Доклад «Стратегии преподавания современных уроков географии в условиях реализации ФГОС»
статья по географии

          В условиях перехода школ на обновленные ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников.

         Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Нижнеилимский район

Населённый пункт

Рп.Новая Игирма

Образовательная организация

МОУ Новоигирменская СОШ №2

Автор (ы) доклада (Ф.И.О. полностью)

Мальцева Ольга Николаевна

Должность

Учитель географии, биологии

Название доклада

«Стратегии преподавания современных уроков географии в условиях реализации ФГОС»

Доклад  

«Стратегии преподавания современных уроков географии в условиях реализации ФГОС»

          В условиях перехода школ на обновленные ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя -- научить творчески мыслить школьников.

         Для жизни и деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть важны не структурные, а функциональные качества.

География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Основной задачей моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка самого добывать знания, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний я стала применять различные формы обучения, способствующие развитию познавательного интереса.

На своих уроках я активно использую современные средства информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.

В своей работе реализую исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности.

Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций, например в 9-м классе по географии при изучении темы "Население" предлагаю исследовать вопрос о демографических проблемах своего поселка. Вопросы: Почему в школе сокращается численность обучающихся?  Почему у вас нет брата или сестры?

Выполнение обучающимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительной литературы.

          При планировании домашних заданий максимально учитывается индивидуальные возможности, интересы и уровень развития учащихся. Прием «Письмо другу». Проверка дом. задания: учащиеся составили письмо другу в другое государство о разнообразии рельефа России. Описали формы рельефа и их красоту.

          Для формирования личности учащегося, его целостного представления видения мира, особое значение имеет мировоззренческий аспект содержания учебного материала. Наиболее важным, на что необходимо обратить внимание, - это формулировка вопросов и заданий, которые предполагают организацию деятельности учащихся, а вслед за этим демонстрацию учащимися тех или иных умений (аналитических, логических,...) при ответе на них. Кроме того, вопросы и задания должны предполагать, как мы с Вами знаем, умение учащимися выявлять логические взаимосвязи, применять знания в практической плоскости и способствуют формированию их личностных качеств - логики мышления, самостоятельности оценочных суждений, собственной точки зрения и умения высказывать их, формулировать и т.д. Например, Сравните карту полезных ископаемых с тектонической картой. Определите какие виды полезных ископаемых встречаются в горах, а какие на платформах? Сделайте вывод о залегании разных групп полезных ископаемых.

 Проведение собственных исследований, определение результатов, формулирование выводов, оформление работ, их презентация.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач, он должен быть жизненным, одушевленным личностью учителя. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Например, в самом начале урока использую 

Прием «Беру – не беру». Класс делю на группы, раздаю им карточки с заранее подготовленными картинками с фотографиями исследователей, учащиеся должны найти те карточки, которые соответствуют новой теме, а я решаю «беру или не беру». Далее учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. Или использую прием «Ассоциации». Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:

-О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация возникает у вас?

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, учитель записывает их на доске.

Уже на первых этапах изучения географии учителю необходимо продумать систему работы, ориентированную на применение в учебном процессе современных методов и технологий обучения. Существенной в этом плане выступает оценочная деятельность учителя. Оценка учебных достижений по сравнению с традиционной системой оценивания должна быть более содержательной, дифференцированной, объективной. На завершающем этапе недостаточно «просто повторять» изученные темы или прорешивать многочисленные тесты. Необходимо продумывать приемы, повышающие познавательную активность ученика, способствующие целостному осмыслению содержания крупных разделов и тем школьной географии, внутрипредметных связей между ними, применять приемы обучения, создающие благоприятные условия для применения знаний в известных (стандартных) и новых учебных ситуациях. В этой связи важно обратить внимание на обобщение и систематизацию основных знаний и умений, соответствующих требованиям нового образовательного стандарта.

Новым станет проверка умений использовать такие источники географической информации, как текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач, критического осмысления, анализа, обобщения и интерпретации географической информации.

На своих уроках так же использую традиционные методы обучения.

Проведение экскурсий, наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.

 Проведение полевых практик по географии, практическое применение навыков исследования, умение проводить исследования в полевых условиях, сбор материала, его анализ, обобщение, систематизация; отчет о проделанной работе (групповой или индивидуальный).

Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.

Современное информационное общество требует от учителей подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок истории в условиях реализации ФГОС.

Стандарты по ФГОС на уроке история....

Модель современного урока географии в условиях реализации ФГОС

модель современного урока географии. Урок до и после....

Организация современного урока географии в условиях реализации ФГОС.

Урок,являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.Учитель и ранее и теперь,должен заранее спланировать урок,продумать его организацию,провести урок,осуществить ...

Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"

Доклад "Планирование современного урока математики в условиях реализации ФГОС ООО"...

Доклад "Современный урок физики в условиях реализации ФГОС. Требования к уроку»

Доклад посвящен теме "Современный урок физики в условиях реализации ФГОС". Также рассказывает о требованиях к современному уроку....

«Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС» -доклад

В данной статье отражены все основные понятия построения урока математики в рамках ФГОС...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Выступление на  заседании МО  по теме:  «Современный урок географии в условиях реализации ФГОС нового поколения»...