Проектная работа «Сибирь-родина не только сибиряков. Голендры»
проект по географии (7 класс)

Козлова Елена Алексеевна

Проект позволяет  познакомиться с понятием «народность голендры», получить первичные представления и знания о народности, месте проживания, традициях, истории, культуре. Создать информационную базу по дальнейшему изучению голендр Иркутской рбласти

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golendry_referat_1.docx972.77 КБ

Предварительный просмотр:

Г. ИРКУТСК

АДМИНИСТРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №77

(МБОУ г. Иркутска СОШ №77)

664058, г. Иркутск, ул. Мамина-Сибиряка, 35, тел.:8(3952) 36-21-36, 8(3952)36-21-37

E-mail: irksch77@mail.ru

ОГРН 1023801754470 ИНН/КПП 3812014309/381201001

«Сибирь-родина не только сибиряков. Голендры»

О том, почему некоторые наши земляки имеют немецкие фамилии, говорят по-украински и по-белорусски, а молятся – по-польски

Автор: Бицура Маргарита

МБОУ г. Иркутска СОШ №77, 6 класс

Руководитель: Козлова Елена Алексеевна,

учитель географии

МБОУ г. Иркутска СОШ №77

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. История голендров………………………………..………….….…3

  1. . Народ голендры …………………..………………………………..….4

1.2. Появление голендров в Сибири……………………….......................8

Глава 2. Голендры В Иркутской области

2.1. Устройство быта…………………………………………………………10

2.2. Традиции и обычаи…………………………..……………………….....11

2.3. Трагичные страницы истории………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………...13

Литература………………………………………………………………………14

Введение

Восточная Сибирь – земля многих народов и ни один из ее регионов не представлен только одной национальностью. Сегодня здесь проживают пришедшие на эти земли в XVII веке русские, а также последовавшие за ними украинцы, белорусы, поляки, литовцы, чуваши, татары, немцы и представители других национальностей. Иркутская область стала домом для многих путешественников, отправившихся на берега Ангары в поисках лучшей жизни, хотя стоит признать, что не все переселенцы направились в Иркутск по своей воле –  часто отправляли в ссылку политических заключенных, также внесших свою лепту в этнический состав области.

Сегодня на территории Иркутской области проживает огромное количество этносов, по самым скромным подсчетам на территории проживает около 136 национальностей, большинство из которых переселились на территорию области из других областей страны и даже из соседних стран. Одним из этих удивительных народов являются голендры, и тот факт, что они смогли выжить, объединиться и сохранить свою культуру и традиции, несмотря на их небольшую численность, заслуживает пристального внимания.

Интерес к культуре народа голендров возник тогда, когда я первый раз услышала разговор моих родителей о голендрах. Они разговаривали о том, что их знакомый, редактор иркутской областной газеты «Копейка» Борис Терентьевич Слепнев «уехал в командировку, снимать свадьбу, которую голендры играют по старым традициям». Слово это казалось странным, не русским, непонятным. Захотелось узнать больше. Сейчас я лишь в начале узнавания этого понятия, но уже понимаю, что за этим словом стоят сотни лет истории: людей и государств.

Цель работы: узнать о народах голендрах в Иркутской области.

Задачи: познакомиться с понятием «народность голендры», получить первичные представления и знания о народности, месте проживания, традициях, истории, культуре. Создать информационную базу по дальнейшему изучению голендр для плодотворной поездки в село Пихтинск летом-2021 и последующей работы над темой.  

.

Глава 1. История голендров

1.1. Народ голендры

Голендры — этническая группа немцев. Являются потомками переселенцев из Волыни и бассейна Западного Буга. Раньше голендрами называли колонистов-переселенцев из Голландии, Северной Германии, Фрисландии. Эти люди в 16 веке были вынуждены осваиваться на заболоченных местностях польского побережья Балтийского моря, в долинах рек Ногат и Висла. Со временем к ним присоединились польские колонисты, термин голендры стали применять для обозначения социальной прослойки крестьянства. С 17 по 18 века поселения голендров образовались на территории Волыни и Западного Буга, их стали называть бужскими голендрами. Когда в 1795 году произошел третий раздел Польши, эта территория вошла в состав Российской империи
Где живут голендры? 

1.2. Появление голендров в Сибири

Во время Столыпинской реформы в 1911-1913 годах часть бужских голендров переселилась в Сибирь, обосновалась в Иркутской губернии на Пихтинском переселенческом участке. В официальных документах были указаны как украинцы, немцы. До 1920-х годов проживающие в Сибири голендры поддерживали связь со своими единоплеменниками, проживающими на Буге, чья основная часть мигрировала в 1940 годах в Германию. Большинство сибирских голендров в 1942 году было призвано в трудовую армию как «лица немецкой национальности». Проживающие в Сибири представители народности не считают себя немцами, в отличие от тех, кто живет на территории Германии. Они называют себя «пихтинскими», «нашими».

Отправляемся из Иркутска в Заларинский район на берег реки Тагна. Проехав 280 км, мы попадаем в села Пихтинск, Среднепихтинск, Дагник. Расстояния между поселениями небольшие, кажется, что они даже как-бы перетекают в друг друга: Пихтинск в Среднепихтинск, а Среднепихтинск -- в Дагник. (Рис 1)

Рис 1. Этот памятный знак установлен несколько лет назад у деревень, в которых голендры поселились в результате реформы министра Столыпина.

Голендры приехали в Сибирь из Волынской и Гродненской губерний (сейчас это Украина, Белоруссия, Польша, Литва), с берегов реки Буг. Ученые до сих пор спорят как голендры - выходцы из Германии и Голландии, попали в земли Польши и Белоруссии и прожили там несколько веков. Сами голендры верят, что в XVI веке жили в Европе и, возможно, были вынуждены покинуть родные места из-за религиозных гонений и нашли прибежище в Речи Посполитой, где переняли некоторые обычаи и польский язык.

Рис 2. На берегах реки Буг (территории современных Польши, Литвы, Украины, Беларуси) поселились несколько веков назад голендры, бежавшие из Европы после религиозных гонений.

Голендры приехали в холодную Сибирь из теплых краев, потому что у нас здесь было много земли для посевов и леса для стройки домов. Такую возможность им дало правительство царя Николая II и министр Петр Столыпин. Именно он организовал переселение крестьян в Сибирь, на более просторные, никем не занятые земли. В начале переселения на место приезжала делегация, которая, как разведка, присматривалась к будущим условиям жизни и только потом перевозила всю свою родню. Переселенцам выделялась ссуда на дорогу, была организована вся погрузка, транспорт, питание, медицинская помощь.

Первые поселенцы.

В 1909 году в Залари прибыли первые ходоки от голендров — Пётр Кунц, Иван Гильдебрант, Андрей Гиньборг, Иван Бытов. Пришли, чтобы найти подходящую для жизни и работы землю. Сохранились летописи, в которых рассказывается как сообщили эти первые поселенцы о богатствах Иркутской области: «Леса- хоть удавись, воды – хоть утопись». В 1910 году в Заларинский район прибыли первые 30 семей голендр. К 1917 году голендры основали три деревни - Пихтинск, Средний Пихтинск, Дагник.

Рис 3.памятник первопроходцам

Пётр Мартынович Людвиг, житель деревни Пихтинск рассказывает то, что ему рассказали бабушки и дедушки много лет назад: «Приехав на новое место, первым делом люди стали строить шалаши, чтобы было где укрыться от дождя, потом построили землянки, чтобы пережить зиму. Только на следующий год они начали строить дома, но не как в Сибири, а как у себя на родине - дома-комплексы, где под одной крышей расположены дом, амбар и стайки. Каждый хозяин после прежнего безземелья старался захватить побольше территорий. Дома строили в густом лесу»

Рис 4. Пётр Мартынович Людвиг, житель деревни Пихтинск.

Глава 2. Голендры в Иркутской области

2.1. Устройство быта

Удивительные дома

Дома голендров настолько необычные, что других таких нет по всей России. Это очень длинный прямоугольный дом – около 30 метров длиной! Под одной крышей находится и жилье для людей и хозяйственные постройки. Из дома можно выйти в кладовую, потом на сеновал, в хлев для животных, в баню. Голендры, работая весь день по хозяйству, просто переходили из помещения в помещение, не боясь сибирских морозов. Это было очень удобно и практично.(Рис 5)

Рис 5. Дома голендров

Вот что рассказывает Петр Мартынович Людвиг о домах голендров в документальном фильме «Затерянные в Сибири»: «Наши предки могли свободно подоить корову, накормить курей и других животных, даже не замочив ног! Бабушка утром встала, шагнула прямо из дома в стайку, набрала там зерна, принесла в жилое помещение, потом вернулась, пошла на сеновал, сена дала животным. А по улице и шага не ступила! Это было очень удобно придумано. Рационально».    

Рис 6. Кухня в доме голендров, построенном более 100 лет назад.

2.2. Традиции и обычаи

Язык голендров

Голендры — удивительный народ. Живут в Сибири, в Иркутской области, у них немецкие и польские имена, фамилии, говорят они на украинско-белорусском наречии, чтут схожие с голландскими традиции, молятся по-польски. Со временем обладателей знаний польского языка становится всё меньше. В наше время голендры разговаривают на русском языке. И только немногие из старожилов говорят по-польски. В каждом доме обязательно есть польская библия — «ксенжка», что привезена в переселенческом обозе сто лет назад. Она бережно убрана в чистейший платок и достается из него только в молитве. (Рис 7)

Рис 7. Польская библия — «ксенжка»

Национальные блюда

Голендры готовят по традиционным рецептам польской кухни: вареные драники (картофлянки), маленькие жареные картофельные драники (фушер), висильный борщ, крупняки (супы). Делают домашнюю колбасу, шпик, соленья. Из спиртных напитков готовят домашнюю горилку. Традиционное блюдо народа — вареники, делают их с самыми разными начинками, самые популярные: черемуха, творог, картошка, черника. (Рис 8)

Рис 8.Традиционные блюда

Национальная одежда голендров.

Традиционный костюм у женщин состоит из белой блузы с кружевным воротником, манжетами, длинной юбки. Обязательным дополнением к костюму является фартук с тремя лентами, голубого, красного, зеленого цветов. Замужние обязательно должны носить головной платок, по праздникам надевают чепец, который выполнен в виде широкой полоски из кружевной ткани, по краям обшитой мелким кружевом, собранным в рюши. Повязывают чепец под подбородком. В такой одежде и сегодня женщины ходят на праздники и даже на похороны. (Рис 9.)

Рис 9. Традиционная одежда

Лозоплетение

Это традиционное для голендров ремесло. Корзины, панно, интерьерные предметы жители Пихтинска делают на заказ из лозы. Для себя делают удобные плетеные бочонки и корзины — в них собирают и грибы, и картофель.(Рис 10)

Рис 10. Лозопление

Свадьба голендров

Самый красочный обряд, на который даже приглашают туристов. Свадьбу гуляют три дня, столы украшают рогачами – березовыми ветвями с разноцветными бумажками, пекут караваи. Во время бракосочетания порядок наводят бичами, рукоятки которых сделаны из козлиных ножек. Существует обряд «прибивания чепца»: во время свадьбы лавку, на которой сидят молодые, стараются приподнять в воздух, считается, что это закрепляет женский чепец на голове молодой жены.

Рис 11. Свадьба голендров

2.3. Трагичная страница

Как мы уже знаем у голендров – немецкие фамилии:  Гильдебрант, Зелент, Гинеборг, Кунц, Гимборг, Людвиг. Это сыграло трагическую роль в судьбе голендров в годы Великой Отечественной войны. Правительство СССР решило, что раз люди носят немецкую фамилию – то они немцы и должны работать на страну, которая защищается от Германии. И почти все голендры в годы войны прошли через Трудовую армию, куда забирали всех мужчин, мальчиков с 15 лет и женщин, чьи дети достигали возраста трех лет. Вплоть до 1955 года пихтинские голендры валили лес и строили лагеря в Красноярском крае, под Пермью и в УсольЛаге. Рассказывает один старейших жителей Пихтинска»: «Хорошо помню, как забрали в трудовой лагерь отца и старших братьев… А мне был одиннадцатый год… Отец попал в шахту. Остальные попали на лесоповал. Есть было нечего. Это было плохое время. Всех забирали подряд, кроме стариков. В колхозе работать было некому». (Рис 12.)

Рис 12. Работа на лесопавале.

2.4. Голендры сегодня

Всего в Иркутской области живет около двух тысяч голендр. Большая часть из них – в уже знакомых нам селах Пихтинск, Среднепихтинск, Дагник. Голендры стали настоящей общиной: они очень хранят свои традиции, язык, обычаи. Летом 2012 года в Пихтинске был открыт музей голендр. Он находится  в доме местного жителя Гимборга, который был построен в 1912 году: в нем сохранились старые интерьеры, а все предметы быта и вещи являются подлинными.

Рис 13. Музей голендров

Зарабатывают на жизнь голендры земледелием и скотоводством – в этом они преуспели. А с недавнего времени начали создавать условия для приема туристов. В основном это иностранцы – немцы, голландцы, поляки, желающие посмотреть, как в сибирской глуши живут представители их культуры. К слову, большинство детей у голендров разъехались по области, переехали в города, но про корни свои не забывают и регулярно приезжают к родителям, чтобы помочь по хозяйству.

 Ученые о голендрах

История изучения пихтинских голендров началась совсем недавно - в 1993 году. Изучением этих деревень занимались директор Заларинского краеведческого музея Галина Макагон, этнограф Наталья Галеткина. Этимологию термина «голендр» изучал Болеслав Сергеевич Шостакович, доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета. (Рис 14.)Большой вклад внесли зарубежные исследователи, такие как немецкий историк Вальтер Кун, изучивший места первичной колонизаций на территории Польши, немецкий этнограф Эдвард Бютов (он и сам голендр!), проделавший огромнейшую работу с архивными документами, приехав из Германии в Пихтинск для изучения и установления связей.

Рис. 14. Труды ученых о голендрах

Заключение

  1. Голендры – вольные переселенцы, проживающие в д. Пихтинск, Дагник и Средний Пихтинск Заларинского района Иркутской области.
  2. Народный костюм сибирских голендров обладает рядом особенностей, характерных для народов средневековой Европы (чепец, пышные юбки, «шлюбная» праздничная юбка, фрагменты оформления костюмов, ленточный и цветочный аксессуары).
  3. Для женского костюма начала ХХ века характерны богато украшенные кружевами блузки, юбки с полосками по подолу и фартуки. Обязательным головным убором замужней женщины являлся платок (хустка) или чепец, одеваемый на праздники, богослужения, свадьбы.
  4. В наше время в костюме голендров наблюдается фрагментарное соблюдение «родового» костюма (чепец у женщин, у мужчин – шляпа).
  5. Занимаясь данным исследованием, мы узнали много нового не только о голендрах, но и об истории Европы и России. Особенно интересной оказалась историческая судьба попадания европейского костюма в глубинку Восточной Сибири. Удивляет уникальность и необычность костюма по сравнению с привычными для сибиряков русских, татар, белорусов, бурят. Удивило, что проявление западноевропейской культуры оказалось рядом.

Источники

1.        Журнал «Краевед Приангарья», 2015 год

2.        Краеведческий сайт «Иркипедия»

3.        «Сибирские голендры» (Александр и Ярослав Князевы).

4.        СМИ Иркутской области (ВСП, «Копейка»)

5.        «Затерянные в Сибири» (МАСС-фильм)

6.        «Этническая идентичность локальных переселенческих групп: «вершининские поляки» и «пихтинские голендры», Наталья Галеткина

7.        «Еще раз к вопросу о термине "голендры", Болеслав Шостокович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся. Конкурс проектных работ"

Данная методическая разработка содержит положение о конкурсе проектных работ с описанием цели, структуры и критерии оценки проектов; практические приложения .Приложение1  содержит примерные темы ...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»».

Данный проект предназначен для детей старшего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, воспитателей и творческих людей, которые любят творить и создавать шедевры своими руками....

Проектная работа "Воспитание добра через сказку у детей с ОВЗ путем вовлечения в проектную деятельность"

Сказка!!! Как много значит это слово человеку, помнящему свое детство. Сразу перед любым читателем встают памятные образы любимых  сказочных героев. Если это золотая рыбка - то она щедро награжда...

Проектная работа по геометрии. Реальная математика Проектно-расчетное бюро по ремонту помещений

Работа представляет собой шаблон проекта групповой работы школьников, где учащиеся применяют знания геометрии на практических задачах и повторяют учебный материал для подготовки к экзаменам....