Использование кейс-технологий на уроках географии
материал по географии

Использование кейс-технологий на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование кейс-технологий на уроках географии

Одним из главных направлений работы  нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения географии в качестве экспериментальной деятельности используются кейс- технологии. Введение данной технологии  связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода, что отвечает требованиям ФГОС.  Изучив большое количество материала об использовании кейс- технологии, был сделан  вывод, что их можно рассматривать как

  1. Создание пакета  учебных материалов, документов по определённой теме (от английского case – портфель, чемодан);
  2. Поиск решения практической проблемы (от латинского casus – запутанный необычный случай).

Итак, кейс – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Особенность работы учителя, использующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности учителя включает в себя выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Кейс – технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс–технологии  можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые, методы познания. В неё входят: моделирование (построение модели ситуации), системный анализ (системное представление и анализ ситуации),  проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации),  игровые методы, мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования), дискуссия и другие формы и методы преподавания.

 Данный вид технологий  применяется мною  почти во всех классах (6-11) чаще всего как опредёлённый этап урока:

- создаются учебные ситуации либо проблемы, когда ребятам нужно самим принять решение( метод инцидентов) (систематически, практически на каждом уроке); Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о каком-либо случае. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная работа учащихся. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения современных представлений о многообразии живого можно предложить учащимся следующую ситуацию: «Анна Петровна  всегда отличалась аккуратностью, благодаря чему она заслужила титул самой чистоплотной домохозяйки в своём подъезде. И вот однажды она обнаружила на кафеле в ванной неприятный налёт.

- Что это?!! – с ужасом спрашивала Анна Петровна у соседки по лестничной клетки.

Соседка сказала, что, скорее всего это грибы».

Вопросы к тексту:

Могут ли это быть грибы?

А другие организмы (например, растения)?

- Метод разбора деловой корреспонденции (ученики получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение).

Например, на уроке обобщения по теме «Атмосфера. Ее значение» обучающиеся получали такие кейсы с заданиями :

  1. Раньше люди часто гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым. Это оказалось загадкой для  остального экипажа. Объясните, пожалуйста, причину гибели солдат. (Ответ: Нехватка воздуха. Для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 м3 воздуха).
  2. Древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Люди придумали поговорку «Это нужно нам как воздух!». Что именно отражают взгляды учёных и данная поговорка? Обоснуйте свой ответ.(Ответ:  Хотя люди и могут задержать дыхание на 3-4 минуты, но более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода, и поэтому кислород должен равномерно поступать через органы дыхания)

-Метод ситуационного анализа (Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности).

1) Кролику ввели в носовую полость трубочку. Воздух не соприкасался со слизью. Через несколько дней кролик погиб из-за обильного проникновения бактерий в лёгкие. Другой кролик, дышащий, нормально, остался здоровым. Объясните результаты опыта. (Ответ:  Воздух должен поступать в организм через носовую полость, которая выстлана слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. Его реснички перегоняют пыль, в ротовую полость, откуда она удаляется. Бокаловидные клетки мерцательного эпителия выделяют слизь, которая увлажняет воздух и убивает микробов. Кроме того, в носовой полости много кровеносных сосудов, а кровь согревает воздух, который проходит через носовую полость. Ротовая полость этих функций не выполняет).

2)В Великобритании за 15 лет с 1970 по 1984 год погибло 9 детей в возрасте до 11 лет. У всех у них причиной смерти явился колпачок от шариковой ручки, внезапно соскользнувший в гортань. Объясните причину смерти. (Ответ: во время глотательных движений гортань поднимается, надгортанник закрывает вход в гортань и пища как по мосту перекатывается через надгортанник в пищевод. А в то время, когда человек говорит, гортань не защищена надгортанником. И проглоченный в этот момент предмет попадает в дыхательные пути – человек задыхается)

-  используется  игровое проектирование ( например, 10 кл. «Каким вы видите человека в 3000 году?»)

- применяется метод проигрывания ролей  (например, 8 кл. «Я лес. Я имею следующее строение…Моя работа заключается в следующем…и т.д.)

-часто применяется метод дискуссии  (9, 10, 11 кл. «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека» и др.)

Проводятся уроки, когда при подготовке к ним необходимо собрать много информации и создать папку( «кейс») с материалом по теме не учителю, а обучающимся.(Например, к уроку «Центры происхождения растений учащиеся 9 класса собирали материал о Вавилове, создавали презентации, оформляли «кейс»).

 

С использованием кейс- технологии, особенно при подготовке, был проведён мастер- класс в 8 классе по теме «Сердце, тебе не хочется покоя…» (2012 – 2013 уч. год)

 

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:
-  индивидуальная самостоятельная работы обучающихся  с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
- работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
- презентация (письменная, устная, мультимедийная)  и обсуждение результатов малых групп на общей дискуссии .

Опыт использования кейс- технологий при обучении географии  показал его высокую эффективность с точки зрения:

  • развития навыков структурирования информации и идентификации проблем;
  • актуализации и критического оценивания накопленного опыта в практике принятия решений;
  • эффективных коммуникаций в процессе коллективного поиска и обоснования решения;
  • стимулирования инноваций за счет синергетики знаний — развитие системного, концептуального знания;
  • повышения мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

В перспективе планируется расширение тем, по которым будут создаваться «кейсы», и более широкое применение кейс- технологий при проведении уроков биологии.

По моему мнению, кейс-технологии неэффективны в отношении ситуаций, лишенных проблемности, контрастов, стандартных, не имеющих альтернативных путей решения, жестко регламентированных. А также не будет высокого результата, если данный вид технологий применять  в начале учебного процесса, когда у учащихся нет знаний по теме (кейс-технология требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся).

Требования к кейсу:

  1. Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая  не имеет однозначного решения.
  2. Соответствие текста  поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается.
  3. Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения  путей решения исследовательской проблемы.
  4. Отсутствие авторской оценки проблемы.

От других технологий «кейс-стади» отличается:

  • Наличием проблемной ситуации, которую необходимо увидеть и решить;
  • Коллективной выработкой решений;
  • Возможностью нескольких решений проблемы;
  • Наличием управляемого эмоционального напряжения обучающихся;
  • Наличием системы оценивания деятельности.

При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую две фазы:

  • Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется  за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.
  • Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со  вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Работа с кейсом может быть организованна в 3 этапа:

1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности;

2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп не должны совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию.

В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнь человека»

Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.

Формируемые ключевые компетентности:

  • информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
  • коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
  • рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты».

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»).

Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.

5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

  • сочинение-миниатюра;
  • опорный контекст;
  • схема;
  • таблица;
  • мультимедийная презентация.

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.

 

Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»

От жары Россия заболеет.

Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако,  начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас  и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать шаблоны:

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________
_________________             ________________________            ________________________

Идеальное состояние: _________________________________________________________
                                         _________________________________________________________

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

http://festival.1september.ru/articles/599068/img1.gif и д.р.

Одним из вариантов презентации итогов обсуждения может быть такой опорный конспект:

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проявление проблемы:

а) рост кишечных            б) рост заболеваемости              в) случаи геморрагической
инфекций                         малярией, клещевым                  лихорадки.
энцефалитом.

Пути решения:

  1. Совершенствование систем канализации и водоснабжения;
  2. Разработка новых методов очистки воды;
  3. Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);
  4. Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;
  5. Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;
  6. Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)

3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.

В заключение следует отметить, что работа с кейсами обучающимся нравится, вызывает живой интерес, развивает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, формирует  коммуникативные и социальные компетенции.

ПРМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ.

 

Тема урока: Население мира

    Кейс. 

Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.

     Первый. Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У  тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен» и костюм за тысячу долларов.

     Второй. А у тебя все тот же старенький «Пежо».

     Первый. Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная    дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты  купил шикарный дом. В общем, богатеешь!..

     Второй. Хочешь знать,  в чем секрет моего благополучия? У меня четверо  детей и мы ждем пятого!

(на экране появляются вопросы, листы с вопросами раздаются учащимся)

1)     В какой  стране  могут вести такой диалог старинные друзья?

2)     К какому типу воспроизводства населения можно отнести такую ситуацию и почему?

3)     Что называется демографической политикой? Куда направлена демографическая политика страны, отображенной в данной  ситуации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование "кейс-технологии" на уроках географии

Данный материал включае в себя две части: теоретическую и практическую. В теоретической части перечислены достоинства "кейс-технологии". Отмечены основные требования к построению "кейса", фазы и этапы...

Использование кейс-технологий на уроке географии

Использование кейс-технологий на уроке географии для 9 класса по теме: "Проблемы Агропромышленного комплекса"...

Проблема использования кейс-технологии на уроках географии в разных возрастных группах, на примере пятого и восьмого классов.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся п...

Доклад на тему: "Использование кейс-технологии на уроках географии"

Доклад "Использование кейс-технологии на уроках географии....

Использование кейс-технологий на уроках географии в современных условиях.

Одним из главных направлений работы  нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения географии в качеств...

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования

Учитель географии МОБУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБЗинатуллина Елена Рашитовна  Класс: 5  Учебник: География. Начальный курс: Алгоритм успеха. Автор Летягин А.А. издательство В...