Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках географии
статья по географии

Хайдакова Туяна Гонгоровна

Методы обучения является одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможнореализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методы и формы 21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках географии

Как любой учитель, всегда интересовалась проблемой развития познавательной и творческой активности учащихся.  Поэтому сегодня в центре внимания у меня  - ученик, его личность, внутренний мир. Моя основная цель  - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности, живому осмыслению географии, овладению  содержанием предмета, развитию  качеств, необходимых для творческого отношения к жизни.

Все обучение, и развитие учащихся осуществляется мною с учетом повышения интереса к предмету.  Уроки, учебные экскурсии, домашние задания, факультативные и коррекционные занятия я стараюсь строить с учетом восприятия ученика, его мотивации.И всё это подводит к тому насколько я правильно  подхожу к решению поставленной задачи, настолько будут правильнее сформированы географические понятия. Поскольку география относится к устному предмету  очень важно, чтоб ученик проговаривал важные моменты, поэтому на уроке я стараюсь дать  время выучить определение или новый термин. Нововведением для меня является применение игр и разнообразных видов контроля изученного материала.

  1.  Опорные конспекты в обучении географии

Интересный и эффективный метод активизации познавательной деятельности применение опорных конспектов. Суть этого приема следующая: ученик или группа учеников составляют собственный опорный конспект по новому материалу, по ранее изученной теме, при индивидуальной или коллективной работе класса.Обрабатывая таким образом, материал, ученик выделяет для себя «опоры» - смысловые единицы, а затем заполняет их фактическим содержанием. При этом он не пересказывает содержание прочитанного, а лишь отмечает для себя, о чем говорится в данном абзаце.

  1. Навык «чтения» карт, как источника информации

Каждый ученик обязан  владеть навыками «чтения» тематических, комплексных карт как источника географической информации. Карта должна направлять ученика в логическое русло, она должна быть им грамотно читаема.  Карта своего рода является открытой шпаргалкой, даже самые немотивированные учащиеся способны увидеть ответ. Детям часто приходится напоминать основные «заповеди» при подготовке к уроку и работе на уроке:

  • без карты нет географии;
  • одновременно называть и показывать объекты на карте;
  • научиться мысленно «картографировать» содержание;
  • интересоваться жизнью страны и мира, находить названные по радио и телевидению объекты;
  • описывать, объяснять, прогнозировать и показывать, так как все явления и процессы имеют конкретное место или пространственное положение на карте.

  1. Творческие домашние задания

Не  только классная  работа должна быть  разнообразной и увлекательной, нужно и  домашнее задание вызывал познавательный интерес ребят, если в нем будут  элементы творчества.

  • Составить кластер
  • Написать доклад по теме с использованием дополнительной литературы или самим составить презентацию
  • Составить кроссворды

Все эти задания  составленные учащимися дома, я применяю на следующем уроке в целях повторения пройденного материала. Такой подход делает данный этап урока увлекательным, а к оцениванию привлекает остальных учащихся, что, я считаю, целесообразно

  1. Введение регионального компонента в преподавании курса географии

В течение всех лет, который преподаю географию я все больше стараюсь делать акцент на сравнительный метод обучения,  сравнение привожу на примерах своей местности. Числовые значения температуры, осадков, наличие преобладающих ветров, почв и других характеристик легко и с интересом воспринимаются учащимися при сравнении с той местностью, в которой они живут, в которой приобрели жизненный опыт.

Изучение региональной географии имеет ещё и нравственное значение, прививает любовь к Родине, воспитывает чувство патриотизма.

  1. Овладение терминологией

Еще одним из способов активизации познавательного процесса является работа с терминами.

В конце урока снижается концентрация внимания и ученикам хочется сменить вид работы. Во многих темах по географии найдется список терминов, который необходимо знать и уметь воспроизводить. На протяжении нескольких лет я в своей работе использую карточки с терминами. Приемы работы с терминологией нравятся учащимся. Вот один пример: один человек выходит к доске, он не должен видеть слово на карточке, а класс воспроизводит определение, не называя слова с карточки. Задача стоящего у доски, отгадать слово (Рис.5; 6). Такая форма приемлема в слабых классах. Второй пример: в общеобразовательном классе отвечающий у доски называет определение самостоятельно по ряду карточек.

Такая работа, на мой взгляд, способствует более эффективному усвоению новых для учащихся географических терминов.

  • Создание словаря терминов (В тетради записывают термины и их определение, подчёркивают главное и второстепенное в определении)
  • Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, выбрать правильный ответ, найти соответствие)
  • Географический диктант (Читаю определение и дети пишут термины)

Заключение

География - уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, который позволяет  преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны. Поэтому выбор форм, видов, методов, способов и приемов, используемых мною на уроках, помогает более эффективному усвоению знаний. А знания являются результатом познавательной деятельности человека. Они совершенствуются в процессе активной практической работы.

Комплексное использование средств, форм, методов и приемов обучения эффективно при правильной дозировке. Учет каждого метода и приема в соответствии с изучаемым материалом дает положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Материал содержит методы и формы организации деятельности учащихся на различных этапах уроков истории  в соответсвии с требованиями стандартов второго поколения....

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках биологии

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследователь...

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии.

Формы и методы организации деятельности учащихся на уроках географии....

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка.

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка....

Методы, формы организации деятельности учащихся на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений в педагогике является гуманистическая направленность обучения. Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, внутренний мир. Поэтому основная цель учителя - выбра...

Методы,формы организации деятельности учащихся на уроках физики

Практика моей работы убедила в том, что в основе любого урока физики должен лежать эксперимент, позволяющий развивать учебно-логические умения школьников. Данная статья посвящена различным подходам и ...