Конспект урока по географии. Тема: Народы мира. Класс: 7
план-конспект урока по географии (7 класс)

Конспект урока по географии. Тема6 народы мира. Класс: 7 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Халхарова Н.Д., учитель географии

МБОУ Сосново – Озерская СОШ№2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

УМК

И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович. География. Материки, океаны, народы и страны. Москва «Просвещение»

Предмет

География

Класс

7

Тема

«Народы мира»

Тип учебного занятия

Открытие новых знаний

Цель

Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли. Определение расового и этнического состава населения; формирование понятий «раса», «народ», знаний о делении народов на разные языковые семьи и группы, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

Развивающая цель: Развитие у обучающихся познавательных способностей, способностей самостоятельного анализа материала, умения логически рассуждать, выделять главное, делать соответствующие выводы. Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, справочниками.  

Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Оборудование

  • презентация Power Point;
  • компьютер.
  • проектор.
  • учебники, атласы, рабочие тетради
  • карточки - задания

Методы обучения

Наглядный, практический, частично- поисковый (эвристический) метод, рефлексия учебной деятельности

Формы

Фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Усвоение понятий «расы», «этнос», «языковая семья»

2. Определение расового, этнического состава населения;                                                                                                                  3. Усвоение знаний о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.

1.Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы;                                                                                                

2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог;                                                                                                                                                  

3. Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности.

1.Формирование научного мировоззрения, повышение мотивации к изучению географии;                                                                                                                     2. Развитие стремления к познанию и личных переживаний в системе восприятия  материала;                                                                                                                    3. Активизация механизмов личностного самосовершенствования.

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Ресурсы

1. Организационный этап

(2  мин.)

Проверка готовности к уроку.

Учитель:

- 21 ноября отмечался Всемирный день приветствий.

Русские и европейцы в качестве приветственного жеста обмениваются рукопожатием. Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются, мерзнущие лапландцы трутся друг о друга носами, в Полинезии трутся носами и гладят друг друга по спине, мужчины-эскимосы слегка ударяют друг друга кулаком по голове и по плечам. Англичанин приветствует знакомого вопросом "How do you do?" — (буквально "Как ты действуешь?"), Итальянцев ход дел знакомого вовсе не интересует, он при встрече воскликнет: "Come sta?" — "Как стоишь?", китаец поинтересуется: "Ел ли ты сегодня?", зулусы констатируют: "Я тебя увидел!", гренландцы просто скажут: "Хорошая погода!", а индейцы навахо оптимистично воскликнут: "Все хорошо!". Персы посоветуют: "Будь весел!", арабы скажут: "Мир с тобой!", а евреи - "Мир вам". Японцы скажут: "Коннитива" — "вот день", "день настал", горцы Памира и Гиндукуша приветствуют друг друга пожеланием "Бди!", " вайнахи - пожеланием "Будь свободным!".

- Я рада вновь видеть вас.  Надеюсь, у вас хорошее рабочее настроение. Давайте поприветствуем друг друга, улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить такое настроение в течение всего урока.

Приветствуют учителя и друг друга

.

Личностные: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Слайды

2. Стадия вызова. Работа в малых группах (по 4 человека).  «Мозговой штурм» (5 минуты)

- Определение и формулировка темы урока.

- Постановка целей и задач урока

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте задачи урока.

Задание 1 (слайд, карточки- задания. Приложение 1.

Заполните таблицу, разделив предложенные слова на группы и озаглавьте каждую из них:

изба, христианство, бедуины, Китай, монголы, фанза, Россия, мусульманство, китайцы, юрта, Монголия, православие, шатер, русские, Аравия, конфуцианство.

Обучающиеся заполняют таблице.

Жилища

Народы

Страны (территории)

Религии

шатер

бедуины

Аравия

мусульманство

юрта

монголы

Монголия

буддизм

фанза

китайцы

Китай

конфуцианство

изба

русские

Россия

христианство

Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение. Формулируют тему и задачи урока.

Задачи: познакомиться с понятием «народ», их отличительными признаками, знать крупные народы, языковые семьи, религии, учиться составлять кластер, работать с картами, классифицировать.

Личностные: мотивация учебной деятельности

Познавательные: Анализируют ранее полученную информацию не только на уроках географии, но и на других предметах

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в поиске информации.

Карточки -задания

3.  Стадия осмысления (30 минут)

Работа по заполнению кластера (в течение всего урока). Ключевое слово «народы».

Приложение 2. (примерный кластер, модель- схема) 

Работа с картой «Народы мира»

Физкультминутка (1 мин.)

Учитель: Все люди, живущие на Земле, относятся к какой- либо расе, тому или иному народу.

- Какие народы мира вы знаете? Есть ли среди ваших друзей, знакомых люди другой национальности?

- Вспомните, что такое раса? Какие расы вам известны? Приведите примеры народов, относящихся к европеоидной, монголоидной, негро-австралоидной расам. Заполняем кластер.

 

- По каким признакам различаются народы? Приведите примеры.

- Каждый народ отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре и трудовым навыкам, отличается одеждой, кухней, территорией, где живет, внешним обликом и т.д.)

- Как вы понимаете выражение:                    

«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»?

Учитель:

Понятие «народ» имеет разное значение и смысл.

Выполните следующее задание

 

- Как вы думаете, ребята, какой признак народа из всех названных является самым главным? (Язык)

Учитель: Общее количество языков, известных в настоящее время, составляет более 5,5 тыс. Большинство народов говорят на своих особых языках. Но есть и исключения. Так, англичане и американцы говорят одинаково — по-английски, немцы и австрийцы — по-немецки, испанцы и большинство народов Южной и Центральной Америки — по-испански. Самые распространенные языки мира – китайский, английский, испанский, арабский, хинди, бенгальский, португальский, русский, японский.

- Как вы понимаете высказывание Э. Роттердамского ?

                                                                                             

Учитель:

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

(в современном мире продолжаются войны, теракты, существует много межнациональных конфликтов, причины конфликтов – неравенство в уровне жизни, споры из-за территории, различие религий, обычаев и т.д.)

Толерантность. Что это такое? -

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: "Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся".

Толерантность - это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых.

- Какие еще очень важные слова вы бы, ребята, добавили в составленный кластер?   (мир, дружба, уважение, взаимопонимание, равноправие)

Отвечают на поставленные вопросы. Заполняют кластер

Каждый народ отличается по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре и трудовым навыкам, отличается одеждой, кухней, территорией, где живет, внешним обликом и т.д.)

Обучающиеся дискутируют на заданную тему.

 

Задание 2: из предложенных предложений, выберите определение «народа», относящееся к теме сегодняшнего разговора, ответ поясните:

1.Народ - это все население какой-либо страны.

2.Народ (этнос) – люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, обычаи, традиции

3.Народ — большое количество людей, собравшееся в одном месте.

4.Народ (публика) -  совокупность людей, являющихся объектом пропаганды, рекламы.

 Выпишите определение в тетрадь. Выделите ключевое слово и признаки

Задание 3: по тексту учебника стр. 44 определите, что относится к материальной и духовной культуре народа? (дополняем кластер)

                                        Культура

             духовная                                          материальная

             религия                                                  жилища

             литература                                             одежда

              искусство                                              пища

              традиции                                             орудия  труда

                       

Работа с картой «Народы мира» (стр. 14-15)

Задание 4. Приведите примеры языковых семей.

Какая самая большая языковая семья?  (индоевропейская) Какие языковые группы в нее входят? Какие народы относятся к славянской группе? германской? романской? Какие народы относятся к сино-тибетской языковой семье? Заполнение в таблице графу 3 и 4. К какой языковой семье и группе относятся народы, проживающие в Бурятии.

Страна

Крупнейший народ

Языковая семья

Языковая группа

Бразилия

бразильцы

США

американцы

Япония

японцы

Индия

хиндустанцы

Россия

русские

Китай

китайцы

Физкультминутка.

Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»    

                                                 Э. Роттердамский

Обучающиеся высказывают своё мнение

Задание 5. Определите слово:

- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

-в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

-в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).  

  Это слово – толерантность. Обучающиеся заполняют кластер.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, а значит   - это путь к миру и согласию.

Обучающиеся записывают в кластер-

Мир, дружба, уважение, взаимопонимание, равноправие

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы;

Личностные: определять и формулировать цель деятельности

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в поиске информации

Слайд. Представители разных рас

Слайд. «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

4. Стадия рефлексии (5 мин.)

Обсуждение и проверка составленных кластеров.

Рефлексия.

Прием рефлексии «Незаконченное предложение»:

-Было интересно…

-Я понял, что …

-Я научился …

-Меня удивило

Регулятивные

Д/з на выбор учащихся:

- составить кроссворд «Народы мира»;

Приложение 1

Тема «Народы мира» (карточки-задания)

Задание 1: Разделите предложенные слова на группы и озаглавьте каждую из них: изба, христианство, бедуины,  Китай,  монголы, фанза,  Россия, мусульманство,  китайцы, юрта, Монголия, православие, шатер, русские, Аравия,  конфуцианство.

Задание 2: из предложенных предложений, выберите определение «народа», относящееся к теме сегодняшнего урока, ответ поясните:

  1. Народ  это -  все население какой-либо страны.
  2. Народ (этнос) – люди, живущие на одной территории, говорящие на одном языке и имеющие общую культуру, обычаи, традиции
  3. Народ — большое количество людей, собравшееся в одном месте.
  4. Народ  (публика) -  совокупность людей, являющихся объектом пропаганды, рекламы.

Задание 3: по тексту учебника стр. 44 определите, что относится к материальной и духовной культуре народа? (дополняем кластер)

                                        Культура

             духовная                                          материальная

             религия                                                  жилища

             литература                                             одежда

              искусство                                              пища

Задание 5. Определите слово:

- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

-в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

-в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

2. Конспект урока химии, географии, биологии в 8 классе по теме: «Аллотропия. Аллотропные видоизменения атома кислорода (модификации)».

Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия аллотропия, аллотропных видоизменения атома кислорода.Обращаю внимание на то, что цель у детей иная. Перед школьниками стоит цель уз...

Конспект урока по географии в 9-м классе на тему: "Урал: экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал" с применением проектной деятельности.

Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР)....

план -конспект урока МХК "Художественные традиции народов мира"

Данный урок разработан на основе УМК  Г.И.Данилова. Мировая Художественная культура 7-9 классы. Издательство «Дрофа».  2013  год.  Издание   15 -е.,стереотипноеЭто 1-ой у...

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....

Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира»

Конспект урока внеклассного чтения «Сказки народов мира» (коррекционная школа)...

Урок по географии тема "Народы России".

Урок георафии по теме "Народы России", в 7 классе для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость). УМК: Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.Основной целью урока: создать условия для формировани...