природоведению «Неживая природа», 6 класс (карточки для домашней работы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Урок географии. 6 класс. ОСТРОВА И ПОЛУОСТРОВА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок географии. 6 класс. ОСТРОВА И ПОЛУОСТРОВА АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Урок географии. 6 класс. МОРЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок географии. 6 класс. МОРЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Олимпиадные задания по географии 7-8 класс (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Олимпиадные задания по географии 7-8 класс (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Проверочные работы за I полугодие по природоведению, географии и биологии (5 - 9 классы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Проверочные работы за I полугодие по природоведению, географии и биологии (5 - 9 классы) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...