Открытый урок по географии :"Природные зоны Южной Америки" 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Елена Петровна Плотникова

Урок-путешествие можно назвать творческим процессом,т.к.во время урока дети дети не только погружаются в тематику,но и получают возможность проявлять фантазию,высказывать предположения,развивать творческие и коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodnye_zony_yuzhnoy_ameriki.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Открытый урок

Тема. Урок путешествие: « Природные зоны Южной Америки»

 География 7 класс.

                                                                                                                                      Автор: Плотникова Е.П.

                                                                                                                        учитель географии  

                                                                                                                         МКОУ СОШ №10

                                                                                                                         г. Нижнеудинск                                                                                                                                                                                              

                                                                       

                                                                                                   «Путешествие — яркий паук

                                                                                  в паутине троп и дорог

                                                                                  путешествие — сладкий испуг,

                                                                                  в миг, когда переступлен порог».

Цель:

Формирование знаний о природе материка Южная Америка.

Задачи урока:

Образовательные

Формировать знания учащихся о природных зонах Южной Америки, выяснить, что характерно для каждой природной зоны; как происходит изменение природы материка под влиянием деятельности человека; совершенствовать умение сравнивать, составлять описание, давать характеристики компонентам природы и природных комплексов.

Развивающие 

Продолжить формирование умений работать с картами, таблицами, текстом учебника, дополнительной источниками информации.

Воспитательные

 Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование: карта «природные зоны Южной Америки», презентация, интерактивная доска,   конверты с заданиями, учебники, атласы.

Форма работы: групповая

I.Организационный  момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ш. Изучение нового материала.

IV. Закрепление нового материала

V. Рефлексия

VI. Подведение итогов «путешествия» и дифференцированное домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Звучит шум моря. На экране парусный корабль. Учащиеся входят в класс и выбирают билеты на морское путешествие. Цвет билета – это группа, куда рассаживаются ученики. Формируются четыре команды. На столах парусники разного цвета. Конверты с заданиями.

II. Проверка домашнего задания.

«Игра «Третий лишний»

  1. Лимпопо, Парана, Замбези
  2. Анды, Атлас, Капские горы
  3. Ньяса, Танганьика, Титикака
  4. Америго Виспуччи, Давид Ливингстон, Джеймс.Кук.
  5. Байрон, Гальинас, Альмади.
  6. Дарлинг, Ориноко, Муррей. ( слайд №2)

Ш. Изучение нового материала.

В 1799 г. фрегат «Писарро» бросил якорь близ самой  северной оконечности Юж. Америки. Прибывшую экспедицию возглавлял человек удивительного ума и таланта - Александр фон Гумбольдт. (слайд 3 ).

«-Я буду собирать растения и окаменелости…Взаимодействие сил в природе, влияние неживой части творения на растительный и животный мир, вся эта гармония природы – вот на что всегда должен быть устремлен мой взор!» - такие слова произносил Гумбольдт вступая на южноамериканский континент.

-Ребята, что же мы будем изучать, как называется тема нашего урока?

Правильно! Природные зоны Южной Америки. (слайд 4)

-Какие цели и задачи стоят сегодня перед нами при изучении? Молодцы!

Узнать какие растения и животные в разных природных зонах.

Определить особенности климата и почв.

Выяснить как и почему меняется природа материка (слайд 5)

-Давайте и мы, ребята, отправимся в путешествие по материку, подобно известному ученому, устремим свой взор на уникальный мир природы материка. От вас требуются настоящие качества путешественника-наблюдательность и внимание.

Наше путешествие начинается. Свистать всех наверх! Капитаны команд проверьте готовность экипажа.

Но отправляясь в  путешествие  мы собираем багаж…

А что необходимо взять с собой? Правильно: атласы, учебники, тетради.

Но самое важное в нашем багаже – это знания, которые мы имеем.

(беседа)

-Ребята, давайте  вспомним, что  такое природная зона? Из каких компонентов она состоит? (слайд 6)

Итак, багаж собран, мы еще воспользуемся им. Без чего еще невозможно обойтись в путешествии? (ответ -« без карты») .Внимание на экран.(слайд 7)

Они у нас есть. Откройте атлас  – карта природные зоны Южной Америки.

Работа с картой

-Какие природные зоны есть на материке Южная Америка?

-Какие из них занимают наибольшую площадь?

Внимание!  У каждой команды на столах конверты с заданием для вашего путешествия. Прочитайте внимательно. Капитаны распределите задания.

Куда же  мы отправляемся? Капитаны озвучивают маршрут своего путешествия. (Называют природную зону)

Работа в  группах . (слайд 8)

Группа №1 изучает влажные экваториальные леса

Группа №2 изучает саванну

Группа №3 изучает зону степей

Группа №4   изучает зону пустынь и полупустынь.

1.Используя карты атласа и текст параграфа 36,определите особенности природной зоны Южной Америки. Заполните «дневник путешественника» (Приложение 1)

2.Подготовить краткий рассказ - отчет о природной зоне.

3.Изготовить географическую открытку (материал прилагается)

После выполнения задания капитаны дают краткую характеристику природной зоны. Учащиеся противоположных команд  задают вопросы Демонстрируют открытки.

Внимание на экран. (Слайд 7).А что мы видим еще на карте? Правильно. Высотная поясность. Что такое высотная поясность? Как меняются природные зоны в горах?

Хочу рассказать вам легенду о вожде, который посылал юношей на вершину горы ( звучат звуки амазонского леса) (слайд 9)

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», - говорил вождь.

Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму,  принесшему ветку серебристой полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, заслужил даже похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но его лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал ему самую большую дань признания: «тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

-Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?

-Какие причины влияют на разнообразие природных зон в горах? (высота гор, широта, на которой они находятся). Анды относятся к высоким горам. Чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем разнообразнее  природные

зоны. (слайд 10)

Работа с учебником. Анализ схемы гор.105 на стр. 182.

1.  У подножия гор располагаются  влажные экваториальные леса;

2 . С поднятием вверх они сменяются листопадными или переменно влажными лесами;

3. На высоте 2-3 км переходят в хвойные горные леса.

   Далее начинаются альпийские луга, горная тундра

5. На высоте 4.500 м. зона оледенения.

-  Что  служит причиной изменения  природных зон в горах? (климат-изменение  соотношения тепла и влаги).

Да, природа материка уникальна. В путешествии мы убедились в этом. Здесь есть такие растения и животные, которых нигде нет.

IV. Закрепление нового материала.

Задания на интерактивной доске.

 На экране названия природных зон и картинки с изображением растений и животных Южной Америки. Необходимо соотнести изображения   с природной зоной. От каждой команды выходит ученик и выполняет задание.

Ребята! А кто знает, родиной каких растений является Южная Америка?

Мы встречаемся  с ними в повседневной жизни. Правильно! Это культурные растения. Учащиеся называют растения.

Если есть время, то игра «Черный ящик».

Учитель читает текст-загадку и после правильного ответа демонстрирует продукт, который находится в черном ящике.

Природа материка неповторима. В настоящее время человек оказывает на природу  разрушающее действие. Поэтому  природа Южной Америки нуждается в охране. Наше  путешествие я хотела закончить словами:

                                             «Любите ребята природу!

                                              Пустыни, леса и поля.

                                              Ведь это же наша с тобою,

                                              Навеки родная земля»

V. Рефлексия

Дайте оценку своей работы на уроке

1.Если урок понравился - рука вверх.

2.Если есть вопросы - рука параллельно.

3.Если не понятно – рука вниз.

VI. Подведение итогов «путешествия» и домашнее задание

Объявляются оценки  за урок.

Домашнее задание (слайд 11)

1.Параграф36

2.Задания на выбор:

-Мини-сочинение «Заметки путешественника»

-Сообщение на тему «Национальные парки Южной Америки»

    -Кроссворд на тему «Растения и животные Южной Америки»

    - Сделайте туристическую рекламу.

Спасибо вам за урок. Все молодцы! Можно с вами отправляться  и в кругосветное путешествие.

Приложение 1

Дневник путешественника

Ф.и………………………………………………………………………………………

Самая большая природная зона в северной части материка Южной Америки………………………………………………………………………

Она сформировалась в условиях………………………………………

…………………………………………………………………………………………….

Эта  природная зона богата различными видами растений. Здесь можно увидеть такие как, ………………………… ……………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….

Мы услышали голоса многих животных сельвы (каких?)

………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………….

Кроме того, здесь обитают насекомые……………………………

………………………………………………………………………………………………..

птицы…………………………………………………………………………………..

Оказалось, что почвы этой природной зоны ……………………………………………………………………………………………….

Природная зона в опасности потому, что ………………………………………………………………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест по географии "Природные зоны России", 8 класс

Контрольный тест составлен к учебнику "География России. Природа. 8 класс" И.И.Бариновой и соотвествует программе...

Презентация к уроку географии.Природные зоны Мира. 6 класс.

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Природные зоны Мира"....

Модульный урок по географии «Природные зоны Австралии»

Австралия. Органический мир. Природные зоны. Цель:    ∙ продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии...

интегрированный урок( биология - география) Природные зоны Северной Америки

В игровой форме обучающиеся 7 класса знакомятся с особенностями природы материка....

Технологическая карта открытого урока по теме "Природные зоны Евразии"

Данное занятие составлено с учетом ФГОС. Проводилось в апреле 2018 года....

Методическая разработка урока географии.Природные зоны Южной Америки

Тип урока ___ урок открытия новых знаний Цель _ способствовать формированию представлений о природных зонах Южной Америки; развивать у школьников умение анализировать информацию, способность ее систем...