Адаптированная рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Коробова Анастасия Алексеевна

Адаптированная рабочая программа по географии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Адаптированная рабочая программа    

для обучающихся с ОВЗ

основного общего образования География

5-9 классы

город Когалым

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа разработана на основании следующих документов:

  • Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-РФ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644с учетом изменений от 29.12.2014 г приказ №1644)
  • Программы по географии .Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К., М: Просвещение 2013г

Цели изучения географии в 5-9 классах по адаптированной программе направлены на достижение тех же целей, что и в общеобразовательных классах основной школы:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий Земли; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Коррекционно - развивающие задачи предмета

География как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно - следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Коррекционно - развивающие задачи предмета:

  • Развивать трудолюбие учащихся.
  • Воспитывать целенаправленность; умение довести начатое дело до конца; самостоятельность; самоконтроль; чувство коллективизма.
  • Развивать мышление и мелкую моторику; способность к пространственному анализу; речи; внимание; памяти.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Больше внимания уделяется реализации краеведческого принципа, поскольку миграция выпускников мала — они остаются жить и работать в той местности, в которой учились. Изучение темы «География своей местности» строится на концентрическом принципе и всестороннем использовании опыта учащихся, их знаниях, полученных в предыдущие годы обучения на уроках и экскурсиях по развитию речи, географии, неживой природе, окружающему миру, а также во внеклассной работе. Изучение социальных, экологических и культурологических аспектов помогает сформировать более четкие представления об изучаемых объектах и

явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству и интерес к изучаемому предмету. Позволяет осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность: овладеть элементарными географическими представлениями, сформировать практические навыки работы в контурных картах и атласах

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ

Программа рассчитана на учащихся, имеющих специфическое расстройство психического, психологического развития, задержку психического развития, а также учитывает следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, неточность и затруднение при воспроизведении материала, не сформированность мыслительных операций анализа; синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

Направления коррекционной работы:

  1. Коррекция зрительной и слуховой памяти и внимания.
  2. Развитие основных мыслительных операций.
  3. Формирование умений работать по письменному и устному алгоритмам.
  4. Развитие устной и письменной речи.

Принципы работы с учащимися с ОВЗ:

  1. Организация работы с учетом их особенностей.
  2. Метод сопровождения.
  3. Доступность изложения учебного материала.
  4. Адаптация к школе и социальному окружению.
  5. Контрольные мероприятия, направленные не на выявления конкретных знаний (определений, правил), а на выявление того, как ученик научился логически мыслить, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать, применять знания на практике, корректируя их как в сторону усложнения заданий, так и в сторону их упрощения.

Усвоение учебного материала по географии вызывает затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся классов VII вида требует,чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь географии с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся.

Общая характеристика учебного курса

Обучение географии складывается из следующих содержательных компонентов: «Начальный курс физической географии», «Материки и океаны», «География России».

География как учебный предмет в классах для детей с ОВЗ имеет большое значение для всестороннего развития учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Больше внимания уделяется реализации краеведческого принципа, поскольку миграция выпускников мала — они остаются жить и работать в той местности, в которой учились.

Изучение темы «География своей местности» строится на концентрическом принципе и всестороннем использовании опыта учащихся, их знаниях, полученных в предыдущие годы обучения на уроках и экскурсиях по развитию речи, географии, неживой природе, окружающему миру, а также во внеклассной работе.

Изучение социальных, экологических и культурологических аспектов помогает сформировать более четкие представления об изучаемых объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание

географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству и интерес к изучаемому предмету.

Данная программа разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки. Позволяет осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность: овладеть элементарными географическими представлениями, сформировать практические навыки работы в контурных картах и атласах; изучить особенности материков, государств, природных зон; получить представления о логических связях и закономерностях в реальном мире; сформировать представления об изучаемых понятиях. Информация о внесённых изменениях.

При обучении детей с ОВЗ, учитываются их особенности: недостаточность внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки, быструю утомляемость, что отрицательно влияет на усвоение географических понятий, в связи с этим при рассмотрении курса географии в 6-9 классах были внесены изменения: в объем теоретических сведений. Учитывая нарушение процессов запоминания и сохранения информатизации у детей с ОВЗ, некоторые темы изучаются ознакомительно с опорой на наглядность. Снижен объем запоминаемой информации, для учащихся с ОВЗ, поэтому более широко введено употребление опорных схем, памяток, алгоритмов. Среди большинства учащихся с ОВЗ существует большая группа ребят с недостатками зрительно-пространственного восприятия, нарушениями конструктивно-пространственного мышления, поэтому такие учащиеся испытывают большие трудности при изучении теоретического материала. В программу внесены изменения: некоторые темы даны как ознакомительные; отдельные темы исключены, так как трудно усваиваются детьми с ОВЗ из-за особенностей психологического развития. Действующие программы откорректированы в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.

Место курса географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 часов (2 часа в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.Планируемые результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

В результате изучения предмета «География» ученик должен

знать/понимать:

  • основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения;
  • правила поведения в природе;
  • основные направления на плане, географической карте; условные цвета и знаки географической карты;
  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
  • Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле; основные типы климатов;
  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
  • природные зоны России, природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;
  • типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне;
  • хозяйство, основное население и его занятия и крупные города в каждой природной зоне,
  • экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;
  • расположение географических объектов на территории России, указанных в программе;
  • географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
  • границы, государственный строй и символику России;
  • особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;

уметь

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природе;
  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • читать планы местности (для начальных классов массовой школы), ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе, читать географическую карту;
  • показывать на карте объекты, указанные в программе,
  • показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;
  • показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;
  • устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
  • показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
  • определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий.
  • находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
  • показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
  • находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
  • давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
  • называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
  • правильно вести себя в природе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических задач по охране окружающей среды, ориентирования по местным признакам и солнцу, нахождения сторон горизонта;
  • решения простых географических задач по нахождению на карте географических объектов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

5- 6 класс

В результате изучения географии ученик должен:

  1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;
  • полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
  • части внутреннего строения Земли;
  • основные формы рельефа;
  • части Мирового океана;
  • виды вод суши;
  • причины изменения погоды;
  • типы климатов;
  • виды ветров, причины их образования;
  • виды движения воды в океане;
  • пояса освещенности Земли;
  • географические объекты, предусмотренные программой.
  1. Приводить примеры:

  • различных видов карт;
  • горных пород и минералов;
  • типов погод;
  • взаимовлияния всех компонентов природы.
  1. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);
  • относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
  • расстояния и направления по плану и карте;
  • осадочные и магматические горные породы;
  • направление ветра.
  • Описывать: географические объекты.

  1. Объяснять:

  • особенности компонентов природы своей местности.
  1. класс

В результате изучения географии ученик должен:

  1. Знать (понимать):

  • географические особенности природы материков и океанов, их сходство и различия;
  • причины, обуславливающие разнообразие отдельных материков и океанов;
  • основные географические законы (зональность, ритмичность, высотная поясность);
  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных стран и регионов;
  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их смягчению и предотвращению;
  • географию крупнейших народов Земли.
  1. Уметь:

  • давать характеристики материков и океанов;
  • характеризовать крупные природные регионы с использованием карт атласа;
  • приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, рационального природопользования и др.;
  • определять географическое положение природных объектов.
  1. класс

В результате изучения географии ученик должен:

  1. Знать (понимать):

  • географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
  • причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
  • факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
  • основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
  • крупнейшие городские агломерации нашей страны;
  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
  • географию народов населяющих нашу страну;
  1. Уметь:

  • давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
  • приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
  • объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
  1. класс

В результате изучения географии ученик должен:

  1. Знать (понимать):

  • географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
  • специфику географического положения России;
  • особенности природы России;
  • особенности основных отраслей хозяйства России, природно-хозяйственных зон и районов России;
  • особенности населения России;
  • связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
  • факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
  • основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
  • крупнейшие городские агломерации нашей страны;
  • причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
  • географию народов, населяющих нашу страну.
  1. Уметь:

  • давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
  •         приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения экологических проблем;
  • выделять (узнавать) сущестенные признаки географических объектов и явлений;
  • объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Содержание учебного курса

Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально - экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета

«География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.

Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История»,

«Русский язык», «Литература» и др

Образовательный процесс организован в форме классно-урочной системы, коррекционно-развивающих занятий, а также в форме текущего контроля знаний, умений и навыков (самостоятельные, контрольные работы, тестовые задания).

При формировании каждого раздела адаптированной образовательной программы происходит перераспределение учебного материала общеобразовательной программы с содержанием разделов коррекционной программы. Сокращен объем теоретического материала по темам

  • в 5 кассе: «Развитие географических знаний о Земле», «. Земля во Вселенной». «Изображение земной поверхности», « Движения Земли и их следствия», « Литосфера».

  • в 6 классе «Человечество на Земле», «Атмосфера» , «Биосфера», «Географическая оболочка как среда жизни», « Гидросфера»

в 7 классе «Освоение Земли человеком», «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Географическая оболочка» «Характеристика материков Земли».

По всем темам общеобразовательной программы предлагаются облегченные задания по видам контроля: практические работы, тесты и

контрольные работы.

Содержание учебного курса

 5 класс- 34 час ( 1 час в неделю)

Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Естественные науки. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Практические работы: № 1 «Маршруты путешествий», № 2 «Открытия русских путешественников».

Земля во Вселенной (8ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Солнечная система. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Таинственные соседи Солнца. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Современные исследования космоса. Земля— планета жизни. Вклад отечественных ученых К. Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт — Ю.А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть. Меридианы и параллели. Экватор. Начальный меридиан.

Практическая работа: № 3 «План местности».

Природа Земли (11 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Экскурсия в мир камней. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Практическая работа №4: «Сейсмические зоны Земли», №5: «Материки и океаны».

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. В.И.Вернадский.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. В.В.Докучаев. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Красная книга.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

практические работы

самостоятельные работы

1.

Тема 1. Что изучает география

5

-

1

2.

Тема 2. Как люди открывали Землю

4

2

-

3.

Тема 3. Земля во Вселенной

8

-

1

4.

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли

4

1

-

5

Тема 5. Природа Земли

11

2

6

Резерв

3

итого

35

5

2

Развитие географических знаний о Земле. Введение. Что изучает география.

Представления о мире в Появление первых географических карт.

Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна.. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Географическая карта – особый источник информации. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Природа Земли.

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов.

6 класс к- 34 час ( 1 час в неделю)

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища.

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах

Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

Человечество на Земле.

Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.

  1. класс - 68 час ( 2 часа в неделю) Освоение Земли человеком.

Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности

Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв.

Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.

Главные закономерности природы Земли.

Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры.

Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли.

Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.

Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность.

Характеристика материков Земли.

Южные материки. Особенности южных материков Земли.

Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.

Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).

Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).

Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств).

Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).

Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.

Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).

Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).

Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения и хозяйственной деятельности).

Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде.

Северные материки. Особенности северных материков Земли.

Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).

Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.

Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей).

Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).

Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).

Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).

Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).

Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).

Взаимодействие природы и общества.

Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.).

  1. класс - 68 час ( 2 часа в неделю) Территория России на карте мира.

Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв. История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.

Общая характеристика природы России.

Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля рельефа.

Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России. Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами. Определение зенитального положения Солнца.

Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера. Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни человека.

Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира. Биологические ресурсы России.

Природно-территориальные комплексы России.

Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.

Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные пути, рыбные ресурсы)).

Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).

Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.

Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части; особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях; высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).

Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность).

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на юг). Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.

Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности формирования природы района).

Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности природы).

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).

Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).

Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы). Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).

  1. класс - 68 час ( 2 часа в неделю) Население России.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.

География своей местности.

Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.

Хозяйство России.

Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность.

Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

Хозяйство своей местности.

Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.

Районы России.

Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал, особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.

Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица Российской Федерации.

Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство.

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства.

Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Азиатская часть России.

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.

Россия в мире.

Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

Примерные темы практических работ

  1. Работа с картой «Имена на карте».
  2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
  3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
  4. Определение координат географических объектов по карте.
  5. Определение положения объектов относительно друг друга:
  6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
  7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
  8. Определение азимута.
  9. Ориентирование на местности.
  10. Составление плана местности.
  11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
  12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
  13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека.
  14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
  15. Описание объектов гидрографии.
  16. Ведение дневника погоды.
  17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
  18. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.
  19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных.
  20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности.
  21. Изучение природных комплексов своей местности.
  22. Описание основных компонентов природы океанов Земли.
  23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
  24. Описание основных компонентов природы материков Земли.
  25. Описание природных зон Земли.
  26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.
  27. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
  28. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
  29. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
  30. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
  31. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
  32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
  33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
  34. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
  35. Описание элементов рельефа России.
  36. Построение профиля своей местности.
  37. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
  38. Описание объектов гидрографии России.
  39. Определение        закономерностей        распределения        солнечной        радиации,        радиационного        баланс,        выявление        особенностей распределения средних температур января и июля на территории России.
  40. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
  41. Описание характеристики климата своего региона.
  42. Составление прогноза погоды на основе различных        источников информации.
  43. Описание основных компонентов природы России.
  44. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
  45. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.
  46. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
  47. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей географии населения России.
  48. Определение особенностей размещения крупных народов России.
  49. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.
  50. Чтение и анализ половозрастных пирамид.
  51. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.
  52. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.
  53. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.
  54. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
  55. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
  56. Описание основных компонентов природы своей местности.
  57. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных источников информации.
  58. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.
  59. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для определения особенностей хозяйства России.
  60. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.
  61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.
  62. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России с другими государствами.

Класс        5         

Количество часов по учебному плану:

Всего _34        час; в неделю     1        час. Плановых контрольных работ    4                        . практических работ        13                         Планирование составлено на основе


Тематическое планирование по        географии         

Программы по географии .Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К., М: Просвещение 2011г

Учебник География 5-6 класс        «Полярная звезда. А.И Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, М: Просвещение 2012г

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид контроля

1

Развитие географических знаний о Земле

4 часа

Практическая работа (2)

2

Земля - планета Солнечной системы

4 часа

Практическая работа (1)

3

План и карта

11 часов

Прак. Раб.(7), диктант, контрольные работы (2)

4

Человек на Земле

3 часа

Проверочн. работы

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

12 часов

Практ. раб (3), диктанты, Контрольные работы (2)

всего

34

Материал национально – регионального компонента введен в темы : «Развитие географических знаний о Земле», «План и карта»,

«Человек на Земле», «Литосфера – твердая оболочка Земли».

Делается упор на развитии умения ориентироваться по плану местности и карте, нахождении объектов по заданным свойствам, определении географических координат.

Контрольные работы выполняются по темам: «Развитие географически знаний о Земле», «Земля-планета Солнечной системы», «План и карта», «Человек на земле», «Литосфера».

При оформлении работы допускается работа с учебником, картами, таблицами.

Планирование коррекционной работы по географии в 5 классе

№ п/п

Разделы программы, обязательные для изучения

Часы

Коррекционно-развивающие задачи. Предметный результат.

1

«Развитие географически знаний о Земле»

4

КРЗ.

1Развитие зрительного узнавания и восприятия:

а) нахождение сходства и различий по заданному плану (работа с учебником, картой);

б) нахождение заданного изображения (работа с картой); 2Развитие словесно-логического мышления:

а) формирование умения понимать и задавать вопрос; б) развитие логического запоминания.

ПР.

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и

явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания.

2

«Земля-планета Солнечной системы»

4

КРЗ.

1.        Развитие словесно-логического мышления:

а) формирование умения понимать и задавать вопрос.

б) развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями;

  • в) Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.

2.Совершенствование речевого развития

а) накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

Б) обогащение словаря признаков. ПР.

Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

3

«План и карта»

11

  1. КРЗ. Развитие фонематического слуха, навыков слухового и звукового анализа и синтеза:

а) формирование умения пересказывать текст. Б) устное словесное рисование.

  1. Развитие словесно-логического мышления:

а) формирование умения понимать и задавать вопрос; б) развитие логического запоминания.

ПР.

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий

протекания и географических различий.

4

«Человек на земле»

3

КРЗ.

1.        Развитие навыков самоконтроля и самооценки:

а) формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.

б) совершенствование умения планировать свою деятельность. 2.Развитие словесно-логического мышления:

а) формирование умения понимать и задавать вопрос; б) развитие логического запоминания.

ПР.

Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки

зрения концепции устойчивого развития.

5

«Литосфера».

12

КЗР.

1.Развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов.

Задания на нахождение сходства и различия по свойствам, в схемах,

на картах

Итого

34

Тематическое планирование        по        географии         

Класс        класс 6          Количество часов по учебному плану:

Всего _34        час; в неделю     1                час. Плановых контрольных работ    3                 практических работ        8                         Планирование составлено на основе

Программы по географии: Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К., М: Просвещение 2011

Учебник: География 5-6 класс        «Полярная звезда. А.И Алексеев, Е.К Липкина., В.В Николина., М: Просвещение 2011

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Вид контроля

Введение

1

1

Тема №1 Гидросфера — водная оболочка Земли

(часов)

13

Прак. Раб.(3), диктанты, контрольная работа (1)

2

Тема №2 Атмосфера

13

Прак. Раб.(4), диктанты, контрольная работа (1)

3

Тема №3 Биосфера – живая оболочка Земли

3

Диктанты Прак. Раб.(1),

4

Тема № 4 Географическая оболочка как среда жизни

4

диктант,

Итоговая контрольная работа (1)

всего

34

Материал национально – регионального компонента введен в темы: «Гидросфера — водная оболочка Земли», «Атмосфера»,

«Биосфера – живая оболочка Земли», «Географическая оболочка как среда жизни».

Планирование коррекционной работы по географии в 6 классе

№ п/п

Разделы программы, обязательные для изучения

Часы

Коррекционно-развивающие задачи.    Предметный результат.

Введение

1

1

Тема №1 Гидросфера — водная оболочка Земли

13

КРЗ.

1Развитие зрительного узнавания и восприятия:

а) нахождение сходства и различий по заданному плану (работа с учебником, картой);

б) нахождение заданного изображения (работа с картой);

1. Развитие словесно-логического мышления:

а) формирование умения понимать и задавать вопрос; б) развитие логического запоминания.

ПР.

Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного

содержания.

2

Тема №2 Атмосфера

13

КРЗ.

1Развитие словесно-логического мышления:

а) формирование умения понимать и задавать вопрос.

б) развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями;

  • в) Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.

2.Совершенствование речевого развития

а) накопление представлений и знаний о предметах, явлениях ближайшего окружения.

б) обогащение словаря признаков. ПР.

Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с

использованием разных источников географической информации.

3

Тема №3 Биосфера – живая оболочка Земли

3

1КРЗ. Развитие фонематического слуха, навыков слухового и звукового анализа и синтеза:

а) формирование умения пересказывать текст. б) устное словесное рисование.

1. Развитие словесно-логического мышления:

а) формирование умения понимать и задавать вопрос; б) развитие логического запоминания.

ПР.

Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий

протекания и географических различий.

4

Тема № 4 Географическая оболочка как среда жизни

4

КРЗ.

1Развитие навыков самоконтроля и самооценки:

а) формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.

б) совершенствование умения планировать свою деятельность.

1. Развитие словесно-логического мышления:

а) формирование умения понимать и задавать вопрос; б) развитие логического запоминания.

ПР.

Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Итого

34

Тематическое планирование        по        географии         

Класс        класс 7         

Количество часов по учебному плану:

Всего _68        час; в неделю     2        час.

Географическая исследовательская практика ( Учимся с «Полярной звездой») -7 Практикум - 14

Планирование составлено на основе

Программы по географии: Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К., М: Просвещение

Учебник: География 7 класс        «Полярная звезда. А.И Алексеев, В.В. Николина, Е. К. Липкина, М: Просвещение 2015

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вид контроля

1

Введение

3

Географическая исследовательская практика (Учимся с

«Полярной звездой»)-1 Практикум - 1

2

Тема №1 Население Земли

4

Географическая исследовательская практика (Учимся с

«Полярной звездой»)-1

Практикум - 1 , диктанты

3

Тема №2 Природа Земли

12

Географическая исследовательская практика (Учимся с

«Полярной звездой»)-1

Практикум -   3        диктанты, контрольная работа (1)

4

Тема №3 Природные комплексы и регионы

5

Практикум - 3, диктанты

5

Тема №4 Материки и страны

44

Географическая исследовательская практика (Учимся с

«Полярной звездой»)-4

Практикум - 6 диктанты, контрольная работа (2) Итоговая контрольная работа (1)

всего

68

Материал национально – регионального        компонента введен в темы:        «Введение», «Население Земли Природа Земли»,

«Природные комплексы и регионы», «Материки и страны».

Планирование коррекционной работы по географии в 7 классе

Основные темы программы

Количество часов по теме

Коррекционная работа

1

Введение. Океаны. Африка

14

  1. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
  2. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
  3. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
  4. Коррекция осмысленного восприятия географических карт (сравнение и соотнесение физической карты и контурной карты).
  5. Развитие умения заносить информацию в контурную карту самостоятельно или с незначительной помощью учителя.
  6. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
  7. Коррекция пространственной ориентировки.
  8. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
  9. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
  10. Коррекция и развитие умения работать в группе.
  11. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
  12. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
  13. Коррекция восприятия времени.
  14. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2

Австралия

6

  1. Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.
  2. Коррекция пространственной ориентировки.
  1. Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.
  2. Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.
  3. Коррекция и развитие точности, осмысленности восприятия, процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.
  4. Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

3

Антарктида

3

  1. Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.
  2. Развитие способности обобщать и делать выводы.
  3. Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.
  4. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.
  5. Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.
  6. Коррекция внимания (объем и переключение).

4

Америка

16

  1. Коррекция познавательной деятельности обучающихся.
  2. Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.
  3. Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.
  4. Коррекция пространственной ориентировки.
  5. Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.
  6. Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).
  7. Коррекция и развитие умения работать в группе.
  8. Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.
  9. Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.
  1. Коррекция восприятия времени.
  2. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
  3. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

5

Евразия

6

  1. Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.
  2. Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.
  3. Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.
  4. Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.
  5. Коррекция устойчивости внимания.
  6. Коррекция внимания (объем и переключение).
  7. Коррекция зрительного и слухового восприятия.
  8. Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).
  9. Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.
  10. Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.

Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...

Адаптированная рабочая программа по географии (8 класс)

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная рабочая программа по географии (7 класс)

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 7 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)...

Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ.

Адаптированная рабочая программа по географии 5 класс. Для учащихся с ОВЗ....

Адаптированная рабочая программа по географии (9 класс)

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интелллектуальной недостаточностью)....

Адаптированная рабочая программа по географии (6 класс)

Адаптированная рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)....

Адаптированные рабочие программы по географии

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный професиссиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредн...