Урок по теме "Реки" в 8 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности
методическая разработка по географии (8 класс)

Нечаева Елена Вячеславовна

Урок по теме "Реки" в 8 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности. Задания использованы из банка заданий по формированию математической грамотности ФИПИ и банка РЭШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehkarta_i_pasport_modelnaya_karta.doc112.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ УРОКА.

Учебный предмет, класс

География, 8 класс

Тема урока:

Реки России.

ФИО учителя (полностью)

Нечаева Елена Вячеславовна

Образовательная цель

Формирование основных понятий темы: река, русло, исток, устье, приток, уклон, падение реки, расход воды, твердый сток, режим реки; представление о направлении течения и скорости рек, зависимости рек от климата и рельефа.

Развитие умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы восьмиклассников на основе способов работы с текстовой информацией, работы по тематическими физическими, контурными и интерактивными картам, схемам, рисункам.

Планируемые образовательные результаты

В ходе урока и по окончании изучения темы ученик:

Личностны результаты - 1: 

развитие   устойчивой   познавательной   мотивации   и   интереса   к   изучаемой   теме,

Личностны результаты -2: 

формирование способности к самоопределению, активному включению в работу.

Планируемые универсальные учебные действия:

ПУД-1: выделение основных признаков понятия, формулирование его определения;

ПУД-2: выделение основной мысли в тексте, анализ информации;

ПУД-3: знание основания для сравнения, классификации изучаемых явлений;

ПУД-4: перевод информации из одной знаковой системы в другую

(текст в таблицу и наоборот);

ПУД-5: извлечение информации из различных источников для решения учебной задачи;

ПУД- 6: применение полученных знаний в учебной и обновленной ситуации;

КУД-1: выполнение учебных заданий в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

РУД-1: формулирование учебной задачи урока;

РУД-2: планирование предстоящей деятельности с помощью вопросов;

РУД-3: рефлексия и самооценка решения учебной задачи;

ПР-1: знание частей реки, нахождение реки на карте, составление краткой характеристики реки, отличие рек горных от равнинных; расчета уклона и падение реки;

ПР-2: нахождение частей реки;

ПР-3: составление подробной характеристики реки.

Программные требования к образовательным результатам раздела

«Природа России»

Ученик научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, фотоизображения), различать и сравнивать реки между собой,

использовать знания о реках,

описывать по карте положение, режим рек.

Ученик получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать поведение реки во времени;

составлять описание рек по различным источникам информации.

Программное содержание

 Река и ее части, питание и режим реки, бассейн реки, расход воды, годовой сток, питание и режим реки, уклон и падение реки.

План изучения учебного материала

1.Что такое река? Её части.

2. Расход воды и годовой сток.

3. Уклон и падение реки.

4.Питание и режим реки

5.Составление характеристики реки (мини-проект в группе).

Основные понятия

Река, расход воды, годовой сток, питание рек, режим реки, уклон и падение реки.

Ссылка на задания по формированию функциональной грамотности банка «Института стратегии развития образования Российской академии образования»

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/2021_МГ_6/06_Круиз%20по%20Лене_текст.pdf

Тип урока

урок «открытия» новых знаний

Форма урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Технология

Элементы информационно-коммуникативной, проектной, развивающего обучения, здоровьесберегающей технологий.

Оснащение урока

Физическая карта России, интерактивна карта (https://maps-creator.com/maps/iQsRGoG),

атласы, иллюстрации, карточки с заданиями для каждой группы, мультимедийная презентация, проектор, учебник  География 8 класс Алексеев А.И., Москва: Просвещение, 2022

Домашнее задание

1. Параграф 33, ИЗУЧИТЬ

2. Выполнить зад. 8 в контурной карте

3. Выполнить задание (на слайде)

 https://doc.fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti/8_klass/8_klass_8_var.pdf (задание 13)

4. Выполнить зад. 9 (по желанию)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые образовательные результаты

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 минута).

Создание благоприятной рабочей обстановки

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока.

Давайте проверим, что нам потребуется на уроке.

Учебник, атлас, тетрадь.

Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность.

К:

-учатся планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. (5 минут)

 Побуждение к формулированию темы урока

О чем говорит Антуан де Сент – Экзюпери?    

 «…у тебя  нет ни цвета, ни  вкуса, ни запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!  Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

А какая именно нам нужна вода?                              

Можно ли заменить пресную воду каким-либо другим ресурсом?

Где в основном сосредоточены пресные воды?

К каким водам относятся эти объекты?        

Отгадайте, пожалуйста загадку, разгадка которой нам и подскажет что это за компонент внутренних вод.    

Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит.  

Определите тему урока: «Реки России».   

Тема реки для вас новая? А все ли мы знаем о реках?

Ответьте на вопросы (индивидуальная работа по схеме, фронтальный опрос)

1. Главная река со всеми ее притоками    

2. Углубление, по которому течет река  

3. Начало реки

4. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море  

5. Устье реки разбитое на рукава  

6. Количество воды, проходящее через русло реки за определенный промежуток времени.

Получается, что не все мы еще знаем о реках, нам многое предстоит узнать.

Какие учебные задачи урока определим? 

   Ответ на какой проблемный вопрос мы будем искать сегодня на уроке?

Как «измерить» реку и что для этого необходимо??? Для чего это необходимо знать???

 

Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал.

Предполагаемые ответы

(Слайд 1)

О воде

Пресная.

Нет.

Реках, озерах, ледниках и др.

Внутренним.

Река.

 Реки России.

Записывают тему в тетрадь.

(Слайд 2)

Знаем много о реках.

(Слайд 3)

1. Речная система

2. Русло

3. Исток

4. Устье

5. Дельта

6. ----

7.  ----

8.  ---

(Слайд 4)

систематизировать знания о реках и  крупных речных системах России

расширить знания о реках, сформировать новые понятия, научиться «измерять реку».

П:

-систематизация знаний;

- учатся строить высказывания;

анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

К:

-планирование учебного сотрудничества;

- уметь точно и грамотно выражать свои мысли

Р:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока);

-волевая саморегуляция  в ситуации затруднения.

3.УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. (5 минут)

1 ЭТАП: общая характеристика речного стока России

Самостоятельная работа по учебнику

Россия страна многочисленных рек. Рассмотрим самые крупные реки России, назовем их.

Работа с картами.

Работая с текстом учебника на стр.126

 ответьте на вопросы и записать в тетрадь.

Что такое годовой сток? Работа с учебником стр.126

Что определяется показателем речного стока?

Назвать лидеров по годовому стоку (работа с рис.60)

А куда несут свои воды российские реки?

Определить по карте, к бассейнам каких океанов относятся реки России.

Почему крупнейшие реки России текут на север?

Предполагаемые ответы:

(Слайд 5)

Работа с картой в учебнике, на доске.

Лена, Енисей, Волга

Прочитать правило в учебнике.

(Слайд 6)

Водоносность рек

Годовой сток

Расход воды

Записывают в тетрадь

Рассматривают рисунок 60. – карта годового стока России

Работают с картой России на стр. 230-231 учебника

(Слайд 7)

(Слайд 8)

Большая  территория России имеет уклон к северу

 

П:

 - учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), работа с тематической картой

 - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К:

 -учатся точно и грамотно выражать свои мысли

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи

3.УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ. (5 минут)

2 ЭТАП: определить влияние рельефа местности на характер реки.

Главными показателями характера рек являются падение и уклон.

Определите, что такое падение?

Найти определение в учебнике.

Формула

 П=Ни-Ну

Покажите реку Ангару на карте. Используя формулу, рассчитайте падение реки Ангары.

У = П/Длина реки

ФИЗМИНУТКА

(Слайд 9)

Чтение формулы:

П= Ни – Ну

Исток оз. Байкал, 456 м  

Устье впадение в реку Енисей 76 м

П= 456 – 76=380 м

(Слайд 10)

Чтение правила

У= П(см) / ДЛ (км)

У=38000:1826=20,8 см/км ==21 см/км

4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ЗНАНИЙ

(5 минут)

Коллективная работа по использованию приобретённых знаний.

1.Задание: Угадать реку по описанию и показать на карте.

1.Самая полноводная река России, начинается в высоких горах и течет по равнине, разделяет низменность и плоскогорье. На реке построена одна из крупнейших гидроэлектростанций в мире Саяно-Шушенская. (Енисей)

2. Крупнейшая река Северо-Восточной Сибири, одна из величайших рек мира. Зимой река промерзает практически до самого дна. Крупные притоки — Алдан и Вилюй (Лена).

Задание http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/2021_МГ_6/06_Круиз%20по%20Лене_текст.pdf

«Круиз по Лене», зад. № 2

3. Крупнейшая река в Европе и пятая по длине в России. Исток реки  - ключ среди болот Тверской области. Река пересекает несколько природных зон. Множество городов расположилось по ее берегам: Орел и Калуга, Рязань и Коломна, Муром и Нижний Новгород и многие другие. Впадает в море (Каспийское) (Волга).

4. Эта река находится на юге Сибири и Дальнего Востока. Длина реки 2824 километра от места слияния рек Шилки и Аргуни на восточных склонах Борщовочного хребта до его впадения в Амурский лиман. Большая часть годового стока обусловлена летне-осенними муссонными дождями, что приводит к значительным колебаниям уровня воды в реке. Но после строительства нескольких ГЭС на основных притоках Зее, Буреи и Сунгари, паводки на реке стали не такими выраженными. (Амур).

Определяют по описанию реки.

Находят реки на карте.

(Слайды 11,12,13)

Выполняют задание, вспоминая математическое правила расчёта скорости движения теплохода в реке по течению и против течения.

П:

  - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи

П:

 - учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), работа с тематической картой

 - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К:

- учатся точно и грамотно выражать свои мысли;

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

- читать и анализировать физическую карту

Р:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .

5. ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ НОВЫХ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ (10 минут)

Для закрепления полученных знаний предлагаю вам задание: создание мини-проекта (групповая работа) «Буклет «Реки России».

 Презентация своей работы, используя раздаточный материал, текст на стр.127 учебника и карты на стр.230-231.

Презентация  проектов (4 группы)

Можно ли по этим данным сразу определить характер реки?

У каких рек горных или равнинных величина падения и уклона будет больше?

Какие реки равнинные? А у этих рек одинаковые падение и уклон?

Значит, даже равнинные реки будут иметь разный характер.  

Могут ли разные реки иметь одинаковый характер? От чего это зависит?

Мы ответили на проблемный вопрос урока?

Как измерить реку?

Для чего необходимо знать и уметь рассчитывать падение и уклон рек?

Работают по алгоритму с раздаточным материалом: контурная карта, описание реки, инструкция, фотоизображения, канцелярские принадлежности.

(Слайд 14)

Слушают учителя, настраивается на работу. Распределяет роли по созданию проекта.

Обсуждают варианты решения учебной задачи. Выдвигают версии решения проблемы, осознавая конечный результат.

Выполняют проект согласно полученному плану.

Презентуют свои мини-проекты.

(Слайд 15)

Отвечают на проблемный  вопрос урока.

Разные реки могут иметь разный характер, связано с рельефом (уклон и падение больше у горных рек).

Падение и уклон реки необходимо знать для прогнозирования хозяйственного освоения реки.

(Слайд 16)

П:

 - учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), работа с тематической картой

 - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся работать по алгоритму;

- учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

Р:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

-волевая  саморегуляция  

при работе в группе,

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.РЕФЛЕКСИЯ.

- Давайте подведем итоги урока.

Какие задачи стояли в начале урока?

-  выполнили ли мы их?  

Мы так же ответили и на проблемный вопрос урока.

Поставьте каждый себе оценку, в зависимости от вклада в общую работу.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Систематизировать знания о реках и крупных речных системах России.

расширить знания о реках, сформировать новые понятия.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.    

П:

- учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К:

 - учатся  выражать свои мысли.

Р: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Параграф 33, ИЗУЧИТЬ

2. Выполнить зад. 8 в контурной карте

3. Выполнить зад. 9 (по желанию)

4. Выполнить задание (на слайде)

 Осмысливают задание на дом.

(Слайд 17)

Р:

- мобилизуют свои силы к выполнению домашнего задания

МОДЕЛЬНАЯ КАРТА УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НАЗВАНИЕ ТЕКСТА/СИТУАЦИИ        КРУИЗ ПО ЛЕНЕ

Предметная область

Естественные науки

Вид функциональной грамотности

математическая

Рекомендации по включению ситуации в образовательный процесс

Предмет: география

Класс: 8 (6,7)

Тема: Реки России

Рекомендуемое время выполнения

2 минуты

Описание ситуации/проблемы

При движении теплохода от Якутска до стоянки «Ленские столбы» теплоход движется против течения.

Виктор шестиклассник. Он решил применить математические знания на практике. Виктор узнал, что средняя скорость теплохода «Михаил Светлов» в стоячей воде составляет 22 км/ч, скорость течения реки Лены на участке от Якутска до «Ленских столбов» равна 1,5 м/с. Он сделал вывод, что скорость во время движения к стоянке будет больше 20 км/ч. Прав ли Виктор?  

Структура вопросов заданной ситуации/проблемы

Контекст

научный

Область содержания

изменение и зависимости

Предметные знания, умения

для решения задания ученик должен знать формулу расчета скорости течения теплохода в реке (по течению и против течения), выполнять математические действия – умножение, перевод единиц метры в километры, секунды в минуты, часы)

Познавательная деятельность

в ходе решения ситуации ученик научится формулировать ситуацию на языке математики;

–применять математические понятия, факты, процедуры;

 –интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты для анализа изменения объектов в географии

Уровень функциональной грамотности

 средний

Текст задания

информация, сообщаемая в задании, даётся в различных формах: числовой (скорость течения реки и движения теплохода), текстовой (описание проблемы), графической (схема движения теплохода).

Поле для записи ответа (решения)

ответ на вопрос предполагает выбор ответа и объяснение

Критерии оценивания

                           Содержание критерия

Балл 2, отмечен ответ «Виктор не прав» и приведено    объяснение, в котором приводятся вычисления: скорости течения 5,4 км/ч (1,5 х 60 х 60 = 5400 м/ч или 5,4 км/ч) и скорости теплохода против течения реки 22 км/ч – 5,4 км/ч =16,6 км/ч, что меньше 20 км/ч.

Балл 1, отмечен верный ответ, а объяснение неполное, но не содержит неверных утверждений или вычисления.

Балл 0, другой ответ или ответ отсутствует, включая случай, когда отмечен верный ответ, а объяснение неверное или отсутствует.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока по теме «Реки России».

Это первый урок в теме «Внутренние воды России». Урок опирался на знания, полученные ранее в 6,7 классе по данной теме.

Урок проводился в 8 «а» классе, ученики которого отличаются высокими и средними способностями, хорошей работоспособностью, достаточно высокой учебной мотивацией.  Они умеют работать в парах, в группах; умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать, учатся оценивать себя и взаимооценивать друг друга. В общении наблюдались как соперничество, так и сотрудничество, включенность детей в учебную деятельность. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся, активно использовалась подача материала с помощью мультимедиа. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 8 класса.

Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: изучение новой темы.

Цели урока:

Образовательные:

-познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод России;

-сформировать представление о реках России  и изучить крупнейшие речные системы России;

-определить влияние рельефа на направление речных систем;

-продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации, характеризовать речную систему.

Воспитательные:

-формирование чувства гордости и любви к родной природе;

-формирование экологического сознания учащихся.

Развивающие:

-развивать умение составлять характеристику рек по плану;

-продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации;

-формировать критическое мышление.

Планируемые образовательные результаты:

Личностны результаты :

-развитие   устойчивой   познавательной   мотивации   и   интереса   к   изучаемой   теме,

-формирование способности к самоопределению, активному включению в работу.

Предметные результаты:

-знание частей реки, нахождение реки на карте, составление краткой характеристики реки, отличие рек горных от равнинных; расчета уклона и падение реки;

-нахождение частей реки;

-составление подробной характеристики реки.

Метапредметные:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, умения организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, отбор информации.

Планируемые универсальные учебные действия:

ПУД-1: выделение основных признаков понятия, формулирование его определения;

ПУД-2: выделение основной мысли в тексте, анализ информации;

ПУД-3: знание основания для сравнения, классификации изучаемых явлений;

ПУД-4: перевод информации из одной знаковой системы в другую

(текст в таблицу и наоборот);

ПУД-5: извлечение информации из различных источников для решения учебной задачи;

ПУД- 6: применение полученных знаний в учебной и обновленной ситуации;

КУД-1: выполнение учебных заданий в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

РУД-1: формулирование учебной задачи урока;

РУД-2: планирование предстоящей деятельности с помощью вопросов;

РУД-3: рефлексия и самооценка решения учебной задачи;

Основные понятия: река, расход воды, годовой сток, питание рек, режим реки, уклон и падение реки.

Оснащения урока: Физическая карта России, интерактивна карта (https://maps-creator.com/maps/iQsRGoG),

атласы, иллюстрации, карточки с заданиями для каждой группы, мультимедийная презентация, проектор, учебник  География 8 класс Алексеев А.И., Москва: Просвещение, 2022.

Формы организации работы в классе:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Педагогические технологии: элементы информационно-коммуникативной, проектной, развивающего обучения, здоровьесберегающей технологий.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

     Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
  3. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

1 ЭТАП: общая характеристика речного стока России

2 ЭТАП: определить влияние рельефа местности на характер реки.

4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ЗНАНИЙ

Включено задание из банка заданий по формированию функциональной грамотности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/2021_МГ_6/06_Круиз%20по%20Лене_текст.pdf

5. ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМУ НОВЫХ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (РЕФЕКСИЯ).

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Включено задание из банка заданий по формированию функциональной грамотности  ФГБНУ «ФИПИ».https://doc.fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti/8_klass/8_klass_8_var.pdf

    Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о реках, из основных характеристиках, зависимости рек от рельефа и климата.

       Слайдовая презентация содержала весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.

     Урок позволяет реализовать межпредметные и внутрипредметные связи,  которые интегрируют знания из  разных  научных областей ( экология,  математика,) для решения одной проблемы и дают возможность применить полученные знания на практике.

   Всё это способствует изучению и освоению  материала в зоне ближайшего развития.  

     В основе ФГОС лежит деятельностная парадигма, и основная задача учителя – организация условий, инициирующих действие. Считаю, что данный урок соответствует требованиям ФГОС и построен на деятельностной основе.  Это способствовало развитию коммуникативной компетенции, созданию ситуации успеха.

      На уроке  царила доброжелательная обстановка, атмосфера сотрудничества.

      Результативность урока достаточно высокая, так как все учащиеся работали; все учащиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен. Но есть и недочеты. При работе с заданиями на формирование математической грамотности возникали трудности в применении формул, математических действий (деление, перевод одних единиц в другие). В результате чего, темп урока и работа в группах была не высока. Из следующего заключаю, что необходимо продолжить формирование математической грамотности на уроках географии, используя задания из банка заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», ФГБНУ «ФИПИ».

                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе несплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык). Задания на основе несплошного текста...

Урок в 5 классе с использованием ЦОР для развития функциональной грамотности обучающихся на тему:" А. П. Платонов. Слово о писателе. Душевный мир главного героя в рассказе «Никита»"

Автор материалаПавлова Светлана ВладимировнаМесто работы, должностьУчитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №50»ПредметЛитератураКласс5 классНазвание материалаА. П. Платонов. Слово о п...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии

Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка для обучающихся 6-8 классов

Данный сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка для обучающихся 6-8 классов  состоит из 4 текстов и заданий к ним, которые помогут  учащ...